Календарно-тематический план " Город мастеров"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Календарно-тематический план " Город мастеров" для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический  план старшая группа №4 Воспитатель Якимова В.Ф.

Тема недели:: «Город мастеров». 

Цель:1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством. 2.Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с декоративно – прикладным искусством (хохлома, городецкая роспись).3.Рассказывание детям о искусстве, традициях и быте разных народов, населяющих родной край (особенности строений, предметы быта, национальная одежда .

День недел

НОД

Совместная деятельность

в режимных моментах

Создание предметно-развивающей среды

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Пон. 23.01.23

Виды деятельности:

Музо

( по плану муз. Руководителя)

ФЦКМ

Тема:

«Знакомство с декоративно-прикладным искусством»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями, характерными для каждого вида промысла.

Развивать наглядно-образное мышление.

Прививать любовь к народным промыслам. Развивать эмоциональное отношение к народной игрушке.

Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

Рисование

Тема «Знакомство с искусством гжельской росписи»
 Задачи: предоставить возможность детям познакомиться с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Способствовать развитию умения детей

 выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи; умения рисовать акварелью воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Утро: утренняя гимнастика.

Рассказ «Сине-голубое чудо Гжели» - способствовать развитию представлений детей об искусстве гжельской росписи в сине-голубой гамме.

Д\и «Волшебный ветерок» -способствовать закреплению представлений детей об одежде необходимой людям, живущим на севере и на юге.

Инд.раб.Д/и «Найди домик для игрушки»  Закреплять представлений детей о трёх видах игрушки: дымковская, каргопольская, филимоновская.( Маша, Артём, Ева)

Прогулка1

Наблюдение за свежевыпавшим снегом

Формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы.

.П/и«Устроим снегопад», « Два Мороза» Развивать двигательную активность.

«Приметы зимы ».Закреплять знания о времени года;  изучать приметы зимы».                                                                                                                  Трудовая деятельность- подкормка птиц                                                                                                                 Вечер: гимнастика-побудка 

ЧХЛ: «Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари.

Пословицы о труде.Формировать интерес к профессиям;Активизация к познавательной, творческой деятельности;

Динамическая пауза «Потанцуй с ложкой-матрешкой».Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы.

Ручной труд. Изготовление и подбор материала для коллекции тканей- вызвать интерес детей к созданию коллекции, используя ситуацию-проблему «Матрешки хотят сшить заказать себе одежду, но не знают из какой ткани это можно сделать».

Прогулка

Наблюдение за зимними деревьями
Цель: знакомить детей с характерными особенностями деревьев, основными частями дерева. Развивать навыки речевого общения, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

 Н/и «Коршун», «У Маланьи», продолжать знакомить детей с народными играми, развивать ловкость, внимательность.

Ситуативная беседа «Как можно все объяснить взрослым.

 Формировать навыки и умения, которые составляют основу связанных высказываний – рассуждений; обогащать жизненный опыт дошкольников, пополняя содержание детского рассуждения подчинительными союзами.

Книжный уголок: книги о быте и культуре русского народа.

Альбом «Гжель».

Обогащение уголка творчества:

раскраски, карандаши, акварель, пластилин, фломастеры, кисточки, альбом для рисования.

Выносной материал:

Игрушки транспорт, куклы, одетые по сезону, мелкие игрушки.

Лото «Кто где живёт»,

 « Большой- маленький»

Оборудование к с/р

«Ветеринарная лечебница»

Конструкторы лего, мелкие зверюшки.

Оборудование  для труда

 Куклы в демисезонной одежде, спортивный инвентарь

Игрушечный транспорт.

Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Знакомимся с декоративно-прикладным искусством»

Вторник

24.01.23

Вид деятельности:

1.ФЭМП

Занятие 2

Цель:

• Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

 • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова:слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

 • Упражнять в последовательном назывании дней недели

2.Физо

(По плану инструктора по физо)

Утро: утренняя гимнастика

Беседа: « Русская народная игрушка». Расширять знания детей о народной игрушке, о народных умельцах- мастерах.

Д/и «Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).

Слушание «Как у нас- то в мастерской» А.Филиппенко «Уральский хоровод», хоровод «Прялица».Рассказать детям о народных промыслах Урала(используя картинки)

Наведение порядка в шкафу.  

Цель: закреплять умение следить за порядком в своем шкафчике.

Прогулка№1

Исследовательская деятельность  «Свойства снега». Дать представления об особенностях снега, его свойствах (холодный, белый, пушистый, от тепла тает). Провести наглядный эксперимент с таянием снега.

Н/и « Золотые ворота», « Ворон» .

Продолжать знакомить детей с народными играми, выполнять движения согласованно, отчётливо произносить слова текста.

Труд- помощь в расчистке дорожек от снега

Упражнять в равновесии Василису, Макара, Давида.

