Особенности педагогической деятельности по программе «Мозаика»
статья

Касенкина Наталья Викторовна

Освоение тематического содержания программы «Мозаика» начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира. Планирование и организация работы с детьми осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_deyatelnosti.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование педагогической деятельности

по программе «Мозаика».

Основой правильной организации жизни детей в детском саду является планирование педагогической деятельности. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.

Планирование образовательного процесса по программе «Мозаика» строится с учётом следующих принципов:

- принцип последовательности;

- принцип интеграции;

- комплексно-тематический принцип.

Освоение тематического содержания программы «Мозаика» начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира. Планирование и организация работы с детьми осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

При планировании стоит учитывать и главные особенности программы

Особенности программы «МОЗАИКА»

  • Отсутствие жёстко регламентированных форм

организации детей;

  • Обеспечение оптимального двигательного режима

(свободное перемещение ребёнка);

  • Гибкий режим, позволяющий ребёнку включаться в режимные моменты без нарушения психофизиологического комфорта.

Программа предоставляет удобную трансформацию предлагаемого содержания и методики образовательной деятельности через подробно разработанное комплексно-тематическое планирование для каждой группы ДОО. Издательством «Русское слово» выпущены «Журналы планирования образовательной деятельности в ДОО» для всех возрастных групп детского сада. Цель их ведения – проектирование образовательного процесса с детьми на основе положений ФГОС.

 Одной из особенностей данного планирования является высвобождение и увеличение времени для непосредственного общения, взаимодействия с детьми и их родителями. Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю, которые лежат в основе проектирования предметно-развивающей среды, выбора содержания деятельности, включая общение педагога с детьми и их родителями.

В Журнале планирования воспитатели заполняют предложенные табличные формы:

  • Сведения о детях и родителях.
  • Листок здоровья.
  • Табель посещаемости детей на год.  
  • Список детей по подгруппам на I и II полугодия.  
  • Режимы дня для теплого и холодного периода года.  
  • Комплексно-тематическое планирование.  
  • Перспективный план участия группы в коллективных мероприятиях ДОО.
  • Расписание организованной образовательной деятельности с детьми группы на неделю.  
  • Планирование воспитательных задач на учебный год.  
  • Комплексы утренней гимнастики.  
  • Планирование образовательного процесса (сентябрь-август).  

В процессе планирования можно использовать предложенный авторами Программы «Мозаика» примерный алгоритм планирования:

1 шаг. Формулировка задач, решение  которых предполагается в совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях обобщения.

2 шаг. Подбор оптимальных форм взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами.

3 шаг. Определение новых слов для введения в активный словарь детей.

4 шаг. Внесение дополнений (изменений) в развивающую предметно-пространственную среду.

5 шаг.  Осуществление коррекции развития детей (групповая и индивидуальная работа).

Определение последовательных образовательных  задач на неделю, которые предполагается решить в ходе совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения с детьми. Воспитательные задачи являются сквозными и решаются в постоянном режиме, в любых ситуациях и планируются на учебный год. Мы при планировании можем воспользоваться предложенными задачами, а можем наметить и другие, взяв за основу задачи программы .

При планировании совместной деятельности в режиме дня помощь могут оказать материалы, представленные в приложении к самому журналу. В конце каждого месяца проводится кульминационное событие, объединяющее все виды деятельности: праздник, досуг, выставку и т.п.

Результативность решения образовательных задач достигается содержательными линиями образовательного процесса: тематической ситуацией по инициативе воспитателя или детей, сезонными изменениями в природе, традиционными календарными праздниками, событиями разного рода (личные, семейные, активно обсуждаемые в СМИ, городские или областные, всероссийские и международные), увлечениями детей и педагогов. Нахождение разумного баланса между объёмом заранее запланированных тем и тем, возникающих в процессе самой образовательной деятельности, и составляет сущность нового гибкого подхода к планированию. Важно, чтобы содержание было непосредственно связано с жизнью детей, затрагивало их эмоции, формировало принятие социокультурных и духовно-нравственных норм и стало для них личностно - значимым. Наша задача – вызвать искренний интерес у детей к происходящему, мотивировать их к созидательным действиям, пробудить такие важные нравственные качества, как сопереживание, желание помочь, или изменить своими действиями ситуацию к лучшему.

В серию «Педагогический портфель воспитателя» наряду с «Журналом планирования образовательной деятельности в ДОО» входят так же «Журнал взаимодействия с родителями» и «Журнал педагогической диагностики» , позволяющие грамотно и эффективно подходить к образованию детей дошкольного возраста и общению с родителями воспитанников в современных условиях.

Оценка индивидуального развития ребенка производится нами в рамках педагогической диагностики.

Результаты мониторинга используются исключительно для решения образовательных задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

• оптимизации работы с группой детей.

Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми).

Авторы программы «Мозаика» предлагают планировать образовательную деятельность на оптимальный период – неделю. По желанию можно спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день – эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме.

Календарное планирование разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО.

Используя принцип работы программы «Мозаика», можно сделать вывод о том, что применение недельного принципа работы по одной определенной теме дает возможность широко изучить данную тему. Специально созданная по изучаемой теме предметно – развивающая среда помогает детям погрузиться в нее, что приводит к более легкому пониманию, запоминанию и развитию познавательных интересов. От этого пребывание в детском саду доставляет ребенку радость, а образовательные ситуации становятся увлекательными.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка. Наша  задача  — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — мы можем решить собственно педагогические задачи. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика по программе Мозаика

На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ор...

Презентация "Планирование педагогической деятельности по программе Мозаика"

Авторы программы предлагают свои подходы к планированию образовательной деятельности. Они существенно отличаются от традиционных подходов и при этом отвечают современным требованиям дошкольного образо...

Педагогическая диагностика по программе "Мозаика"

Оценивание образовательных достижений воспитанников ведется по программе «Мозаика» на основе Журнала педагогической диагностики развития ребёнка (авт.-сост. В. Ю. Белькович), разработанног...

Структура и особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Своим происхождением профессия воспитатель обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, н...

Особенности педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС

Среди детей с ОВЗ достаточно часто встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты всестороннего изучения структуры дефекта при ЗПР показывают, что вследствие первичного дефекта (...