Маршрут индивидуального психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
рабочая программа по коррекционной педагогике
Система - алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего агрессивное эмоциональное нарушение и его семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_soprovozhdeniya_rebenka_na_portal.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог: Першина Марина Николаевна
Маршрут индивидуального психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
Алгоритм работы:
- Определение характера эмоционального нарушения у воспитанника (исходя из запроса).
- Психологическая диагностика субъектов образовательного процесса (воспитанник, родители, педагог), интерпретация полученных данных (предварительное психологическое заключение для ПМПк).
- Определение целей и задач психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
- Определение сроков психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
- Определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
- Определение результатов психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
1. Запрос родителя (мамы): ребенок проявляет агрессию по отношению к окружающим, особенно взрослым, закатывает истерики, делает все вопреки требованиям взрослых.
=> характер эмоционального нарушения у ребенка: агрессивные эмоциональные нарушения.
2. Психологическая диагностика субъектов образовательного процесса:
Диагностический инструментарий, используемый в работе с субъектами образовательного процесса (воспитанник, родители, педагог) при эмоциональном нарушении у ребенка:
- для родителей
- Беседа (Цель: сбор анамнеза и информации о характере взаимодействия ребенка с членами семьи)
- Методика анализа семейного воспитания (АСВ - Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (Цель: определение, особенностей воспитания ребенка в семье)
- Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) (Цель: оценка уровня взаимодействия родителя с ребенком, особенности эмоциональных и личностных отношений)
- для педагогов
- Методика «Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми» Ю. Вьюнкова (Цель: оценить эффективность стиля педагогического общения педагога с детьми)
- Опросник «Модель взаимодействия воспитателя с детьми» В. Г. Моралов (Цель: выявление типа ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модели взаимодействия с детьми)
- для ребёнка
- Наблюдение
- Проективная методика «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии и тревоги, ее направленности и интенсивности)
- «Тест руки» Э. Вагнера (Цель: диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка).
Предварительное психологическое заключение для ПМПк 1. Ф.И. (шифр) 8БЕ возраст: 6,1 года 2. Причина исследования: по запросу мамы; с целью исследования агрессивных проявлений по отношению к окружающим людям. 3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы): Шпилевая И.Е, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка». 4. Сроки проведения исследования: с 23.01.18 по 24.01.18 5. Используемые методы: методика «Кактус» М.А. Панфиловой (выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности); «Тест руки» Э. Вагнера (диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка).Согласно результатам обследования по методике «Кактус» М. А. Панфиловой, было выявлено, что у ребенка несколько завышена самооценка, он старается выделиться среди сверстников и занять лидирующие позиции в деятельности (рисунок расположен по центру, ближе к верхней части листа, рисунок достаточно крупного размера), мальчик достаточно уверен в себе (линия рисунка четкая и почти непрерывная, хоть сам кактус довольно кривой), также можно отметить состояние напряжения у ребенка (нажим на карандаш сильный и твердый, однако горшок в котором стоит кактус прорисован гораздо слабее), т.к. кактус нарисован в горшке, мы можем предположить, что ребенок стремится к защите, обретению домашнего тепла и уюта в семье, но сила нажима на карандаш при прорисовывании горшка говорит о том, что ребенок испытывает усталость и упадок сил в домашней обстановке, возможно, ему не хватает тепла, заботы и внимания со стороны близких, по густым, длинным и направленным вверх колючкам кактуса, можно сделать вывод о том, что ребенок испытывает агрессию по отношению к людям старшим по возрасту и статусу – родителям, воспитателям – некоторое количество иголок направлено в стороны, но уже не такие длинные и густые, это говорит о том, что агрессия по отношению к сверстникам менее выражена, по форме кактус похож на покосившуюся фигуру многогранника, необычность формы кактуса свидетельствует о некоторой демонстративности, желании проявить себя, стремлении к лидерским позициям, кактус украшен цветными каплями воды, что указывает на нарциссические склонности. Сам рисунок словно склонен влево, что может свидетельствовать о преобладании негативных эмоциональных состояний. Кактус окрашен болотно-зеленым цветом (так как болотно-зеленый цвет получается от смешения зеленого и серого, мы делаем вывод, выбор зеленого цвета свидетельствует о том, что ребенок испытывает потребность быть первыми, потребность в похвале, для него значимо уважительное к нему отношение со стороны взрослых и сверстников, серый - цвет пассивного неприятия, ребенок хочет освободиться от внешних влияний, возможно это связано с авторитарностью родителей и давление на ребенка), при этом колючки на нем черные (цвет колючек говорит о том, что ребенок привык во всем противоречить близким), а капли воды синие, желтые и красные (можно предположить, что ребенок испытывает потребность в спокойствии, желании пошалить, быть энергичным, и слушаться старших, возможно давление со стороны старших вызывает негативизм ребенка, а как следствие агрессию и конфликтное поведение), горшок окрашен фиолетовым цветом (выбор фиолетового цвета свидетельствует о потребности ребенка в опеке, похвале, он может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику) – цвета интерпретированы по Люшеру. По словам ребенка, кактус является домашним и любит, чтоб за ним ухаживали, поливали его и грели на солнышке, кактус не любит оставаться один (это может указывать на недостаток тепла и внимания со стороны родных); до кактуса можно дотронуться, когда ему хорошо, он полит и стоит в тепле, потому, что он умеет втягивать свои колючки (это говорит о том, что ребенок менее напряжен и агрессивен, когда окружен заботой); кактус растет один в своем горшке, но иногда его ставят в место, где много других растений, с которыми кактус любит вместе греться на солнышке (возможно ребенок ассоциирует с этим местом детский сад, а с растениями сверстников), среди этих растений есть тоже кактусы; когда кактус вырастет, у него опадут колючки и вместо них вырастут разноцветные цветочки, как капельки, которые я нарисовал, они нужны кактусу, чтобы радоваться, когда грустно (надежда на будущую состоятельность, возможные планы на будущее). Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Тест руки» Э. Вагнера, показали, что у ребенка установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями. Однако, снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», говорит о необходимости обратить внимание на сферу социальных контактов ребенка, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих. ВЫВОД: у ребенка отмечено агрессивное нарушение, возможно в ответ на аторитарность и давление со стороны взрослых, ребенок проявляет негативизм, демонстративность, ребенок напряжен и испытывает потребность в заботе и внимании со стороны близких, а также у ребенка отмечены возможные проблемы социализации. |
По результатам диагностики организуется психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения воспитанника с агрессивными нарушениями в процессе обучения.
- Определение целей и задач психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Цель: психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка по снижению агрессивных тенденций в поведении, посредством обучения навыкам адаптивного поведения и нормализации детско-родительских отношений.
Задачи психологического сопровождения:
- развитие умения у воспитанника с эмоциональным нарушением распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние другого человека;
- формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок у воспитанника с эмоциональным нарушением;
- учить принимать позицию другого человека;
- обучение воспитанника с эмоциональным нарушением навыкам сотрудничества с окружающими, развитие коммуникативной компетенции;
- способствовать развитию произвольной саморегуляции;
- нормализация детско-родительских взаимоотношений;
- обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка и о способах конструктивного взаимодействия с ним;
- обучение педагогов умению направлять энергию агрессивного ребенка в «мирное русло» (выявление интересов ребенка, включение ребенка в индивидуальную и подгрупповую работу);
- Определение сроков психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Маршрут рассчитан на 4 месяца: февраль 2019г. – май 2019г.
- Определение содержания и форм психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи.
Содержание работы | ||
воспитанник | родители | педагоги |
Коррекционные занятия с воспитанником: - проводятся 1 раз в неделю - индивидуально - продолжительность до 25 мин. - технологии работы: тестопластика, песочная терапия, арт-терапия, музкоррекция. | Консультация: - «Детская агрессия, и что с ней делать» | Индивидуальное консультирование педагогов по поводу проблем поведения и межличностного взаимодействия с конкретным воспитанником |
Структура занятия: - ритуал приветствия – 2 мин. - разминка – 3 мин. - коррекционно-развивающий этап - 15 мин. - релаксация – 5 минут | Семинар-практикум: - «Эмоции ребенка» | Буклет: - Игры и упражнения на снятие агрессии - Правила работы с агрессивными детьми |
Тренинг: - «Стили семейного воспитания» | Рекомендации по организации индивидуальной и подгрупповой работы с ребенком | |
Буклет: Причины возникновения детской агрессивности | ||
Индивидуальные рекомендации в письменном виде | ||
Стендовая информация: «Позитивные и негативные способы выражения гнева» (рекомендации доктора Р. Кэмпбелла) |
- Предполагаемые результаты психологического сопровождения воспитанника с эмоциональным нарушением и его семьи
- у ребенка снизится уровень агрессивности по отношению к окружающим, снизится уровень нервного напряжения;
- ребенок научится распознавать собственные эмоции и чувства и эмоциональное состояние другого человека;
- ребенок научится принимать позицию другого человека;
- у ребенка сформируются навыки сотрудничества с окружающими и навыки коммуникативной компетенции;
- ребенок освоит навыки адекватного, конструктивного поведения;
- между ребенком и родителями наладятся взаимоотношения;
- родители изменят авторитарный стиль воспитания в семье в сторону более демократичного;
- воспитатели овладеют способами конструктивного взаимодействия с ребенком, освоят игры и упражнения на снижение агрессивности дошкольников.
Определение способов оценивания успехов воспитанника: в конце мая проводиться итоговая психологическая диагностика агрессивности воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)
Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....
Индивидуальный маршрут психологического сопровождения ребенка с эмоциональным нарушением и его семьи
В работе представлен алгоритм психологического сопровождения воспитанника, имеющего агрессивное эмоциональное нарушение и его семьи....
Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14899416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 680px; height: 425px;","width":"480"}}]]Коррекционно-развивающа...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка подготовительной группы ДОУ
индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка подготовительной группы...
Маршрут индивидуального психологического развития ребенка с ОВЗ
Данная методическая разработка предназначенна для детей с ОВЗ дошкольного учреждения, позвляет планировать и отслеживать эффективность реализации психологической кореекционно-развивающей индивидуально...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....