Информационно-познавательный, исследовательский проект в старшей группе "Хочу всё знать"
проект (старшая группа)
Проект, направленный на развитие познавательного интереса детей старшей группы через опытно- экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационно-познавательный, исследовательский проект в старшей группе | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Хочу все знать»
Срок реализации: ноябрь - январь
Старшая группа
с. Тасеево 2022-2023 уч.г.
Актуальность
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
Ребенок – исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, способствующая формированию целостной картины мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения.
Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует расширению словарного запаса.
Тип проекта:
По продолжительности - долгосрочный (ноябрь - январь);
По составу участников проекта - групповой;
По направленности деятельности участников проекта: информационно – познавательный, исследовательский.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
- развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
- расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и химическими явлениями;
- формировать практические умения выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
- способствовать воспитанию бережливости.
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
- методист (методическая поддержка и консультирование);
- дети старшей группы;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
- Информационное обеспечение:
-видео презентации;
- фотографии, открытки, иллюстрации, книги, другие наглядно-дидактические пособия.
- Материально-техническое обеспечение:
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор;
- магнитофон;
- неоформленный бросовый и природный материал;
- бытовая химия, вещества, пищевые продукты для опытов;
- посуда для опытов, клеенчатые фартуки, лоскуты ткани, кисточки.
Риски:
- низкая активность родителей;
- изменение сроков проведения мероприятий;
- низкая посещаемость сада детьми в зимние месяцы.
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Содержание | Результат |
1 | Организационно-подготовительный. | Исследование актуальности проекта. Постановка цели и задач, определение направлений реализации проекта. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта. Разработка плана действий согласно цели и задачам проекта. Пополнение предметно-развивающей среды. | Обсуждение цели, задач с детьми, родителями; подбор методической литературы по теме проекта; подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями. |
2 | Рефлексивно-диагностический. | Подбор диагностического инструментария с опорой на целевые ориентиры программы. Внесение по необходимости изменений в перспективный план проекта. | Анализ проделанной работы. Выполнение необходимой корректировки действий по проекту. |
3 | Практический | Непосредственная реализация проекта. | Проведение мероприятий, организация практической деятельности детей. |
4 | Заключительный | Анализ и оценка проделанной работы. | Презентация проекта. |
Работа с родителями
- Консультации по теме проекта;
- Пополнение предметно-развивающей среды;
Перспективный план работы с детьми
*В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.
Мероприятие | Сроки |
«Царица-водица» Просмотр презентаций: - «Воды земного шара». Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода. - «Свойства воды». - «Вода – наше богатство», «Берегите воду». Дидактические игры: - «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Где спряталась вода?», Прослушивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Звонкий ручей». Опытно-экспериментальная деятельность «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка», «Тонет – не - тонет», «Вода - жидкая», «Что растворяется в воде», «Фильтрование воды разными способами» «Вода не имеет формы», «Салют в банке», «Лед легче воды».
«Воздух вокруг нас» Просмотр презентаций: - «Значение воздуха для всего живого». - «Значение ветра в природе». - «Ветер наш враг или друг?». Просмотр мультфильма: Смешарики «Воздух для вдохновения». Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта. Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки). Чтение произведений художественной литературы: - И. Токмакова «Ветрено, ветрено», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкова «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер». Опытно - экспериментальная деятельность «Где спрятался воздух?» «Как увидеть воздух?» «Движение воздуха» «Имеет ли воздух вес?» «Опыт с апельсином» «Кто надует пузырь больше». «Как тайное становится явным» Просмотр презентации: - «История письменности». - «Стеганография (тайнопись)». Понятие о симпатических чернилах. Невидимые чернила. Опытно-экспериментальная деятельность: «Знакомство с «невидимыми чернилами» «Рисование симпатическими чернилами» «Проявление чернил» | Ноябрь |
«Акварельные эксперименты» Просмотр видеоролика «Производство красок». Знакомство с составом акварельных красок. Опытно-экспериментальная деятельность: «Изготовление акварельных красок» «Рисование красками собственного производства» «Рисование на молоке» «Экспериментирование с природными красителями (сок овощей)». «Мыльные эксперименты» Беседа: «Что мы знаем о мыльных пузырях?». «История мыла. Виды мыла». Чтение С. Маршака «Мыльные пузыри». Опытно-экспериментальная деятельность: «Рисование мыльными пузырями» «Пузыри-гиганты» «Прыгающие пузыри». | Декабрь |
«Волшебница - соль» Просмотр презентации: «Поваренная соль» (История, значение соли). Беседа: «Когда соль – яд?» Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства поваренной соли» «Растворение соли» «Выращивание кристаллов» Изготовление поделок из соленого теста. Роспись поделок. «Вулкан на кухне» - Рассматривание иллюстраций, видео-ролика о вулканах. - Изготовление макета вулкана. - Знакомство с веществом «пищевая сода». - Знакомство с кислотами (лимонная, аскорбиновая, соки кислых фруктов). Беседа «Техника безопасности при экспериментировании». Опыт «Вулкан». Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы узнали?» Выставка детского творчества. | Январь |
Предполагаемые результаты проекта:
- через реализацию проекта будут созданы предпосылки для развития познавательного интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;
- реализация проекта поспособствует расширению представлений детей о веществах и явлениях, окружающих их в повседневной жизни;
- дети приобретут умения в самостоятельном выполнении несложных опытов;
- пополнится словарный запас дошкольников;
Выводы
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.
Литература
- Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006..
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"
Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....
Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»
Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...
Кратко-срочный исследовательский проект в старшей группе "Хочу всё знать!"
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...
Информационно – познавательный детский образовательный проект «Жалобная книга природы"
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети эк...
Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»
На главную страницуРодина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...
Детский познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Волшебница вода»
Проект "Волшебница вода"...