Маршрут индивидуального психологического развития ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данная методическая разработка предназначенна для детей с ОВЗ дошкольного учреждения, позвляет планировать и отслеживать эффективность реализации психологической кореекционно-развивающей индивидуальной работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №90 "Айболит"
Принято на заседании ПМПк МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит" Протокол от______________ № ___ Согласовано с родителями (законными представителями) ________________ /__________________ | УТВЕЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" _________________ ФИО руководителя Приказ № ____ от ___________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника
Фамилия, имя, отчество ребёнка: | ФИО ребенка |
Дата рождения: | |
Возрастная группа: | |
Учебный год: | |
Срок реализации: |
г. Нижневартовск
1. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка-инвалида муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №90 "Айболит" (далее – ИОМ) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 19.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях";
- Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 №68-оз "Об образовании в ХМАО-Югре".
ИОМ разработан на основании:
- Основной образовательной программы МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 "Айболит" на 2019-2020 учебный год.
ИОМ разработан с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии города Нижневартовска (далее ТПМПК).
2. Заключение ТПМПК, результаты диагностики
ФИО ребенка
Результаты ТПМПК: заключение о предоставлении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации от -----------
Образовательная программа: Основная образовательная программа (с трех лет).
Уровень образования: дошкольный
Направления коррекционной работы:
- Педагог-психолог: формирование и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие игровой деятельности.
Заключение педагога-психолога МАДОУ: эмоционально-личностное, коммуникативное и социальное развитие в пределах возрастной нормы.
3. Цели и задачи ИОМ
Цель ИОМ: проектирование коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий по преодолению профилактике коммуникативных, социальных нарушений и нарушений формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Задачи:
- Осуществлять коррекцию развития и профилактику эмоционально-личностного, социально-коммуникативного и познавательного развития, общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать общую культуру личности расширяя кругозор, развивая социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность ребенка;
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий;
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка-инвалида по педагогическим, социальным и другим вопросам.
4. Организация коррекционно-развивающей работы
Обучение воспитанника осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит". Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится на основании настоящего ИОМ.
Организация коррекционной работы педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в эмоционально-личностном, познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.
- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями и профильными специалистами. Во вторую половину дня проводится индивидуальная и подгрупповая работа с педагогом-психологом
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 15 минут, подгрупповые занятия 15 минут.
5. Направления, содержание, формы и методы
организации коррекционной работы
№ п/п | Направление коррекционной работы | Задачи, содержание коррекционной работы | |
1. | Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической координации движений: «Брось мяч», «Поймай мяч», «Пройди по дорожке», «Перешагни через препятствие», «Кто громче хлопнет (топнет)», «Перепрыгни через ручеек», «Прыгаем как зайчики», «Водичка, водичка» | |
2. | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: «Рыбка», «Дорожка», «Волшебная ложечка» (на песке), «Домик», «Прятки», «Зайчик», «Здравствуй пальчик», «Сильные пальчики», «Сделай комочек», «Прищепки на корзинке», «Угощение», «Собери палочки» | |
3. | Развитие эмоционально-личностной и социально-коммуникативной сферы | Развитие коммуникативных навыков: «Чей предмет?», «Ау!», «Кого укусил комарик?», «Раздувайся, пузырь», «Ласковое имя», «Где твой домик?», «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем», «Как меня зовут?», «Хорошие слова», «В зоопарке», «Отвечай – не зевай», «У птички болит крылышко», «Листочек падает», «Лебедь, рак и щука» Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы: «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Колокол», «Скучно, скучно так сидеть», «Слушай команду», «Веселые старты», «Изобрази эмоции», «Колючий зверь», «Самый лучший», «Прошу – не надо», «Растущие цветы», «Танец шляпы», «Насос и мяч», «Зевака», | |
4 | Коррекция эмоциональной сферы | Снижение тревожности: «Крокодил», «Давайте познакомимся», «Волшебная палочка» Коррекция агрессии: «Кенгуру», «Петушиные бои», Динозаврики», «Черная метка» Эмоциональное сближение: «Клубочек», «Танцуют все», «Сладкая парочка», «Веселая семейка», «Подари подарок другу», «На долгую память» | |
5 | Коррекция коммуникативной сферы | Развитие навыков конструктивного общения «Игры-ситуации», «Лебедь, рак и щука», «Волшебные водоросли», "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", «Коврик примирения», «Дружная пара» Формирование умения слушать и слышать другого человека «Разговор через стекло», «Пойми меня», «Веселая сороконожка», «Волшебный букет цветов" «Волшебные слова», «Улавливай шепот» Формирование навыка свободного и доверительного общения «Слепец и поводырь», «Кинолента» «Изобрази пословицу», «Укрась слово», «Закончи предложение», «Рукавичка», «Какой, какая» | |
6 | Коррекция социализации | Отработка сотрудничества и взаимодействия: «Горная тропинка», «Строим дом», «Близнецы», «Заболела кукла», «Осьминог», «Теремок», «Лягушата», «Репка», функциональное упражнение «Салат», «Эстафета дружбы», игра «Эхо», Коллективная работа «Лес – полон чудес», игра «Маленький конструктор», «Компас», функциональное упражнение «Ласковые лапки», «Тепло ладоней», «Дорога на мельницу». | |
7 | Коррекция эмоционально –волевой сферы | Этюд «Пробуждение на деревенском лугу», «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Путешествие в страну настроений», «Ровным кругом», «Графический диктант», «Слушай и выполняй», «Волшебный лабиринт» (на песке, бумаге, в подвижной игре), «Скопируй по образцу» (фигуры по клеточкам, движения), «Крестики нолики», «Четыре стихии», «Король Боровик не в духе», «Вместе весело шагать», «Найди пару | |
8 | Коррекция пространственных представления | Ориентировка в пространстве : Подвижная игра «Лисонька, где ты?», «Найди маршрут», «Где игрушка», «Выше, ниже», «Что где?», «Теремок», «Холодно и горячо», «Магазин», «Клад» Ориентировка на листе бумаги «Выложи фигуры по образцу», «Графический диктант», «Найди положение фигуры», «Лабиринт», «Повтори графический рисунок», «Поставь фишку», «В гостях у клоуна». Ориентировка по отношению к собственному телу: «Вижу справа, вижу слева» , «Солдаты в строю», «Что у меня на лице», «Выполни по сигналу», «Путаница», «Моя правая рука, моя левая рука» | |
9 | Коррекция пространственно-временных представлений | «Повтори ритм», «Когда это бывает», «Времена года», «Разложи картинки», «Назови словечко», «Утро, день, вечер, ночь», «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку», «Открываю календарь», «День недели», «Живая неделя», «Какое слово подходит», «Отгадай загадку» |
7. Планируемые результаты
освоения воспитанником индивидуального образовательного маршрута
- Обеспечено разностороннее развитие ребенка, созданы условия для развития, его позитивной социализации, эмоционального и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
- Обеспечены условия формирования психологического здоровья;
- Соблюдены права ребенка в условиях МАДОУ и семьи.
8. Мониторинг развития ребенка
Сильные стороны развития ребенка | Слабые стороны развития ребенка |
№ | Специалист | Уровень развития на начало реализации ИОМ | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика |
1. | Педагог-психолог |
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с ____________________ по __________________
Произошли следующие изменения: ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Результаты реализации ИОМ
Заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________________________
Педагог-психолог | Воробьева Н.Л. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка с ОНР ( III ур.)
Раскрывается содержание индивидуальной работы с ребенком с ОНР по каждому направлению коррекции речевого развития....
Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.
Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....
Маршрут индивидуального психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
Система - алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего агрессивное эмоциональное нарушение и его семьи....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Индивидуальный маршрут для коррекционной работы с ребенком ОВЗ...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный маршрут коррекционно- развивающего развития ребенка - I уровень ОНР
Индивидуальный маршрут коррекционно- развивающего развития ребенка - I уровень ОНР...
Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ
Подготовка необходимой документации учителя - логопеда, по установленной форме....