Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transport_priklyucheniya_v_lesu.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста

«Транспорт. Приключения в лесу.»

С использованием современных образовательных технологий: моделирование, игровые технологии, здоровьесберегающая, блоки Дьенеша

Ганецкая Любовь Викторовна, ГБДОУ компенсирующего вида д/с №17 Калининского района, воспитатель г. Санкт-Петербург

Задачи:

- закреплять знания о транспорте, его видах - наземном, водном, воздушном

- развивать умение различать и классифицировать транспорт по его видам

- обобщать знания детей о профессиях на транспорте

-развивать связную речь детей – диалогическую и монологическую форму речи,

  подбирать к существительному несколько прилагательных

- развивать фонематический слух

-развивать интонационную выразительность речи

-развивать внимание, память, логическое мышление, внимательность

-вызвать эмоциональный отклик

- развивать творческие способности детей

-обогащать и активизировать лексический словарь детей

- воспитывать наблюдательность и дисциплинированность, уважение к людям разных профессий, желание помочь персонажу игры решить его проблемы.

Планируемые результаты:

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»: проявляют интерес к участию в подвижных играх.

Интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляют интерес к информации, получаемой в процессе общения, в игре, в случаях затруднения обращаются за помощью к взрослому, принимают живое, заинтересованное участие в ходе совместной деятельности.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» : Эмоционально тонко чувствуют переживания персонажа истории, выражают свое отношение к конкретному поступку персонажа.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: проявляют умение поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные и общепринятые нормы и правила поведения»: разделяют игровые и реальные взаимодействия, способны планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач.

 Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения задач, поставленных взрослым.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: способны принять задачу на запоминание, помнят поручение взрослого, могут выучить небольшое стихотворение, способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, сосредоточенно действовать в течении 15-25 минут.

Лексический словарь:

Существительные: транспорт, названия разных видов транспорта, профессия, капитан, космонавт, тракторист, летчик, машинист, кондуктор, шофер, стюардесса, колесо, руль, фара, зеркало, сиденье, дверца.

 Прилагательные: наземный, воздушный, водный;  относительные прилагательные образованные от имен существительных – стеклянная (-ое), резиновое, кожаное, пластмассовое, металлическая; прилагательные обозначающие профессиональные и человеческие качества шофера (пилота).

Материалы и оборудование: Игрушка медвежонок; комплект машины для ковролинографа с вырезанными частями –колесо, руль, фара, зеркало, сиденье, дверца; схемы кодирующие виды транспорта (волна, дорога, облако); карточки с изображением водного, наземного и воздушного транспорта; цифры 2 и 5; Блоки Дьенеша; картинки с изображением водителя или пилота; бочонок для сюрприза со сладостями.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Ход  совместной деятельности:

Дети встают полукругом около доски с изображением автомобиля, на котором не хватает несколько деталей (колеса, фары, дверцы, руль, сиденье, зеркало)

Воспитатель: (Игровая задача) Дидактическая игра «Поможем медвежонку собрать автомобиль» Сегодня к нам в гости пришел медвежонок. Он хочет, чтобы вы ему помогли. Вот какая история с ним приключилась:

Однажды медвежонок, неучем он был,

Сел в папину машину и в лес он покатил,

Не ведая дороги, не объезжая пней,

Он яму не заметил и оказался в ней.

Машина развалилась, конечно, по частям,

Тут понял медвежонок – во всём виновен сам.

Чтобы водить машину надо взрослым стать

И правила движенья надо соблюдать.

Медведь переживает, кряхтит, не спит всю ночь

И просит вас ребята в беде ему помочь:

Для папочки машину из частей собрать,

А собирая вместе, те части называть. (автор Ганецкая Л.В.)

Для того, чтобы собрать все части автомобиля мы с вами будем выполнять задания и за каждое правильно выполненное задание мы будем получать одну часть автомобиля

(Дети садятся на стульчики стоящие полукругом)

1. Медвежонок загадывает загадку:

По дорогам и полям

Едет транспорт тут и там.

Каждый день его встречаю,

А как назвать его не знаю?

Воспитатель: Как называется такой транспорт? (наземный транспорт)

Назовите, какой наземный транспорт вы знаете? А какие еще виды транспорта вы знаете?

Назовите. Какой воздушный транспорт вы знаете? Назовите, какой водный транспорт вы знаете?

А теперь поиграем в игру «Разложи транспорт». На доске выкладывается цепочка, схематично изображающая виды транспорта. Воспитатель показывает схемы (волна, облако, дорога), объясняет, что нужно разделить весь транспорт на водный, наземный и воздушный. Задание детям – каждый выбирает на столе карточки с изображением видов транспорта, по одной карточке каждого вида. Затем выставляет карточки на доске, называя транспортное средство, и к какому виду оно относится (Это самосвал наземный транспорт, это пароход водный транспорт и т.д.) Каким общим словом это все можно назвать? (Транспорт)

Молодцы вы правильно выполнили задание и получаете одну часть автомобиля – колесо.

2. Следующее задание «Назови профессию» - вам нужно разгадать загадки и назвать существующие на транспорте профессии. Загадки, выученные заранее, загадывают дети:

Он водил вокруг Земли
Пароходы, корабли,
Все моря и океан
Покорил наш...(Капитан)


Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?... (Космонавт)  

Под весенний птичий свист

Пашет землю ... (Тракторист)

 Как воздушная принцесса

В форме лётной… (Стюардесса)

Вижу в небе самолет,                                                                                            
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,                                                          
По другому просто ...(Лётчик)

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их ...(Машинисты)


Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.(Кондуктор)

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …(Шофёр)

А теперь скажите, для того чтобы хорошо водить автобус какой должен быть водитель? (Водитель должен быть… сильный, внимательный, здоровый, весёлый, ловкий, умный, находчивый, красивый, вежливый и т.д., добиваться полного ответа детей.)

 Да вы всё правильно рассказали о водителе и получаете ещё одну деталь автомобиля – это фара.

3. Чтобы выполнить следующее задание нам надо выполнить гимнастику для пальчиков:

 Эй водитель осторожно,             (На каждое слово дети загибают пальчик Ехать быстро невозможно             сначала на одной, затем на другой руке) 

Знают люди все на свете                   (Указательным и средним пальцами                                      В этом месте ходят дети                                          «шагают»  по столу)

Игра «Посчитай транспорт».  Медвежонок не умеет считать, помогите ему сосчитать транспорт. Я буду подставлять картинку с транспортом к цифрам 2 и 5, а вы должны правильно сосчитать и сказать что вы видите: - Я вижу два автобуса,... пять автобусов; …два самолёта, …пять самолётов ит.д.)

Молодцы и это задание вы выполнили и получаете дверцу от автомобиля.

4. «Собираем автомобиль». Давайте попробуем уже собрать автомобиль. Какие детали у нас есть называйте? (фара –из чего она сделана?(из стекла) Она какая? (стеклянная); колесо –из чего оно сделано?(из резины) Оно какое? (резиновое); дверца –из чего она сделана? (из металла) Она какая?(металлическая). Каких деталей еще не хватает? Назовите (не хватает руля, сиденья, зеркала).

5. Физкультурная пауза - «Сели на машину». ( Развитие речевого дыхания и голоса) Чтобы найти остальные детали, вставайте в круг,  поедем на машине:

Сели на машину, налили бензину, поехали    (дети держат в руках

 воображаемые рули,  двигаясь друг

за другом по кругу, изображают

шуршание шин: - шо-шу, шо-шу)

Вдруг «Хлоп – бац» Что такое?

Лопнули шины! Что же делать?

Это просто, покачай насос ты!    (Вдох через нос, наклон вниз, выдох через  Покачай насос ты! Это просто.                 рот ф-ф-ф, выпрямиться – вдох)  Накачали колеса, сели на машину , поехали дальше                                                       Едем далеко, вдруг видим!

Высоко самолёт летит, в нём мотор гудит.

Как гудит?     (Дети: у-у-у, руки в стороны, покачиваясь из стороны в сторону) 

Самолёты полетели загудели громко         (Дети на выдохе: у-у-у громко)      

А теперь тихонько погудели                  (Дети: у-у-у тихо)                                          

И на полянку прилетели.

6. Игра «Составь предложение» Когда медвежонок ехал к нам, услышал на вокзале такое объявление: 

Беда случилась на вокзале!

По микрофону нам сказали:

Ой, слова все разбежались,

В предложенье не собрались.

Вы слова не растеряйте –

Предложенья составляйте:        

Машина, мост, едет, на; Самолёт, небо, летит, по; Поезд, горка, едет, под; 

Молодцы, задание выполнили и получите еще одну деталь – руль.

7. Чтобы выполнить следующее задание нам надо выполнить гимнастику для пальчиков:

 Эй водитель осторожно,            (На каждое слово дети загибают пальчик Ехать быстро невозможно            сначала на одной, затем на другой руке)       Знают люди все на свете                 (Указательным и средним пальцами                                                                             В этом месте ходят дети                                          «шагают»  по столу)

7.Игра «Автомобильная мастерская». Чтобы правильно собрать автомобиль для медвежонка мы должны потренироваться и построить автомобиль по схеме из геометрических деталей (Блоки Дьенеша). На доске вывешивается схема постройки, дети подбирают детали, строят. Вопросы: какие детали использовали?, Сколько деталей?. Медведь оценивает автомобили.

Молодцы получите ещё одну деталь – сиденье.    

8. Игра «Похвальбушки». Пока вы строили машину, я тоже построила машину. Хотите поиграть со мной в игру «Похвальбушки»? Я буду говорить о своей машине, а вы должны похвастаться, что у вас лучше. Например: У меня машина быстрая, а у меня машина быстрее.

У меня машина  тяжелая,…

У меня машина   просторная,…

У меня машина   длинная,…

У меня машина    красивая,…

У меня машина    медленная,…

У меня машина    большая,…

У меня машина     милая,…

У меня машина быстрая,…

И с этим заданием вы все справились, получите ещё одну деталь – зеркало.

9. Игра «Соберём машину для папы медвежонка" Какие детали ещё у нас появились, называйте? (руль –из чего он  сделан?(из пластмассы) Он какай? (пластмассовый); сиденье –из чего оно сделано?(из кожи) Оно какое? (кожаное); зеркало –из чего оно  сделано? (из стекла) Оно какое?(стеклянное). Вот мы и помогли медвежонку собрать автомобиль для его папы.

(Медвежонок благодарит детей и угощает любимыми сладостями. Прощается с детьми)

Вот и закончилось наше приключение, а ты медвежонок больше не шали, слушайся взрослых и не нарушай правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД в старшей группе "Приключения в лесу"

Конспект интегрированной НОД в старшей группе "Приключения в лесу" . Его целью является воздействие на биологические активные точки по системе Су Джок для стимуляции речевых зон коры головного мозга....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».

Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию для детей средней и старшей группы "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Мы к сказке в гости постучимся,Чудес немало встретим в ней,Гуляют в сказке небылицы,И волшебства немало в ней....

Конспект познавательно-речевое образовательной деятельности для детей 6-7 лет "Волшебная страна - подводное царство"

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – ...