Детский познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Волшебница вода»
проект (старшая группа)
Проект "Волшебница вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_volshebnitsa_voda_matey_zaraskih_do-191.docx | 608.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский познавательно-исследовательский проект
детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта: «Волшебница вода»
Составила: воспитатель
Матей Юлия Михайловна
Белоярский, 2023
Паспорт проекта «Волшебница вода»
По количеству участников: коллективный.
По характеру поисковой деятельности: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: информационный.
Длительность проекта: 2 недели.
Актуальность проекта:
«Если есть магия на этой планете, она содержится в воде»
Лорен Эйсели
В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования. Поэтому необходимо создать условия, способствующие творчеству ребенка.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.
Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Проблема педагога: у детей недостаточно сформированы навыки аналитической деятельности и применения полученных знаний. Организация проектной деятельности по теме «Волшебница вода» будет способствовать развитию у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения, интеллектуально-творческого потенциала личности, а так же формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, привитие бережного и ответственного отношения к природе.
Проблема детей: какие свойства имеет вода?
Проблема родителей: какие опыты и эксперименты можно организовать с водой.
Цель проекта для педагога: обучение этап проектной деятельности в процессе работы над проектом.
Задачи проекта от педагога:
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с этапами проектной деятельности;
-активизировать мышление детей через решение проблемных ситуаций
- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, подвижные игры;
Воспитательные задачи:
- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе.
Предполагаемые результаты проекта:
Для педагогов:
- дети освоят этапы исследовательской деятельности.
Цель проекта для детей: изучение о свойствах воды.
Задачи проекта для детей:
Образовательные задачи:
-узнать о воде, её свойствах, агрегатных состояниях.
Развивающие задачи:
-проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
-развивать любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие задачи:
-совместная деятельность со сверстниками.
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей:
-создание картотеки с опытом о воде.
Предполагаемые результаты проекта:
Для родителей:
-Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
-Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Продукт проекта:
-Картотека опытов с водой;
Этапы работы над проектом
1этап. Подготовительный.
Донести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать детей и родителей темой проекта.
Поставлена проблема: Для чего нужна вода? Дети не понимали окрашивается вода или нет? Пропускает ли вода воздух? И решили проверить с помощью опытов и экспериментов.
2 этап. Создание копилки.
Сбор информации:
Провели с детьми беседу «Что такое вода?», «Какую роль играет вода в жизни человека?», «Нужна ли вода растениям?», «Для чего нужна вода?», «Какую пользу и вред приносит вода?»
3 этап. Создание картотеки.
Проанализировали, систематизировали весь материал и получили ответы на вопросы: какой вред и пользу приносит вода, нужна ли растениям вода, где используется вода.
Содержание проекта
-посмотреть разные фильмы и презентации о воде,
-сделать выставку иллюстраций «Вода-красота всей природы», «Вода в нашей жизни»,
Опыты:
1)«Вода - жидкая, может течь»
2)«У воды нет вкуса»
3)«Окрашивание воды»
4)«Вода не имеет запаха»
Создали развивающую среду в группе:
-организовали выставку книг: энциклопедий, журналов, художественной литературы по теме проекта;
-сделали фотовыставку: «Вода-красота всей природы», «Вода в нашей жизни»;
-игра «Лёд-пар-вода».
4 этап. Создание модели.
5 этап. Создание продукта.
-Создание картотеки с опытом с водой;
6 этап. Презентация проекта (Приложение №1)
Презентация для родителей, для детей подготовительной группы.
7 этап. Постановка новой проблемы.
Работая над проектом, узнали многое о воде, их особенностях и признаках.
Научились правильно обращаться с водой, бережно относится с ней. А вот с помощью чего вода может делать мыльные пузыри - эта новая проблема для нашего проекта.
Приложение №1
Звучит мелодия "От улыбки".
Воспитатель: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варили нам супы,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (воды).
- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"
- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Стих:
Что может быть прозрачней капельки воды,
На первый взгляд, конечно ничего,
Лишь только, любознательным
Она все тайны приоткроет,
Исследуй и познай ее.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.
Экспериментальная часть
Воспитатель: Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!
Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».
Эксперимент №1 «Вода – жидкость» (установить, что вода - жидкость).
Воспитатель: Перед вами два пластиковых стаканчика. Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?
Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.
Эксперимент №2 «У воды нет вкуса» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?
Верно, попробовать.
Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?
В третий стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?
Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?
Верно, вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?
Правильно, вода - безвкусная. Повторите.
Эксперимент №3 «Окрашивание воды» (установить, что вода окрашивается)
Воспитатель: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)
А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?
Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?
Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
Физкультминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.
В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.
Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.
-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.
Значит, вода может существовать в природе в виде пара.
Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются
Воспитатель: А теперь давайте все вместе создадим нашу картотеку из опытов воды.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта
Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...
Конспект по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность) для детей среднего дошкольного возраста. Тема: Эта удивительная вода.
Цель: Создание целостного представления о воде, о её свойствах, в процессе решения проблемы. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»
Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи: -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...