Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
учебно-методический материал
Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через сюжетно ролевую игру" | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД №6 ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
Методическая копилка
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через сюжетно ролевую игру»
Подготовила воспитатель:
Нестерова Н.А.
Чебаркуль 2018г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель – Нестерова Наталья Александровна
Тема самообразования: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через сюжетно ролевую игру»
Работа начата - 01.09.2017г.
Предполагается закончить -30.05.2018 г.
Введение
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.
Тема самообразования «Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною, так как, в последнее время родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова (организация самостоятельной игровой деятельности);
• «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре» Е.И. Щербакова (пособие помогло в изучение развития детских отношений в играющем коллективе);
• «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций);
• «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет» В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников, предложила варианты игровых интересов для мальчиков и девочек);
• «Формирование целостной картины мира. Познавательно- информационная часть, игровые технологии» Под редакцией О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева (узнала и применила в своей работе опыт педагогов в перспективном понедельном планировании. Пособие помогло реализовать принцип интеграции образовательных областей, где ведущая роль отведена познавательно- речевому развитию);
• «Дорогою добра» Л.В.Коломийченко (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников);
• «Дружные ребята» Р.С.Буре, М.В.Воробьёва (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления);
• «Разноцветные игры» К.Ю. Белая, В.М.Сотникова ( изучила и применила в своей работе опыт педагогов в организации детской игры);
• «Слово на ладошке» Н.Пикулева (данная книга обогатила мою речь, помогла наглядными примерами и подсказками организовать игровые занятия и свободный досуг детей).
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников нравственные качества, культуру поведения, стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр, создание условий для активной и самостоятельной игровой деятельности.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр;
• проведение диагностики детей сформированности игровых навыков;
• проведение анкетирования родителей «Создание условий игровой деятельности в семье»;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Этапы реализации:
Этапы проведения | Работа по теме | Результат |
I этап (сентябрь- октябрь) | 1.Изучение методической литературы:
2.Мониторинг детей. 3. Подготовка и реализация проекта «Игры и игрушки». |
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
II этап (ноябрь- декабрь) | 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Магазин», «Парковка», «Салон красоты», «Кухня», «Дом», «Строитель», «Шофёр». 2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1). | 1. Центры сюжетно-ролевых игр.
2. Картотека сюжетно-ролевых игр. |
III этап (в течении года) | Работа с детьми по перспективному плану.
|
|
IV этап (январь-март) | 1.Анкетирование родителей «Создание условий игровой деятельности в семье» (Приложение 2). 2.Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников. 3. Составление консультационного материала для родителей: - “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение 4). - Рекомендации для родителей (Приложение 6).
| 1.Анкеты. 2.Конспект образовательной деятельности. 3.Папка передвижка.
|
V этап (апрель- май) | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм. 3.Круглый стол для родителей | 1. Аналитические справки по мониторингу. 2. Фотоальбом |
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Нами проводилось обследование сюжетно-ролевой игры в группе. Обследование проводилось по следующим компонентам игры: замысел, содержание, сюжет, ролевые действия, взаимодействия в игре и конечно же общение.
Обследование показало, что по уровню формирования межличностных отношений детей в игре некоторые дети оказались на низком уровне.
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
3. Частые болезни ребенка.
4. Нерегулярное посещение детского сада.
Для определения сформированности межличностных отношений дошкольников в своей работе мы используем сюжетно-ролевые игры, как для девочек, так и для мальчиков.
Сюжетно-ролевая игра «Строитель»
В игре участвуют мальчики и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Малышам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, что таких не бывает»
Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу»
В игре участвуют девочки и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на прогулку. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, кто справился.
Результаты 1 мониторинга
№ | Списочный состав группы | Соотнесение к подруппе н.г. к.г. | ||
1 | Ксюша А. | 3 | 1 | |
2 | Матвей А. | 3 | 1 | |
3 | Никита Б. | 2 | 1 | |
4 | Дима Б. | 1 | 1 | |
5 | Эмилия Г. | 1 | 1 | |
6 | Олег Д. | 4 | 2 | |
7 | Варя З. | 1 | 1 | |
8 | Андрей К. | 4 | 1 | |
9 | Матвей К. | 4 | 1 | |
10 | Вероника К. | 1 | 1 | |
11 | Настя К. | 4 | 2 | |
12 | Яна Л. | 1 | 1 | |
13 | Паша М. | 4 | 1 | |
14 | Никита П. | 3 | 3 | |
15 | Даниил П. | 3 | 3 | |
16 | Данил П. | 4 | 4 | |
17 | Тимофей П. | 3 | 3 | |
18 | Лев Р. | 3 | 3 | |
19 | Илья Р. | 3 | 3 | |
20 | Лина С. | 1 | 1 | |
21 | Саша С. | 3 | 3 | |
22 | Кирилл С. | 1 | 1 | |
23 | Вероника Т. | 1 | 1 | |
24 | Маша У. | 1 | 1 | |
25 | Маша Ф. | 1 | 1 | |
26 | Ульяна Ч. | 4 | 1 | |
27 | Саша Я. | 2 | 1 |
Обозначение подгрупп
Первая подгруппа | Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) |
Вторая подгруппа | Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. |
Третья подгруппа | Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. |
Четвертая подгруппа | Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. |
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Проект «Игры и игрушки»
Время проведения: В период с 23.10.2017 по 03.11.2017.
Место проведения: Группа «Непоседы»
Вид проекта: информационно - практический
Тип проекта: краткосрочный
Участники: Дети группы, педагоги, родители воспитанников, бабушки и дедушки.
Проблема
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети многие игрушки используют не по назначению, не умеют играть с ними. Малыши не умения объединять игру единым сюжетом, выполнять последовательность действий.
Малыши быстро растут, развиваются, постигают нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку, сочувствие в минуты огорчения. Для этого следует формировать основы моральных качеств человека. У малышей уже третьего года жизни появляются такие свойства личности, как: эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение друг к другу, заботливость; что в свою очередь отражается в отношении детей к игрушкам, с которыми они играют. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания. Важнейшей составной частью образовательно-воспитательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребёнка это не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Цель: повышение познавательной активности и уровня социально-коммуникативной компетентности детей младшего и среднего возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Формирование у детей игровых навыков, отражающих известные им жизненные ситуации.
Задачи:
- учить игровым действиям с игрушкой в соответствии с ее назначением, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
- научить играть в сюжетно-ролевые игры и включать в них различные игрушки;
- развивать воображение, речь, общую моторику, координацию движений;
- формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
- создавать условия для развития творческих способностей воспитанников;
- научить детей бережно относиться к игрушкам.
Предполагаемый результат:
- Умение переносить знакомые действия в игру
- Умение составлять описательный рассказ об игрушке
- Умение бережно обращаться с игрушкой
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.
- Составление тематического планирования мероприятий.
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
- Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
2. Основной этап.
- Беседы, ситуации;
- Игровые ситуации: «В парикмахерской», «День рождения Мышки», «Мы строители», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «В магазине продуктов», «Приготовим обед», «Уложим куклу спать» и т.д.;
- Дидактические игры: «Найди пару», «Что из чего сделано», «Найди половинку», «Пускаем кораблики», «Моем игрушки» и т.д.;
- Художественное творчество: Лепка «Угощение для игрушек», рисование «Раскраски-игрушки», аппликация «Кукла- Неволяшка»,
- Мастер класс: «Поликлиника», «Заправочная станция» или «Парковка»
3. Заключительный этап:
- Фотовыставка «Я и моя игрушка»;
- Открытое мероприятие для всех детей детского сада, выставка игрушек «Другое детство».
2 этап
Оформление предметно - развивающей среды (дополнили)
Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию и воспитанию детей. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. В нашей группе, хорошо продумана развивающая среда. Дети по желанию могут выбрать игру, найти себе партнеров, распределить роли и интересно играть. Развивающих игр много, но дети очень любят сюжетно-ролевые игры, здесь они раскрываются полностью, проявляя свой характер и порой не с лучшей стороны, всем хочется выполнять главную роль, а от этого зависит ход игры. И наблюдая за игрой детей мы видим, как они отражают реальную жизнь, которую видят, и так хочется сказать родителям, будьте осторожны в словах, поступках, когда вы под контролем детских глаз. И самое главное сюжетно-ролевая игра формирует межличностные отношения.
3 этап
Работая по теме, сделали подборку сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет. Перед организацией сюжетно-ролевых игр, проводится предварительная работа.
Содержание предварительной работы:
- чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
- рассматривание иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
- игры–упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Благодаря такой подготовке дети учатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. Чтобы сюжетно-ролевая игра принесла максимальную пользу в формировании межличностных отношений у детей.
4 этап
Из бесед с родителями мы пришли к выводу: многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек – ребёнок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно чувствовать поддержку одобрение. Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания.
Составлен консультационный материал для родителей:
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры”
После проведенной работы в конце учебного года был проведен повторный мониторинг, сюжетно-ролевая игра «Строитель» и «Оденем куклу», который показал, что в группе нет больше отверженных и игнорируемых детей (за исключением часто болеющих детей). Сравнивая результаты двух мониторингов (начальной и конечной), мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения.
Таким образом, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому её педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения для детей "Варежка Деда Мороза" Нестерова Н.А.,воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год
Конспект зимнего сценария "Варежка Деда Мороза" предназначен для детей младшего дошкольного возраста, проводится в виде развлечения. Дети веселятся в компании любимых героев. Развлечение про...
Нестандартное оборудование для оздоровительной и коррекционной работы детей с 3-5 лет Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существует разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление зд...
Примерный сценарий сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе "В гости к бабушке" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2017 год
Игра- самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния эмоци...
Презентация "Моя работа по самообразованию" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Главная цель моей темы, "Развитие коммуникативных способностей дошкольников через сюжетно ролевую игру", создать условия для активной и самостоятельной игровой деятельности. Формироват...
Сценарий совместного досуга, посвящённый Дню Матери "Мамочка моя или, как хорошо быть рядом вместе!" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Слово "мама" - одно из самых древних на земле. А для наших малышей это слово- самое главное, ведь мама- самый близкий и родной человек. В России День...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка в семье: полезные советы и игры" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018год
Самое ближайшее окружение для ребёнка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развитиядетей являетс...
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой для детей второй младшей группы Нестерова Н.А. МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в...