Технологическая карта НОД «Древнерусские народные игрушки»
материал

 

Форма проведения: Игра-занятие «История старинных игрушек».

Цель занятия: развитие познавательного интереса детей через продуктивную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД «Древнерусские народные игрушки»

Форма проведения: Игра-занятие «История старинных игрушек».

Цель занятия: развитие познавательного интереса детей через продуктивную деятельность

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- воспитывать ценностное отношение к культурно-историческому наследию и бережное отношение к предметам старины;

- расширять и закреплять представление о русских народных игрушках и материалах, из которых они выполнены;

- развивать логическое мышление, внимание, память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать навыки общения, умение работать в паре, в группе;

- добиваться получения результата своей деятельности (куклы, лошадки, тележки);

- развивать умение придерживаться правил, договариваться;

- закреплять умения рефлексии своей деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- побуждать детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- обогащать словарный запас детей.

Форма организации: группа 12 человек.

Оборудование:

- декорации русской избы, домашняя утварь (чугунок, кувшин, утюг, самовар и т.д.), доска, магниты, полки, колокольчик.

Демонстрационный материал:

- иллюстрации, схемы;

- игрушки из различных материалов;

- видеофильм.

Раздаточный материал:

- схема изготовления деревянной тележки, куклы из тряпочек, соломы, лошадки из соломы

- куски ткани различных размеров, нитки;

- солома, нитки;

- деревянные палочки, колеса.

Средства ТСО:

- мультимедийное оборудование (интерактивная панель).

Предварительная работа: знакомство с различными видами музеев, беседа, чтение литературы по теме, просмотр презентаций.

 

Ход занятия:

1 часть: вводная

Организационный момент.

Входит воспитатель:

- Ребята, подойдите все пожалуйста ко мне, сегодня вас ждет сюрприз. (Проходят в зал.)

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы попали? (В музей.) А что это за музей? (Предположения детей.) Мы с вами в передвижном музее русской культуры. Этот музей приехал к нам из соседней «Рябинушка». (Дети рассматривают игрушки, находящиеся в музее.)

Воспитатель: А сейчас присаживаемся все на ковер. (Педагог вместе с детьми садятся на ковер.)

Воспитатель: Вы, наверное, обратили внимание, сколько необычных игрушек находится в музее? Давайте их рассмотрим.

Воспитатель берет игрушку из соломы и показывает ее детям.

Воспитатель: Из чего сделана эта игрушка? (Из соломы.) Давайте, ребята, будем отвечать на вопросы красивыми предложениями. (Эта игрушка сделана из соломы.) Значит она, какая? (Соломенная.)

Воспитатель берет игрушку из дерева и показывает ее детям.

Воспитатель: А эта игрушка из чего сделана? Значит она, какая? (Деревянная)

Воспитатель берет игрушку из ткани и показывает ее детям.

Воспитатель: Как вы думаете, а эта игрушка из чего сделана? Значит она, какая? (Тканевая.)

Воспитатель берет игрушку из глины и показывает ее детям.

Воспитатель: Я думаю вы догадались из чего сделана эта игрушка? Значит она, какая? (Глиняная.)

Воспитатель: Из всех этих материалов раньше люди делали игрушки. Ребята, а вы знаете какие-нибудь интересные факты о старинных игрушках? Дети рассказывают о старинных игрушках интересные факты.

Воспитатель: Я тоже хочу с вами поделиться интересными фактами. В старину игрушки назывались потешками. Давайте посмотрим, какие у нас в музее находятся потешки.

Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками и предлагает найти ту игрушку, про которую сейчас будет рассказывать.

Воспитатель: Самой распространенной была кукла с названием тряпичница. Как вы думаете из чего ее делали? (Ответы детей.) Найдите куклу с таким названием на нашей полочке.

Воспитатель прикрепляет название куклы на доску, а ребенку предлагает найти данную куклу.

Воспитатель: Дети любили играть с куклами мотанками. А почему ее так назвали, из чего она сделана? (Ответы детей.) Мотанки это куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, для того, чтобы успокоить или повеселить малыша.

Воспитатель просит найти куклу с таким названием и прикрепляет название на доске.

Воспитатель: Дети всегда любили такие игрушки как дергунчикиКак вы думаете, от какого слова произошло название этой игрушки? (дергать) Дергунчики, это игрушки с частями, соединенными нитками.

Попробуйте найти игрушку с таким названием на нашей полочке.

Воспитатель прикрепляет название игрушки на доску.

Воспитатель: Куклы крупенички были символом достатка, богатства, и сытости. Попробуйте найти такую куклу в нашем музее.

Если ребенок не может найти куклу, то воспитатель подсказывает, что эта кукла из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Далее на доске выставляется название данной куклы.

Воспитатель: Для совсем маленьких детей делали такие игрушки как шаркунки. (Воспитатель прикрепляет название игрушки на доску.) Их мастерили из бересты или лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Ребята, кто из вас сейчас сможет найти эту игрушку на нашей полочке?

При необходимости воспитатель подсказывает, что сейчас в современном времени она называется погремушка.

Воспитатель: Ну а это кукла стригушка, которая сделана из соломы.

Воспитатель прикрепляет название куклы на доску.

Воспитатель: Вот сколько интересных фактов мы с вами узнали. Из каких источников мы сможем еще узнать про игрушки что-то новое?

Дети предлагают прочитать в книге, спросить у взрослых, посетить музей, посмотреть в интернете.

Воспитатель: Мы связались с музеем Измайловского кремля, который находится в Москве и попросили экскурсовода снять для вас небольшой видеоролик. Предлагаю его посмотреть.

Воспитатель: Ребята, вам нравится этот музей? (Ответы детей.) Но, к сожалению, музей завтра переезжает в соседнюю группу. Так жаль! Что же делать, как быть нам в этой ситуации?

Дети предлагают изготовить игрушки для своего музея самостоятельно и создать мини-музей в группе.

Воспитатель: Да, мы с вами можем сами изготовить экспонаты для нашего музея. Сегодня у нас будет работать три мастерских по изготовлению игрушек. В каждой мастерской вам в помощь будут стоять схемы по изготовлению игрушек. В первой мастерской вы можете создать лошадку из соломы, во второй мастерской деревянную тележку, а в третей мастерской – кукол из тряпочек или соломы.

Воспитатель акцентирует внимание детей на работе в парах. Далее предлагает подойти к Доске выбора, чтобы выбрать ту мастерскую, в которой ребенок хочет работать.

2 часть: деятельность

Организуется самостоятельная деятельность детей в мастерских. Воспитатель ставит задачи перед каждой группой детей, представляя схемы для изготовления объектов. Оказывает необходимую помощь, если дети испытывают затруднения.

3 часть: подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, время работы в мастерских заканчивается. Кто не успел доделать свои игрушки, сможете закончить работу позже. Сейчас приглашаю вас на коврик с готовыми игрушками.

Дети усаживаются на ковре и выставляют свои работы на подиум.

Воспитатель: Ну что, ребята, у вас получились игрушки для нашего мини-музея? (ответы детей) Посмотрите внимательно, можно ли из ваших игрушек создать общую композицию?

Дети предлагают запрячь лошадку в тележку и посадить кукол.

Воспитатель: Ребята, а что вам было сегодня трудно мастерить? (Ответы детей.) А что было для вас сделать легко? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот и готовы первые экспонаты для нашего мини-музея. Если вам понравилось наше занятие – помашите друг другу рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Народная культура и традиции"

В соответствии с современными требованиями к освоению программы дошкольного воспитания, основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о се...

Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка»

Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» рисование средняя группа)Абдулова Джюме Сиражутдиновна, Воспитатель1 кв.кат. МДОУ «Детский сад...

Технологическая карта. Декоративное рисование «Дымковская игрушка» средняя группа.

Технологическая карта занятияОбразовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художестве...

Технологическая карта специално-организованной деятельности "Игрушки в гости к нам пришли."

Конспект занятия по развитию речи(младшая группа). Задачи : Познакомить детей с названиями игрушек. Развивать интерес к игровым действиям. Формировать навыки общения ребенка с игрушкой (здороваться, п...

Технологическая карта ОД " Спасем наши игрушки"

Технологическая карта ОД " Спасем наши игрушки"....

Технологическая карта занятия по теме "Игрушки" для дошкольников с нарушением интеллекта среднего возраста

Данный материал будет полезен учителям-дефектологам для ознакомления дошкольников с игрушками и способами действий с ними....