Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России, с культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kultury_i_traditsii._teatralnaya_nedelya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Выполнила: Воспитатель

 Карпенко Лариса Викторовна

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.
  2. Расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке.
  3. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
  4. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.

Итоговые мероприятия:

  • Творческие работы детей по мотивам русских художественных промыслов;
  • Мини-выставка «Самара театральная»;
  • Литературная викторина по русским народным сказкам.

Направления в развитии:

  • Социально-коммуникативное;
  • Речевое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое.

  1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение: 

  • «Традиции русского народа»;
  • «О русских народных промыслах»;
  • «Русская матрёшка»;
  • «Устное народное творчество в России»;
  • «Потешный промысел наших предков»;
  • «Русские народные музыкальные инструменты»;
  • «Из прошлого театра»;
  • «Самара театральная».

Моделирование ситуаций:

  • «Госпожа честная Масленица»;
  • Инсценированное чтение потешек;
  • Придумывание своих мелодий к частушкам.

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
  • Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям.
  • Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучимся в теремок», «Мастерская городецких художников».
  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Словесные игры:

  • «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы,- «Путаница», «Радость» К.Чуковского); «Шутка» В.Александровой.
  • «Подбери слово».
  • «Скажи по-другому».
  • «Наоборот».
  • «Назови ласково».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;
  • «Магазин-лавка народных игрушек»;
  • «Игра-экскурсия в «Город мастеров»»;
  • «Путешествие по Самаре театральной»;
  • «Ярморка».

Дидактические игры:

  • «Кто где работает?» (город, село);
  • «Расставь жилище»;
  • «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);
  • «Кому что нужно для работы»;
  • «Отгадай загадки»;
  • «Придумай загадку»;
  • «Повтори скороговорку»;
  • «Придумай колыбельную для куклы».

Игры-ситуации:

  • «У бабушки в деревне»;
  • «Мы встречаем гостей»- угощение блинами;
  • «Чему должны были научиться люди»;
  • Игры-путешествия в прошлое предметов.

Настольно-печатные игры:

  • «Наш дом - Россия»;
  • «Народы России»;
  • «Мой дом».

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Гуси-лебеди», «Надень шапку», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог». Хоровод «Гори-гори ясно».

  1. Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;
  • Малые фольклорные формы;
  • Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки;
  • Народные праздники - Масленица и Пасха;
  • Русские народные музыкальные инструменты;
  • Культурные традиции родного города;
  • Чем славилась русская изба.

Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Рассказ воспитателя с обсуждением:

  • Как  жили люди на Руси;
  • Как раньше в гости ходили;
  • Из прошлого ложки;
  • Русская изба, чем ты красна;
  • Русская национальная одежда;
  • Русские национальные обрядовые праздники- Масленица и Пасха;
  • Народные игрушки.

Конструирование из бумаги:

  • Скамья (лавка);
  • Стол;
  • Печка;
  • Изба;
  • Театральная афиша.

  1. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  1. Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
  2. Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;
  • Филимоновские дымковские игрушки;
  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина», «Стрелецкая слобода», «Старая Москва», «Медведчики (развлечения)».

Книги энциклопедического характера:

  1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
  2. «Русские художественные промыслы».
  3. Альбом «Народная игрушка».
  4. Альбом «Русский самовар».
  5. Альбом «Ремёсла наших предков».
  6. Альбом «Одежда крестьян».
  7. Альбом «Играй, гармонь».
  8. Альбом «Письменность на Руси».
  9. Альбом «Деревянное зодчество».
  10. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;
  • Устройство русской печи;
  • Строительство избы;
  • Иллюстрации глиняных предметов;
  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к пастешкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки»,  «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева;
  • «Кострома» и  «Казачок», обр. М.Иорданского;
  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
  • Игры с деревянными  ложками.

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.
  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Рисование:

  1. Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски-франтихи» или «Дымковский конь».
  2. Декоративное по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках».

Лепка:

Знакомство с искусством - керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов».

Аппликация:

  • «Укрась Дане сарафан»;
  • «Театральная афиша».

Самостоятельное художественное творчество:

  1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
  2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
  3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
  4. Пение русских народных песенок и попевок.
  5. Придумывание пословиц и поговорок.
  6. Инсценированное чтение потешек.
  7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

  1. Взаимодействие с семьёй:
  1. Создание выставки в группе «Русские художественные промыслы».
  2. Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок (Самарский Краеведческий музей, музей им. П.В. Алабина).
  3. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
  4. Просмотр телепередачи «Играй, гармонь».
  5. Приобщение детей к семейным традициям.
  6. Посещение концертов русского народного хора, оркестра музыкальных инструментов.

Методическая литература:

  1. Бочкарёва О.И. «Развитие речи. Старшая группа. Занимательный материал».
  2. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».
  3. Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста».
  4. Дыбина О.В. «Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов».
  5. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
  6. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
  7. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду».
  8. Попова Е.А. «Волшебные времена года».
  9. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» старшая группа.
  10. Шорыгина Т.А. «Наша Родина- Россия».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Моя семья"

Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми  старшей группы по теме "Моя семья"...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме: "Народная культура и традиции"

Формирование у детей интереса к русской культуре. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, зазывалки...

Содержание образовательной работы с детьми старшей группы по теме недели «Золотая осень в моем городе» согласно Рабочей программы на 2016-2017г.г.

Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие...

Комплексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы " Солнышко"

Комплексно - тематическое планирование включает тему недели, содержание работы, итоговое мероприятие....

Комплексно- тематический план воспитательной образовательной работы в первой младшей группе по теме недели "К нам весна шагает"

Комплексно- тематический план воспитательной образовательной работы в первой младшей группе по теме недели "К нам весна шагает"...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя

Планирование воспитательно-образовательной работы  с детьми  старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя...

Комплексно – тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы

Комплексно – тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы...