Информационно-познавательный, исследовательский проект в старшей группе "Хочу всё знать"
проект (старшая группа)

Усова Ирина Васильевна

Проект, направленный на развитие познавательного интереса детей старшей группы через опытно- экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Хочу все знать»

Срок реализации: ноябрь - январь

Старшая группа

с. Тасеево 2022-2023 уч.г.

Актуальность

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

Ребенок – исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, способствующая формированию целостной картины мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы.  Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует расширению словарного запаса.

Тип проекта:

По продолжительности - долгосрочный (ноябрь - январь);

По составу участников проекта -  групповой;

                По направленности деятельности участников проекта: информационно – познавательный, исследовательский.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей через опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи проекта:

  • развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
  • расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и химическими явлениями;
  • формировать практические умения выполнять несложные опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
  • способствовать воспитанию бережливости.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

- методист (методическая поддержка и консультирование);

- дети старшей группы;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение:

-видео презентации;

- фотографии, открытки, иллюстрации, книги, другие наглядно-дидактические пособия.

  1. Материально-техническое обеспечение:

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- магнитофон;

- неоформленный бросовый и природный материал;

- бытовая химия, вещества, пищевые продукты для опытов;

- посуда для опытов, клеенчатые фартуки, лоскуты ткани, кисточки.

Риски:

- низкая активность родителей;

- изменение сроков проведения мероприятий;

- низкая посещаемость сада детьми в зимние месяцы.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Результат

1

Организационно-подготовительный.

Исследование актуальности проекта. Постановка цели и задач, определение направлений реализации проекта. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Разработка плана действий согласно цели и задачам проекта. Пополнение предметно-развивающей среды.

Обсуждение цели, задач с детьми, родителями; подбор методической литературы по теме проекта; подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2

Рефлексивно-диагностический.

Подбор диагностического инструментария с опорой на целевые ориентиры программы. Внесение по необходимости изменений в перспективный план проекта.

Анализ проделанной работы. Выполнение необходимой корректировки действий по проекту.

3

Практический

Непосредственная реализация проекта.

Проведение мероприятий, организация практической деятельности детей.

4

Заключительный

Анализ и оценка проделанной работы.

Презентация проекта.

Работа с родителями

- Консультации по теме проекта;

- Пополнение предметно-развивающей среды;

Перспективный план работы с детьми

*В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.

Мероприятие

Сроки

 «Царица-водица»

 Просмотр презентаций:

 - «Воды земного шара».  Познакомить детей с тем, что   большую часть земного шара занимает вода.

  - «Свойства воды».

  - «Вода – наше богатство», «Берегите воду».

Дидактические игры:

 - «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Где спряталась вода?»,  

Прослушивание  песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы»:  «Шум моря», «Прибой»,

«Звонкий ручей».

Опытно-экспериментальная деятельность

«Вода прозрачная»,

«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,

«Разноцветная водичка»,

«Тонет – не - тонет»,

«Вода - жидкая»,

«Что растворяется в воде»,

«Фильтрование воды разными способами»

«Вода не имеет формы»,

«Салют в банке»,

 «Лед легче воды».

 

 «Воздух вокруг нас»

Просмотр презентаций:

 - «Значение воздуха для всего живого».

 - «Значение ветра в природе».

 - «Ветер наш враг или друг?».

Просмотр мультфильма:  Смешарики «Воздух для вдохновения».

Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта.

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки).

Чтение произведений художественной литературы:

 - И. Токмакова «Ветрено, ветрено», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкова «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер».

Опытно - экспериментальная деятельность

 «Где спрятался воздух?»

  «Как увидеть воздух?»

  «Движение воздуха»

 «Имеет ли воздух вес?»

 «Опыт с апельсином»

 «Кто надует пузырь больше».

«Как тайное становится явным»

Просмотр презентации:

- «История письменности».

- «Стеганография (тайнопись)».

Понятие о симпатических чернилах. Невидимые чернила.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Знакомство с «невидимыми чернилами»

«Рисование симпатическими чернилами»

«Проявление чернил»

Ноябрь

«Акварельные эксперименты»

Просмотр видеоролика «Производство красок».

Знакомство с составом акварельных красок.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Изготовление акварельных красок»

«Рисование красками собственного производства»

«Рисование на молоке»

«Экспериментирование с природными красителями (сок овощей)».

«Мыльные эксперименты»

Беседа:

«Что мы знаем о мыльных пузырях?».

«История мыла. Виды мыла».

Чтение С. Маршака «Мыльные пузыри».

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Рисование мыльными пузырями»

«Пузыри-гиганты»

«Прыгающие пузыри».

Декабрь

«Волшебница - соль»

Просмотр презентации:

«Поваренная соль» (История, значение соли).

Беседа: «Когда соль – яд?»

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Свойства поваренной соли»

«Растворение соли»

«Выращивание кристаллов»

Изготовление поделок из соленого теста. Роспись поделок.

«Вулкан на кухне»

- Рассматривание иллюстраций, видео-ролика о вулканах.

- Изготовление макета вулкана.

- Знакомство с веществом «пищевая сода».

- Знакомство с кислотами (лимонная, аскорбиновая, соки кислых фруктов).

Беседа «Техника безопасности при экспериментировании».

Опыт «Вулкан».

Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы узнали?»

Выставка детского творчества.

Январь

Предполагаемые результаты проекта:

  • через реализацию проекта будут созданы предпосылки для развития познавательного интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;
  • реализация проекта поспособствует расширению представлений детей о веществах и явлениях, окружающих  их в повседневной жизни;
  • дети приобретут умения в самостоятельном выполнении несложных опытов;
  • пополнится словарный запас дошкольников;

Выводы

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.

Литература

        

  1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006..
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера.
  5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Кратко-срочный исследовательский проект в старшей группе "Хочу всё знать!"

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Информационно – познавательный детский образовательный проект «Жалобная книга природы"

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети эк...

Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»

На главную страницуРодина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...