Конспект речевой образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Народное искусство»
план-конспект занятия (старшая группа)

Осипова Кристина Львовна

Цель:

Ознакомление детей с народным искусством

 

Программные задачи:

- Уточнять и расширять знания детей в сфере народного искусства;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnoe_iskusstvo.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»

Конспект речевой образовательной деятельности

с детьми старшей группы на тему

«Народное искусство»

Подготовила:

воспитатель МОУ СОШ № 27

Осипова К.Л.

Г. о.  Подольск, 2024г.

Цель:

Ознакомление детей с народным искусством

Программные задачи:

- Уточнять и расширять знания детей в сфере народного искусства;

-Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома,    городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями;

-Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;

- Активизировать словарь детей по лексической теме «Народное искусство»;.

- Совершенствовать диалогическую речь;

- Способствовать развитию связной речи;

 - Развивать память, мышление, внимание, мелкую и общую моторику;

- Способствовать формированию положительной установки при участии на занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества;

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- Продолжать воспитывать любовь к своей Родине.

Оборудование и материалы:

Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, картины.

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап

В: Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам посетить ярмарку. Скажите, как вы понимаете слово ярмарка? (Ответы детей)

В: Молодцы! Ярмарка - это устраиваемый регулярно, в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения.

На ярмарке веселились, как могли. Песни пели, плясали, силами мерились, покупали и продавали, ремеслом хвалились, подарки раздавали. Давайте же окунемся в мир ярмарки, и поиграем в одну интересную игру с бубном!

Поисковый этап

Дети играют в игру «Поиграй, поиграй, бубен дальше передай» с педагогом под русскую народную мелодию «Гармонь».

Практический этап

В: Прежде чем познакомиться с первым русским народным промыслом, послушайте загадку!

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, с севера пришла,

И цветами расцвела!

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми… ( Гжель).

В: Правильно, это Гжель! Давайте подойдем с вами поближе к изделиям, выполненными в данной технике!

Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Ребята, а вы знаете, из какого материала гжельские мастера изготавливали свои изделия? (Из глины)

В: Совершенно верно!  Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать», поскольку мастера обжигали свои изделия, сделанные из глины, в печи.

А теперь, рассмотрите эти красивейшие изделия. Какие цвета использовали мастера для росписи своих творений? (Белый, синий, голубой)

В: Конечно! Поскольку глиняная посуда без росписи выглядела скучно, мастера долго думали, как бы им необычно ее украсить! Посмотрели они вокруг и решили использовать цвета окружающей их природы!

Скажите, где в природе мы можем увидеть белый цвет? Синий, голубой? (Белый снег, облака, голубое небо, синие озера)

В: Верно, друзья! А теперь скажите мне, какие элементы узоров гжельской росписи вы заметили! (Ягоды, бутоны, цветы, трава, злаки, птицы, завитки, точки и.т.д)

В: Да, вы все точно подметили! А какую посуду украшают гжельской росписью? (Чайники, чашки, вазы, кувшины и.т.д).

В: Молодцы! И я предлагаю сыграть с вами в игру «Назови ласково». Я буду кидать Вам мяч и называть ту или иную посуду, а вы будете называть ее ласково. Например – блюдце- блюдечко.

Дети играют с педагогом в игру «Назови ласково».

Чайник – чайничек;

Чашка – чашечка;

Кружка – кружечка;

Ваза – вазочка;

Кувшин – кувшинчик;

Блюдце – блюдечко;

Кастрюля – кастрюлька;

Ложка – ложечка и.т.д

В: Какие вы молодцы! А теперь, послушайте следующую загадку!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые.

(Хохлома)

В: Верно! Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии. Давайте подойдем ближе и рассмотрим эти изделия поближе. Из какого материала их изготавливали? (Из дерева).

В: Правильно! А какие вы видите изделия, выполненные в технике хохломы? (ложки, доски, чашки, сахарницы и.т.д).

Посмотрите, все изделия нарядные, расписные… А вы заметили, какой цвет является фоном для данной росписи? (Черный).

Абсолютно верно! А каким цветом выполнены узоры? (красным, белым, золотистым)

Да, как правила, мастера использовали именно эти цвета!

А чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета - местные мастера при выполнении росписи наносили на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывали изделия лаком и три-четыре раза обрабатывали их в печи.

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Наверняка, даже у вас дома можно встретить какую-нибудь посуду, выполненную в стиле хохломы!

Физкультминутка

В: А теперь, давайте с вами снова отдохнем и повеселимся!

Едем в Городец

Быстро-быстро мы поедем

В Городец, в Городец!

На коне лихом там скачет

Удалец-молодец!

Где цветы всего прекрасней?

В Хохломе, в Хохломе!

Ягодки, цветочки, травки

В золоте, в золоте!

В Дымково игрушки – чудо

Яркие-яркие.

На лошадке скачет быстро

Барыня, барыня.

А Посадские платочки

Теплые-теплые!

И для мамы и для дочки

Яркие, толстые!

Дети повторяют движения за педагогом

В: Посмотрите, кто здесь появился? (Матрешка)

Конечно! Это же матрешка!

Давайте посмотрим на нее, какая она? (круглолицая, красивая, расписная и.т.д)

Точно, ваши слова очень подходят под описание матрешки. Считается, что появилась она в начале 19-го века. Выполнена такая игрушка из дерева, содержит в себе более маленькие фигурки. Обычно, их число составляет три игрушки и больше.

Всем иностранцам показалась очень интересной, необычной и невероятно красивой данная игрушка. Поэтому, посетив нашу страну, им всегда хочется приобрести в качестве сувенира именно ее!

В: Матрешка хочет познакомить вас и с другими игрушками, которые родились в селе Дымково. Как вы думаете, как называются эти игрушки? Их название кроется в наименовании села, где они были сделаны (Дымковские).

В: Правильно! Посмотрите на них внимательно, из какого материала они сделаны? (Из глины).

Да, причем, украшали дымковские игрушки только женщины и дети.

А из каких элементов состоит дымковский узор? (Из кругов, полосок, клеток). Точно, а какие цвета вы здесь видите? (Желтый, оранжевый, синий, зеленый, красный, розовый, белый, черный).

Да, дымковские игрушки – самые яркие и веселые! Сложно найти две одинаковые игрушки, поскольку каждый творец хочет сделать ее самой необычайной и яркой!

В: напоследок, я хочу показать вам вот такой чудесный поднос. Он выполнен в технике жостовской росписи. Родиной таких подносов является деревня Жостово Московской губернии.  Основной цвет у этих подносов – черный, ну а основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Рефлексивно – оценочный этап.

Скажите, вам понравилось побывать сегодня на ярмарке? Какой промысел запомнился или же понравился вам больше всего? Что вам понравилось в том или ином промысле? Спасибо вам, нам пора возвращаться в группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему: Русская народная сказка «Хвосты»

ТЕМА: Русская народная сказка «Хвосты»Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой (ЧХЛ)Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),замечать изобразительно-выразительные средства, по...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Ознакомление с народным искусством» (с использованием ЭОР)

Знакомство с предметами народно-прикладного искусства. Закрепление  знаний о дымковской игрушке, росписи дымковских мастеров....