Вечер:  

Рассматривание с детьми слайдовой презентации «Расписная игрушка»;

Рассказ воспитателя о народных промыслах; Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве(Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.)

Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная

кукла.

Прогулка №2

Наблюдение за сосульками.

 Развитие представлений детей с явлением природы – сосулька. 

Исследовательская деятельность. Опыт: «Лед – твердая вода»

Познакомить детей с природным явлением – льдом. С его свойствами (прозрачный, хрупкий, тонкий). Лед, так же как и снег, тает от тепла.

Коллективный труд. Сбор снега для постройки горки для куклы.

Способствовать развитию умения работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

П/и«Гуси-лебеди», «Найди свой дом».Развивать физические качества — быстроту, ловкость; совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа: использование различных видов ходьбы: разное положение рук (Кирилл, Давид, Саша )    

Иллюстрации, книги, альбомы « Народные промыслы»

Трафареты, материал для творчества

Д/И «Оденем Машу,

Серёжу на прогулку».

Куклы в зимней одежде, спортивный инвентарь

Трафареты , картинки раскраски « Народные промыслы»

Оборудование к с/р игре

« Прогулка по зимнему лесу»

Куклы в зимней одежде, спортивный инвентарь

Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Знакомимся с народными промыслами»

Консультации в кругу семьи по запросу родителей

Среда

25.01.23

Виды  деятельности:

1.Ознакомление с художественной литературой/

 Развитие речи

«Мы прядем, а нитка тянется»

 Цель.

 Рассказать о прядении ниток. Учить свивать из сутажа жгутики-пояски. Знакомство с русской песней «Пряха» и загадками о веретене и прялке. Напомнить о трудолюбии как характерной черте русского человека. Поиграть в игру «Дедушка Мазай».

2.Художественное творчество

 

Рисование

Тема: «Веселые игрушки»

Цель:

 Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал

для рисования по своему желанию.

3.Физкультурное

(прогулка)

Утро: утренняя гимнастика 

Беседа" Если к нам пришли гости"- познакомить с правилами гостевого этикета

Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр

Д/и «Построим матрешке  домик»

Материал: деревянный конструктор.

Развивать творческий замысел.

И/у  «Кто больше назовёт слов на звук…?»

Цель:  развивать фонематические представления, слуховое внимание.( Софья А, Валера, Тимофей)

Беседа «Каждой вещи своё место». Цель:  формировать привычку аккуратно складывать вещи на свои места.

Прогулка № 1

Наблюдение за снежинками. Предложить детям рассмотреть снег, рассказать, на что похожи снежинки. Помочь сделать вывод о зависимости вида снежинок от погодных условий

ИДД: «Кто дальше бросит снежок?»- способствовать развитию умения  метать снежки в даль, принимать правильное исходное положение. ( Милена, Лиза, Кирилл)

П/и «Перебежки» - познакомить детей с правилами игры, совершенствовать умение действовать по сигналу, способствовать развитию навыка -держать осанку.

Вечер.  Гимнастика после сна  

«В гостях у самовара»

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным  пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец -самовар! Знакомство детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями.

Беседа с детьми «Пряники тульские»

Ср/и «Кукла  Катя ждет гостей»Материал: кукла, чайная посуда, салфетницы  с салфетками, Угощение – предметы заместители                                                                     Работа в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку (Матвей П., Соня М, Кирилл)

Прогулка № 2  .Наблюдение за снегопадом            

 Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе; формировать способность отражать результаты наблюдений в своей речи..

И/у « Снежная карусель». Способствовать развитию координации речи и движений.

Развивать познавательный интерес. Любовь к природе.

Трудовое поручение– смести снег с построек.

П/ игры «Кто быстрее?», «Кошки-мышки». Развивать двигательную активность.

Н/п «Народные промыслы», «Разрезные картинки»

Трафареты « Посуда- Гжель»,

« Животные- Дымковская роспись»

Материал для с/р

«Магазин народной игрушки»

 Спортивный инвентарь

Оборудование к с/р «Семья, поездка в зоопарк»

Игры с атрибутами народного быта из мини музея.

Материал для детского творчества

Спортивный инвентарь

 Инвентарь для труда

Оборудование к с/р игре

« Поездка в зимний лес»

Рекомендация родителям по домашнему чтению.

Четверг

26.01.23 

Виды деятельности:

1.ФЭМП с элементами экономики

2. Музыкальное

( по плану муз.

 руководителя)

3.Конструирование и ручной труд

Тема: «Город мастеров» - Активизировать поисковую деятельность детей.

Продолжать учить детей анализировать схе

Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями, обозначая их положен

ие на схеме.

Формировать объяснительную речь.

Развивать творческие способности детей, умение дополнять основную постройку дополнительными деталями.

Продолжать учить следовать инструкции.

Воспитывать нравственные качества: чувство взаимопомощи

                                                                        

Утро: утренняя гимнастика

Беседа «Что такое профессии?»Цель: закрепить представление о труде людей разных профессий.

Д/и « Профессии»

Цель: уточнить представления детей о труде взрослого, опираясь на «модели труда». Познакомить с предметами, облегчающими труд человека. Научить классифицировать предметы по способу использования. (приложение)

Д.игры «Кому, что нужно для работы»

 Беседа с детьми «Кто заботится о птицах». Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

    Труд в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель: упражнять в умении рыхлить землю в горшках.

      Прогулка №    Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.    Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (вызвать эмоциональный отклик).

  Подвижная игра «Перелет птиц». Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

  Д/И «Сколько птиц на кормушке?». Цель: учить составлять и решать простые задачи на наглядной основе.

 Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием.

    Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?». Цель: учить высказывать свои доводы, утверждения.

Вечер:  гигиеническая гимнастика. 

Чтение и восприятие художественной литературы:

«Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари  Формировать интерес к профессиям; Активизация к познавательной, творческой деятельности;

Динамическая пауза «Потанцуй с ложкой-матрешкой».Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы.

   Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника». Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о внешнем виде птиц.

Прогулка № 2 

Наблюдение за птицами, изменениями, происходящими в жизни птиц зимой. Вызвать интерес понаблюдать за птицами, прилетающими на участок.

Д/и «Расскажи, что видишь» (развивать умение правильно говорить, выделять признаки растений, деревьев и называть их, закреплять основные цвета (Соня Е, Ева)

П/и «Зайка серенький», « Воробышки и кот». развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга.  

Игры с прищепками

Альбом «Ремёсла Киевской Руси»»

Материал для детского творчества

Куклы в зимней одежде.

Лопаточки, снеголепы                        

Предложить детям настольные игры – пазлы.                                  

Н/п « Народные промыслы»

Материал для детского творчества

   

   Куклы в зимней одежде, саночки, снеголепы.                      

Рекомендации родителям

« Словесные игры»

Пятница

27.01.23

Вид деятельности:

1.Физкультурное

(по плану инструктора по физо)

2.Художественное творчество                                                                                                    

Лепка «Олешек»

Цель: 

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

 

Утро : утренняя гимнастика

Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Дидактическая игра «Угадай профессию».  Закрепить представление о профессиях людей, уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

 Д/и «Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. (приложение)

Рисуем на тему «Кем хочет быть, когда станет взрослым»

(Индивидуальная работа по рисованию).

Прогулка № 1

Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

  

     Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу воспитателя

   Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.                           Инд. работа: игровое задание «По мосту».

Цель: развивать равновесие ( Давид, Глеб, Ева).

Вечер:

Рассматривание с детьми слайдовой презентации

«Расписная игрушка»;  Рассказ воспитателя о народных промыслах; Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве

Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И.Н., Котова А

Вызвать эмоциональный отклик, желание высказать своё отношение к прочитанному.

Творческая мастерская « Народные умельцы». Поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.

Прогулка № 2

«Зимние краски любимого города».

Учить видеть красоту города, участка сада в снежном уборе.

Сравнительное наблюдение за деревьями
учить детей узнавать деревья (ель, рябина, берёза) по описанным в загадках признакам, развивать логическое мышление, развивать активную речь детей, развивать наблюдательность, любознательность. Инд. работа:

  Инд/ раб с Кристиной, Матвеем П., Софьей М. «Пройди по мостику».

Развивать координацию, равновесие.

П/и «Волк и зайцы», «У медведя во бору».

Развивать двигательную активность.

Подборка художественной литературы по теме.

Иллюстрации по теме, н/п игры по теме

 

Материал для детского творчества

Спортивный инвентарь

Оборудование для экспериментальной деятельности.

Создать предметно развивающую среду для игры «Поездка в зимний лес» логическое мышление, память, внимание, диалогическую речь детей; активизировать словарный запас, учить отвечать на вопросы педагога)

Материал для детского творчества

           

                 

 

Консультации по теме недели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "День города", 2 младшая группа

Тема недели: «День города»Цель:- Уточнить знания детей о родном городе Братске.- Познакомить с главными достопримечательностями, символикой города.- Расширять понятия « улица, город,...

Календарно-тематическое планирование "Мой город"

В материале представлелено календарно-тематическое планирование по теме недели "Мой город"...

Календарно-тематическое планирование "«Мой город, моя страна, моя планета."

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)...

Календарно-тематическое планирование "Мой город-моя страна" средняя группа 4-5

Календарно-тематическое планирование "Мой город-моя страна"  средняя группа 4-5...

Календарно - тематическое планирование "Наш город"

Планирование помощь для педагогов...

Календарно-тематическое планирование "Мой город, мой дом"

Калкндарно-тематическое планирование "Мой город, мой дом"...

Календарно -тематическое планирование: "Воронеж-город мой любимый"

Формирование любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа....