Методическая разработка проекта «День матери» в средней группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР
проект (средняя группа)

Касенкина Наталья Викторовна
Актуальность: Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям. Мама – самый главный человек в жизни каждого. Для ребенка особенно важна роль мамы в его жизни. И, именно, она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт и утешит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. В бешеном темпе современной жизни общение матери и ребёнка минимально. Все мамы заняты, им не хватает времени на общение, душевную близость со своим ребенком. Поэтому было решено в группе реализовать данный проект, обратив тем самым внимание на воспитание доброжелательного отношения к матери, воспитывать уважение к семейным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_materi.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проекта «День матери»

в средней группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР № 2 «Дружные ребята»

МБДОУ «Детский сад №14»  

Авторы проекта:

воспитатель первой категории Касенкина Н.В.,  

логопед высшей категории Горохова Е.В.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети, воспитатель, логопед, родители.

Направление деятельности:

-Художественно - эстетическое

-Познавательно - речевое

-Социально - речевое

Актуальность: Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.

Мама – самый главный человек в жизни каждого. Для ребенка особенно важна роль мамы в его жизни. И, именно, она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт и утешит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. В бешеном темпе современной жизни общение матери и ребёнка минимально. Все мамы заняты, им не хватает времени на общение, душевную близость со своим ребенком. Поэтому было решено в группе реализовать данный проект, обратив тем самым внимание на воспитание доброжелательного отношения к матери, воспитывать уважение к семейным ценностям.

Цель: сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей; воспитывать уважение и заботу, желание помочь и сделать приятное маме.

Проблема: Дети стали менее отзывчивы к чувствам самых близкиз для них людей, мамы в частности. Ребёнок не всегда способен осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения по отношению к матери.

Задачи проекта:

– способствовать сплочению коллектива родители-дети; привлечь родителей к работе над проектом;

–  углубить знания детей о роли мамы в их жизни;

 - развивать творческие способности, желание делать подарки маме;

– способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме, инсценировки;

– воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

- Определение целей и задач проекта.
- Обсуждение целей и задач с участниками проекта.
- Подбор методической литературы, художественной литературы, дидактического материала.
- Подбор демонстрационного материала.
- Составление плана по организации детской деятельности.
- Подготовка к мероприятиям.
- Ознакомление родителей с темой и задачами проекта.
- Анкетирование(беседы) детей, родителей по проблеме.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

Познавательное развитие

Дидактические игры:

«Кем быть?», «Сложи картинку», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Родственные отношения», «Назови как тебя дома ласково называют?».

Речевое развитие

Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома маме», «Кем работает твоя мама» (с использованием альбома), «Как мы отдыхаем», «Праздник День Матери», «Мама- какая она», «Как обрадовать маму», «Чем любит заниматься мама».

Социально-коммуникативное развитие

Театрализация по сказкам «Сказка о глупом мышонке».

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики».

Подвижные игры: «Грустно – весело», «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди свое место», «Птички в гнездышках».

Дыхательные упражнения: «Ветер».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Моя мама»

Развитие речи «Литературный калейдоскоп».

Лепка «Бусы для мамы».

Конструирование «Мамины косички»

Просмотр мульфильмов: «Мама для мамонтенка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» В. Катаев

Беседа с детьми «Поговорим о маме». Загадки о предметах домашнего быта, которыми пользуются мамы. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, рассказать о том, что мамам необходимо помогать. Иллюстрации по теме.

Дидактическая игра «Профессии». Расширять представления детей о женских профессиях, напомнить о важности и значимости труда, учить соотносить действия людей различных профессий. Карточки с изображением человека той или иной профессии и карточки с атрибутами, которые при этом необходимы.

Сюжетно – ролевые  игры «Семья», «Кафе», «Магазин», «Парикмахерская», «Мамин день рождения». Атрибуты к сюжетно – ролевым играм.

Чтение художественной литературы:

А. Барто «Разлука», «Мама поёт».

Н. Саконская «Разговор о маме».

В.Берестов «Праздник мам».

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», «Огонек»

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

К. Д. Ушинский «При солнышке тепло, при матери добро».

Б.Емельянов «Мамины руки».

К. Кубилинкас «Мама».

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…

Артюхова «Трудный вечер».

Демыкина Г. «Мама».

Михалков С. «А что у вас?»

Раджаб У. «Мамочка».

Цыферов Г. «Как стать большим».

Демыкина Г. «Мама».
И.И.Косяков «Все она».
В Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Через художественные произведения воспитывать любовь и уважение к маме.

Иллюстрированные книги с произведениями перечисленных авторов.

Чтение стихов о маме детьми. Развитие умения выразительно читать стихи.

Рассказы детей о своих мамах. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем, воспитывать чувство гордости за своих мам.

Знакомство, разъяснение смысла и заучивание пословиц о маме.

Беседы, консультации с родителями. Воспитывать культуру в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще.

Совместные творческие вечера (воспитатели -  дети – родители). Совместные репетиции с родителями к инсценировке сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Презентация для детей «День Матери России». Укреплять близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой.

Театрализация  сценки - С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

III. Презентация проекта.

Проведение праздника «День матери».

Вручение мамам подарков, изготовленных детьми.

Обработка результатов по реализации проекта.

Литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

Приложения к проекту День матери

Приложение №1. 

Пословицы и загадки о маме:

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская рука на ласку, что пух, мягка.

Материнская забота на дне моря спасет.

У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.

Кто матери не слушает, тот в беду попадет.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская ласка конца не знает.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Терпенью матери нет предела.

Всякой матери своё дитя мило.

Для матери дети всегда маленькие.

Куда мать, туда и дитя.

Загадки

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты… (маму)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
(мама)

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(мама)

В ушках маминых сверкают
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли- крошки
Украшения…(сережки)

Чтобы быть красивой маме,
Нужно тушь взять и румяна.
И накрасить губы надо
Перламутровой…(помадой)

Всех лохматых расчесать.
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам …(расческа)

В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Этот ароматный …(крем)

Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке…(бусы)

Пальчиковая гимнастика:
Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)
Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!

Помощники
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. ( движения по тексту)
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем.
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
-подвижные игры
«Курочка и цыплята»
«Гуси- гуси»
«Кошка и котята»

Приложение №2. Сюжетно-ролевые игры:

 «Дочки-матери»

Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.

Варианты игры:

«Мама и дети»

«Встреча гостей»

«Мамин День рождения»

Приложение №3. Словесные игры: 

«Как зовут твою маму»

Цель: Закреплять знания детей Ф.И.О. своей мамы.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф.И.О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.

«Назови ласково»

Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.

«Профессия мамы»

Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)

«Мамочка»

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

Приложение №4.

Стихи о маме

1. Мамины руки
Мамины руки – тепло,
Мамины очи – светло,
Мамина сказка во сне,
Мамины гены во мне,
Мамины мысли со мной,
Маме поклон мой земной.
(Е. Колтовская)


2. Мамочка
Кто пришёл ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать пора"?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю – в пиалу налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.
(У. Раджаб)


3. Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)



4. Моя мама – доктор!
Пусть у мамы шприц в руках,
Ты не пяться, словно рак.
Это ж мамочка моя,
Очень добрая она!
(Г. Виеру)


5. Песня о маме
Знаешь, мама, день обычный
Без тебя нам не прожить!
Слово мама так привычно
С первых дней нам говорить!
Стоит только приглядеться, –
Целый мир согрет вокруг
Теплотою маминого сердца,
Нежных, добрых рук...
Наши беды и невзгоды
Отступают пред тобой,
Всё ясней нам с каждым годом,
Как за нас ведешь ты бой!
Мама, – друга нет дороже –
Веришь ты в наш каждый взлет!
Кто еще, как ты, поможет?!
Кто еще, как ты, поймет?!
(М. Садовский)


6. Мама
Платьев у мамы
Ну прямо
Не счесть.
Синее есть
И зеленое есть,
Есть голубое
С большими цветами –
Каждое служит
По-своему маме.
В этом уходит
Она на завод,
В этом в театр
И в гости идет,
В этом сидит,
Занята чертежами...
Каждое служит
По-своему маме.
Брошен небрежно
На спинку кровати
Старый, потрепанный
Мамин халатик.
Я подаю его
Бережно маме,
А почему –
Догадаетесь сами:
Если наденет
Халатик цветной,
Значит, весь вечер
Пробудет со мной.
(Г. Демыкина)

7. Мама и Родина очень похожи...
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
(А. Стариков)

8. Железное здоровье
Беру эскимо по три штуки,
Сосульки и льдинки жую,
Без шапки хожу я и руки
В студёную воду сую.
Здоровье железное прямо:
Никак не могу заболеть,
Чтоб добрая, нежная мама
Со мною могла посидеть. (О. Бундур)

9. Я маму люблю
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
(Л. Давыдова)

10. Берегите маму
Если мамы дома нет,
Очень, очень грустно.
Если мамы долго нет,
То обед невкусный.
Если мамы рядом нет
Холодно в квартире,
Если мамы близко нет,
Плохо в целом мире.
Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
Берегите маму! (Е. Раннева)

11. Мамин портрет
Я протру стекло и раму,
Потому что в раме – мама.
Дочиста протру я раму:
Очень уж люблю я маму! (Г. Виеру)

Приложение №4.

Открытое мероприятие, посвященное празднованию Дня Матери в средней группе «Дружные ребята».

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями.

Сценарий праздника ко дню матери

Дети входят в зал под музыку. 

В: Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых.

Ведущий обращается к гостям:

К нам мамы пришли, Рады видеть всех Вас.

И праздник весёлый начнём мы сейчас.

Ведущий: Мы здесь сегодня собрались, чтобы поздравить мам

Большого счастья и здоровья мы от души желаем Вам!

Ведущий: Каждая мама любит своего ребёнка, отдаёт ему всю себя без остатка, радуется его успехам, вместе с ребёнком переживает поражения. когда ребёнок вырастает, у него появляется своя семья, свои дети. Дочки становятся мамами, сыновья-отцами и уже своих детей они любят также крепко, как их любили в детстве мама и папа.

Вместе: с праздником, мамы!

вед. : - Ребята, а у кого самая красивая мама?

дети хором: - У меня!

- А у кого самая добрая мама?

дети хором: - У меня!

- А у кого самая лучшая мама?

дети хором: - У меня!

Ведущий: все мамы очень любят своих детей, любят дарить им подарки, игрушки и делать сюрпризы. Поэтому мы сегодня вместе с нашими мамами отправляемся в магазин игрушек.

Ведущий: Ой, посмотрите, а вы у нас все сегодня какие-то яркие, разноцветные, совсем как ваши любимые игрушки. Это наверное в честь праздника, мы с вами оказались самыми настоящими игрушками! А вы знаете, что по ночам игрушки оживают, и веселятся. Давайте и мы с вами повеселимся!

Танец

Ведущий обращается к детям: Ночь настала во всем мире, а в магазине игрушек самое время для игр. Все игрушки просыпаются:

Дети хором:

Мы проснулись, потянулись

Нашим мамам улыбнулись.

От души мы их поздравим.

И совсем мы не устанем.

Наведём порядок дружно.

Пригласим друзей, знакомых.

Песню весело споём.

И поздравим свою маму

С самым лучшим днем..

Ведущий: Конечно же в магазине игрушек, помимо кукол, машинок и солдатиков есть мнооого всего интерсного. Очень много разных игрушек, зверюшек. Мы хотим показать вам небольшую сказку. А пока артисты готовятся, у меня к мамам есть вопросы про их деток.

1. Встанет утром он с постели

Вы куда рубашку дели?

Где ботинки, где носок?

Есть у вас такой сынок.

2. Сам кроватку застелил

и цветочки сам полил.

Маме стол накрыть помог.

У кого такой сынок?

3. Все игрушки раскидала.

И кричит: Ой, я устала!

Прибираться не могу

Я вам завтра помогу!

У кого такая помощница?

4. А другая дочка - чудо!

Перемыла всю посуду.

Накормила Мурку - кошку,

хоть сама - то ещё крошка.

Трудится, старается:

Всем в округе нравится.

Ведущий:Да, наши детки молодцы

Теперь мне понятно, почему

У нас такие мамы красивые.

Это потому, что у них такие

прекрасные помощники.

Ведущий:Ах, как у нас сегодня весело.

Вот и                      стоит, улыбается.

Загляделась на мам красавиц.

Что то мамочкам хочет сказать?

Что то им хочет рассказать?

В. А я не сама хочу рассказать, а с детьми хочу показать! Знаем мы кое что о буднях мам, и вам хотим показать!

Сценка «Глупый мышонок»

Ведущий: Да, наши детки подрастают. А помните ли вы, мамочки, как недавно,вы собирали их в ясельной группе по утрам в детский сад, сонных, не умеющих самостоятельно все делать.

Ведущий: Скоро зима, мы предлагаем вам потренироваться, вдруг ваши детки не захотят собираться в садик и придется их одевать, чтобы не опоздать и придти во время.

Конкурс(собери ребенка в детский сад).

Конечно все дети очень

Хотят поздравить своих

Мам и прочитать им стихи.

1.Я мальчишка небольшой,
Но с огромною душой,
Очень мамочку люблю,
Ей цветочки подарю!

2.Мне мамуля лучший друг,
А точней подруга.
С мамой вовсе не страшна
Ни жара, ни вьюга.

3. С мамой пляшем и поем,
Вместе месим тесто.
С милой мамочкой моей
Все мне интересно.

Ведущий: Ну и хорошо, давайте поиграем с мамами и игрушками в прятки! встаём в большой круг.

Игра "Прятки с мамой"

ребёнок с мамой идут за ручку по кругу.

1. С мамой рядом я иду

Маму за руку держу

С мамой очень хорошо

Мама солнышко моё!

(останавливаются, лицом к маме, машут рукой) :

- До свидания, моя мама, от тебя я убегаю! (Дети бегут в центр круга, присаживаются)

Глазки быстро закрываю (прикрывают глаза ладошками)

С мамой в прятки поиграю! (под проигрыш мамы продолжают идти по кругу)

- Свои глазки открывай

мамочку ищи давай! (дети открывают глаза и бегут к своим мамам).

- вот и мамочка моя,

очень я люблю тебя! (бегут к своим мамам, обнимаются).

Ведущий: Все дети очень любят своих мамочек и конечно все про них знают. А давайте проверим, как хорошо мамы знают своих детей?!

А сейчас – викторина «Знаете ли вы своего ребенка?» (после ответа мамы, включаем видеозапись и прослушиваем ответ ребенка)

1.                ...                       , что больше всего любит ваш ребенок из еды?

2.                   ...                   , какая любимая игрушка вашего ребенка?

3.                  ...                 , какой любимый мультфильм у вашего ребенка?

4.                            ...       , какой подарок хотела бы получить ваша дочь на Новый год?

5.                       ...           , а вызнаете друзей в группе вашего ребенка?

6.                       ...            , в какие игры любит играть ваш ребенок?

Ведущая: Молодцы мамы, неплохо знаете своих детей, а сейчас мы узнаем на сколько знают своих мам их дети. Викторина «Знаете ли вы свою маму?».

1.                  ...                  , что вы больше всего любите делать?

2.                  ...                 , что из вашей одежды вам нравится больше?

3.                  ...                , что бы вы хотели бы получить в подарок?

4.                   ...               , кого вы любите больше всего?

Ведущая: Милые мамы, примите в подарок песню.

Песня «Мамочка, милая, мама моя!»

Игра с родителями

Стихи:

1. Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это. 

2. Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
 3.Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
 4.Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

        Ведущий: Вот ночь в магазине игрушек подходит к концу, игрушкам пора засыпать. А мы с вами знаем, что из магазина без подарков не выходят. Но обычно мамы покупают подарки своим детям. А так как сегодня праздник мам, то мы поменямся местами. Дорогие мамы, мы хотим подарить вам эти подарки. (Дети дарят открытки)

        Ведущий: Спасибо Всем за настроение. Поздравляем вас с праздником. Прекрасного настроения!

Материал для папки-передвижки

Как создать семейные традиции для счастливой жизни

Семейные традиции и обычаи приносят огромную пользу: они укрепляют ваши семейные узы, делают жизнь в кругу родных насыщенной и интересной, украшают детство и создают прекрасные воспоминания на долгие годы.

Предлагаем вам несколько примеров семейных традиций, которые вы можете использовать в своей семье или на их основе создать собственные.

Традиции на каждый день

Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон. Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно.

«Секретное рукопожатие»

Так издавна узнавали друг друга члены общин, организаций или кланов. Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…

Такое секретное рукопожатие придаст уверенность во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на свадебной церемонии, получения диплома и даже в трудные минуты жизни.

«Кушаем вместе»

В семейной традиции русского народа принято кушать вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным.

Решите, как будет удобней в вашем лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом.

