Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи:

 

1.Образовательные:

1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега, оттепель, капель, рост травы, набухание почек, распускание листьев на деревьях, возвращение птиц, появление насекомых.

2.   Обобщить представления о том, что растения вырастают из семян, закрепление знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, тепло, свет).

3.   Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (явления природы - оттепель, капель, проталинка, ледоход; название первоцветов – мать–и мачиха, подснежник, птиц – грач, скворец, соловей, аист, ласточка и т.д.; насекомые, признаки предмета и действия.  Закрепить приметы всех времён года. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

2.Развивающие:

   Развивать зрительное внимание, мышление, диалогическую речь, тактильную чувствительность.

3. Воспитательные:

Воспитание эмоционально -  положительного, бережного  отношения к природе. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_dyuymovochke.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – речевое занятие

        для детей 5-6 лет.

Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Задачи: 1.Образовательные:

  1. Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега, оттепель, капель, рост травы, набухание почек, распускание листьев на деревьях, возвращение птиц, появление насекомых.
  2. Обобщить представления о том, что растения вырастают из семян, закрепление знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, тепло, свет).
  3. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (явления природы - оттепель, капель, проталинка, ледоход; название первоцветов – мать–и мачиха, подснежник, птиц – грач, скворец, соловей, аист, ласточка и т.д.; насекомые, признаки предмета и действия.  Закрепить приметы всех времён года. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

2.Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание, мышление, диалогическую речь, тактильную чувствительность.

3. Воспитательные:

  1. Воспитание эмоционально -  положительного, бережного  отношения к природе. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: магнитная доска, карта для путешествия  по сказке, искусственный цветок с фигурками персонажей внутри,  лягушка - игрушка из кукольного театра, зерна пшеницы, 2 горшка с землёй в 1- луковица цветка, 2 – цветок, лейка с водой, картинки – признаки времён года, магнитофон, кассета с записью песен и звуков природы.

 Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», наблюдение за изменениями в природе на участке, беседа о признаках весны, рассматривание и обсуждение иллюстраций времён года.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть давайте все вместе возьмёмся за руки, улыбнёмся и скажем друг другу: «Доброе утро»! Молодцы!

Я приглашаю вас увлекательное путешествие в мир сказок и фантазии. Сегодня наш путь лежит в хорошо вам известную сказку, а какую вы догадаетесь  сами.

Ребята, посмотрите, какой чудесный, волшебный цветок стоит у нас на столе! Как вы думаете из какой он сказки.

Дети: Дюймовочка,………

Воспитатель: как же мы проверим, правильно ли мы догадались или нет?

Воспитатель: цветок должен открыться.

Воспитатель: правильно, молодцы! Но цветок, же у нас волшебный, поэтому надо сказать волшебные слова и выполнить  волшебные движения.(1,2,3 – хлопки в ладоши, цветочек расцвети ладони в «бутоне» и раскрываются).  Цветок раскрылся внутри Дюймовочка и Эльф.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Дюймовачка не одна. Но пришли к нам в гости вместе с Эльфом. Именно так заканчивается сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Дюймовочка встретила своего принца – Эльфа и осталась жить в цветочной стране.

А я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников и сочинить новую сказку «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад». Согласны?

Тогда присаживайтесь на сказочные стульчики и смотрите, слушайте, что произойдёт дальше и помогайте сочинять сказку.

Запись «Голоса природы, весенняя. Капель, птицы поют, т. д.».

Воспитатель: Ой, Чьи это голоса?

Дети: птицы поют,……..

Воспитатель: в какое время года привела нас сказка?

Дети:  в весну.

Воспитатель: Пришла сестрица Весна солнышком, растопила снег, и побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез на солнышко погреться. Вернулись птицы.

Вот и начало нашей сказки. Чтобы она была интересней надо вспомнить, какие птицы вернулись с юга?

Воспитатель: ласточки, грачи, соловьи, иволги, кукушки.

Воспитатель: как вы думаете, какой перелётной птице Дюймовочка обрадуется больше всего? 

Дети: ласточке.

Воспитатель:  Почему?

Дети: Потому что ласточка и девочка помогли друг другу и стали друзьями.

Воспитатель: Милая певунья,

Ласточка родная

К нам домой вернусь

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

И весну, и солнце

Принесла с собою.

Воспитатель: Правильно, молодцы, а вы знаете, как птицы разговаривают?

Ласточка - щебечет, кукушка - кукует, сова – ухает, воробей – чирикает.

Ласточка в подарок принесла волшебную карту.

Ребята посмотрите внимательно на карту. Что на ней нарисовано, скажите одним словом.

Дети: времена года.

Воспитатель: как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие?

Дети: по временам года.

Воспитатель:  как выдумаете, в какое время года мы попадём в первую очередь, пользуясь картой?

Дети: в весну.

Воспитатель:  какие месяцы мы встретим на пути?

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель:  молодцы! Дюймовочка хочет поиграть с вами в интересную игру, которая называется «Как весной меняется природа».

Цель: закрепить приметы вены, активизировать речь детей.

Куколку передают по кругу и называют приметы весны.

  1. Тает снег, бегут ручьи,
  2. На деревьях набухают почки, появляются первые цветы,
  3. Появляются первые листочки,
  4. Прилетают птицы,
  5. Появляются первые насекомые,
  6. Распускаются первые цветы,
  7. Люди сажают цветы, деревья, сеют семена.

Воспитатель:   молодцы, очень хорошо!

Дюймовочка очень любит розы, но весной их не находит, почему? Какие цветы распускаются первыми?

Дети: подснежники,….

Воспитатель: наши гости заметили, что весной многие люди сажают деревья, сеют семена.   Ребята, как вы думаете, почему именно  весной люди занимаются посадкой растений? Что нужно, чтобы семена проросли? Помогут нам ответь на этот вопрос волшебные тарелочки. Подойдите, пожалуйста к столу и обратите внимание на первую тарелочку. Что в ней лежит?

Дети: семена сухие, длинненькие, жёлтые.

Воспитатель: правильно, это  сухие семена пшеницы, молодцы.

Обратите внимание на вторую тарелочку, какие здесь семена? Чем они отличаются от первых?

Дети: семена мокрые и проросли.

Воспитатель: молодцы, они действительно немного проросли. Как вы думаете, почему?  Какое растение вырастет из семян пшеницы? Что ещё необходимо чтобы из семян выросла хорошая пшеница?

Дети: ещё нужны, земля и тепло.

Воспитатель: обратите внимание на третью тарелочку. Вы  правы, в хорошей земле, в тепле, и достаточной влаге, зёрна проросли.

 В сказке из ячменного зёрнышка вырос цветок, а в реальной жизни, что вырастет из ячменного зёрнышка?

Дети: ячмень

Воспитатель: А  цветок тюльпана?

Дети: из луковицы.

Воспитатель: молодцы, наша сказка продолжается, прошу занять свои волшебные стулья.  Ребята. У нашей Дюймовочки скоро день рождения, ведь она родилась прекрасным весенним днём. Её друг Эльф, решил сделать ей подарок, вырастить из луковицы цветок, как тот в котором её нашла добрая женщина, её мама. Он посадил его ещё зимой, полил и спрятал в тёмное место, что Дюймовочка не нашла. А когда собрался его дарить, цветок не вырос, появился лишь маленький росток. Вот он. Почему? Что Эльф сделал не правильно?

Дети: надо поставить цветок на свет и поливать.

Воспитатель: как вы думаете, куда надо поставить цветок, что бы он быстрее вырос?

Дети: на подоконник.

Воспитатель: ставит цветок. Прошу присаживаться. Дорогие сказочники, путешествие продолжается. Уважаемые сказочники послушайте стихотворение  и скажите, пожалуйста, какое время года наступает после весны?

Если в поле бродят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже …лето,

Значит, кончилась …весна.

 Дети: лето.

Появляется лягушка.

Воспитатель: наша лягушка весёлая и добрая, приглашает все на полянку веселиться и  танцевать.

Песенка из мутфильма «Дед Мороз и лето».

Дидактическая игра «Чем лето отличается от весны»

Воспитатель: молодцы! Нам пора дальше, сказочные стульчики ждут сказочников.

Звучит  музыка осеннего дождя, падает осенний листок.

Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, это листок из нашего весёлого лета?

Дети: нет, это осенний листик.

Воспитатель: В какое время года  мы попали?

Дети: осень.

Воспитатель: И берёзки, и осинки,

Злой свирепый ветер гнёт,

Гроздья красные рябинки

С веток запросто сорвёт.

Это осени приметы:

Ветер, холод, дождь, печаль.

До свиданья! – крикнем лету,-

Вновь на целый год прощай.

 Ребята, давайте вспомним, что происходит с природой осенью?

Дети: листопад, становится холодно, солнце светит реже, много грибов,…

Воспитатель: обратите внимание на карту, кто нас встречает?  Как она помогла Дюймовочке?

Дети: мышка приютила девочку и  спасла её от голода и холода?

Воспитатель: почему девочке было тепло, уютно, сытно в норке у мышки?

Дети: она делает запасы на зиму и утепляет норку.

Воспитатель: какие еще животные делаю запасы на зиму. Как они готовятся к зиме?

Дети: белка, суслик, крот, ежик делаю запасы на зиму. …..

 

Падает снежинка, звучит музыка «вьюга».

Воспитатель: Ой, как холодно, завывает вьюга, какое время года нас ждёт впереди?

Дети: зима

Воспитатель: стихотворение о зиме.

Ребята, посмотрите внимательно на карту и подумайте, кого из героев сказки мы сможем встретить зимой? Ласточку встретим? Почему? И т.д.

Вернулись в весну музыка, голоса птиц.

Итог занятия.

Наше путешествие по временам года подходит к концу. Все четыре времени года не заметно пролетели. Но пока мы путешествовали. Некоторые приметы перепутались и их надо срочно вернуть в свои сказки: весну, лето, осень, зиму.

Дети подходят по одному, берут картинку, объясняют своё решение и закрепляют на карте.

Теперь всё в порядке.

 Открою вам один секрет. У нашей Дюймовочки сегодня день рождения.

 Ой, посмотрите ребята, а цветок – то расцвёл.

Дюймовочка и Эльф благодарят вас за интересную сказку путешествие.

На память оставляют вам свои фото. А раскрасите их в группе.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи....

Конспект игры-занятия по познавательно-речевому развитию во второй группе раннего возраста Тема: "В гостях у сказки"

Вовлекать детей в процесс слушания сказки.Учить детей действовать согласно стихотворному тексту.Учить слышать и понимать заданные вопросы.Развивать наглядно-действенное мышление.Создавать ощущение эмо...

Интегрированное занятие (познавательно-речевое развитие) для детей младенческого возраста по теме: «Я расту».

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического...

Конспект познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Волшебство воды».

Форма проведения: нетрадиционное  познавательно-речевое занятие с  экспериментально-исследовательской деятельностью.Цель: совершенствовать представление детей о жидком состоянии воды для раз...