Перспективно-тематическое планирование по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме
Перспективно-тематический план занятий в средней группе компенсирующей направленности (для детей с умственной отсталостью легкой степени). План разработан по лексическим темам, расписаны цели занятий, пути достижений (ход занятия) с помощью дидактичесих игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozn._s_okruzh.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Сроки прове-дения | Лексические темы | Коррекционные задачи | Пути достижения | Дата |
сентябрь | Диагностика |
октябрь | 1 неделя | Осень. | Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, за изменчивостью природы (дождь, ветер, солнышко, тучи…) Обогащать словарь детей существительными по теме. Развивать познавательный интерес детей, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь, бережное отношение к родной природе. Учить любоваться окружающей средой. | -орг. момент (наблюдение из окна); -рассматривание картин из серии «Времена года»; -чтение стих. «Осень»; -динамическая пауза; -психогимнастика «Падают листья»; -составление предложений про осень по опорным картинкам; -подведение итогов. |
2 неделя | Овощи | Познакомить детей с овощами (морковь, лук, огурец, картошка, помидор). Учить различать знакомые овощи. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных действий. Ввести в активный (пассивный) словарь детей существительные по теме. Расширить представления детей об овощах (цвет, размер, запах, вкус). Развивать сенсорные способности, мелкую моторику. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение. | -орг. момент «Чудесный мешочек»; -д/и «Узнай и назови овощи»; -игра «Отгадай по описанию»; -динамическая пауза; -игра «Чего не стало?»; -штриховка овощей; -подведение итогов. |
3 неделя | Фрукты. | Познакомить детей с фруктами (яблоко, груша, апельсин, лимон). Учить различать знакомые фрукты. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных, тактильных действий. Ввести в активный (пассивный) словарь детей существительные и прилагательные по теме. Развивать сенсорное восприятие - зрительное, осязательное, тактильно-двигательное, память, мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру. | -орг. момент (появление Петрушки)); -игра «Узнай и назови фрукт»; - игра «Отгадай по описанию»; -динамическая пауза; -игра «Чего не стало?»; -игра «Угадай по контуру»; -обведение по контуру и раскрашивание фруктов; -подведение итогов. |
4 неделя | Я и люди вокруг | Сформировать первоначальные представления о себе, сверстниках (мальчиках и девочках), педагогах, о ближайшем социальном окружении. Поддерживать стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Учить откликаться на свое имя, фамилию; называть по именам себя, детей и педагогов группы. Учим узнавать себя и знакомых людей на фотографии, в зеркале, по голосу. Активизировать речь детей. Побуждать к речевым высказываниям. Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Учить называть по имени детей группы. Закрепить понятия «мальчик, девочка». Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать мимические движения, соответствующие ситуации общения, слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым в детском саду. | -орг. момент (появление кукол-девочка и мальчик); -беседа «Кто что носит»; -игра с мячом «Как тебя зовут?» -динамическая пауза; -д/и «Кому это нужно?»; -игра «Угадай кто позвал»; -подведение итогов. |
ноябрь | 1 неделя | Я в детском саду. Игрушки | Сформировать у детей представление о детском саде (для чего он нужен, кто в нем работает). Познакомить детей с помещениями группы и детского сада. Учить понимать назначение игрушек. Сформировать обобщающее понятие «игрушки». Учить детей различным способам обследования предметов, узнавать нужную игрушку среди других. Ввести в активный (пассивный) словарь детей обобщающее слово «игрушки», глаголы (играть, спать, кушать…) Развивать сенсорно-перцептивные способности: выделять знакомые игрушки из фона зрительно и на ощупь. Развивать у детей эстетические чувства, зрительное внимание. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения со сверстниками. | -орг. момент (появление куклы Ани); -игра «Назови игрушку»; -обобщение «Игрушки»; -д/и «Какой игрушки не хватает?»; -динамическая пауза; -чтение стих. А. Барто «Мишка» (с дид. игрушкой мишкой); -вопросы по прочитанному; -подведение итогов. |
