Детский познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Волшебница вода»
проект (старшая группа)

Матей Юлия Михайловна

Проект "Волшебница вода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский познавательно-исследовательский проект

детей старшего дошкольного возраста

Тема проекта: «Волшебница вода»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09ef/001566ae-5b50373e/hello_html_m46ce00ac.jpg

Составила: воспитатель

Матей Юлия Михайловна

Белоярский, 2023

Паспорт проекта «Волшебница вода»

По количеству участников: коллективный.

По характеру поисковой деятельности: познавательно – исследовательский.

Тип проекта: информационный.

Длительность проекта: 2 недели.

Актуальность проекта:

«Если есть магия на этой планете, она содержится в воде»

Лорен Эйсели

В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования. Поэтому необходимо создать условия, способствующие творчеству ребенка.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде.

Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Проблема педагога: у детей недостаточно сформированы навыки аналитической деятельности и применения полученных знаний. Организация проектной деятельности по теме «Волшебница вода» будет способствовать развитию у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения, интеллектуально-творческого потенциала личности, а так же формирование духовно-нравственных качеств дошкольников, привитие бережного и ответственного отношения к природе.

Проблема детей: какие свойства имеет вода?

Проблема родителей: какие опыты и эксперименты можно организовать с водой.

Цель проекта для педагога: обучение этап проектной деятельности в процессе работы над проектом.

Задачи проекта от педагога:

 Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с этапами проектной деятельности;

-активизировать мышление детей через решение проблемных ситуаций

- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

  Развивающие задачи:

- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, подвижные игры;

  Воспитательные задачи:

- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе.

Предполагаемые результаты проекта:

Для педагогов:  

- дети освоят этапы исследовательской деятельности.

Цель проекта для детей: изучение о свойствах воды.

Задачи проекта для детей: 

  Образовательные задачи:

-узнать о воде, её свойствах, агрегатных состояниях.

  Развивающие задачи:

-проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.

-развивать любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

  Воспитывающие задачи:

-совместная деятельность со сверстниками.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

-создание картотеки с опытом о воде.

Предполагаемые результаты проекта:

Для родителей:

-Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

-Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Продукт проекта: 

-Картотека опытов с водой;

Этапы работы над проектом

1этап. Подготовительный.

Донести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать детей и родителей темой проекта.

Поставлена проблема: Для чего нужна вода? Дети не понимали окрашивается вода или нет? Пропускает ли вода воздух? И решили проверить с помощью опытов и экспериментов.

2 этап. Создание копилки.

Сбор информации:

Провели с детьми беседу «Что такое вода?», «Какую роль играет вода в жизни человека?», «Нужна ли вода растениям?», «Для чего нужна вода?», «Какую пользу и вред приносит вода?»

 

3 этап. Создание картотеки.

Проанализировали, систематизировали весь материал и получили ответы на вопросы: какой вред и пользу приносит вода, нужна ли растениям вода, где используется вода.

Содержание проекта

-посмотреть разные фильмы и презентации о воде,

-сделать выставку иллюстраций «Вода-красота всей природы», «Вода в нашей жизни»,

Опыты:

1)«Вода - жидкая, может течь»

2)«У воды нет вкуса»

3)«Окрашивание воды»

4)«Вода не имеет запаха»

     Создали развивающую среду в группе:

-организовали выставку книг: энциклопедий, журналов, художественной литературы по теме проекта;

-сделали фотовыставку: «Вода-красота всей природы», «Вода в нашей жизни»;

-игра «Лёд-пар-вода».

4 этап. Создание модели.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0832/000fe6b1-93e1ac12/img20.jpg

5 этап. Создание продукта.

-Создание картотеки с опытом с водой;

6 этап. Презентация проекта (Приложение №1)  

Презентация для родителей, для детей подготовительной группы.

7 этап. Постановка новой проблемы.

Работая над проектом, узнали многое о воде, их особенностях и признаках.

Научились правильно обращаться с водой, бережно относится с ней. А вот с помощью чего вода может делать мыльные пузыри - эта новая проблема для нашего проекта.

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/867b9d76c3360cc775a0220dc1608db1.jpeg

Приложение №1

Звучит мелодия "От улыбки".

Воспитатель: «Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить,  узнаете, отгадав загадку:

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варили нам супы,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды).

- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде"

- Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар…).
- Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).

 Стих:

Что может быть прозрачней капельки воды,

На первый взгляд, конечно ничего,

Лишь только, любознательным

Она все тайны приоткроет,

Исследуй и познай ее.

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов - ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.

Экспериментальная часть

Воспитатель:  Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!

Свойство: «Вода - жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух».

Эксперимент №1 «Вода – жидкость» (установить, что вода - жидкость).

Воспитатель: Перед вами  два  пластиковых стаканчика.  Попробуйте аккуратно перелить часть воды из одного в другой. Льется вода? Ее можно перелить?

Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Что вы сейчас делали с водой? Повторите.

Эксперимент №2 «У воды нет вкуса» (установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, имеет ли воду вкус?

Верно, попробовать.

Воспитатель: Перед вами три стакана с питьевой водой. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус. А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?

В третий  стаканчик добавьте соль на кончике чайной ложки. Снова попробуйте воду. Какой стала вода?

Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?

Верно, вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, вода - безвкусная. Повторите.

Эксперимент №3 «Окрашивание воды» (установить, что вода окрашивается)

Воспитатель: Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Эксперимент №4 «Вода не имеет запаха» (установить, что вода без запаха)

А сейчас мы узнаем, имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?

Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)

Физкультминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, в каких состояниях может находиться вода? Я вам сейчас расскажу: Вода может быть в трех состояниях твердом, жидком и газообразном.

В жидком состоянии мы с вами воду сегодня уже видели. А сейчас я покажу вам воду в парообразном состоянии. Давайте проведем опыт.

Воспитатель открывает термос с горячей водой и подставляет к горлышку зеркальце. на зеркальце появляются капельки воды.

-Откуда взялась вода? Из термоса выходил пар и оседал на поверхности зеркала, превращаясь в капли воды.

Значит, вода может существовать в природе в виде пара.

Теперь рассмотрим формочки со льдом. В каком виде находится вода? (В твердом). Если мы оставим формочки в теплом месте, во что превратится лед? (В воду).

Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают 
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются

Воспитатель: А теперь давайте все вместе создадим нашу картотеку из опытов воды.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше посещение лаборатории. Давайте вспомним, что нового мы узнали о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи:  -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...