Программа дополнительного образования "АБВГД-ка"
материал по развитию речи по теме
программа развития речи и обучения чтению для детей от 3 до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgd-ka.docx | 77.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования:
«АБВГД-ка»
(программа развития речи и обучения чтению для детей от 3 до 5 лет)
Автор:
Психолог МАДОУ ДС № 146
Отева Надежда Ивановна
г. Тюмень, 2011 г.
- Пояснительная записка
Программа «АБВГД-ка» предназначена для работы с детьми от 3 до5 лет. Она способствует развитию речи у детей, а так же направлена на обучение чтению в игровой форме. Программа основана на модифицированной методике Г. Домана и С. Лупан, а так же методиках Е. Чаплыгина и Н. Зайцева и представляет собой интегрированную методику.
Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Программа включает только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.
Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.
Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3-5 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3-5 лет.
1.Развитие познавательной речевой активности.
2.Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слышание.
3. Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.
Основные направления работы.
1.Привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих.
2.Развитие речевого аппарата.
3.Расширение словаря.
4.Развитие грамматического строя речи.
5.Развитие связной речи.
6.Знакомство со звуками и простейший звуковой анализ.
Так как развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, в программе предусмотрены специальные упражнения (пальчиковые игры и жесты).
Почему в основу программы положены идеи Домана, Лупан, Зайцева и Чаплыгина? Методики этих факторов зарекомендовали себя своей эффективностью и выдержали проверку временем. Кроме этого, привлекательна игровая форма занятий. Упражнения даются ребенку легко, приносят удовольствие и не требуют дополнительной мотивации.
На наш взгляд, наиболее эффективным является использование сочетаний этих методик (интегрированный вариант), что мы и попытались сделать в этой программе.
- Цель программы:
Развитие речи и обучение чтению доступным для ребенка способом – игрой.
Задачи:
- Образовательно-развивающие:
- Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
- Развитие мелкой моторики;
- Расширение кругозора ребенка.
- Оздоровительные:
- Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
- Организация максимально подходящих условий для развития речи ребенка;
- Организация благоприятных условий для обучения чтению.
- Воспитательные:
- Формирование у ребенка познавательного интереса;
- Обучение ребенка чтению;
- Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, практический – работа с карточками и таблицами, работа с кубиками Е. Чаплыгина и Н. Зайцева.
Средства реализации:
Во время занятий используются:
- Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения);
- пальчиковые игры;
- Игровые упражнения для развития речевого дыхания;
- Игровые упражнения по развитию голоса;
- Подвижные игры для развития координации слова и движения;
- Работа с книгой ««Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д.» (на основе метода Г. Домана и С. Лупан)
- Занятия с кубиками Е. Чаплыгина или кубиками Н. Зайцева.
Способы организации:
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах (не более 6 человек). Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю, всего 24 занятий. Длительность встречи 20 - 30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).
Материалы и оборудование
- «Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д. – Полиграф-Проект Дрофа-Плюс, 2011.
- кубики Е. Чаплыгина
- таблицы и кубики Н. Зайцева.
- Учебный план
№ | Разделы программы | Количество занятий |
1 | Знакомство, упражнения на знакомство с используемым материалом (кубиками, таблицами) | 1 |
2 | Занятия с кубиками Е. Чаплыгина или кубиками Н. Зайцева. | 11 |
3 | Занятия с кубиками Н.Зайцева | 11 |
4 | Интегрирующие упражнения | 1 |
Итого | 24 |
- Учебно-тематический план
1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | «Кошка» | «Пальчик о пальчик» | «Пальчики» | «Кулачки» |
Пальчиковые игры | фонарики | флажки | шарик | Заготавливаем капусту |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | Задуть свечу | Сдуть с руки ватку | Сдуть с руки мелко нарезанные бумажки | При вдохе понюхать цветок |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | ладушки | сорока | Этот пальчик | Пальчик-мальчик |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «Игрушки» | «Одежда» | «Игра» | «В доме» |
Работа с кубиками Е. Чаплыгина | Знакомство с кубиками Чаплыгина и кубиками Зайцева, свободная игра с ними | Составление первого слова мама, замена буквы | Буквы ш и к, превращения | Гласные у и е |
5 занятие | 6 занятие | 7 занятие | 8 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | «Олени» | «Штанга» | «Звонок» | Поглаживание |
Пальчиковые игры | Печем блины | Пирожки печем | Стол и стул | ежик |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | на выдох подуть на пригоршни рук | Понюхать ветку | Подуть на «ушибленное» место руки | Понюхать надушенный платочек |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | считалки | считалки | эхо | поезд |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «В доме» | «На улице» | «Ягоды» | «Фрукты» |
Работа с кубиками Е. Чаплыгина | Первый одинарный кубик ш | Новые буквы д, т, я о | Обратный порядок звуков: гласный - согласный | Слог, начинающийся и заканчивающийся согласным звуком |
9 занятие | 10 занятие | 11 занятие | 12 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | Постукивание | «Птичка» | «Бабочка» | «Привет-пока» |
Пальчиковые игры | лодочка | пароход | рыбка | пальчики |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | Паровозный гудок | Вой волка | Ауканье в лесу | Плач ребенка |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | заблудились | паровоз | паровоз | Лес шумит |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «Овощи» | «Цветы» | «Насекомые» | «Птицы» |
Работа с кубиками Е. Чаплыгина | Буквы с, р, в | Трехсложные слова, три двойных кубика | Введение новых двойных и одинарных кубиков | Твердый и мягкий знаки |
13 занятие | 14 занятие | 15 занятие | 16 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | «Стирка» | «Брызги» | Наклоны | Вращания |
Пальчиковые игры | ворота | деревья | птичка | кошка |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | Шипение гуся | Жужжание пчелы, жука | Комар и муха | Лопающийся пузырь |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | скрипачи | Раз и два | столяры | Мы играли |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «Домашние животные» | «Дикие животные» | «Морские животные» | «Цвет» |
Работа с кубиками Н. Зайцева | Как тебя зовут | Члены семьи | Какое слово тебе написать | Чего бы вы хотели покушать |
17занятие | 18 занятие | 19 занятие | 20 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | Покачивания | «Кошение травы» | Веселая зарядка | Зарядка под сказку |
Пальчиковые игры | собака | зайчик | мышка | конь |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | Вой ветра | Крик гусей | кукушка | ворон |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | капуста | Чей домик? | Строим дом | пильщики |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «Размер и форма» | «Буквы» | «Буквы» | «Буквы» |
Работа с кубиками Н. Зайцева | магазин | зоопарк | поезд | Игра по таблицам |
21занятие | 22 занятие | 23 занятие | 24 занятие | |
Упражнение по снятию мышечного тонуса | «Имитация животных» | «Делай, как я» | «Делай, как я» | Повтор упражнений |
Пальчиковые игры | домик | мост | лыжник | Повтор нескольких упражнений на выбор |
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса | корова | Повтор любимых упражнений | Повтор любимых упражнений | Повтор любимых упражнений |
Подвижные игры для развития координации слова и движения | Раз, два, три, четыре, пять | Прыг-скок | Еду-еду | Ножками затопали |
Работа с книгой «Учим с малышом первые слова» | «Счет» | «Счет» | Повторение | Повторение |
Работа с кубиками Н. Зайцева | Живое слово | Логопедическая работа с заданными кубиками | Картинка с надписью | Командная игра |
- Содержание программы
Упражнения по снятию мышечного тонуса (См. Приложение 1)
Цели и задачи:
- снятие мышечного напряжения;
- формирование интереса к занятиям.