2 неделя | Профессия - воспитатель | Познакомить детей с профессией воспитателя, его работой в детском саду. Учить детей называть педагогов по имени и отчеству. Вызвать желание помогать взрослым. Ввести в активный (пассивный) словарь детей глаголы (воспитывает, играет, учит.), прилагательные (хорошая, красивая, добрая). Развивать коммуникативную функцию речи детей, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать уважительное отношение к педагогам. | -орг. момент (появление Петрушки); -рассматривание иллюстраций «Детский сад»; -вопросы по теме; -игра «Скажи что делает»; -динамическая пауза; -игра «Скажи, какая»; -игра «Мои эмоции»; -подведение итогов. |
3 неделя | Домашние животные (кошка, собака, лошадь) | Побуждать интерес к разнообразию окружающего мира – мира животных. Познакомить с животными: кошка, собака, лошадь (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога). Учить узнавать знакомых животных по голосам (звукоподражание). Ввести в активный (пассивный) словарь детей названия животных по теме. Развивать познавательные процессы. Формировать навыки различения существенных информативных признаков внешнего вида домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. Вызывать желание заботиться о животных. | -орг. момент; -игра «Узнай и назови»; -рассматривание иллюстраций с животными; -д/и «У кого что»; -динамическая пауза; -д/и «Чей голос? (комп. игра); -д/и «Узнай по части»; -д/и «Сложи картинку»; -подведение итогов. |
4 неделя | Домашние животные (корова, коза, свинья) | Побуждать интерес к разнообразию окружающего мира – мира животных. Познакомить с животными (корова, коза, свинья) (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога). Учить узнавать знакомых животных по голосам (звукоподражание). Ввести в активный (пассивный) словарь детей названия животных по теме. Развивать познавательные процессы. Формировать навыки различения существенных информативных признаков внешнего вида домашних животных. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. Вызывать желание заботиться о животных. | -орг. момент; -игра «Узнай и назови»; -рассматривание иллюстраций с животными; -д/и «У кого что»; -динамическая пауза; -д/и «Чей голос? (комп. игра); -д/и «Кто спрятался?»; -д/и «Покорми животных»; -подведение итогов. |
5 неделя | Я и мое тело. Предметы гигиены. | Формировать представления об основных частях собственного тела и лица, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня есть глаза – я умею смотреть.). Знакомить детей со строением тела и его частями (туловище, живот, спина, волосы, язык, пальцы, зубы, плечи). Ввести в активный (пассивный) словарь детей названия частей тела. Обогащать словарь глаголами. Расширять и закреплять представления о предметах гигиены. Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать любовь к чистоте, бережное отношение к своему телу. | -орг. момент (появление куклы Ани); -игра «Покажи что назову»; -игра «Что для чего?» (полотенце, щетка и т.д.) -пластический этюд «Мы моемся»; -упражнение «Погладим куклу»; -подведение итогов. |
Декабрь | 1 неделя | Зима | Сформировать представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Учить различать, называть качества, свойства предметов: теплый – холодный. Знакомить со свойствами снега. Продолжать формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе. Развивать сенсорные способности, наблюдательность, восприятие, коммуникативные навыки. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру. | - орг. момент (наблюдение из окна); - рассматривание иллюстраций, беседа; - пластический этюд «Снежинки кружатся»; - работа на листочках (рисование снежинок» - подведение итогов. |
2 неделя | Зима | Продолжать знакомить с сезонными явлениями, с признаками зимы. Учить сравнивать признаки разных времен года, различать на картинках лето и зиму. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к занятиям. | - орг. момент; - сравнение картинок (зима-лето); - игра «Когда это бывает?»; - пластический этюд «Мы в снежки играем»; - д/и «Что изменилось?»; - подведение итогов. |
3 неделя | Я и моя семья | Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я). Обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека. Учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет – обнимает, гладит по голове; радуется – хлопает в ладоши, улыбается). Учить узнавать и называть родственников на фотографиях. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия). Развивать эмоциональную отзывчивость. | - орг. момент; - рассматривание фотографий из альбома «Моя семья», беседа; - мимические упражнения «Мама смеется, ругается…»; - динамическая пауза; - игра с мячом «Как зовут маму (папу,…); - игра «Угадай настроение»; - подведение итогов. |
4 неделя | Новый год | Познакомить с новогодними атрибутами. Формировать знания детей о традициях празднования Нового года в России. Учить различным способам обследования предметов окружающего мира. Воспитывать интерес к новогоднему празднику, создать положительный эмоциональный фон, радость. | - орг. момент (появление игрушечных Деда Мороза и Снегурочки); - рассматривание картины «Новый год в детском саду», беседа; - хоровод, пение песни «Елочка»; -закрашивание новогодних шариков; - подведение итогов. |
Январь | 2 неделя | Дикие животные (заяц, лиса, медведь) | Познакомить детей с обитателями леса – дикими животными: зайцем, медведем, лисой (строение, образ жизни). Учить замечать существенные информативные признаки внешнего вида диких животных. Знакомить с образом жизни. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес и положительное отношение к диким животным. | - орг. момент; - чтение стихотворений, выкладывание животных на наборное полотно; - игра «У кого что?»; -пластический этюд «Кто как двигается?»; - д/и «Кто спрятался?»; - подведение итогов. |
3 неделя | Дикие животные (волк, белка, еж) | Познакомить детей с обитателями леса – дикими животными: волком, белкой, ежом (строение, образ жизни). Учить замечать существенные информативные признаки внешнего вида диких животных. Учить различать диких животных по внешнему виду. Знакомить с образом жизни. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес и положительное отношение к диким животным. | - орг. момент; - чтение стихотворений, выкладывание животных на наборное полотно; - беседа «Кто живет в лесу»; - динамическая пауза; - игра «Угадай по тени»; - штриховка; - подведение итогов. |
4 неделя | Продукты | Формировать у детей представления о продуктах питания, их назначении, существенных признаках. Познакомить детей с продуктами питания (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, чай, компот, конфеты, кефир, салат, макароны, картофель, сыр, печенье, масло). Развивать умения обследовательских действий, умения определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь), по вкусу, запаху. Развивать сенсорные способности. Воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность. | -орг. момент (появление зайчика с корзинкой с продуктами); -игра «Я покажу, ты скажи»; -игра «Кто что любит»; -динамическая пауза; -игра «Чего не стало?»; -игра «Определи на вкус»; - подведение итогов. |
Февраль | 1 неделя | Посуда | Уточнить названия предметов чайной, кухонной и столовой посуды. Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых человеку в жизни. Учить различать и называть посуду и части посуды. Познакомить с назначением посуды. Учить группировать сходные предметы по форме и цвету. Прививать эстетику при обучении сервировке стола. Воспитывать бережное отношение к посуде, правильное с ней отношение. | -орг. момент (появление куклы Ани); -рассматривание и называние игрушечной посуды; -игра «Что для чего?»; -сервировка стола; -динамическая пауза; -рассматривание наложенных картинок; -закрашивание посуды; -подведение итогов. |
2 неделя | Одежда | Познакомить детей с предметами летней и зимней одежды (шапка, пальто, варежки, платье, брюки, юбка, и др.), с назначением одежды. Учить называть и показывать предметы одежды. Учить классифицировать предметы одежды с опорой на сезонные признаки. Развивать самостоятельность, чувство взаимопомощи. Воспитывать аккуратность в одежде и бережное к ней отношение. | -орг. момент (появление куклы в летней одежде); -рассматривание и называние летней и зимней одежды; -игра «Кто быстрее оденет»; -игра «Подбери одежду по времени года»; -игра «Чего не хватает?»; -подведение итогов. |
3 неделя | Обувь | Познакомить с понятиями «летняя и зимняя одежда, обувь, головные уборы». Учить классифицировать обувь с опорой на сезонные признаки. Продолжать формировать зрительные представления об обуви. Подводить детей к пониманию элементарных причинно-следственных связей. Развивать непроизвольную память, мышление, внимание. Воспитывать аккуратность. | -орг. момент (появление куклы в разной обуви); -рассматривание разных видов обуви; -игра «Подбери пару»; -динамическая пауза; -игра «Подбери обувь по времени года»; -игра «Чего не стало?»; -подведение итогов. |
4 неделя | Мебель | Формировать представления детей о мебели (кресла, диван, кровать, стол, стул и др.), об основных предметах мебели, ее частях (ножка, спинка, сиденье), о назначении мебели. Дать детям обобщенное понятие «мебель». Учить различать знакомую мебель на картинке, соотносить ее с реальными и игрушечными предметами; определять назначение мебели (на чем сидят, спят и т. д.); называть и воспроизводить действия с мебелью (поставь, подвинь стул). Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к групповой мебели. | -орг. момент; -рассматривание мебели в группе, в иллюстрациях; -игра «Запомни и назови»; -динамическая пауза; -игра «Что изменилось?» -работа в тетрадях «Дорисуй»; -подведение итогов. |
5 неделя | Профессия - шофер | Познакомить детей с профессией шофера. Учить узнавать, определять и называть атрибуты профессии шофера. Формировать интерес к различным профессиям. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память. Воспитывать уважение к труду взрослых. | -орг. момент (машина из стульчиков без шофера); -рассматривание иллюстраций; -беседа по теме; -динамическая пауза; -с/р игра «Мы шоферы»; -подведение итогов. |
Март | 1 неделя | Профессия - врач | Познакомить детей с профессией врача, с его рабочим инвентарем. Воспитывать интерес к труду врача. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Учить выделять характерные признаки внешнего вида. Учить проявлять заботливое отношение к заболевшему. Воспитывать уважение к труду взрослых. | -орг. момент (куклы, зверюшки с перевязанными горлом, лапой и т.д.); -рассматривание игрушечных мед. инструментов; -рассматривание иллюстраций; -динамическая пауза; -с/р игра «Кукла Катя заболела»; -подведение итогов. |
2 неделя | Весна | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представления о времени года «весна». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Учить понимать зависимость между временем года и изменением в жизни ребенка. Учить детей определять состояние природы и погоды (солнечный день, хмурое небо). Воспитывать интерес к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям. | -орг. момент (появление куклы); -рассматривание иллюстраций; -чтение стихотворений про весну; -динамическая пауза; -игра «Что изменилось?»; -рисование «Дождик»; -подведение итогов. |
3 неделя | Деревья | Формировать представления о сезонных изменениях в растительном мире. Уточнить представления об основных частях деревьев. Формировать представления о деревьях: сосна, береза, рябина. Учить выявлять существенные признаки деревьев (листья, иголки), особенности сезонных изменений. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | -орг. момент; -рассматривание иллюстраций; -д/и «Что изменилось?» (сезонные изменения); -динамическая пауза «Высокие и низкие деревья»; -игра «Угадай дерево»; - рисование «Дорисуй листочки»; -подведение итогов. |
4 неделя | Каникулы |
Апрель | 1 неделя | Домашние и дикие животные | Продолжать формировать представления детей о домашних и диких животных, строении, образе жизни. Учить дифференцировать домашних и диких животных. Учить замечать существенные информативные признаки внешнего вида животных. Учить узнавать знакомых домашних животных по их голосам (звукоподражание). Развивать познавательные процессы, положительное отношение к животным. | -орг. момент; -д/и «Кто, где живет»; -д/и «Кто, что ест?»; -динамическая пауза; -д/и «Угадай по голосу» (к.и.); - «Рассели животных» -подведение итогов. |
2 неделя | Домашние и дикие животные | Продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными, с особенностями внешнего вида, с их строением, образом жизни. Учить дифференцировать домашних и диких животных. Учить замечать существенные информативные признаки внешнего вида животных. Учить узнавать знакомых домашних животных по их голосам (звукоподражание). Развивать познавательные процессы, положительное отношение к животным. | -орг. момент «Хлопни если услышишь…»; -д/и «Кто спрятался?»; -д/и «Найди отличия»; -психогимнатика (показать способ передвижения животных); -д/и «Четвертый лишний»; -игра с мячом «Назови животное»; -подведение итогов. |
3 неделя | Овощи-фрукты | Расширять представления детей об овощах, фруктах. Учить различать знакомые овощи и фрукты. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных действий. Учить дифференцировать овощи и фрукты. Активизировать словарь детей по теме. Развивать осязательное и тактильное восприятие. | -орг. момент («Чудесный мешочек); -игра «Угадай на вкус»; -д/и «Собираем урожай»; -динамическая пауза (игра «Что где растет?»); -игра «Повар»; -подведение итогов. |
4 неделя | Посуда, мебель, одежда | Продолжать формировать представления детей о мебели, одежде, посуде. Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых человеку в жизни. Продолжать учить называть и показывать предметы одежды, мебели, посуды. Ввести в активный словарь обобщающие слова «Посуда», «Мебель», «Одежда». Развивать зрительное восприятие, мышление. | -орг. момент (приход Незнайки); -д/и «Назови что покажу»; -игра «Что куда?»; -динамическая пауза; -д/и «Четвертый лишний»; -д/и «Что изменилось?»; -подведение итогов. |
Май | 1 неделя | Цветы. Трава. Деревья. | Продолжать формировать представления об окружающем мире и называть некоторые объекты живой природы. Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы. Развивать зрительную память. Развивать длительный и плавный вдох и выдох. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе. | -орг. момент (прилетела бабочка); -игра «Куда села бабочка?»; -рассматривание иллюстраций; -игра «Что изменилось?»; -пластический этюд «Дует ветер»; -дых.упр. «Нюхаем цветочки»; -упр. «Назови, что покажу»; -подведение итогов. |
2 неделя неделя | Цветы. Трава. Деревья. | Продолжать формировать представления об окружающем мире и называть некоторые объекты живой природы. Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы. Развивать зрительную память. Развивать длительный и плавный вдох и выдох. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе. | -орг. момент (Ежик); -слушание «Звуки леса»; -рассматривание иллюстраций; -игра «Собери дерево»; -динамическая пауза; -д/и «Четвертый лишний»; -«Сложи картинку»; -подведение итогов. |
3 неделя | Лето-зима | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, слуховое внимание. Воспитывать интерес к родной природе. | -орг. момент; -рассматривание иллюстраций; -игра «Угадай, про что расскажу»; -динамическая пауза; -игра «Когда это бывает»; -игра «Найди отличия»; -подведение итогов. |
4, 5неделя | Диагностика |
Использованная литература:
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром
Дети с задержкой психо-речевого развития – это особые дети, которые испытывают трудности в установлении контакта со взрослыми и сверстниками, не умеют слушать и слышать обращённую речь; не проявляют и...
Календарно — тематическое планирование. Познавательное развитие.НОД – Ознакомление с окружающим миром.
Часть программы для 1 младшей группы....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Без приближения детей к проироде и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.
Без прибжения детей к природе и широкого использования её в воспитатель-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственного, эстетического, нравс...
Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (социальный мир) в средней группе детского сада
Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (социальный мир) в средней группе детского сада по образовательной области "Социально-коммуникативное...
Конспект занятия по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с нарушением интеллекта по теме "Посуда".
Конспект занятия по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с нарушением интеллекта по теме "Посуда"....