Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_4.04.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Гнёздышко» города Гай Оренбургской области.
Т. 83536249005 https://ds10-gaj-r56.gosweb.gosuslugi.ru
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Иосафова И.А.
2024г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире выявлено, что такие интегративные качества, как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» и «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» слабо развиты в соответствии с возрастом ребенка. Поэтому очень интересна тема развития коммуникативных способностей, умений, т.е. способности детей к общению, включающая в себя:
• желание вступать в контакт с взрослыми и сверстниками;
• умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с взрослыми и сверстниками(Клюева, Касаткина, 1997)
В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому формирование коммуникативных умений или коммуникативных способностей следует начинать с раннего детства
По мнению известного психолога Л.С. Выготского, ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Поэтому, считаю, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей у младших дошкольников.
В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Цель: повысить уровень развития коммуникативных способностей (отдельных интегративных качеств) у младших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.
Объект: коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
Предметом является сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников.
Гипотеза: коммуникативные способности у младших дошкольников будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога (общения) со сверстником и взрослым.
Этапы работы:
Подбор научной литературы
Составление комплекса сюжетно- ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков и способностей.
I этап. Теоретическое изучение развития коммуникативных способностей у младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
Исследованием развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста занимались отечественные педагоги и психологи М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Б. Добрович и др. По их мнению, коммуникативные способности играют важную роль в социальном развитии дошкольников. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека (Выготский, 1989). Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. В трудах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А. Репиной существует мнение, что умение ребенка общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
Проанализировав психолого-педагогические источники изучения проблемы развития коммуникативных способностей у младших дошкольников в сюжетно-ролевых играх, я остановилась на следующем определении: коммуникативные способности – это способность к общению или навыки общения, которые необходимо развивать с раннего возраста.
Проблемой развития общения у дошкольников занимались М.И. Лисина, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, А.Г. Рузская.
В процессе общения складываются субъектно-субъектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Т.Д. Марцинковская подчеркивает, что «общение с взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя» (по Марцинковской, 1997, с.46)
Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: уверенность в своих силах и возможностях, удовлетворенность собой.
Коммуникативные способности у дошкольников включают в себя (Клюева, Касаткина, 1997):
Желание вступать в контакт, которое связано с потребностью и мотивами общения.
Умение организовать общение, которое у младших дошкольников проявляется в охотном включении в совместную деятельность, умении выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, не ссориться, умении поддержать простой диалог с взрослыми и сверстниками, умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и так далее).
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками и взрослыми, знакомство с которыми возможно уже во второй младшей группе.
Перечисленные критерии могут развиваться у младших дошкольников при наличии совместной деятельности. Совместная деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения слушать собеседника, умения эмоционально сопереживать, умения решать конфликтные ситуации. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.
Для большинства детей младшего дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт. Следовательно, большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу.
Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера (Ткаченко, Богачкина, 2008).
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Р.И. Жуковской.
По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки (по Пазухиной, 2004).
В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Усова, 1976, Венгер, 1978).
Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Однако, в целях формирования коммуникативных способностей у младших дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы, не замечает того, что он учится.
Вывод:
• Коммуникативные способности – это способность к общению или навыки общения, которые необходимо развивать с раннего возраста.
• Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: уверенность в своих силах и возможностях, удовлетворенность собой.
• Коммуникативные способности у дошкольников включают в себя:
1. Желание вступать в контакт, которое связано с потребностью и мотивами общения.
2. Умение организовать общение, которое у младших дошкольников проявляется в охотном включении в совместную деятельность, умении выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, не ссориться, умении поддержать простой диалог с взрослыми и сверстниками, умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и так далее).
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками и взрослыми, знакомство с которыми возможно уже во второй младшей группе.
• В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Однако, в целях формирования коммуникативных способностей у младших дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми.
II этап. В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.
В общении с взрослыми дети легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение - это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.
Для развития коммуникативных способностей младших дошкольников можно разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, целью которых будет развитие коммуникативных способностей у детей в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
• развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать позитивное отношение друг к другу;
• развивать умение взаимодействовать;
• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.
Комплекс из 16 сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей по содержанию и временным рамкам, взаимосвязанных между собой и постепенно усложняющихся от одной игры к другой.
Игры следует сначала проводить с более простых по содержанию игр таких как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела». Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям с низким уровнем желания вступать в контакт.
Затем следует проводить игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («Едем в магазин за продуктами», «Строим дом», «Принимаем гостей», «Путешествие на корабле»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь уже не используются куклы и другие игрушки, а дети принимают роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.
Позже можно проводить более продолжительные игры – до 20 минут («В кафе», «В поликлинике», «В магазине», «В парикмахерской», «В детском саду»). Это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Эти игры направлены как на формирование желания вступать в контакт, так и на умение организовать общение, а так же на формирование у детей знаний и норм, которые следует соблюдать в общении со сверстниками и взрослыми. Особое внимание уделялось моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»).
Спустя несколько недель будет заметно более активное включение детей в игру, контакты станут более продолжительными и устойчивыми, дети начнут самостоятельно распределять роли. Взаимоотношения станут менее конфликтны, станет наблюдаться стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того, станет наблюдаться положительная динамика в повседневной жизни: дети станут обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.
Вывод:
С помощь сюжетно- ролевой игры дети должны развить свои коммуникативные способности: стать менее конфликтными и более готовыми к общению со сверстниками и взрослыми. Достижения этих результатов я хочу добиться в ближайшее время.
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
На основе моих исследований я разработала методические рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель должен:
• играть вместе с детьми, брать роль на себя, таким образом подсказывая способы действия, затем передавать роль ребенку;
• содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить игрой, приучать детей соблюдать во время игры правила, помогать детям договариваться в игре;
• способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей, не подавлять инициативу и творчество детей;
• побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, воспитывать чувство доброжелательности;
• способствовать развитию диалога в игре, осуществлять диалог от имени действующих лиц;
• осуществлять предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль;
• побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры;
• создавать определенную ситуацию в игре, но не указывать конкретные способы действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
Статья.Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста
Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо хорошо ...
Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»
Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...
Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....
«Веселая гимнастика» Семинар-практикум по физическому развитию с элементами звукоподражания с участием родителей и детей младшего дошкольного возраста
Семинар - практикум...
Презентация на тему: "Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста"
Презентация по обмену опытом для педагогов и родителей.Сюжетно ролевая игра – привлекательная для ребенка деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением....
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе (3-4 года).
Конспект сюжетно-ролевой игры...