Педагогическая диагностика по программе" Мозаика"
материал (старшая группа) по теме

Шевникова Светлана Валерьевна

Педагогическая диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 47_diagnostika.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей

В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики* (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:                                      •  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);                                                                                                                                                                                                                                 •  оптимизации работы с группой детей.                                                                                                                                                                                               На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогичес- ких ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

Требования к проведению диагностики:                                                                                                                                                                                                           •  создание эмоционального комфорта ребёнка;                                                                                                                                                                                              •  индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;                                                                                                                                                                  •  учёт интересов и уровня развития ребёнка;                                                                                                                                                                                                 •  отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.                                                                                        Мониторинг проводится в конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста (см. пример такого диагностического листа).

                                                                                          Интерпретация показателей

Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной образовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем в текущем и следующем году.

                                                                                Показатели развития детей в соответствии с  возрастом

старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

образовательные области и направления организации жизнедеятельности  детей

Показатели  развития  ребёнка

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ   РАЗВИТИЕ

Овладение коммуникативной  деятельностью и элементарными общепринятыми нормами   и правилами   поведения  в социуме

Самопознание

  • Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи  и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка, прадедушка, наш род).
  • Оценивает,  сравнивает  свои  поступки и поступки сверстников, выделяет особенности другого человека и самого себя.
  • Понимает  последствия  своего поступка, его  влияние  на  эмоциональное  состояние других людей.
  • Управляет  своими  чувствами (сдерживать слёзы, огорчение, гнев).
  • Умеет  дружить,  оказывать  помощь,  делиться игрушками.
  • Использует в речи вежливые выражения «добрый день», «до завтра», «извините», «пожалуйста», «не могли бы вы…», «будьте любезны» и т.д.
  • Внимательно относится к противоположному полу. Мальчики умеют: подавать стул, в нужный момент оказывать помощь донести что-нибудь; девочки — оказывать помощь в соблюдении внешнего вида, уборке вещей и т.п. Умеет с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания противоположного пола.
  • Понимает, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, взгляды, суждения, чувства.

Мир, в котором я живу

  • Проявляет интерес к жизни народа в своём городе (селе), к настоящему и будущему.
  • Называет свою страну, её столицу, область, областной центр, город (село), в котором живёт.
  • Рассказывает о своей стране, области, областном центре, городе (селе).
  • Знает стихи, поговорки, пословицы, отражающие любовь и заботу к близким, труд людей.
  • Имеет представления: о человеческом обществе; об эмоциональном состоянии людей, личностных качествах, характере взаимоотношений.
  • Называет наиболее известные достопримечательности города, села, названия нескольких улиц, носящих имена известных людей.
  • Имеет представления о народных и государственных праздниках, государственных символах (флаг, герб, гимн).
  • Выполняет правила поведения в общественных местах.
  • Обогащает игру, используя собственный жизненный опыт, кругозор, знания о мире.
  • Инициирует обобщение игровых действий в слове, перенос их во внутренний воображаемый план (игры-фантазии).
  • Проявляет интерес к народной культуре, к культуре людей, живущих рядом (татары, народы Севера и т.д.)

Овладение элементарной трудовой деятельностью

  • Бережёт результаты труда, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
  • Протирает игрушки и учебные пособия, моет игрушки, строительный материал, ремонтирует книги, игрушки.
  • Убирает постель после сна.
  • Выполняет обязанности дежурных.
  • Оценивает результаты своего труда.
  • Планирует трудовую деятельность, отбирает необходимые материалы, делает несложные заготовки

Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира

  • Проявляет внимательность и наблюдательность к окружающим людям.
  • Может сказать «нет» незнакомому взрослому, который уговаривает ребёнка пойти с ним, а также сверстникам, подросткам, которые пытаются втянуть ребёнка в опасную ситуацию.
  • Понимает, насколько опасны колющие, режущие предметы.
  • Понимает, что электрический ток помогает людям, но он может быть опасен, поэтому детям самостоятельно включать электроприборы нельзя, а также прикасаться к включённым.
  • Понимает, что существуют пожароопасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару. Знает о последствиях пожара.
  • Понимает, что лекарства, в том числе и витамины, в больших количествах очень опасны, поэтому принимать их самостоятельно нельзя.
  • Соблюдает элементарные правила обращения с водой.
  • Знает, где и как нужно переходить дорогу (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
  • Знает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»,
  • «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён».
  • Соблюдает культуру поведения в транспорте

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Сенсорное развитие

  • Комбинирует цвета, создаёт новые, находит определённые сочетания цветов для создания выразительного образа. Анализирует форму с разных сторон одного и того же объёмного объекта.
  • Сравнивает предметы по параметрам величины.
  • Группирует объекты по цвету, форме, величине.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности.
  • Устанавливает причинно-следственные связи, делает первые обобщения своего практического опыта.
  • Задаёт познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает предположения, догадки.
  • Ориентируется с помощью детей, взрослого по схеме, плану.
  • Включается в проектно-исследовательскую деятельность. Создаёт постройки и поделки по рисунку, схеме.
  • Выдвигает гипотезы, проводит элементарные исследования.

Конструирование

  • Конструирует из бумаги, коробочек и другого бросового материала кукольную мебель, транспорт и т.п.
  • Преобразовывает образцы в соответствии с заданными условиями.

Мир живой и неживой природы

  • Использует наблюдение как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно.
  • Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей.
  • Составляет творческие рассказы, экологические сказки о наблюдаемых явлениях природы.
  • Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Развитие        элементарных математических представлений

  • Считает в пределах 10.
  • Образовывает числа в пределах 5–10 на наглядной основе.
  • Пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?»
  • Владеет способом уравнивания неравных групп предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине,  высоте, толщине).
  • Размещает предметы различной величины (до 7–10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
  • Самостоятельно обследует и сравнивает геометрические фигуры, измеряет и сравнивает стороны.
  • Понимает то, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.
  • Выявляет общие свойства пространственных геометрических фигур.
  • Отражает в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп.
  • Ориентируется во времени (части суток, их смена, текущий день недели).
  • Называет текущий день недели.
  • Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность различных событийРазличает и использует в деятельности различные плоскостные формы (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), объёмные фигуры (куб, шар, полушар, кирпичик, пластина, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр).
  • Различает девять цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный, белый), их светлые и тёмные оттенки.
  • Различает параметры величины, использует их для сравнения объектов.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Овладение речью как средством общения и культуры

  • Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения.
  • Пересказывает литературное произведение без существенных  пропусков.
  • Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе.
  • Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения.
  • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением.
  • Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
  • Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх-, пятизвуковые слова).
  • Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.
  • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой,  жестами.
  • Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей.
  • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации.
  • Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении.
  • Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном  творческом рассказывании.

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

  • Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки.
  • Называет жанр произведения.
  • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
  • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
  • Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений.
  • Самостоятельно включается в игру-драматизацию

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью

  • Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство).
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.

В рисовании

  • Создаёт изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений и т.д.).
  • Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.
  • Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

В лепке

  • Лепит предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
  • Создаёт небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Создаёт изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации и конструировании

  • Изображает предметы и создаёт несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных направленияхВыделяет выразительные свойства дымковской и филимоновской игрушки, проявляет интерес к книжным иллюстрациям.

Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью

  • Называет элементарные музыкальные термины и использует их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.
  • Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец).
  • Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты.
  • Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности (голосов природы), анализирует звуковую реальность.
  • Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по показу педагога.
  • Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом пофразно.
  • Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки.

Развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью

  • Включается в творческий процесс, развивает внимание к особенностям исполнения  роли.
  • Погружается в музыкально-двигательную среду с целью развития пластичности и выразительности тела, понимания его возможностей.
  • Сопереживает и подражает образу.
  • Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения

ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ

Овладение двигательной деятельностью

  • Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя движения рук и ног.
  • Прыгает на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляется в обозначенное место. Прыгает в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа. Выполняет лазание, висы, упражнения на металлических и пластиковых конструкциях в детских городках.
  • Перебрасывает набивные мячи (вес 1 кг), бросает предметы в цель из разных исходных положений, попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м.
  • Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
  • Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполняет чётко, ритмично, в заданном темпе, понимает их оздоровительное значение.
  • Скользит по ледяным дорожкам.
  • Ходит на лыжах переменным скользящим шагом, умеет подниматься на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске, ухаживать за лыжным инвентарём.
  • Знает лыжные ходы и умеет их выполнять.
  • Самостоятельно сохраняет равновесие на коньках, катается по прямой, отталкиваясь поочередно, тормозит.
  • Катается на двухколёсном велосипеде и самокате.
  • Играет в шахматы. Решает несложные задачи.
  • Ходит в пешеходные походы до 5 км, с преодолением естественных препятствий. Знает правила поведения и безопасности в походе, безопасности в полевых  условиях.
  • Знает элементарные правила игры в футбол.
  • Умеет плавать.
  • Плавает любым удобным  способом  до  3 мин.
  • Развиты физические качества (скорость, гибкость, общая выносливость, сила, координация), улучшен индивидуальный результат в конце учебного года.
  • Продолжает развивать творчество в двигательной деятельности.
  • В играх, соревновательных упражнениях проявляет настойчивость, оказывает взаимопомощь.

Овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ

  • Называет названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие, желудок), объясняет их значимость для работы организма.
  • Знает, что полезно, а что вредно для здоровья (зубов, носа, кожи).
  • Умеет самостоятельно пользоваться зубной щёткой и пастой.
  • Имеет привычку по вечерам ежедневно мыть ноги прохладной водой, тщательно вытирать их специальным индивидуальным выделенным полотенцем.
  • Знает, что нижнее бельё, носки, гольфы или колготы должны меняться ежедневно

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Ф.И. ребёнка

Направления организации жизнедеятельности детей

Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме

Овладение элементарной трудовой деятельностью

Овладение        основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира

Самопознание

Мир, в котором я живу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ф.И. ребёнка

Направления организации жизнедеятельности детей

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окруж.мира

Сенсорное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструирование

Мир живой и неживой природы

Развитие  элементарных  математических представлений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Образовательная область «Речевое развитие»

Ф.И. ребёнка

Направления организации жизнедеятельности детей

Овладение речью как средством общения и культуры.

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого по показателю:

Сформирован

В стадии формирования -  

Не сформирован –

Сформирован –

В стадии формирования –

Не сформирован –

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ф.И. ребёнка

Направления организации жизнедеятельности детей

Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью

Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью

В рисовании

В лепке

В аппликации и конструировании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого по показателю:

Сформирован -  

В стадии формирования -  

Не сформирован -  

Сформирован -  

В стадии формирования –

(Не сформирован -

Сформирован -  

В стадии формирования -  

Не сформирован –

Сформирован -  

В стадии формирования -  

Не сформирован -  

Образовательная область «Физическое развитие»

Ф.И. ребёнка

Направления организации жизнедеятельности детей

Овладение двигательной деятельностью

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого по показателю:

Сформирован -

В стадии формирования –

Не сформирован –

Сформирован

В стадии формирования –

Не сформирован –

                                                                                                                 

                                                                                                                  Сводная таблица

                                                Педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей

п/н

Образовательная область

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

1

 Социально-коммуникативное развитие

2

Познавательное развитие

3

Речевое развитие

4

Художественно-эстетическое развитие

5

Физическое развитие

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика выявления уровня знаний детей по НРК

Цель, задачи и методика проведения педагогической диагностики. Диагностический лист....

Педагогическая диагностика. Цели и задачи

Данный материал представляет виды педагогической диагностики, её назначение. Даются примерные образцы диагностических методик...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности.Цель: выявление уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.Задания к диагностике были разработаны на основе дидактических игр  Бо...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей, дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка.

С момента утверждения ФГОС ДО, актуалным вопросом ДОУ  стал вопрос организации и содержания мониторинга. В данном материале раскрыты понятия: мониторинг и педагогическая диагностика. Материал ока...