Методы обучения:
Выполнение расслабляющих движений, иногда в сочетании со стихотворной формой.
Пальчиковые игры (См. Приложение 2)
Цели и задачи:
- формирование интереса к занятиям;
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики.
Методы обучения:
Выполнение движений пальцами в сочетании со стихотворной формой.
Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса
Цели и задачи:
- выработать навыки правильного дыхания;
- развить голос.
Методы обучения:
Повторение действий, звукоподражание.
Задуть свечу. Одному ребенку или группе детей, поставленных в ряд или круг, предлагается спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через рот на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки).
Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки. Воспитатель кладет ребенку на ладонь маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта. Дети на выдох сдувают ватку на пол. Можно провести соревнование, кто сдует ватку дальше.
При вдохе понюхать цветок
На выдох подуть на пригоршни рук. Имитируя дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.
Понюхать ветку. Поднять ветку в руке и предложить ребенку ее понюхать, поднимаясь на носочки и делая вдох, а опускаться с выдохом.
Подуть на «ушибленное» место руки. Вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь и др.
Понюхать надушенный платочек на вдох, на выдох произнести слово хорошо.
Звукоподражание: паровозному гудку (у-у-у), вою волка (у-у-у), ауканью в лесу (ау-ау-ау), плачу ребенка (уа-уа), шипению гуся (ш-ш-ш), жужжанию пчелы, жука (ж-ж-ж), комару или мухе (з-з-з), лопающемуся пузырю (с-с-с), вою ветра (в-в-в), крику гусей (га-га-га), кукушке (ку-ку), ворону (кар-кар), корове (му-у).
Подвижные игры для развития координации слова и движения (См. Приложение 3)
Цели и задачи:
- сформировать у ребенка интерес к занятиям;
- развитие координации слова и движения.
Методы обучения:
Сопровождение стихотворения движениями.
Занятия по книге «Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д
Цели и задачи:
- сформировать у ребенка интерес к занятиям;
- расширить словарный запас ребенка;
- развитие речи ребенка.
Методы обучения:
Наглядность – работа по книге, проговаривание слов.
Ход занятия: показываются картинки, относящиеся к одной теме, картинки сопровождаются подписями крупным красным шрифтом (по технологии Г. Домана и С.Лупан); все предметы называются, по возможности даются реальные аналоги, чтобы ребенок мог их потрогать.
Упражнения с кубиками Е. Чаплыгина
Цели и задачи:
- сформировать у ребенка интерес к занятиям;
- научить ребенка читать.
Методы обучения:
Наглядность - игры с кубиками Е. Чаплыгина.
БЛОК 1
Занятие 1
Цель: знакомство с кубиками, составление первого слова «мама»
Материалы: кубики № 1, № 2 и два-три других двойных кубика, на которых нет букв М и А.
Ход работы: покажите ребенку сочетание букв МА на кубике №1. Скажите: «Смотри – когда две эти буквы стоят вот так, то читаются МА». Он сразу запомнит, но ненадолго. Чтобы запомнить, дайте ему кубик № 2 (на нем тоже есть буквы м и а) и еще 2-3 кубика (например, №3, №4, №7 – на них нет буквы М). Скажите: «Покрути их, найди такие же буквы и составь их так, чтобы получилось МА». Любой ребенок сделает это легко и с интересом. «А что у тебя получится, если мы приставим к первому кубику с буквами МА такой же кубик МА, который ты сам собрал, и прочитаем их быстро по очереди. А ну, давай, попробуй!». Ребенок пробует, он же еще не забыл, как читается первый кубик МА. При этом он все это сделает сам, своими руками!
Итак, ребенок прочитывает кубики по очереди. «Что у тебя получилось?». «Получилось мама». «Получилось слово, которое ты сам составил и сам прочитал! Так что, как видишь, научиться читать совсем несложно!»
Занятие 2
Цель: замена буквы, составление слова ПАПА.
Материалы: кубики №1, №2 и два-три других двойных кубика, на которых нет букв П и А.
Ход занятия: Обратитесь к ребенку: «Хочешь составить еще одно слово?». Покажите ему сочетание букв МА на кубике № 1. «Помнишь, как это читается?». Ребенок, конечно же, помнит – ведь он сам составил слово МАМА. «Смотри – если я переверну кубик вот так, то получится ПА. Хочешь попробовать? Найди ПА на этих кубиках». Дайте ребенку кубик № 2 и еще 1-2 кубика с другими буквами. «Нашел? Молодец! Теперь, если мы поставим их рядом и быстро прочитаем. Что получится?». Ребенок читает «ПАПА». «Смотри, как пишется слово ПАПА на бумаге» - покажите лист со словом ПАПА и попросите ребенка поставит на него кубики.
БЛОК 2
Занятие 1
Цель: осваиваем буквы Ш и К, учимся «превращать» одни слова в другие.
Материалы: кубики № 1, № 2.
Ход игры: Покажите ребенку кубики со словом МАМА. «Помнишь, как читается это слово?». Если не помнит – озвучьте первый кубик МА и повторите занятие 1. «Смотри, если мы повернем второй кубик вот так, то получим ША. Это МА, а это ША. Прочитай их быстро вместе!». Ребенок читает слово МАША. «А теперь смотри: мы опять поворачиваем всего один кубик и получаем КА. Прочитай их вместе. Что получится?» «Видишь, ты прочитал целых два новых слова! Посмотри, как они пишутся на бумаге!» Покажите ребенку схемы этих слов, попросите поставить на них соответствующие буквы.
Занятие 2
Цель: научиться превращать слово ПАПА в ПАША
Материалы: кубики № 1, №2.
Ход занятия: Используя принцип, описанный в предыдущем занятии, поверните один кубик и превратите слово ПАПА в слово ПАША.
Занятие 3
Цель: волшебное превращение МАМА в ПАПА. Слова МАМА. МАША, КАША, ПАША, ПАПА.
Материалы: кубики №1, №2.
Ход занятия: Скажите ребенку: «А давай превратим маму в папу!» Все слова этого занятия уже знакомы ребенку, значит, есть возможность повторить их и заодно посмотреть. Как ребенок их запомнил. МАМА –МАША
МАША-КАША
КАША-ПАША
ПАША-ПАПА.
Дальше можно или показать схемы, или дать ребенку проделать весь фокус самостоятельно.
БЛОК 3
Занятие 1
Цель: вводим новые гласные У, Е, вращаем красный кубик, слова МАМА, МАМУ, МАМЕ.
Материалы: кубики № 1, №2
Ход занятия: Покажите ребенку слово МАМА. Конечно же, он его узнал. Возьмите второй кубик: «Помнишь, как это читается?» Конечно, помнит. «Правильно, это - МА». Поменяйте А на У. «А это – МУ. Прочитаешь все вместе?». Ребенок читает: МАМУ. «Любишь свою МАМУ?» Конечно, да! «Скажи об этом МАМЕ». На этих словах «превратите» У в Е. Произнося слово МАМЕ, сделайте на нем акцент, чтобы было понятно, что это именно оно написано кубиками. Показывая в конце занятия схемы слов, можете повторить этот диалог, а можете придумать что-нибудь свое.
Занятие 2
Цель: закрепляем гласные У, Е, вращаем красный кубик, слова ПАПА, ПАПУ, ПАПЕ, ПАША, ПАШУ, ПАШЕ. МАША, МАШУ, МАШЕ, КАША. КАШУ, КАШЕ.
Материалы: кубики № 1, №2
Ход занятия: Берите уже изученные слова (ПАПА, ПАША, МАША, КАША), превращайте А в У или в Е – в любом порядке. Придумывайте ситуации, в которых слова ПАШУ, ПАПЕ, МАШУ будут уместными, и, конечно же, учитывайте словарный запас ребенка – для начала возьмите то слово, которое ему ближе и которое чаще звучит.
Занятие 3
Цель: вводим гласный И
Материалы: кубики № 1, №2, слова МАША, МИША, МИШЕ, МИШУ.
Ход занятия: На этом занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой И. Это занятие можно представить как очередное волшебство: теперь слово МАША превращается в слово МИША.
Занятие 4
Цель: вращаем сразу два кубика, первое предложение, слова ПАША, ПИШИ, ПИШУ, Я ПИШУ.
Материалы: кубики №1, №2, №20.
Ход занятия: Попробовать поменять сразу два кубика и превратить слово ПАША в слово ПИШИ (и далее в порядке, который указан выше). Если ребенок не справится с заменой сразу двух букв, воспользоваться старым приемом – меняйте по одной букве: ПАША – ПИШИ – ПИШУ – Я ПИШУ. В самом конце занятия, когда придет время буквы Я, попробуйте просто приставить ее к слову ПИШУ (сохраняя пробел!) и произнести: «Я ПИШУ!» (произносите слова раздельно, с акцентом на Я). Понаблюдайте за реакцией малыша. Скорее всего, он уже понял, что каждая буква что-нибудь да обозначает. Наверняка появление Я обрадует его, и он не один раз прочитает свое первое предложение. А закончить занятие можно так: «Вот видишь! Умница! Теперь ты можешь писать!». И неважно, что писать он может пока только кубиками – начало положено.
БЛОК 4
Занятие 1
Цель: вводим первый одинарный кубик (буква Ш), слова КАШКА, МАШКА, МУШКА, МИШКА, ШИШКА.
Материалы: кубики №1, №2, №11.
Ход занятия: главная задача этого занятия – показать, что получится, если уже знакомые буквы поставить в новую ситуацию. В качестве сценария занятия используем превращение «каки» в «кашку». Вставляйте между двойными кубиками кубик №11 буквой Ш и озвучивайте, что у Вас получается. Повторите фокус несколько раз. Двигаться дальше можно, например, в такой последовательности: КАШКА – МАШКА – МУШКА – МИШКА – ШИШКА – ШАШКА. Порядок может быть и другим – попробуйте.
Занятие 2
Цель: новые буквы Н, Й Л
Материалы: кубики №1, №2, №11, слова МАНКА, МАЙКА, ШАЙКА, ПАЛКА, ПИЛКА и др.
Ход занятия: На этом занятии можно попробовать любую из этих последовательностей в любом порядке: МАШКА – МАНКА – МАЙКА – ШАЙКА или КАШКА –ПАШКА –ПАЛКА-ПИЛКА.
БЛОК 5
Цель: новые буквы Д, Т, Я, О.
Материалы: кубики №1, №11, №3, №4, слова НАША, ДАША, ДИМА, ДОМА, КИНО и др.
Ход занятия: сохранять игровой момент, начать с известного слова КАША. Сначала поэкспериментируйте с парой кубиков №1, №3, затем смело комбинируйте их с кубиками №4 и №11. Вот один из примерных сценариев: КАША-НАША-ДАША.
БЛОК 6
Цель: обратный порядок звуков: гласный-согласный.
Материалы: кубики №1, №2, №3, №4, слова АМ-АМ, УМКА, УШКИ, ОКНО и др.
Ход занятия: Самый простой способ поменять гласные и согласные – составить слово МАМА и поменять буквы местами. Получится АМАМ. Прочитайте его, как если бы здесь стоял дефис: АМ-АМ.
Другой путь: показать ребенку любой слог, начинающийся с гласного звука, озвучить его и попробовать составить с ним слово.
БЛОК 7
Цель: слог, начинающийся и заканчивающийся согласным звуком, слова МЕЛ, ТАК, КИТ, ШУМ.
Материалы: кубики №1 (или №2), №3 (или № 4), №11, №12.
Ход занятия: Начинать с известных слов – ШУМ, ДОМ или КОТ. Одинарный кубик можно подставить как в начале слова, так и в конце. Например, слово КИТ можно составить как КИ + Т (№1 +№12) или как К+ИТ (№12+№3) .
БЛОК 8
Цель: кубик №5, буквы С, Р, В, примеры слов: САША, САМИ, МАЛО, ВИКА, ВАША, ЛЕНА, КОРА, КОЛЯ, ТОЛЯ и др.
Материалы: кубики №1 (или №2), №3 (или №4), №5
Ход занятия: В этом занятии появляется первый двойной кубик, у которого нет пары. Самый простой способ его введения – использование в паре с любым из уже освоенных двойных кубиков. Начать с уже известной ребенку буквы Л и добавлять буквы С, Р, В. С кубиком №1 (или №2): ПИЛА, МАЛО, ЛАПА, ЛИПА, САША, САМИ, ВИКА, ВАША и др. С кубиком №3 (или №4): ТОЛЯ, КОЛЯ, ВАТА, САНЯ и др.
БЛОК 9
Цель: трехсложные слова, три двойных кубика.
Материалы: кубики №1, №2, №3, №4, №5. Слова МАШИНА, МАРИНА, ПЕДАЛИ.
Ход занятия: Нужно взять двухсложное слово и добавить к нему еще один кубик – например, в конце: МИША-МИШАНЯ ИЛИ В НАЧАЛЕ: ПУЛЯ-ПАПУЛЯ, ПАША – ПАПАША, ТОША-АНТОША. Немного сложнее будет вставить кубик посередине: МАША-МАРИША, НАША – НАТАША.
БЛОК 10
Цель: введение новых двойных и одинарных кубиков.
Материалы: все кубики, которые успели пройти, плюс оставшиеся кроме кубика №16.
Ход занятия: по аналогии с другими занятиями, порядок кубиков выбирается, исходя из словарного запаса малыша, его интересов и личного опыта.
БЛОК 11
Цель: твердый и мягкий знаки, слова СЪЕЛ, ГАЛЬКА, ПОДЪЕЗД, ЛЕБЕДЬ.
Материалы: кубик №16 и все, которые успели освоить.
Ход занятия: Возьмите слова, смысл которых меняется, если в них поставить твердый или мягкий знак, например, СЕЛ, СЪЕЛ или ГАЛКА, ГАЛЬКА, МЕЛ и МЕЛЬ. Прочитать их и показать ребенку как меняется их звучание и смысл. Можно также воспользоваться словами, которые без мягкого или твердого знака звучат бессмысленно или очевидно неправильно: СЕМ вместо СЪЕМ или ЛЕБЕД вместо ЛЕБЕДЬ. Здесь нужно быть осторожнее и выбирать только те примеры, ошибиться в которых совершенно невозможно.
Упражнения с кубиками Н. Зайцева
Цели и задачи:
- сформировать у ребенка интерес к занятиям;
- научить ребенка читать.
Методы обучения:
Наглядность - игры с кубиками и таблицами Н. Зайцева.
1) КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? - КА-ТЯ. Всего два кубика. Конечно, рациональнее четырёх К-А-Т-Я. А теперь кубики перевернули-перевернули, переставили-переставили. Где твое имя? Вот оно.
КА-ТЯ. Опять перепутали-переставили. Где? Нет, это ТЮКА, ты ТЮКА. Двухлетняя девочка смеётся. Начинает шалить. Ты ТИКА. Ты ТЕК. Вот смотри, как надо: КА-ТЯ. Опять перевернули кубики, переставили. Где ты? Ужас какой! Ты КЫТЬ. Ты ТЬКА. КЭТЯ. КУТЯ.
2) Составим из кубиков, пропишем указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, имя брата, сестры, БА-БУ-Ш-КА, КО-Ш-КА СО-БА-КА (говорится “сабака”, а пишется “собака”), как' маму зовут, как папу, и дедушка СА-ША, и бабушка 0-ЛЯ, а еще дедушка ВИ-ТЯ и бабушка ЛА-РИ-СА.
Сначала король, теперь окружение: его люди, животные, вещи.
3) КАКОЕ СЛОВО ТЕБЕ НАПИСАТЬ? - по твоему выбору, какое ты хочешь. Любое. Пишем сотни слов, тысячи. Указкой по таблице, кубиками. Ведь это быстро, не надо доски, мела, тряпки, фломастеров, бумаги.
Какое слово тебе написать? Машина. Даем указку ребенку, обхватываем его руку своей и водим: МА-ШИ-НА. - А тебе какое?
Каждый наблюдает передвижения указки, горит от нетерпения - так ему хочется, чтобы и его слово написали.
4) Через некоторое время начнем разнообразить предыдущую игру. Спросите ребят: “ЧЕГО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОКУШАТЬ?” И будем писать: бананы, помидоры, пельмени, яблоки и т.д.
5) Описанным выше способом можем из кубиков приготовить целый “обед”: ЩИ, КА-ША, ПЕ-ЛЬ-МЕ-НИ, МА-С-ЛО, РЫ-БА, КО-М-ПО-Т, Я-ГО-ДЫ, ЧА-Й. Конечно, ребята САМИ составляют слова. Воспитатель только немножко помогает: смотрит, чтобы справа налево не писали, кубики вверх ногами не ставили, чтобы слова друг на друга не наезжали. “Обед” готов, прочитываем названия блюд. Ребята читают, воспитатель только ставит на слово кубик ударения.
6) МАГАЗИН. Сначала вместе с ребятами выкладываем из кубиков названия товаров. Когда всё готово, можно давать аналогичные задания. А можно и так: “Ну-ка, сбегай в магазин, купи ПЕЧЕНЬЕ (КОФЕ, ПЕРЕЦ, МАКАРОНЫ...)”. Поскольку каждый “продукт” существует в одном экземпляре, то достаётся тому, кто пошустрее. Он и уходит с “покупкой”. Его сменяет следующий играющий.Оживляются самые нерасторопные, малоактивные дети, игра мобилизует их, заставляет действовать.
7) Можно устроить ЗООПАРК: ВО-Л-КИ, ЖИ-РА-ФЫ, МЕ-Д-ВЕ-ДИ, ЗА-Й-ЦЫ, КА-БА-НЫ, ЛЬ-ВЫ, ГУ-СИ, МЫ- ШИ, А-И-С-ТЫ, ЧЕ-РЕ-ПА-ХИ. Или так: К-РО-КО-ДИ-.Л, ЛИ-СА, ЖА-БА, 3-МЕ-Я, МУ-ХИ (везде летают), ПО-ПУ-ГА И, СИ-НИ-ЦА, МЫ-ШЬ, ПЕ-ТУ-Х, и четверо ребят пришли: ВО-ВА, ВИ-ТЯ, НА-ДЯ, БО-РЯ.
8) Игрой, похожей на предыдущую, является и ПОЕЗД. Поставили паровозик, за ним вагончики из кубиков. Каждое слово - вагончик. Кто в этом вагончике поедет? - ВА-НЯ поедет. А маму возьмем? МА-МА. Дальше еще слова-вагончики: ПА-ПА, СО-БА-КА, друг ТО-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, 0-БЕ-ЗЬ-Я-НА. И вот поезд отправляется. Гудок. Едем-едем, станция. Все пошли гулять - гуляйте, ребята, сюда не смотрите, - в это время все вагоны переставили (переставляем “вагоны”). Как теперь узнать, кто где едет? И опять задания двух видов: “Где едет дедушка?” и “Кто в этом вагончике?”
9) Игра по таблицам. Вызываете двух ребят из разных команд. - КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ МИ? - Выигрывает и получает очко (бирку, метку) тот, кто покажет МИ первым. Выходит следующая пара. - КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЁТ СО? -И так далее. В конце игры подсчитываем количество очков (бирок, меток) у каждой команды. Игра очень азартная. Ребята кричат, подсказывают. А подсказывать не умеют. Нужно их научить. Что вы кричите: выше, ниже, левее, правее? Нужно говорить: маленький железно-золотой ( ЗЕ), большой деревянно-золотой (СО), большой железный (Д).
10) ЖИВОЕ СЛОВО. Кубики распределяются на пять площадок. 9+9+9+9+10= 46 кубиков, сорок седьмой, беленький, у наставника. Играющие разбиваются на пять групп, каждой группе по площадке. Наставник громко объявляет: - ЗА, иди сюда! Выбегает ребенок и ставит кубик ЗА на полку. - И, иди сюда! Справа от ЗА приставляется новый кубик.
- ЧИ, иди сюда! На полке растёт хорошо всем видное слово. - КИ, иди сюда! Написали. Наставник ставит на ЗА ударение.
- Ребята, что получилось?
- ЗАЙЧИКИ! - дружно отвечает группа.
- Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места. Написав 4-5 слов, ребята меняются площадками, делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, кое-кто от нетерпения к соседям сбегает, кубик покажет: “Что вы спите, вот он!”
11) ПИШИТЕ КУБИКАМИ ИЛИ УКАЗКОЙ ПО ТАБЛИЦАМ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ, по 20-30 и более раз в день. Во-первых, ребята должны видеть, как вы это делаете, чтобы самим успешнее имитировать ваши действия. Во-вторых, от этого в значительной степени зависят успехи ребят в будущем письме и в чтении.
12) Пишем указкой по таблице только домашних животных, только диких, только насекомых.
Только цветы, фрукты, овощи, мебель, одежду и прочее.
Слова предлагают сами дети, кто предложил, тот и полу чает указку.
13) То же, что и предыдущее, но ребята ПИШУТ САМИ, без помощи воспитателя, стоящего за спиной и водящего их рукой. Некоторые ребята уже могут сами, а другим страшновато. Но втроём, вчетвером - бригадой не страшно, справимся. Слова предлагает воспитатель.
14) СЛОВА С ЗАДАННЫМ КУБИКОМ. Это значит, что будем писать любые, какие хотите слова, но чтобы заданный кубик (к примеру, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ) в слове участвовал. ВОЛК, ВОРОНА, ВУЛКАН, ГОЛОВА, ВЫДРА, КОЛЕН-ВАЛ и т.п. Ребёнок, предложивший слово, получает указку (всем хочется), выходит и пишет слово с помощью воспитателя.
15) Особенно важно написать побольше слов С ДВОЙНЫМИ КУБИКАМИ (Ж, Ш, Ц, Ч, Щ).
И ошибок на произношение в таких словах побольше, да и с их
правописанием немало проблем. Заметили уже, наверное, что нашими кубиками или по таблицам такие слова как ЖИТЬ, ЖИРАФ, ШИТЬ, ШИНА никак не напишешь через Ы; ЖЕНЯ, ШЕЯ, ЦЕПЬ - через Э; ЧАШКА, РОЩА - через Я; ЧУЛКИ, ИЩУ, ЩУКА - через Ю. Ни у кого даже мысли не возникает, что можно эти слова писать иначе.
Неувядаемой методической разработке: “ЖИ-ШИ пиши через И; ЖЕ-ШЕ-ЦЕ пиши через Е; ЧА-ЩА пиши через А; ЧУ-ЩУ пиши через У” столько лет, что её возраста даже методисты республиканского значения не помнят. Но очень и очень ценят за простоту, бесхитростность, прямолинейность.
16) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА с заданными кубиками. Если ребёнок говорит [масына], значит, надо в группе (ему и так уже с его недостатком все надоели) поработать с кубиками Ж-3, Ш-С, заодно прихватив и кубики ЗЬ-СЬ. Если ребёнок вместо гусь говорит [дусь], а вместо Галя - [даля], поработайте с кубиками Г-К и Д-Т, ГЬ-КЬ и ДЬ-ТЬ.
17) Ребёнок получает КАРТИНКУ С НАДПИСЬЮ, выполненной заглавными печатными буквами: САМОЛЁТ. Нужно такое же слово СОБРАТЬ ИЗ КУБИКОВ. Иногда ребята совершают ошибки, СА-МО-ЛЁ-Т, к примеру, могут сложить не из четырёх, а из пяти кубиков: СА-М-0-ЛЁ-Т. Из четырёх, конечно, рациональнее, и когда предлагаешь то же слово набрать из четырех кубиков, ребята быстро находят решение.
19) Командная игра. Воспитатель объявляет: КАША - СУП. Выходят двое, по человеку от команды. Каждый получает по два кубика, заранее не зная, какие кому достанутся. Тот, кто составит слово первым, получает очко (бирку, метку). КОТ -ПЁС - выходит следующая пара играющих. ДУБ - ЕЛЬ - третья пара. Будьте внимательны, предупреждает воспитатель, говорится [дуп], а пишется ДУ-Б, потому что ДУ-БЫ. Через одну-другую пару слов нужно провести закрепление, дать ребятам написать ДУБЫ - ЕЛИ.
ЩИТ - МЕЧ, ЩУКА - СОМ, ЛЫЖИ - САНИ, ЧАЙ -КОФЕ, КОНЬ - БЫК, ШАР - КУБ, ШАРЫ - КУБЫ, ДЕНЬ - НОЧЬ, КОТ - МЫШЬ (объяснить, что ночь и мышь с мягким знаком, потому что женского рода), ВЯЗ - БУК, ВЯЗЫ - БУКИ, РЫБА - МЯСО, МОРЕ - ГОРЫ, ВОДА СУША,
ЛЕС - ЛУГ, ЛЕСА - ЛУГА, КУРЫ - ГУСИ. МОРЕ - ГОРЫ, ДЫМ - ПАР, ЩУКА - РАК, КУРЫ
ГУСИ и т.п.
В конце игры подсчитываем количество очков, набранных каждой командой. Гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, начинают работать. Малоактивные дети оживляются, становятся самостоятельнее.
- Критерии оценки.
Эффективность программы оценивается с помощью экспертной оценки до и после реализации всей программы. В качестве экспертов выступают родители и педагог-психолог. Оценивается словарный запас ребенка (количество и качество), а так же умение составлять слова из кубиков и читать их. Дополнительной мерой контроля служат тестовые задания (прочитать слова по карточкам или составить слово из кубиков).
- Методические рекомендации
Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить занятия. Содержание программы предусматривает включать в занятия разминку, пальчиковые игры, подвижные игры, а так же упражнения с кубиками и таблицами Н. Зайцева и кубиками Е. Чаплыгина.
Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.
- Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения);
- пальчиковые игры;
- Игровые упражнения для развития речевого дыхания и развитие голоса.
- Подвижные игры для развития координации слова и движения;
- Работа с книгой ««Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д.» (на основе метода Г. Домана и С. Лупан)
- Занятия с кубиками Е. Чаплыгина (первый блок) или кубиками Н. Зайцева (второй блок).
Предоставляется право корректировать занятия.
Список литературы
- Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет.
- Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.
- Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д. – Полиграф-Проект Дрофа-Плюс, 2011.
- Рождественская ВИ., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. - М. «Просвещение», 1978 г.
- Чаплыгин Е.В., Еремин С.Л. Как научит ребенка читать за три дня. – Студия образовательных инноваций «Развивающие технологии», 2010 г.
Приложение 1
Упражнения по снятию тонуса
*Кошка мышку цап!
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала -
До свиданья.
(имитация движений руками)
*Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)
А потом в ладоши громко бьем,
Хлопаем в ладоши - бом. (3 раза)
*Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
"Кулачки". Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.
*Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко, с напряженьем
Пальчики прижаты.
"Олени". Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами ("рога". Напряги руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.
*Посмотрите: мы - олени!
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих.
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь - немного лени.
"Штанга". Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, "возьми" ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.
*Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим... и бросаем!
Наши мышцы не устали -
И еще послушней стали!
"Звонок". Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук.
Поглаживание. Разгладь лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот.
Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.
Помахать руками, как птичка крылышками.
Помахать руками, как бабочка крылышками.
Помахать руками над головой, как при прощании.
Помахать расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
Медленно вращать руки над головой.
Медленно раскачивать расслабленными руками по бокам туловища.
Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.
Веселая физкультура:
Вышли звери на зарядку,
Рассчитались по порядку.
Рядом с ними – ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Упражнения начинаются,
Лапки кверху поднимаются.
Ну а мы поднимем ручки
Высоко, до самой тучки!
Вот идет мохнатый мишка,
Громко топает топтыжка.
Косолапому поможем,
Мы пройдем, как мишка, тоже.
Топ да топ, топ да топ
И в ладоши хлоп да хлоп!
Скачет зайка на лужайке
Мы попрыгаем, как зайка.
Ножки вместе, скок-поскок!
Веселей скачи, дружок!
Пчелки крылышками машут,
Над цветами дружно пляшут.
Ручки в стороны расставим,
Словно крылышки расправим.
Замахали, полетели
И как пчелки загудели:
Ж-ж-ж!
Вот копытца замелькали –
Это кони поскакали.
Пробежимся, как лошадки,
На носках, потом – на пятках.
Вот и кончилась зарядка!
До свидания, ребятки!
Если очень захотите,
Завтра снова приходите.
***
Жил-был маленький гном (присели, встали),
С большим колпаком (вытянули руки вверх),
Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем),
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал:
Ух, высоко! (машем ручками),
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль-буль-буль! (плывем),
Ездил он на черепашке:
Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке:
Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону).
Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),
Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)
Можно проводить зарядку и так. Рассказываем малышу сказку собственного сочинения и одновременно делаем упражнения.
«Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем).
Мама спросила котенка: «Ты больше не хочешь спать?» «Нет-нет» (разминаем шейку, делая движение » «нет-нет»).
«А может, ты пойдешь гулять?» «Да-да». (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем).»
Аист
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
***
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
***
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
***
Лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
***
Ветер
Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),
Закачалось деревцо (качаем туловище).
Ветер тише, тише, тише (приседать).
Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).
***
Ветер травушку качает
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
И танцуйте на лужайке.
***
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
***
Шел король по лесу
Шел король по лесу
Нашел себе принцессу.
Давай с тобой попрыгаем.
И ножками подрыгаем.
И ручками похлопаем.
И ножками потопаем.
***
Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте).
***
Тима шел
Тима шел, шел, шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два – грибок, (Наклоны вперед.)
Вот и полон кузовок.
***
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
***
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
***
Загудел паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
***
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Приложение 2
Пальчиковые игры
Фонарики (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно)
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)
Фонарики погасли! (пальцы сжать)
Или:
МЫ фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Флажки (расположить ладони перед собой, одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами)
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Шарик (пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками; «надуваем шарик» - такое положение пальцев, как будто держат мячик; «шарик лопнул» пальцы возвращаются в исходное положение).
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Заготавливаем капусту
Мы капусту рубим! (2 р.) – прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз
Мы капусту режем! (2 р.) – энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.
Мы капусту солим! (2 р.) – пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
Мы капусту жмем! (2 р.) – энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.
Мы морковку трем (2 р.) – пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
Печем блины (попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью)
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
Пирожки печем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пироги мы испечем!
Стол (левую руку сжать в кулак – это ножка стола, сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это крышка стола)
Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Стул (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула, к ней присоединить кулачок правой руки – это сиденье)
Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
Ежик (поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, шевелить прямыми пальчиками)
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!
Лодочка (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням)
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Пароход (обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие подняты вверх и соединены – это «труба»).
Пароход плывет по речке.
И труба дымит, как печка.
Рыбка (выпрямленные ладони прижаты друг к другу, пальцы направлены в сторону «от себя», поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом)
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
Пальчики (сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их. Начиная с большого пальца)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – это Я.
Вот и вся моя семья.
Ворота (ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – ворота закрыты, пальцы выпрямлены и напряжены).
Ворота крепко мы запрем –
Не сможет волк проникнуть в дом!
Или:
А ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.
Деревья (кисти рук перед собой, ладонями к себе, пальцы разведены в стороны и напряжены, потом кисти встряхнуть)
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы)
Птичка (пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это птенцы, левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо, попеременно чередовать положение рук)
Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
Кошка (две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу, повторить 3-5 раз)
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
Собака (ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх, остальные пальцы сомкнуть, мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движения собачьей пасти)
Ав-ав-ав – я не пугаю.
Я с ребятами играю!
Зайчик (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем, удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10)
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
Мышка (мизинец и указательный палец согнуты – это ушки средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты, упражнение выполняется сначала одной рукой, после – двумя руками одновременно).
Перед тем как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадется по дорожке.
Конь (большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву, большой палец левой руки поднять вверх)
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Домик (пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой, указательный палец одной руки выпрямить – это труба)
Посмотри на дом с трубой,
В нем мы будем жить с тобой.
Мост (большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг к другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении)
Мы над речкой из дощечек
Строим мостик золотой.
Через мостик человечек
Гонит козочку домой
Или:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила.
Лыжник (указательный и средний палец вытянуты и опущены вниз, средний и безымянный прижаты к ладони большим пальцем)
Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.
Вот человечек идет по дорожке,
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро на лыжах до леса дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Приложение 3
Подвижные игры для развития координации слова и движения.
Ладушки
При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши. При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.
- Лады-лыды-ладушки,
Где были?
- У бабушки.
Лады-лады-ладушки
Побыли у бабушки.
Попили, поели,
Шу, и полетели!
На головку сели!
Сорока
При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. При словах «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца.
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила.
Деток кормила.
Этому дала
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала,
А этому не дала –
Он мал.
Этот пальчик
При произнесении текста ребенок сгибает каждый палец. При словах «этот пальчик – наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш,
Его зовут… (Ребенок называет свое имя)
Пальчик-мальчик
Движения такие же, как и в предыдущей игре.
Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Эхо
Дети становятся в два ряда друг против друга у противоположных стен. Одна группа громко произносит а, вторая эхом тихо произносит а.
Потом группы меняются ролями. Так проигрываются все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, уа, аи, ая и т.д.
Поезд
Вариант 1
Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая поезд, гудят: у-у-у.
Вариант 2
Первый ребенок изображает паровоз у него в руках дудочка. Остальные дети – «вагоны». Вагоны, двигаясь, произносят звук ш-ш-ш. Паровоз, подходя к станции, дает гудок: у-у-у. Дети по очереди изображают паровоз.
Заблудились
Вариант 1
Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «Ау-ау-ау!»
Ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.
Вариант 2
Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.
Паровоз
Группа детей или один ребенок, изображая паровоз, идет по комнате, двигая локтями и произнося текст:
Чух-чух!
Чух-чух!
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит: - Тороплюсь!
Гудит: - Тороплюсь, тороплюсь, торопл-ю-ю-сь!
Лес шумит
Дети, стоя в кругу, при словах воспитателя «подул ветер» показывают, как качаются деревья от ветра. Они поднимают руки и раскачивают ими над головой, одновременно произнося звук ш-ш-ш.
При словах воспитателя «подул сильный ветер» дети опускаютруки вниз и раскачивают их, произнося звук ш-ш-ш.
Скрипачи
Дети, изображая игру на скрипке, вытягивают левую руку вперед – это «скрипка». Правой рукой – «смычком» - медленно и плавно водят по «скрипке», произнося в такт движению:
Вверх-вниз,
Вверх-вниз!
Раз и два
Ребенок, стоя лицом к воспитателю, держит бубен над головой и потряхивает им под счет:
Раз и два,
Раз и два.
Потом он делает поворот направо и, остановившись, снова потряхивает бубном над головой, также считая «раз и два». Еще поворот вправо, и ребенок оказывается спиной к воспитателю, следующие затем два поворота вправо возвращают его в первоначальное положение – лицом к воспитателю; в каждом положении ребенок встряхивает бубном над головой и считает:
Раз и два.
Раз и два.
При повторении игры поворот делается налево. Если в группе один бубен, то игра проводится индивидуально.
Столяры
Дети становятся каждый около стульчика или вокруг стола. Они «чинят» мебель – произнося текст игры. Производят соответствующие движения:
А ну-ка веселее
Ударим молотком,
Покрепче, поровнее
Мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук
Тук-тук, тук-тук.
Мы играли
При словах «наши пальчики устали» дети вытягивают руки вперед и показывают свои пальцы, потом хлопают руками и топают ножками, как в тексте:
Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
Ручками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Капуста
Дети становятся к столу и стучат кулаками по крышке стола, как будто рубят капусту. Одновременно они произносят:
Туки-туки-туки-тук,
Рубим вместе в восемь рук!
Ведущий. Ты, капуста, рубись!
Ты, капуста, солись!
Все вместе. Туки-туки-туки-тук,
Рубим вместе в восемь рук!
Чей домик?
Каждый ребенок устраивает себе домик из стульчика и изображает какое-либо животное или птицу.
Воспитатель распределяет, кто в каком домике будет жить. Ведущий поочередно подходит к каждому домику и спрашивает: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?»
Дети отвечают звукоподражанием тому, кого они изображают.
Строим дом
Дети, сидя на корточках в кругу, хором произносят текст игры. На слова «тук-тук молотком» дети стучат об пол кулачками или молоточками. На слова «строим, строим новый дом» встают и, поднимая руки. Соединяют их в центре, как бы образуя выстроенный дом:
Тук-тук молотком,
Строим, строим
Новый дом.
Пильщики
Дети берутся за руки и, имитируя пилку дров, произносят:
Пила, пила,
Пили живей.
Мы домик строим для дверей!
Раз, два, три, четыре, пять
Дети на каждое слово при счете «раз, два, три, четыре, пять» бросают мяч об пол. В игру можно ввести элемент соревнования: кто. Сосчитав до пяти, ни разу не уронит мяча.
Можно вести счет до пяти, подбрасывая мяч вверх. Сначала невысоко, а потом все выше и выше.
Прыг-скок
Дети стоят в шеренге. На расстоянии примерно семи шагов от шеренги на пол кладется флажок. Дети по очереди прыгают по направлению к флажку на одной ноге, произнося при каждом прыжке слово из текста игры.
При последнем слове «флажок» ребенок должен быть у флажка:
Прыг-скок, прыг-скок.
Вот мой флажок!
Еду-еду
Дети садятся на стульчики и изображают, будто ведут машину. Поворачивая воображаемый руль то вправо, то влево. При этом они произносят текст:
Еду, еду я домой
На машине грузовой.
При коллективной игре текст соответственно меняется.
Едем, едем на коне
Дети садятся на стульчики лицом к спинке, как будто верхом на лошадок. У каждого в руке по флажку. И все произносят текст игры:
Едем, едем на коне,
По флажку у нас в руке.
Гоп-гоп-гоп
Дети садятся на стульчики, как в предыдущей игре, и палочками с привязанными к ним веревочками – кнутами – погоняют воображаемых лошадок, произнося:
Гоп-гоп-гоп!
Будет стул у нас конем
И помчимся мы на нем.
Мы молодцы
Дети с флажками в руках маршируют, произнося:
Мы молодцы и весело
Идем! Идем! Идем!
И песню октябрьскую
Поем! Поем! Поем!
Ножками затопали
Дети становятся в шеренгу друг за другом и произносят текст, выполняя соответствующие движения:
Ножками затопали,
Зашагали по полу:
Трам-трам-трам!
Друг за другом по местам!
Мы идем
Держа в руках флажки, дети маршируют по комнате, произнося текст:
Мы идем, мы идем
С песнями, с флажками.
Мы поем, мы поем
Песенку о мае!
Прыг-скок
На каждое слово текста ребенок делает прыжок. После слов «как зайчонок, под кусток» он прячется: за шкаф, за стул, за штору и т. д.
Прыг-скок,
Прыг-скок
Как зайчонок, под кусток.
Желательно проводить игру индивидуально.
Мы мячик поднимаем
Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Мы мячик поднимаем,
Мы мячик опускаем.
Мы мячик подаем
И бегаем кругом.
Игру можно проводить как коллективно, так и индивидуально.
Ручки в стороны
Дети стоят в кругу или в шеренге, выполняют движения, соответствующие тексту:
Ручки в стороны, в кулачок.
Разжимай и на бочок!
Игра выполняется коллективно, сначала по команде воспитателя. А потом отдельных детей.
Стирка
При произнесении слов «стираем, стираем мы белье» дети, держа в руках тряпочку или носовой платок, имитируют стирку белья. При словах «смотрите наши ручки смотрите тут и там» вытягивают руки вперед и поворачивают ладонями вверх и вниз. При словах «теперь мы спляшем вам» танцуют поодиночке или парами.
Стираем, стираем, стираем мы белье,
Стираем, стираем, стираем мы белье
Смотрите наши ручки.
Смотрите тут и там.
Окончена работа,
Теперь мя спляшем вам.
Маму я свою люблю
Дети произносят текст и показывают, как они колют дрова. Стирают, полощут белье, подметают пол:
Маму я свою люблю
Я ей дров наколю.
Свою маму я люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.
Кабачок
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок – «кабачок». Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставим
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется несколько раз.
Про зайку
Дети кружком сидят на корточках. Ведущий ребенок произносит текст, а дети-зайчики выполняют движения, соответствующие тексту:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят.
Вот так, вот так
И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Дети встают и хлопают ладошками о ладошки товарища:
Зайкам холодно стоять,
Надо зайкам поплясать.
Зайки держат руки на поясе и на носочках пляшут, стоя на месте или передвигаясь по всей комнате.
Петушок
Дети сидят на стульчиках и. свесив головки на грудь, «спят». В сторонке сидит «петушок». Ведущий читает текст:
Тихо-тихо все кругом
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил,
Всех ребяток разбудил:
«Ку-ка-ре-ку!»
При слове «ку-ка-ре-ку!» дети «просыпаются» и бегут за «петушком». Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.
Игры и пляски
Дети хором произносят текст, выполняя движения:
Любят малые ребята
Веселиться и плясать. (Дети пляшут.)
Любят малые ребята
Веселиться и играть. (Дети хлопают в ладоши.)
А теперь присядем тихо
И спокойно отдохнем. (Приседают на корточки и закрывают глаза.)
А потом еще разочек
Мы в веселый пляс пойдем! (Держа руки на поясе и кружась, дети танцуют парами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...