Структура и особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации
статья

Елена Ивановна Зубачёва

Своим происхождением профессия воспитатель обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивашка»

Город Новый Уренгой

Структура и особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

                                                                 

                                                                                    Старший воспитатель высшей квалификационной категории Елена Ивановна Зубачёва

                                                                                                                       

Своим происхождением профессия воспитатель обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

         Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть профессии воспитатель. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Воспитателю,, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между воспитателем и садовником, воспитателем и предприимчивым архитектором, уподоблял воспитателя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал педагога как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если воспитатель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим воспитателем. Если воспитатель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того воспитателя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если воспитатель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный воспитатель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим воспитателям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один воспитатель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский.

         Многие авторы определяют педагогическую деятельность воспитателя как воспитывающее и обучающее воздействие воспитателя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

         Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек

​Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 

1.​Мотивация. 

2.​Педагогические цели и задачи. 

3.​Предмет педагогической деятельности. 

4.​Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 

5.​Продукт и результат педагогической деятельности. 

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

         Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

​Средствами педагогической деятельности являются: 

•€научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; 

•€"носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; 

•€вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др. 

​Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: 

•€объяснение; 

•€показ (иллюстрация); 

•€совместная работа; 

•€непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); 

•€тренинги и др. 

​Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

•€его личностное совершенствование; 

•€интеллектуальное совершенствование; 

•€становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:" Cемья как объект социально – педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

Цель: профилактика семейного неблагополучия, выработка наиболее эффективных методов и приемов работы воспитателя с воспитанниками из неблагополучной семьи....

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно в...

Карта фиксации результатов профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в межаттестационный период

Данная методическая разработка позволит воспитателям дошкольных учреждений фиксировать  профессиональные достижения и структурировать методические продукты  в межаттестационный период, будет...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

"Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"

Статья "Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"...

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»...