Особенности педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС
статья по коррекционной педагогике
Среди детей с ОВЗ достаточно часто встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты всестороннего изучения структуры дефекта при ЗПР показывают, что вследствие первичного дефекта (недостаточность мышления и эмоционально–волевой сферы), формируются вторичные нарушения – затруднения взаимодействия с окружающей средой, отставание в коммуникативном развитии. В ряде исследований показано, что у детей с ЗПР долгое время отсутствует интерес к взаимодействию со сверстниками, неадекватные эмоциональные реакции, проблемы речевого развития определяют трудности развития эмоциональной сферы. Естественно, что эти обстоятельства определяют необходимость специальной работы с детьми с ЗПР. У детей данной категории ослаблена эмоциональная реакция на людей, а также наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. Все эти аспекты определяют особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС
Особенность воспитания детей с ЗПР заключается в том, что основной целью является их максимально возможная интеграция и социализация в обществе. Именно поэтому важным является то, что в первую очередь, педагог организующий процесс воспитания, обращает внимание на коррекцию их недостатков и оказание посильной помощи в усвоении образовательных программ.
В настоящее время, с целью повышения эффективности процесса воспитания детей с ЗПР, применяется инклюзивное образование, а также в общении среди ровесников. Важным является соблюдение индивидуального подхода в процессе воспитания.
Одним из эффективных методов педагогической деятельности по развитию познавательной активности старших дошкольников с ЗПР в соответствии с ФГОС является метод проектов.
Метод проектной деятельности не новый в мировой области науки. Впервые он возникает только в 1920-м году в США. В то время он был взаимосвязан с философией. Этот метод называли методом проблем, который разрабатывали американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Философ предложил направить ребенка на обучение и развитие его деятельности, возникшей заинтересованности в изучении знаний. Из этого и возникает проблема, которая возникает в жизни, в решении необходимости приложить силы для приобретения знаний. Педагог должен направить ребенка на самостоятельное решение задачи, а также может дать новые источники информации. Дошкольники должны самостоятельно или вместе с педагогом решить проблему. Они должны добиться результатов, обозначенных в проекте.
Со временем метод проектов претерпевает эволюцию, но суть остается такой же - направить интерес детей на изучение предмета, который имеет одну или несколько проблем, а также полученные знания применить на практике.
Русские педагоги начали изучать метод проекта в начале XX века. Сущность метода проектов раскрыл В.В. Гузеев в своих работах. Позиция ученого заключается в том, что технология обучения метода проекта – один из возможных способов проблемного обучения. Сущность данного обучения представляет собой учебную задачу, поставленную педагогом ученику, предоставляя ему исходные данные. Остальные обучающиеся должны выполнять самостоятельно: определить промежуточные задачи, найти пути их решения, сравнить полученное с требуемым.
Для Г.К. Селевко метод проектов это:
- способ группового обучения;
- компонент методики обучения в школе;
- способ организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Стоит отметить, что у русских ученых нет единого мнения о сущности метода проектов в условиях образования. Этот метод получил широкое применение и развитие в зарубежных школах, в таких странах как Италия, Германия, США, Великобритания. Идеи подхода педагога Дж. Дьюи получили большую популярность в обобщении теоретических и практических знаний.
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство детей с основными знаниями, умениями и терминологией по предмету. Развивающая функция реализуется в осознании возможности применять полученные на занятии знания на практике.
Воспитательная функция реализовывается в развитии следующих аспектов: предприимчивости; деловитости; самостоятельности коммуникабельности; ответственности.
Таким образом, успешность применения метода проектов напрямую зависит от профессионализма педагога, умения использовать различные виды проектов, а также от его желания самосовершенствоваться. Во многом именно посредством метода проектов представляется возможным обеспечить системность, целеориентированность и результативность деятельности. Вместе с тем, значение метода проектов в контексте реализации ФГОС ДО заключается в новом принципе подачи учебного материала, роли педагога в воспитательно-образовательном процессе, в формировании субъектной позиции ребенка и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках конференции «XIVЛомоносовские чтения»...
Презентация к выступлению «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»
Презентация...
Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников
Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
«Влияние исследовательской деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...
Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...
«Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»
Выступление из опыта работы «Проектная деятельность в развитии познавательной активности дошкольников»на районном методическом объединении воспитателей младших исредних групп «Р...