Перспективно-тематический план по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Норкина Оксана Анатольевна

тематический план работы по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_podgotovitelnaya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план

по развитию речи

       возрастная группа: подготовительная

                       

Лексическая    тема

Занятие

Литература

                                                                                            Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Огород. Овощи. Сад. Фрукты.

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Учить детей логично отвечать на вопросы по тексту рассказа, правильно строить предложения; совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа; упражняться в подборе прилагательных к существительному; дать детям возможность понять, как много открывается любознательному и наблюдательному человеку.

Гербова В.В. (с.34)

Лес. Грибы. Ягоды.

Составление описательных рассказов о грибах с использованием муляжей.

Учить детей составлять описательные рассказы; обобщить знания детей о грибах; воспитывать бережное отношение к природе.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой» (с.43)

                                                                Октябрь

Наш город. Моя страна.

Составление рассказа из личного опыта «Моя улица»

Учить самостоятельно составлять рассказ из личного опыта, используя план; использовать выразительные средства при описании; развивать внимание, память; прививать любовь к родному городу.

Сазонова С.Н. (с.117)

Семья.

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. 

Ушакова О.С. (с. 165)

В мире цветов.

Составление описательных рассказов о цветах по схеме.

Закреплять умения описывать цветы по схеме с использованием иллюстраций, подбирать определения к существительным; развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли; воспитывать любовь к природе.

Лиственные и хвойные деревья. Осень в стихотворениях поэтов.

«Деревья и кустарники»

Уточнять и закреплять знания детей о деревьях и кустарниках; упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных множественного числа в родительном падеже; воспитывать бережное отношение к природе.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой» (с.50)

                                                                 Ноябрь

Хлеб.

«Как выращивают  хлеб»

Расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб; развивать связную речь; воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Сазонова С.Н. (с.102)

Волшебные слова.

 Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов; учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; учить изменять силу голоса и темп речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Ушакова О.С. (с. 196)

Домашние и дикие птицы.

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гусь и журавль»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста подробно; совершенствовать умение пересказывать текст.

«Уроки Ушинского»

Поздняя осень. Перелётные птицы.

«Поздняя осень»

Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой» (с.61)

                                                                                              Декабрь

Домашние и дикие животные.

Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Учить детей пересказывать близко к тексту без помощи педагога; совершенствовать интонационную выразительность речи, умение импровизировать; учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам.

Ушакова О.С. (с. 130)

Зима. Зимующие птицы.

«Зимующие птицы»

Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им; упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных, в согласовании существительных с местоимениями; расширять словарный запас.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой» (с.89)

Жизнь Севера.

Пересказ рассказа  из книги Г. Снегирёва «Любопытные»

Поощрять попытки детей выбирать рассказ (или отрывок из рассказа) для самостоятельного пересказа; совершенствовать навыки пересказа.

Гербова В.В. (разн.) (с.166)

Новый год. Зимние забавы.

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Ушакова О.С. (с. 172)

                                                                                              Январь

Каникулы.

Дом. Строительные профессии.

Составление с детьми рассказов на тему «Мой дом»

Учить составлять рассказ по предложенному плану; закрепить умение грамматически правильно строить предложения; воспитывать любовь к родному дому.

Сазонова С.Н. (с.133)

 Мебель.

Составление рассказа «Мебель в нашей квартире»

Учить составлять рассказ из личного опыта, классифицировать мебель, знать её назначение; формировать навык словоизменения (согласование числительных с существительными).

Сазонова С.Н. (с.133)


Бытовая техника.

«Умные машины» (составление описательных рассказов)

Закрепить понятие «приборы бытовой техники»; упражнять в произношении слов сложного слогового состава; закреплять умение составлять рассказы по схеме; развивать технический кругозор; воспитывать навык пользования бытовыми приборами.

Сазонова С.Н. (с.135)

                                                                                     Февраль

Одежда. Обувь. Головные уборы.

«Сезонная одежда и обувь» (беседа о труде взрослых в ателье и обувной фабрике).

Активизировать словарь по теме; закреплять умение классифицировать одежду и обувь по сезону; развивать зрительную память, произвольное внимание.

Сазонова С.Н. (с.98)


Человек. Части тела.

«Правила гигиены»

Закреплять знания детей о назначении туалетных принадлежностей, названия частей тела; учить подбирать прилагательные и глаголы к каждому существительному по данной теме, согласовывать существительные с притяжательными местоимениями в роде и числе, образовывать сложные прилагательные.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром» (с.74)

Спорт.

Диалог о физкультуре и спорте «Если хочешь быть здоров»

Развивать диалогическую речь; упражнять в словообразовании и употреблении существительных, обозначающих лиц по их занятиям в спорте, в произношении слов сложной слого-звуковой структуры, употреблении в речи сравнительной степени наречий; закрепить представления детей о физкультуре и спорте, их значении для здоровья человека.

Коноваленко В.В. (с.30)

День защитника Отечества.

Беседа на тему «Наша Армия»

Расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитница нашей Родины; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования (образование существительных при помощи суффиксов); воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Сазонова С.Н. (с.121)

                                    Март

Речные и аквариумные рыбы.

Пересказ рассказа  Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

Ушакова О.С. (с. 158)

Мамин праздник.

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы для милой мамочки…»

Закреплять умение составлять рассказы по серии картинок, совершенствовать навыки речевого общения; воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим.

Гербова В.В. (разн.) (с.127)

Профессии.

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?»

Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта; закрепить эмоционально-положительное отношение к трудящемуся человеку.

Сазонова С.Н. (с.116)

 Посуда. Продукты питания.

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; учить дифференциации звуков [ц] и [ч’], отрабатывать чёткую дикцию.

Ушакова О.С. (с. 144)

Труд людей весной.

«Сад и огород» (рассказ воспитателя о весенних работах в саду, огороде, поле)

Расширять и уточнять знания детей о труде людей на полях, в садах и огородах весной; продолжать учить отвечать на вопросы распространёнными предложениями; воспитывать уважение к труду взрослых

Сазонова С.Н. (с.127)

                                                                                       Апрель

Животные жарких стран.

Составление описательных рассказов о животных по схеме.

Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя схему; уточнить представления детей о животных жарких стран; упражнять в подборе существительных к прилагательным, в образовании приставочных глаголов.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой» (с.115)

Космос.

Составление рассказа по картине « Полёт в космос»

Закреплять умение детей составлять рассказ по сюжетной картине; активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; воспитывать гордость за свою страну. 

«Беседы по картинкам» ( «День космонавтики»)

Первые цветы.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.  

Ушакова О.С. (с. 203)

Насекомые.

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Пчела и мухи»

Помочь детям осмыслить и запомнить произведение; закреплять умение пересказывать его без пропусков, сохранив наиболее интересные авторские выражения; воспитывать навыки драматизации.

«Уроки Ушинского»

                                                                                        Май

Транспорт. ПДД.

Составление рассказа по картинкам на тему «Ай да малыши!»

Продолжать учить детей рассматривать картинки с последовательно развивающимся действием, составлять описательные рассказы по теме в целом; помочь усвоить некоторые правила поведения в транспорте.

Гербова В.В. (разн.) (с.101)

Школа. Школьные принадлежности.

Составление рассказа по картине «В школу»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Школа»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к школе, желание учиться.

Ушакова О.С. (с. 132)

Сазонова С.Н. (с.91)

Диагностика.

Диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром

Перспективно-тематический план занятий в средней группе компенсирующей направленности (для детей с умственной отсталостью легкой степени). План разработан по лексическим темам, расписаны цели зан...

Перспективно-тематическое планирование социально-личностного развития и воспитания младших дошкольников (2 младшая группа)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов  проекта Государственного стандарта по дошкольному о...

Перспективно - тематический годовой план для детей 3-4 лет

Перспективное планирование занятий на учебный год для младшей группы....

Перспективно - тематический план по развитию речи ( программа "Детство" вторая младшая группа)

Перспективный план по развитию речи ( программа "Детство" вторая младшая группа)...

Перспективное тематическое планирование ОО «Музыкальное развитие» все возраста сентябрь месяц

тематическое планирование содержит музыкальный репертуар, программные задачи и методическое сопровождение...

Перспективное тематическое планирование ОО «Музыкальное развитие» все возраста октябрь месяц

Перспективное тематическое планирование ОО "Музыкальное развитие" на октябрь месяц по всем возрастам ДОУ...

Перспективно-тематическое планирование по профилактике нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающую работу необходимо проводить на занятиях и в повседневной жизни детей (индивидуальные и групповые занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструкто...