Особенности педагогической деятельности с детьми раннего возраста
консультация

Жернакова Данна Александровна

О работе с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Особенности педагогической деятельности с детьми раннего возраста»

Жернакова Данна Александровна,    

воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,

г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого.

Для полноценного психического развития ребенка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определенные педагогические воздействия. Коротко остановимся на возрастных особенностях этого периода, которые определяют и своеобразие педагогических воздействий при работе с детьми раннего возраста. Для физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве. Впервые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически проводятся оздоровительные мероприятия. В течение года, под руководством старшей медсестры, провожу оздоровительные мероприятия: выполняю ежедневно комплекс утренней гимнастики, дыхательной гимнастики (шарики, ленточки, снежинки и т.д.), ходьба по шипованным, ребристым, йодо-солевым дорожкам, подвижные игры на свежем воздухе и в группе, витаминизация, иммунопрофилактика,  фитотерапия, закаливание, проветривание, кварцевание, ионизация воздуха лампой «Чижевского». При проведении закаливающих мероприятий осуществляю дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.  

Большое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. У детей второго, третьего  года жизни отмечается стремление к самостоятельности, но обслуживать себя сами они не могут. Помогая детям, одновременно обучаю его необходимым умениям.  Действия, совершаемые во время режимных процессов, новы и привлекательны для ребенка, если пропустить этот период, привить детям навыки самостоятельности в боле старшем возрасте будет затруднительно, так как интерес к действиям у них угасает, уступая место другим интересам. При обучении какому-либо навыку уделяю внимание показу каждого элемента действия (как правильно умываться, как вытирать руки полотенцем и т.д.), контролирую правильность выполнения действий, иначе умение может сформироваться неправильно. Каждый режимный процесс – это цепочка необходимых действий, которые должны производится одно за другим, иначе нельзя будет достичь результативности. В процессе самообслуживания у детей формируется основа таких навыков, как опрятность и аккуратность. С целью закрепления новых действий использую сюжетно-ролевые игры (с куклой – при кормлении куклы, предлагаю вытереть рот салфеткой, при одевании куклы на прогулку, обращаю на  последовательное одевание и т. д.),  читаю потешки, стихотворения. С овладением первыми умениями самостоятельности, аккуратности, опрятности ребенок в режимных процессах и в повседневной жизни становится инициативным, уверенным, легче вступает в контакт с окружающими, с удовольствием демонстрирует собственные умения.

         Одна из важных задач, стоящих перед педагогами, связана с адаптацией детей к детскому саду. Малыши приходят в детский сад в разном возрасте – кому-то еще нет 2 лет, а кому-то скоро исполнится 3 года.  Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений первого этапа и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

        В детском саду работа в адаптационный период проводится в несколько этапов:

- подготовительный этап (родительские собрания, анкетирование, консультирование);

- этап наблюдения (заполнение листов адаптации, диагностика);

- этап анализа и выводов (анализ адаптационных листов).

        На каждом этапе осуществляется разработка рекомендаций для родителей и воспитателей, чтобы облегчить течение адаптации детей раннего возраста. Вопросы адаптации освещаются в папках-передвижках, на стендах.

        Чтобы повысить защитные свойства организма ребенка, способность противостоять стрессам, в период адаптации в детском саду осуществляется медицинское сопровождение детей под контролем врача-педиатра. Его рекомендации помогают сотрудникам детского сада и родителям правильно организовать адаптационный период малышей.

         В ходе адаптации в первую очередь восстанавливается уравновешенное поведение ребенка, затем нормализуется аппетит и в последнюю очередь -  сон. При работе с детьми выстраиваю личностно-ориентированную линию поведения с каждым из воспитанников. Дети раннего возраста не могут выразить словом свои желания, чувства, физиологические состояния.  Они особенно чувствительны к отношению взрослого. Поэтому обращаю внимание на настроение ребенка, обращаюсь к нему доброжелательным и эмоциональным тонном. Даю возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Создавать максимально благоприятные условия для эмоционального благополучия ребенка.  Длительность адаптационного периода зависит от индивидуально-типологических особенностей каждого малыша. В работе с детьми раннего возраста в адаптационный период активно использую элементы психолого-педагогических технологий: музыкотерапии (слушание классической  музыки, музыкальный материал (погремушки, бубны, дудки), арттерапии (рисование красками, карандашами, мелками), игротерапии (театрализованные представления, игры-минутки, подвижные игры). В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. Хорошее настроение детей поддерживается правильной организацией их жизни,- активной деятельностью, интересными впечатлениями и главным образом разумно организованным общением со взрослыми.

         Поэтапная работа в период адаптации дает:

-предусмотреть возможные сложности, предупредить об особенностях ребенка, выстроить стратегию работы с ним, дать рекомендации родителям;

-данные материалы становятся основанием для предметного общения с родителями по поводу особенностей развития ребенка (до попадания в детский сад и в период адаптации).

        Единые требования, предъявляемые ребенку со стороны воспитателя и со стороны родителей, позволяет ему быстрее и менее безболезненно привыкнуть к новым условиям.

Дети раннего возраста легко обучаемы, их обучение предполагает развитие зрительного и слухового восприятия, речи, основных движений руки, взаимодействий с близкими и детьми. Установлено, что кора головного мозга детей раннего возраста обладает большими компенсаторными возможностями. При целенаправленном воздействии взрослых малыши могут достичь довольно высокого уровня развития способностей, которые самостоятельно сформироваться не смогут. Одновременно для детей раннего возраста характерна неустойчивость формирующихся умений. В связи с этим в работе с детьми предусматриваю повторение занятий, закрепление материала в самостоятельной деятельности.  Занятия провожу в игровой форме. При обучении предлагаю ребенку ряд однотипных действий, например, нанизывание колец на стержень. Чтобы интерес к занятиям не исчез, через некоторое время заменяю демонстративный материал, изменяю место проведения занятий. Малышей невозможно заставить смотреть. Слушать, запоминать если им это не интересно. Поэтому на занятиях с детьми раннего возраста широко применяю метод внезапного появления и исчезновения предмета, сюрпризные моменты. Продолжительность занятий зависит от содержания и типа занятий, возраста детей, уровня их развития. При проведении занятия не добиваюсь от малышей быстрого ответа, смены движений, так как ответные реакции носят отсроченный характер. Задача воспитания в этом возрасте в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть.

Одним из определяющих факторов воспитания детей раннего возраста является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием, способствует обогащению и активизации речи, побуждает к общению со сверстниками.  Организация и расположение предметов развивающей среды в групповом помещении отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового оборудования в предметной среде отвечает требованиям техники безопасности, и позволяет детям свободно перемещаться в пространстве. При организации предметно-развивающей среды соблюдены санитарно-гигиенические нормативные требования. В группе созданы условия для самостоятельно активного целенаправленного действия во всех видах деятельности, которые размещаются в уголках, содержащие разнообразный материал для развивающих игр и занятий:

- уголок развивающих игр – игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи (матрешки, вкладыши разной формы, стаканчики, цилиндры, наборы кубов и шаров разной величины и цвета, конструкторы, строительный материал,  мозаика, застежки, шнуровки);

 - книжный уголок – формирование у ребенка интереса к книге и чтению. Художественные произведения с разными красочными и понятными иллюстрациями.

- игровые двигательные модули – игрушки, которые дают детям активно двигаться. Это  большие машины, грузовики, автобусы, каталки, коляски.

- игровая «Жилая комната» -  расширение представлений детей о назначении предметов, учить действовать с ними, переносу полученных знаний, навыков в повседневную жизнь. Это кухня, кровать, гардероб, комплекты постельного белья, наборы посуды, куклы, пупсы;

- уголок изобразительной деятельности – для развития у детей изобразительной деятельности. Свободно раскручивающийся рулон бумаги, наборы карандашей, мелков;  

- элементы некоторых видов театра – содействует созданию эмоционально-положительного климата в группе, способствует формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. Разные виды кукольных театров: настольные: деревянные, картонные, пальчиковые;

- уголок природы – воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами;

- зона двигательной активности – созданы условия для двигательной активности ребенка. Сухой бассейн, горка,  качалки, крупные модули разной формы, величины и цвета, дорожки здоровья (массажные), резиновые кольца, мячи большие и маленькие, гимнастические палки, массажные мячики;

- уголок ряженья – закрепляются навыки самообслуживания. Одежда для мальчиков и девочек, сумочки, шляпы;

- уголок по национально-региональному компоненту – воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к своей малой Родине – Ямалу, знакомство  с  животными, природным миром, расширение представлений о жизни жителей тундры.

Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работу  с детьми строю в тесном контакте с родителями. Провожу индивидуальную работу с родителями,   даю рекомендации, консультации по воспитанию детей. Активно привлекаю родителей к жизни группы и детского сада.  

Таким образом, соблюдая правила единства и постоянства воспитательных воздействий со стороны воспитателей и родителей, создавая необходимые условия, ребенок будет расти  активным, самостоятельным, радостным, общительным и  открытым миру.

Список литературы

  1. Дети раннего возраста в детском саду. С.Н., Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. Москва 2007
  2. Журнал «Современное дошкольное образование» №1, 2007 «Самоценность раннего возраста» С.Н. Теплюк
  3. Методические рекомендации к  «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва 2008
  4. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.  «Линка - Пресс», 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации и методики проведения cовместной деятельности с детьми раннего возраста»

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области “Речевое развитие "...

Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "

В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...

Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров,...

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...

Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....

Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

В 2022 году я поделилась своим опытом с молодыми педагогами детского сада по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Целью которого пов...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста

Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений....