Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Наша семья"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Наша семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_sotsialno_-_kommunikativnomu_razvitiyu_druzhnaya_semya.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 9
Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Конспект образовательной деятельности
по образовательной области социально - коммуникативное развитие
для детей среднего дошкольного возраста
(4-5лет)
Тема: «Наша дружная семья»
Воспитатель: Волченкова Н.В.
Используемые технологии:
Технология деятельностного подхода;
Здоровьесберегающие педагогические технологии;
Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Игровые технологии;
Информационно - коммуникативные технологии.
Санкт-Петербург
2021
Название «Наша дружная семья»
Цель:создание условий для формирования эмоционально - положительного отношения к близким людям.
Задачи:
- Образовательные задачи: формирование элементарных представлений о членах семьи, как о людях разного пола и возраста, объединённых родственным началом. Способствовать обогащению первоначальных представлений о функциях людей разного пола и возраста в семье. Создать условия для формирования представлений о способах проявления заботы по отношению к членам семьи.
- Воспитательные задачи:создать условия для возникновения чувства сопричастности к общим делам своей семьи; способствовать возникновению у детей чувства гордости, любви, уважения и заботы о членах семьи; обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы через не директивную помощь детям.
- Развивающие задачи:способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Содействовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками. Способствовать возникновению у детей желания рассказать о детско - родительских отношениях в семье, поделиться своими мыслями и чувствами.Создать условия для развития диалогической речи и умения развёрнуто отвечать на вопросы.
Предварительная работа: рассматривание фотографий из альбомов «Моя семья»; беседа «Я и моя семья»; составление рассказов о членах своей семьи; беседа с использованием наглядного материала «Мои домашние обязанности»; чтение стихотворений А. Барто «Его семья» и «Младший брат», Т.Агибаловой «В семейном кругу», Я.Акима «Моя родня», О.Бундура «Семья», «Про любовь» «Маму с папой берегу», Е.А.Благининой «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка», Л. Квитко «Бабушкины руки», Р.Гамзатова «Мой дедушка», Е.Серовой «Папа дома»; чтение произведения М.Дружининой «Девочка наоборот»; прослушивание и разучивание песен: «Песня о бабушке» (муз. и слова Е. Шаламоновой), «Мамочка у каждого самая прекрасная» (сл. А.И. Пилецкой, муз. Д.А.Трубачев и В.Н.Трубачева), «Лучше папы друга нет» (сл. М. Пляцковского, муз. М.Савельева); разучивание пословиц и поговорок о семье; разучивание индивидуальных стихотворений о маме; рисование «Я и моя семья»; сюжетно-ролевая игра «Семейные хлопоты».
Материалы к совместной непрерывно - образовательной деятельности: кукла би-ба-бо Машенька; настольно - печатная игра «Семейные обязанности»;карточки с изображением мальчика, девочки, того, как они выполняют домашние дела; альбомы с семейными фотографиями «Моя семья»; мультимедийное оборудование: компьютерная презентация «Семейные обязанности»,компьютерная презентация с четырьмя слайдами (1 - семья Машенька (Машенька, её мама, папа, бабушка, дедушка), 2 - одна Машенька, 3 – Машенька с мамой, 4 – её папа).
Организация детей: совместная деятельность педагога с детьми.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
Параметры | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей перед занятием | Воспитатель обращает внимание на куклу Машеньку, которая держит в руках красивую коробку. Ребята! Посмотрите, кто сегодня к нам пришёл в гости. Это Машенька. Давайте поздороваемся. Здравствуй, Машенька! | Ответы детей (Здравствуй, Машенька! Доброе утро!) |
Мотивация Проблематизация Планирование будущей деятельности Реализация плана Рефлексия | Машенька: Здравствуйте, ребята! (Здесь и далее от лица Машеньки говорит воспитатель.) Воспитатель: Машенька , что это у тебя в руках? Машенька: Мне подарили новую игру, которая называется «Семейные обязанности», но я не знаю, как правильно разложить картинки. Воспитатель: Ребята, что же делать? Поможем Машеньке? А как мы можем помочь Машеньке? Воспитатель: Машенька , замечательную игру тебе подарили! Она поможет тебе хорошо запомнить мужские и женские обязанности в семье. Машенька: А что такое семья? Воспитатель: Машенька, наши ребята сначала расскажут тебе все, что они знают о семье, а потом мы тебя обязательно научим играть в эту игру. Посмотри на эти альбомы. Здесь находятся семейные фотографии детей нашей группы. Машенька внимательно рассматривает альбомы с семейными фотографиями. Машенька: Ребята,почему на этих фотографиях все улыбаются и сидят близко друг к другу? Машенька: Я тоже принесла с собой фотографии. (Слайд презентации с изображением Машеньки.) Это моя фотография. Я здесь улыбаюсь. (Слайд презентации с изображением Машеньки с мамой.) Машенька: На этой фотографии мы с мамой улыбаемся и сидим близко друг к другу. (Слайд презентации с изображением её папы.) Это – мой папа. (Слайд презентации с изображением всей её семьи.) А на этой фотографии мы все вместе: я, мама, папа, дедушка, бабушка. Ребята, я не знаю, какую из моих фотографий можно считать семейной: здесь везде улыбающиеся лица и все сидят близко друг к другу. Воспитатель: Ребята, почему вы выбрали именно эту фотографию? Можно ли сказать, что это семья? Почему это семья? Воспитатель: Машенька, расскажи нашим детям о своих родственниках. Машенька: Ребята, а кто такие родственники? Машенька: И они живут вместе? Машенька: В моей семье все родственники разного возраста: я – ребёнок, папа и мама – взрослые, бабушка и дедушка – пожилые люди. Воспитатель: Ребята, расскажите о том, кто живёт в вашей семье. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все рассказали Машеньке о том, кто живет в вашей семье. А теперь немного поиграем. Игра называется «Веселая семья». Повторяйте за мной. Пальчиковая игра «Веселая семья»: Кто приехал? Мы, мы, мы! Мама, мама, это ты? Да, да, да! Папа, папа, это ты? Да, да, да! Братец, братец, это ты? Да, да, да! Ах, сестричка, это ты? Да, да, да! Все мы вместе, да, да, да! Машенька: Ребята, вы не могли бы мне рассказать о том, кто чем занимается в вашей семье? Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы верно сказали, каждый в семье занимается своим делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе, а взрослые – работают, пожилые люди – отдыхают, занимаются домашними делами. Машенька, наши дети знают пословицы и поговорки о семье, послушай их. Машенька: Спасибо, ребята, за интересные рассказы, пословицы и поговорки. Теперь я знаю, что такое семья! А сейчас, научите меня, пожалуйста, играть в игру «Семейные обязанности». Научите? Проводится игра «Семейные обязанности. Воспитатель помогает при затруднении. Воспитатель: В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Кто в доме следит за порядком, чистотой и красотой? (показ слайдов с изображением женских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности») Воспитатель: Кто в доме выполняет тяжелую работу (приносит домой тяжелые сумки с продуктами) и ту, с которой трудно справиться (ремонтирует технику, передвигает мебель, строит дом)? (показ слайдов с изображением мужских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности») Воспитатель: Молодцы! Понравилась вам игра? А чтобы вы лучше запомнили мужские и женские обязанности в семье, предлагаю вам поиграть в еще одну игру. Проводится игра «Где бывали – мы не скажем, а что видели – покажем». Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, Машеньке о том, какие обязанности в семье есть у вас. Воспитатель проводит дидактическую игру «Как я помогаю дома?»: Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две большие карточки – на одной изображен мальчик, а на другой – девочка. И есть еще много карточек поменьше, на которых изображено то, как мальчики и девочки помогают по дому. Нужно к карточке изображающей мальчика подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики помогают по дому. А к карточке изображающей девочку подобрать маленькие карточки, изображающие то, как девочки помогают по дому. Воспитатель: Молодцы! Вы все сделали правильно! Вам понравилась игра? А скажите, почему нужно помогать маме и папе, бабушке и дедушке по дому? Воспитатель: Правильно, ребята! Нужно чаще помогать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, чем мы сегодня занимались? Что вы сегодня узнали? Воспитатель: Что на сегодняшнем занятии вам особенно понравилось? Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе сфотографируемся, ведь мы тоже одна большая, дружная семья! И потом подарим фотографию Машеньке! Машенька: Ребята, благодарю вас за интересные рассказы о семье, за то, что вы научили меня играть в новую замечательную игру. Мне было с вами очень интересно. До свидания! До новых встреч! | Ответы детей: Нужно научить Машу играть в игру. Да. Мы расскажем всё, что знаем о семье. Ответы детей (наверное, потому что в семье все любят друг друга. Потому что заботятся друг о друге. Всем хорошо вместе.) ответы детей (На которой есть бабушка и дедушка. Там, где сфотографирована вся семья. Ту фотографию, которая была последней.) ответы детей (Потому что есть папа, мама, дочь, бабушка, дедушка. Потому что все любят друг друга. Это семья. Все заботятся друг о друге.) ответы детей (В семье есть много родственников. Папа, мама, сестры, братья – это родственники. Ещё дяди и тёти, бабушки и дедушки.) ответы детей (Тёти, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах. Могут жить на других улицах.) ответы детей (В моей семье живут: я, мама, папа, бабушка и брат. А у меня – я, мама Катя, бабушка Лена, дедушка Костя. А у меня – я, Лиза сестра, Надя сестра, Никита брат, Яна мама и Сережа папа…) Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают кончики больших пальцев. Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных одновременно хлопают. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики указательных. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики средних пальцев. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики безымянных. Хлопают кончики больших пальцев. Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши. ответы детей (Моя мама - бухгалтер. А моя продавец. Мой папа шофер. Мой папа зубной врач. Моя бабушка повар. А моя бабушка на пенсии – она печет нам вкусные пироги. Мой брат студент. А моя сестра переводчик. Мой дедушка уже не работает.) дети (по желанию) рассказывают пословицы и поговорки В недружной семье добра не бывает. Коли в семье лад – не нужен и клад. Вся семья вместе – так и душа на месте. ответы детей (Научим. Конечно научим. Давайте скорее играть.) Дети на одном столе раскладывают картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а на другом столе – картинки с изображением мужских обязанностей в семье. ответы детей (Женщины и девочки.) ответы детей (Мужчины и мальчики.) ответы детей (Да. Понравилась.) Выбирается водящий, стоящий в центре круга, - если водящий - мальчик, он изображает мужские обязанности, а если девочка – женские обязанности. Дети, стоящие в кругу, точно копируют показываемое движение и отгадывают, что задумал водящий. ответы детей (Помогаю убирать посуду после еды. А я подметаю пол. Выношу мусор с папой. Помогаю бабушке лепить пельмени…) Дети играют в игру - подбирают карточки Ответы детей (чтобы мама и папа могли отдохнуть; чтобы мама успела со мной поиграть; и погулять; почитать мне книжку) Ответы детей (что нужно чаще помогать по дому; что в семье есть мужские и женские обязанности) Ответы детей (играть в игру; подбирать карточки) Ответы детей Да, давайте. Все вместе фотографируются. Ответы детей (До свидания, Машенька!) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в I младшей группе, образовательная область «Социально - коммуникативное развитие», «Семья».
Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.Интеграц...
Конспект НОД во 2 младшей группе по социально – коммуникативному развитию: "Семья".
Задачи:- Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники»;- Упражнять называть членов своей семьи, употреблять в речи имена прилагатель...
НОД "социально-коммуникативное развитие" "Семья"
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Задачи: - Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные....
Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)
перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе «Взаимоотношения и общение в семье»
К цифре «семь» добавлю «я» —Что получится? (Семья)....