Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России, с культурой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultury_i_traditsii._teatralnaya_nedelya.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».
Выполнила: Воспитатель
Карпенко Лариса Викторовна
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.
- Расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке.
- Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
- Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине.
Итоговые мероприятия:
- Творческие работы детей по мотивам русских художественных промыслов;
- Мини-выставка «Самара театральная»;
- Литературная викторина по русским народным сказкам.
Направления в развитии:
- Социально-коммуникативное;
- Речевое;
- Познавательное;
- Художественно-эстетическое.
- Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Традиции русского народа»;
- «О русских народных промыслах»;
- «Русская матрёшка»;
- «Устное народное творчество в России»;
- «Потешный промысел наших предков»;
- «Русские народные музыкальные инструменты»;
- «Из прошлого театра»;
- «Самара театральная».
Моделирование ситуаций:
- «Госпожа честная Масленица»;
- Инсценированное чтение потешек;
- Придумывание своих мелодий к частушкам.
Коммуникативное развитие (развитие речи):
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
- Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ролям.
- Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучимся в теремок», «Мастерская городецких художников».
- Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
- Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
- Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».
Словесные игры:
- «Кто больше найдёт небылиц» (по произведениям, содержащим небылицы,- «Путаница», «Радость» К.Чуковского); «Шутка» В.Александровой.
- «Подбери слово».
- «Скажи по-другому».
- «Наоборот».
- «Назови ласково».
Сюжетно-ролевые игры:
- «К нам гости пришли»;
- «Магазин-лавка народных игрушек»;
- «Игра-экскурсия в «Город мастеров»»;
- «Путешествие по Самаре театральной»;
- «Ярморка».
Дидактические игры:
- «Кто где работает?» (город, село);
- «Расставь жилище»;
- «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент);
- «Кому что нужно для работы»;
- «Отгадай загадки»;
- «Придумай загадку»;
- «Повтори скороговорку»;
- «Придумай колыбельную для куклы».
Игры-ситуации:
- «У бабушки в деревне»;
- «Мы встречаем гостей»- угощение блинами;
- «Чему должны были научиться люди»;
- Игры-путешествия в прошлое предметов.
Настольно-печатные игры:
- «Наш дом - Россия»;
- «Народы России»;
- «Мой дом».
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Волк», «Стадо», «Картошка», «Козёл и дети», «Гуси-лебеди», «Надень шапку», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог». Хоровод «Гори-гори ясно».
- Познавательное развитие.
Беседы:
- Народные обряды и обычаи встречи весны;
- Малые фольклорные формы;
- Русские народные промыслы - деревянная, глиняная игрушки;
- Народные праздники - Масленица и Пасха;
- Русские народные музыкальные инструменты;
- Культурные традиции родного города;
- Чем славилась русская изба.
Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Рассказ воспитателя с обсуждением:
- Как жили люди на Руси;
- Как раньше в гости ходили;
- Из прошлого ложки;
- Русская изба, чем ты красна;
- Русская национальная одежда;
- Русские национальные обрядовые праздники- Масленица и Пасха;
- Народные игрушки.
Конструирование из бумаги:
- Скамья (лавка);
- Стол;
- Печка;
- Изба;
- Театральная афиша.
- Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
- Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
- Предметы городецкой росписи;
- Филимоновские дымковские игрушки;
- Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина», «Стрелецкая слобода», «Старая Москва», «Медведчики (развлечения)».
Книги энциклопедического характера:
- Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
- «Русские художественные промыслы».
- Альбом «Народная игрушка».
- Альбом «Русский самовар».
- Альбом «Ремёсла наших предков».
- Альбом «Одежда крестьян».
- Альбом «Играй, гармонь».
- Альбом «Письменность на Руси».
- Альбом «Деревянное зодчество».
- Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
- О праздниках на Руси;
- Устройство русской печи;
- Строительство избы;
- Иллюстрации глиняных предметов;
- Иллюстрации художника Ю.Васнецова к пастешкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
- «Заинька», обр. С.Кондратьева;
- «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
- Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
- Игры с деревянными ложками.
Пение:
- Заклички, приговорки, прибаутки.
- Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски-франтихи» или «Дымковский конь».
- Декоративное по мотивам городецкой росписи: «Узор на полосе из бутонов и листьев» или «Узоры на кухонных досках».
Лепка:
Знакомство с искусством - керамическая посуда, украшенная росписью и рельефом: «Тарелка с узором» или «Ваза для фруктов».
Аппликация:
- «Укрась Дане сарафан»;
- «Театральная афиша».
Самостоятельное художественное творчество:
- Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
- Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
- Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
- Пение русских народных песенок и попевок.
- Придумывание пословиц и поговорок.
- Инсценированное чтение потешек.
- Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
- Взаимодействие с семьёй:
- Создание выставки в группе «Русские художественные промыслы».
- Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок (Самарский Краеведческий музей, музей им. П.В. Алабина).
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
- Просмотр телепередачи «Играй, гармонь».
- Приобщение детей к семейным традициям.
- Посещение концертов русского народного хора, оркестра музыкальных инструментов.
Методическая литература:
- Бочкарёва О.И. «Развитие речи. Старшая группа. Занимательный материал».
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».
- Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста».
- Дыбина О.В. «Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
- Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
- Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду».
- Попова Е.А. «Волшебные времена года».
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» старшая группа.
- Шорыгина Т.А. «Наша Родина- Россия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Моя семья"
Примерный комплексно-тематический план образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Моя семья"...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме: "Народная культура и традиции"
Формирование у детей интереса к русской культуре. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, зазывалки...
Содержание образовательной работы с детьми старшей группы по теме недели «Золотая осень в моем городе» согласно Рабочей программы на 2016-2017г.г.
Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие...
Комплексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы " Солнышко"
Комплексно - тематическое планирование включает тему недели, содержание работы, итоговое мероприятие....
Комплексно- тематический план воспитательной образовательной работы в первой младшей группе по теме недели "К нам весна шагает"
Комплексно- тематический план воспитательной образовательной работы в первой младшей группе по теме недели "К нам весна шагает"...
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшая группа (5-7 лет) Здравствуй, солнечное лето! 1 неделя...
Комплексно – тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы
Комплексно – тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы...