Особенности педагогической деятельности по программе «Мозаика»
статья
Освоение тематического содержания программы «Мозаика» начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира. Планирование и организация работы с детьми осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_deyatelnosti.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование педагогической деятельности
по программе «Мозаика».
Основой правильной организации жизни детей в детском саду является планирование педагогической деятельности. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.
Планирование образовательного процесса по программе «Мозаика» строится с учётом следующих принципов:
- принцип последовательности;
- принцип интеграции;
- комплексно-тематический принцип.
Освоение тематического содержания программы «Мозаика» начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира. Планирование и организация работы с детьми осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.
При планировании стоит учитывать и главные особенности программы
Особенности программы «МОЗАИКА»
- Отсутствие жёстко регламентированных форм
организации детей;
- Обеспечение оптимального двигательного режима
(свободное перемещение ребёнка);
- Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.
Программа предоставляет удобную трансформацию предлагаемого содержания и методики образовательной деятельности через подробно разработанное комплексно-тематическое планирование для каждой группы ДОО. Издательством «Русское слово» выпущены «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» для всех возрастных групп детского сада. Цель их ведения – проектирование образовательного процесса с детьми на основе положений ФГОС.
Одной из особенностей данного планирования является высвобождение и увеличение времени для непосредственного общения, взаимодействия с детьми и их родителями. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю, которые лежат в основе проектирования предметно-развивающей среды, выбора содержания деятельности, включая общение педагога с детьми и их родителями.
В Журнале планирования воспитатели заполняют предложенные табличные формы:
- Сведения о детях и родителях.
- Листок здоровья.
- Табель посещаемости детей на год.
- Список детей по подгруппам на I и II полугодия.
- Режимы дня для теплого и холодного периода года.
- Комплексно-тематическое планирование.
- Перспективный план участия группы в коллективных мероприятиях ДОО.
- Расписание организованной образовательной деятельности с детьми группы на неделю.
- Планирование воспитательных задач на учебный год.
- Комплексы утренней гимнастики.
- Планирование образовательного процесса (сентябрь-август).
В процессе планирования можно использовать предложенный авторами Программы «Мозаика» примерный алгоритм планирования:
1 шаг. Формулировка задач, решение которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях обобщения.
2 шаг. Подбор оптимальных форм взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами.
3 шаг. Определение новых слов для введения в активный словарь детей.
4 шаг. Внесение дополнений (изменений) в развивающую предметно-пространственную среду.
5 шаг. Осуществление коррекции развития детей (групповая и индивидуальная работа).
Определение последовательных образовательных задач на неделю, которые предполагается решить в ходе совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения с детьми. Воспитательные задачи являются сквозными и решаются в постоянном режиме, в любых ситуациях и планируются на учебный год. Мы при планировании можем воспользоваться предложенными задачами, а можем наметить и другие, взяв за основу задачи программы .
При планировании совместной деятельности в режиме дня помощь могут оказать материалы, представленные в приложении к самому журналу. В конце каждого месяца проводится кульминационное событие, объединяющее все виды деятельности: праздник, досуг, выставку и т.п.
Результативность решения образовательных задач достигается содержательными линиями образовательного процесса: тематической ситуацией по инициативе воспитателя или детей, сезонными изменениями в природе, традиционными календарными праздниками, событиями разного рода (личные, семейные, активно обсуждаемые в СМИ, городские или областные, всероссийские и международные), увлечениями детей и педагогов. Нахождение разумного баланса между объёмом заранее запланированных тем и тем, возникающих в процессе самой образовательной деятельности, и составляет сущность нового гибкого подхода к планированию. Важно, чтобы содержание было непосредственно связано с жизнью детей, затрагивало их эмоции, формировало принятие социокультурных и духовно-нравственных норм и стало для них личностно - значимым. Наша задача – вызвать искренний интерес у детей к происходящему, мотивировать их к созидательным действиям, пробудить такие важные нравственные качества, как сопереживание, желание помочь, или изменить своими действиями ситуацию к лучшему.
В серию «Педагогический портфель воспитателя» наряду с «Журналом планирования образовательной деятельности в ДОО» входят так же «Журнал взаимодействия с родителями» и «Журнал педагогической диагностики» , позволяющие грамотно и эффективно подходить к образованию детей дошкольного возраста и общению с родителями воспитанников в современных условиях.
Оценка индивидуального развития ребенка производится нами в рамках педагогической диагностики.
Результаты мониторинга используются исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми).
Авторы программы «Мозаика» предлагают планировать образовательную деятельность на оптимальный период – неделю. По желанию можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день – эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме.
Календарное планирование разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО.
Используя принцип работы программы «Мозаика», можно сделать вывод о том, что применение недельного принципа работы по одной определенной теме дает возможность широко изучить данную тему. Специально созданная по изучаемой теме предметно – развивающая среда помогает детям погрузиться в нее, что приводит к более легкому пониманию, запоминанию и развитию познавательных интересов. От этого пребывание в детском саду доставляет ребенку радость, а образовательные ситуации становятся увлекательными.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка. Наша задача — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — мы можем решить собственно педагогические задачи. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности педагогической деятельности с детьми раннего возраста
О работе с детьми раннего возраста....
Педагогическая диагностика по программе" Мозаика"
Педагогическая диагностика...
Педагогическая диагностика по программе Мозаика
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ор...
Презентация "Планирование педагогической деятельности по программе Мозаика"
Авторы программы предлагают свои подходы к планированию образовательной деятельности. Они существенно отличаются от традиционных подходов и при этом отвечают современным требованиям дошкольного образо...
Педагогическая диагностика по программе "Мозаика"
Оценивание образовательных достижений воспитанников ведется по программе «Мозаика» на основе Журнала педагогической диагностики развития ребёнка (авт.-сост. В. Ю. Белькович), разработанног...
Структура и особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации
Своим происхождением профессия воспитатель обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, н...
Особенности педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС
Среди детей с ОВЗ достаточно часто встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты всестороннего изучения структуры дефекта при ЗПР показывают, что вследствие первичного дефекта (...