Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»
проект (подготовительная группа)
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 498 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ИНФОРМАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ!»
Подготовительная группа «Лисята»
Воспитатели:
Захарова Анна Александровна,
Иванова Евгения Валерьевна
Новосибирск, 2017
Краткая аннотация проекта
Вид проекта | информационно – познавательный |
Тип проекта | коллективный |
Участники | дети подготовительной группы, родители и воспитатели |
Продолжительность | долгосрочный |
Сроки реализации | в течение года |
Условия реализации | детский сад - открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада |
Среда реализации | развивающая предметно – пространственная среда, развивающие виды деятельности |
Направления деятельности | практически действенное: организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками. |
Приоритетная образовательная область | познавательное развитие |
Интеграция образовательных областей | социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие |
Выход | викторина |
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца…
К. Паустовский
Актуальность темы
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашей группы анкетирование показало:
- К 6 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 65 % воспитанников отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, сделает познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Цель проекта
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Новосибирской области.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями Новосибирска.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
- Технологический блок: разработка конспектов ОД с использованием развивающего обучения.
- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику».
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Подбор исторической литературы.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
- Подготовка разного вида бросового материала.
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Дидактические игры.
- Выставки книг, рисунков, поделок.
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический:
◦ Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Новосибирск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Новосибирск!».
◦ Словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе».
◦Оформление дидактических: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
◦ Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
◦ Лепка «Животные и птицы Новосибирской области».
◦ Экскурсия в музей.
◦ Разучивание стихов песен о Новосибирске.
◦ Изготовление мини – музея «Камни Новосибирской области».
III. Презентационно – завершающий:
Викторина
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ № 498 в 2016 – 2017 учебном году с детьми подготовительного дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщила детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Образовательная деятельность построенная на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д.) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 24 %;
- анализ результатов усвоения знаний по программе показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ;
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя капель», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города;
- повышение активности родителей в делах группы.
Предложения по возможному распространению проекта: проект можно использовать в любой подготовительной группе детского сада.
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Собрание по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности города».
Тема: «Природа района»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения района
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
- Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного района;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Новосибирска»
Фотовыставка «Осень в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Декабрь
Тема: «Промышленность района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в Новосибирске».
Задачи:
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить со спортивными учреждениями района;
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
Промышленные предприятия района (фронтальная беседа)
Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).
«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».
Презентация: «Спорт в родном горде».
Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
Январь
Тема: «Мой родной город Новосибирск»
Тема: «Архитектура моего города»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с реками Обь и Иня; их расположением на карте,
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Новосибирск»,
Выставка фотографий исторических зданий города Новосибирска.
Беседа «Что такое парки»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Конкурс чтецов «Мой родной Новосибирск».
Февраль
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Будущие защитники Новосибирска»
Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Новосибирск;
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;
«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Новосибирска?» - беседа-рассуждение;
«Моя малая Родина». Сценарий тематического досуга;
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
- Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
- Познакомить с народными прикладными промыслами области;
- Познакомить детей с картой Новосибирской области, обратить внимание на соседние города и области;
- Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
- Расширять знания детей об истории родной области.
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о Новосибирской области.
Работа с картой Новосибирской области (отметить вместе с детьми главные города области);
Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Новосибирской области.
Краеведческий час: «Жемчужина России – Новосибирская область»
Апрель
Тема: «Природные богатства Новосибирской области»
Задачи:
- Расширить представления о труде людей родной области: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
- Познакомить детей с известными людьми, прославившими область;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
- Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
- Учить детей беречь и заботиться о реках области;
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди Новосибирска»
Семейный проект: «Мы – таланты Новосибирска».
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Лепка животных и птиц области;
«Конкурс знатоков флоры и фауны Новосибирской области» (совместно с родителями);
Изготовление гербария лекарственных растений области;
Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям.
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Мы эковоины родного края».
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
- Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
Викторина «Знатоки родного края».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Родной свой край - люби и знай»
Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...
Проект "Родной свой край люби и знай!" для детей старшего дошкольного возраста
Проект для детей старшего дошкольного возраста....
Проект Родной свой край люби и знай
Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"
Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...