Хорошие привычки легко закрепить, если их будут выполнять все без исключения:

  1. мыть руки перед едой;
  2. опрятно одеваться к столу;
  3. ухаживать за столом за бабушкой и дедушкой;
  4. соблюдать этикет;
  5. помогать маме убирать посуду.

Взрослые, разумеется, подают пример детям, старшие — младшим. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день.

Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда. В некоторых семьях принято молиться перед едой — короткую молитву произносит вслух глава, чаще всего отец, но может быть старший сын, мать.

«Семейные объятия»

Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки.Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Сначала это звучит натянуто, но если с детства приучить детей к таким проявлениям единства, это будет воспринято на ура и в старшем возрасте.

«Сказка на ночь»

Некоторые традиции семейного воспитания важны для развития личности ребёнка. Дети, чьи родители баловали их чтением на ночь, более успешны в учёбе и лучше заводят друзей в школе, чем их сверстники, лишённые этой чудесной традиции. Подбирайте сказочные истории по возрасту, садитесь на постель к малышу и с душой читайте ему по несколько страниц каждый вечер.

Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца. Прекрасные воспоминания о сказке на ночь заставляют многих взрослых возвращаться к этому обычаю, когда они создают свои семьи, так что это по-настоящему действенный способ создать связь поколений.

«Вечерняя прогулка»

В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.

Еженедельные традиции

Целью может быть провести вместе немного больше времени, чем обычно, чтобы поддержать в доме атмосферу любви и тепла. Откажитесь от соблазна устраивать разборы полётов — критика и тон инспектора тут неуместны.

«Воскресный завтрак»

Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети.

Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости.

«Поход за покупками»

Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтому мама может подключить к этому процессу всех домашних. Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет. Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним.

«День футбола»

Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне.

Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.

Другие семейные ценности и традиции

Подумайте, как семья может проявить участие в школьных делах, успехах в карьере, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи.

«Семейный фотоальбом»

Возможно, вы не задумывались, но у нашего, русского народа, особенно принято фотографироваться на память.

Приложите усилия, чтобы оформить и сохранить приятные моменты жизни:

  1. фото в первый день в школе;
  2. фото с родственниками из других городов, которые приехали в гости;
  3. групповое фото всей семьёй, где у каждого члена есть своё особое место;
  4. снимки с соревнований, конкурсов, награждений;
  5. старые фотографии поколения дедушек и бабушек.

«Маленькие праздники»

Вечеринки по поводу событий, определяющих будущее кого-то из членов семьи, очень важны. Устраивайте небольшие праздники с простым угощением, обязательно собирайте всех вместе, без отговорок, когда случается нечто замечательное: поступление в институт, назначение на работе, победа на конкурсе, сдача экзаменов, помолвка и т.п.

«Вместе вне дома»

Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение грандиозных явлений — затмения или звездопада. Местные празднества многие семьи любят посещать всем составом (парад, городская или сельская ярмарка, народное гуляние).

Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции:

  • Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;
  • Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы.
  • Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр.

И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.

Консультация для родителей ко дню матери "Поговори со мною, мама"

«Разговор с ребенком - это безделье пустая трата времени», - думают многие родители, но с таким мнением нельзя согласиться. Разговор с ребенком – это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. Родителям кажется, что они говорят с ребенком много. Однако именно общения с родителями малышу часто и недостает.

С детьми нужно говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике! При общении надо учитывать, что официальный тон недопустим. В повседневном общении со взрослым ребенок учится познавать мир, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения. В разговоре с ним родители дарят ему уверенность не в завтрашнем, а в сегодняшнем дне, уверенность в том, что есть судьба и семья, есть биологическая сила слова, есть поддержка. В настоящее время родители, как правило, поставлены в достаточно жесткие условия: работают с утра до вечера; придя домой, «уходят» в свои компьютеры, ноутбуки, телевизоры, предпочитая их внутрисемейному общению. И нисколько об этом не жалеют, думая, что у их ребенка есть всё.

Однако близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии ребенка.. Живое общение не может заменить никакое, даже совершенное техническое устройство. Не надо молчать, а нужно больше говорить! Речевое общение взрослого и ребенка в процессе жизнедеятельности позволяет дошкольнику овладевать фразовой речью, а также различными формами речевой коммуникации. Дети получают больше шансов для развития полноценного общения, если родители сами творят, вовлекая в процесс всю семью, читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором.

Живые впечатления, подкрепленные выразительными замечаниями, художественные образы литературных произведений – вот источники развития речи детей. Уважаемые родители, говорите с ребенком, вместе рассматривайте иллюстрации в книгах и беседуйте о том, что на них нарисовано, путешествуйте по сказкам, сочиняйте рассказы, озвучивайте героев произведений, мастерите с детьми игрушки.

Проводите как можно больше времени с ребенком, внимательно слушая его и отвечая на его вопросы. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должны стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Не забывайте хвалить ребенка, это залог его будущего успеха. Помните, что для ребенка очень важно общение именно с вами!

Традиции семейного воспитания

(консультация для родителей)

Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития у одной или другой мамы, празднование дней рождения членов семьи, с подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка. Поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Создание семейных традиций — это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если взрослые почитают своих родителей и формируют у ребенка уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежное «вложение» чувств  трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

Традиции семейного воспитания в каждй семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан. Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

Основа традиций семейного воспитания - ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.

В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейного воспитания - базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка.

Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.

В семьях нынешнего времени возрос интерес к собственному происхождению, что и выражается в традициях семейного воспитания, которые связаны с экскурсом в родословную семьи. Существенно разнообразнее становится традиция проведения досуга: поездки за город, путешествия, посещение музеев, спортивные развлечения и т. д.

Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее.

Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Погружение в традиционную фольклорную среду также является одним из факторов воспитания. Фольклор не просто лишь знакомит с окружающим миром, но и внушает ценные нравственные правила, а также нормы поведения, и делается это в насыщенной эмоциональной форме, которая понятна и доступна. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Масленица, Рождество, Пасха- наиболее любимые народные и семейные торжества. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.

Анкета для родителей «Семейные традиции».

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определённые традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребёнка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

- да, обязательно;

- возможно, если они сами сложились;

- нет, это пережиток прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

- дни рождения членов семьи;

- дни поминовения усопших;

- коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

- религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.);

- государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.);

- день создания семьи;

- профессиональные праздники;

- оформление фотоальбомов;

- воскресные семейные обеды;

- проведение семейных советов;

- другое………………………………………………………………………………….

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи ?

- спорт;

- рыбалка;

- домашние животные;

- шитьё,

- рукоделие;

- чтение;

- компьютерные игры;

- музыка;

- коллекционирование;

- другое…………………………………………………………………………………

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребёнка?

- спорт;

- рыбалка;

- домашние животные;

- шитьё,

- рукоделие;

- чтение;

- компьютерные игры;

- музыка;

- коллекционирование;

- другое……………………………………………………………………………………

5. Какой труд объединяет вашу семью?

- работа на даче;

- уход за домашними животными;

- индивидуальная трудовая деятельность;

- общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

- другое…………………………………………………………………………………….

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребёнка?

- мама;

- папа;

- бабушка;

- дедушка;

- прабабушка;

- няня (гувернантка);

- другие………………………………………………………………………………………

7. Организуете ли вы специально деятельность ребёнка?

- совместное чтение;

- прогулки на природе;

- обучение рукоделию;

- развивающие игры;

- занятия спортом;

- наш ребёнок самостоятельный, сам находит себе дело;

- специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

- другое……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гостях у бабушки Загадушки» ( с элементами малого фольклора)

Представляю вашему вниманию методическую разработку НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема " В гостях у бабушки Загадушки" ( с элементами малого фольклора). Да...

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Строим набережную».

Развиваем познавательно - исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, гранита. Воспитываем чувство гордости, любви к своему городу....

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р

Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин),  формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...

«День матери - казачки» средняя группа компенсирующей направленности «Колокольчик»

4 декабря по традиции на Донской земле празднуют «День матери-казачки». Большое значение имела в казачьей семье женщина - мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, пр...

Методическая разработка: конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие в лес".

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Дикие животные и их детеныши" и грамматической теме "Предлоги". Целью занятия является актуализация и обобщение знаний детей о...

Методическая разработка "Детско - родительское образовательное событие в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР" Логопедический турнир "Слово о слове"

Данное мероприятие подводит итоги годовой коррекционно-образовательной работы и предполагает активную совместную деятельность учителя-логопеда, обучающихся и их родителей....