Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Строим набережную».
методическая разработка (подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Развиваем познавательно - исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, гранита. Воспитываем чувство гордости, любви к своему городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Строим набережную».

С использованием образовательных технологий:

  • познавательно-исследовательской деятельности,
  • здоровьесбережения,
  • личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
  • элементы социоигровой технологии (игра-карусель),
  • развития мелкой и крупной моторики рук,
  • использование интерактивной доски.

2021 год

Цели:

  1. Образовательные.

  • развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, гранита;
  • научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами.

2. Развивающие.

  • развивать связную речь, зрительное внимание, воображение;
  • учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные.

  • формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества;
  • воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом;
  • воспитывать чувство гордости, любви к своему городу.

4. Коррекционные.

  • продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными в роде числе и падеже;
  • закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей;
  • развивать логическое мышление;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • развивать внимание, усидчивость, память;
  • работа над дыханием.

Словарная работа:

  1. прилагательные: твердый, прочный, зернистый, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее,
  2. существительные: вещество, объект, свойство, лупа, геологи, полезные ископаемые.

Предварительная работа:

  • наблюдение во время экспериментальной деятельности за свойствами песка, глины, гранита.
  • просмотр научно - популярных видео о рождении гранита, об обработке гранита, о добыче полезных ископаемых,
  • рассматривание народных глиняных игрушек - филимоновских, дымковских. Иллюстрации с изображением гранитных, кирпичных и каменных строений. Изображения парадной части Петербурга.

Пособие и материал:

-песок, глина и гранитные камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, лупы, деревянные палочки, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, пластмассовые трубочки, строительные очки, комочки влажной глины, посылочная коробка с деревянным чурбачком и письмом, интерактивная доска, компьютер.

Ход мероприятия

1.Вступительная часть.

Воспитатель:

Гостям показывала город. В душе звучали строки А.С. Пушкина:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

Что вы узнали из этих строк?

- Город построен по указу Петра1.

-Дома, улицы, стройные, прямые, красивые.

-Течет река Нева, широкая, гордая.

-Берега гранитные.

(Каждый свой ответ дети подтверждают изображением на интерактивной доске).

Верно, в нашем городе много строений из гранита.

2. Основная часть.

Стук в дверь. Приносят посылку от деда Ерофея. В ней сгнившее дерево и письмо о помощи. В письме написано, что у него в деревне река разрушила берег. Деревянная набережная сгнила, и вода подбирается к дому. Пишет, что в нашем городе часто идут дожди, сыро, дома стоят рядом с рекой, а никаких разрушений нет. Сообщает, что вокруг много разных предметов, но не может подобрать материал для строительства набережной. Просит о помощи.

Воспитатель: Что будем делать? (Поможем)

А еще и узнаем, почему в нашем городе много построек из гранита?

Дедушка прислал еще и рисунки предметов, которые его окружают. (Леса, дома, машины, песок, мебель, гранит, посуда, глина)

Воспитатель:

Да, дедушка совсем запутался. Для начала разделим картинки с предметами на две группы: на предметы, созданные природой и предметы, созданные человеком. (природный мир и рукотворный мир).

Давайте выберем материал, из которого мы бы построили набережную. Вы сразу исключили дерево? Почему?

(Оно гниет от воды).

Какой материал можно взять для строительства набережной? (песок, глину, гранит).

Молодцы, а где же их можно найти? (На земле, в земле) 

Как их называют? (полезные ископаемые).

Воспитатель: Правильно гранит, и песок, и глина – все это полезные ископаемые.

Как называют профессию людей, которые ходят по земле и ищут полезные ископаемые? (геологи)

Физкультминутка:

Воспитатель: Представьте, что мы с вами геологи. Отправляемся на поиски полезных ископаемых.  (Дети имитируют движения).

Воспитатель: Вот геологи идут, многое они найдут. Что найдут, они не скажут, но зато сейчас покажут:

 -песок (бег на носочках хаотично, руки на поясе),

 -глина (замедленные движения руками и телом, руки расслаблены, ноги не отрываются от пола),

-гранит (замереть, напрячься, руки в кулаки сжаты).

Воспитатель: Молодцы, нашли и песок, и глину и гранит. Что же нам выбрать для стройки?

Но сначала разберемся, наша набережная должна быть какой?

Дети:

  • Прочной,
  • Крепкой,
  • Не растворимой в воде,
  • Не обсыпаться.
  • Не сдуваться ветром

Воспитатель: Давайте подберем материал, который лучше всего подойдет для постройки набережной. Для этого нам нужно выполнить сложную, но очень интересную работу. Отправляемся в нашу детскую «лабораторию». Сегодня мы будем учеными. А ученые, это кто?

Дети. Люди, которые изучают всякие предметы, проводят опыты, делают открытия, работают с приборами ….

Воспитатель:

У нас в лаборатории имеются природные материалы.

А какие, вы сами расскажете? (После правильного ответа на экране появляются изображения гранита, глины, песка)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу.
 (Глина)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Воспитатель. Нам нужно выбрать материал для строительства. Для этого нам надо знать свойства этих материалов, сравнить их и выбрать наиболее подходящий. Мы будем сравнивать песок, глину и гранит. Результаты своих наблюдений будем записывать в таблице. Определим, какой материал лучше подойдет для строительства набережной.

Итак, начнем.

Перед вами лежат песок, глина и гранит. Рассмотрите их.

Какие они? Что вы заметили?

Дети. Песок сыпется, потому что он сухой. Глина то же сухая, но сыпется хуже. К граниту это действие не подходит.

Воспитатель: Конечно, сухой песок можно легко пересыпать, значит, он какой? (Сыпучий)

Правильно, песок сыпучий. Занесите эти наблюдения в таблицу.

Воспитатель. Как действует на них ветер? Наденьте защитные очки и

подуйте на объекты через трубочку.

Дети. Под действием ветра  песок передвигаться. Песком можно рисовать. Глина перемещается плохо, будто ей что-то мешает. А гранит не сдвинуть с места.

Воспитатель. Почему так происходит? Давайте посмотрим на объекты через лупу. Заметили что-то?

Дети. В песке много мелких крупинок, песчинок. Они не связаны друг с другом. Сухая глина состоит из множества плоских чешуек, которые цепляются друг за друга.

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, очень маленькие частички разрушенного камня.

Что вы скажете сказать о граните, какой он?

Дети. Он очень твердый, жесткий, состоит из зерен, которые очень плотно прижаты друг к другу.

Воспитатель. Верно, какой же вы сделаете вывод?

Дети: Песок легко пересыпается, потому что его частички округлые и легко скользят, не мешая друг другу. У глины плоские, мелкие частицы цепляются друг за друга и мешают ей пересыпаться. У гранита все зерна скреплены, поэтому он не может пересыпаться.

Воспитатель. Давайте выясним, какой из наших объектов тяжелее. Что тяжелее глина, песок, или гранит?

Возьмите банку с водой. В нее поместите песок, гранит и глину. Палочкой все перемешивайте. Наблюдайте, что происходит? Что достигло дна быстрее гранит, песок или глина? Сделайте вывод. Что легче, а что тяжелее?

Дети. Гранит опустился на дно первым.

Воспитатель. О чем это говорит?

Дети. Гранит оказался тяжелее глины и песка. Глина и песок легче гранита.

Воспитатель: Верно, гранит тяжелее песка и глины. Отметьте это в таблице.

Воспитатель. Разберемся, как наши объекты впитывают воду?

Из банки с водой достаньте гранит и ложку песка, положите их на салфетку, подождите, когда с них стечет вода. Что заметили?

Дети: гранит быстро высох, а песок еще долго остается мокрым, значит, воду гранит не впитывает.

Воспитатель: Верно, гранит не впитывает воду. Занесите это в таблицу.

Проверим, из чего лучше лепить, из песка или из глины?

Как вы думаете, из сухого песка можно лепить куличики?

Проверьте. (дети пытаются лепить из сухого песка).

Получается? Что с песком происходит? (Рассыпается).

Он какой, как можно сказать про него? (Сыпучий, рыхлый).

Что нужно сделать, чтобы песок лепился? (Намочить песок водой). Проверьте.

Намочите песок водой.

Воспитатель: Что вы заметили? Куда вода исчезла? (Она впиталась в песок) Песок стал какой? (Мокрый).

Из него теперь можно лепить? Проверьте, слепите кирпичик.

Тетерь возьмите сухую глину. Слетите из нее кирпичик. Получилось? (Нет).

Как вы думаете, какую нужно взять глину, чтобы из нее можно было лепить? (Мокрую, сырую). Проверьте, вылепите из сырой глины кирпичики.

Что вы скажете про эту глину, какая она? (Мокрая, сырая, липкая).

Про такую глину говорят - вязкая.

Отметьте это в таблице.

Из чего лепить было удобнее, лучше: из песка или из глины? (Из глины).

Что можно сказать про глину, какая она? (липкая, пластичная, вязкая).

Воспитатель: Сделайте вывод

Дети: Если песок сухой, он не лепится, а влажный лепится. Из сырой глины хорошо лепить фигурки, потому что она пластичная.

Молодцы, помойте руки и подведем итоги.

Дети: Сухой песок сыпучий, рыхлый, из него ничего нельзя построить. Из влажного песка можно лепить, но постройки быстро рассыпаются.

Влажная глина мягкая, пластичная, в ней можно делать ямки, она хорошо лепится.

Воспитатель: Верно, отметьте это в таблице.

Воспитатель: Давайте узнаем, какой из объектов пропускает воду лучше. Возьмите лупы и еще раз рассмотрите сухую глину и сухой песок. Сравните их, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас проведем еще один опыт с глиной и песком. Он требует слаженной работы в парах, потому что нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? Нам нужно выяснить, через что быстрее проходит вода? Что лучше пропускает воду песок или глина.

Возьмите две баночки, поместите в них воронки. Закройте отверстия в воронках ватными дисками. В одну воронку насыпьте ложку глины, а другую воронку - ложку песка. Теперь одновременно налейте воду до верху в обе воронки. Наблюдайте, в какой банке вода набирается быстрее.

Опыт выполняйте парами. Пусть один человек занимается с песком, а второй занимается с глиной. Затем сравните результаты.

Дети.  Вода набралась быстрее в банку с песком.

Воспитатель. Почему?

Дети. Глина плохо пропускает воду, а песок хорошо.

Воспитатель. Мы убедились, что через песок вода проходит хорошо, а через глину плохо, почти не проходит, потому что, глина состоит из мельчайших частичек, которые очень плотно прилипают друг к другу, не давая просочится жидкости.

Занесите в таблицу результат опыта.

Воспитатель: Выясним прочность гранита.

Если глину намочить, а потом высушить, она становится камнем. Кубиком постучите по камню из глины или сильно нажмите на него, что получилось?

Дети: Он рассыпался. Глина хрупкая.

Воспитатель: То же самое сделайте с гранитом, поковыряйте его. Произошло с ним что-нибудь?

Дети. Ничего.

Воспитатель. Я попытаюсь разбить его молоточком. Что-то произошло? (нет)

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что гранит прочный, твердый.

Воспитатель. Ребята, мы с вами увидели, что гранит твердый, крепкий, прочный. Это свойство гранита позволяет использовать его в облицовке зданий, строительстве памятников, набережных.

Рассмотрите цвет гранита.

Дети: Серый, розовый, оранжевый…Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата, находящегося в нем.

Воспитатель: Рассмотрим нашу таблицу и сделаем вывод, какой материал наилучший для строительства набережной? (Гранит - прочный, твердый, тяжелый, не пропускает воду и не растворяется в воде, разноцветный, красивый.).

Основные свойства

Песок

Глина

Гранит

Сыпучесть

+

-

-

Вязкость

-

+

-

Водопроницаемость

+

-

-

Хрупкость

-

+

-

Твердость

-

+

+

Воспитатель: Что ответим деду Ерофею? Какой материал посоветуем выбрать для строительства набережной?  (Набережную надо строить из гранита).

Давайте пошлем ему примеры набережных, мостов, зданий памятников в нашем городе, где использовался гранит. (дети выполняют коллаж –гранитный Петербург).

Почему в нашем городе много построек из гранита? (В Петербурге сыро, а гранит – прочный, твердый, не пропускает воду и не растворяется в воде, разноцветный, красивый).

Воспитатель: Сегодня вы были настоящими «учеными».

Молодцы, а теперь немого поиграем: игра-карусель «Какой, какое, какая».

Дети делятся на две команды. Первая команда образует круг. У них в руках картинки с изображением песка, глины, гранита. Вторая - под музыку перемещается вокруг круга. У них в руках изображения зданий, набережной, ступеней, берега реки, памятников…

С окончанием музыки дети останавливаются за товарищем и спрашивают, например: «Набережная, какая?». Ребенок, стоящий в кругу отвечает в соответствии со своей картинкой, например: «Набережная гранитная» и т. д.

3. Итог занятия.

Молодцы, сегодня вы были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», познакомились со свойствами песка, глины, гранита. Помогли деду Ерофею и поиграли.

А что вам больше всего понравилось на занятии, хотелось бы еще вернуться в лабораторию и провести новые исследования с другими объектами? (ответы детей). Молодцы, значит вы будите настоящими учеными.

Догадались, почему наш город можно назвать «гранитный Петербург»?

Расскажите об этом родителям и друзьям, им это будет интересно узнать.

        Игра- цепочка «Узнай по описанию»:

Дети договариваются, о каком полезном ископаемом будет идти речь. Встают в круг и передавая мяч по кругу, называют свойства этого полезного ископаемого. Водящий  - в середине круга отгадывает.

Гранит: твердый, прочный, тяжелый, хорошо полируется, зернистый, разноцветный.

Песок: твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, сыпучий, используют при изготовлении кирпича, стекла.

Глина: полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется в воде, не пропускает воду, вязкая, делают кирпичи, посуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие с птенцом»

Цель:Формировать умение ориентироваться по плану. Задачи:Образовательные:-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти, навыков уравнивания множеств.-Формировать ...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект  ООД  по познавательному развитию в   подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности зля детей с ОВЗ на тему: «Помоги лесным друзьям» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Программное содержание. 1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, умение узнавать и называть их. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила.Развивать речев...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию «ФЭМП в процессе игровой деятельности»

Цель: расширение  математических представлений детей.Задачи:      Образовательные:-развивать знания детей о свойствах предметов;-формировать знания детей при проведении с...