Статья.Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sr_igra.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста
Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от наблюдений за окружающим миром взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.
Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
В педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Всё это обязывает воспитателей в своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней. Поэтому необходимо большое внимание уделять перспективе работы, которая отражена в перспективно-тематическом плане, включающем в себя беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра, коммуникативных игр и упражнений.
Перспективно-тематический план способствует поэтапному формированию коммуникативных способностей и умений у детей в сюжетно-ролевой игре.
Планирование предполагает определение цели игры.
При создании условий для возникновения и развития собственно сюжетно-ролевых игр большое внимание следует уделять обогащению предметно-игровой среды, что даст возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.
К сюжетно-ролевым играм разработаны предметно-ролевые и игровые действия, в соответствии с возрастом и их взаимосвязь в процессе развития.
Дошкольный возраст – это возраст расцвета игровой деятельности, это возраст, в котором чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Для развития коммуникативных способностей и умений возможно создание комплекса игр «Играем, общаясь», которые помогают преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его способам реагирования на проблемную ситуацию и социальных навыков поведения. Игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнёрских отношений.
Эта система игр и упражнений направлена на привлечение внимания ребёнка к другому ребёнку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям: переживать чувство общности друг с другом; учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии; вызывать заинтересованность в общей цели; проявлять терпение к недостаткам других.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Предлагаемая система игр, состоит из четырёх блоков:
- игры на развитие умения сотрудничать,
- игры на умение активно слушать,
- игры на умение перерабатывать информацию,
- игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».
При знакомстве с правилами игры необходимо продумать не только содержание инструкции, но и способ её подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.
В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.
Отсюда вытекает и воспитательная задача - отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаются игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.
В ходе игр педагог по возможности должен избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делить детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу.
Именно способность видеть в другом ребёнке равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Представление проекта по сюжетно - ролевым играм с детьми 4- 5 лет....
«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...
Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»
Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»...
Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"
Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....