Технологическая карта по теме "Народная культура и традиции"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аршинникова Любовь Анатольевна

   В соответствии с современными требованиями к освоению программы дошкольного воспитания, основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, семейных традициях; об обществе, о его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. Это становится возможным, если ребенок воспитывается на родном языке, на основе культуры своего народа. Поэтому каждое учреждение строит педагогическую работу на основе этнокультурного образования.

    К тому же одной из важнейшей задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является  его духовное нравственно-патриотическое возрождение. Именно поэтому родная культура, « как отец и мать», должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность. Пришло время оглянуться на опыт наших предков и обратиться к системе ценностей связанной с лучшими национальными традициями, поскольку отеческое наследие, знание своих корней воспитывает уважение и любовь к земле, на которой живешь. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Поэтому, в нашем детском саду, один из блоков непосредственно образовательной деятельности, посвящен знакомству детей с народной культурой и традициями. Он охватывает знакомство детей с историческим прошлым родного города (местный компонент), с устройством и убранством русской избы, народными традициями и прикладным творчеством. Для работы по данному блоку мной разработана данная технологическая карта.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_teme.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                  Технологическая карта по теме

                 «Народная культура и традиции»

Возрастная группа: группа оздоровительной направленности от 6 до 7 лет.

Цель: формирование основ духовной личности на основе народной культуры.

Задачи:

  • создать в группе образовательную среду для приобщения детей к русской народной культуре, её обычаям и традициям;
  • восполнить информационный недостаток знаний дошкольников об историческом прошлом родного города;
  • способствовать развитию у детей потребности к самообразованию, творчеству и исследовательской деятельности;
  • развивать духовную сферу ребенка, нравственно-ценностные ориентации, интерес к историческому наследию своего города;
  • воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре и своей малой родине.

Предметно-развивающая среда:

  • макет крепости (из строительного материала или конструктора);
  • историческая иллюстрация крепости Тамбов;
  • гербы русских городов;
  • герб города Тамбова;
  • книга  «Сказы о земле Тамбовской» Т.И. Поповой                                                              
  • игрушка пчела;
  • фотоальбом «Прошлое и настоящее Тамбова;
  • иллюстрации мальчиков и девочек в русских национальных костюмах;
  • русская народная изба-музей;
  • иллюстрации старинных русских изб с резными наличниками и ставнями.
  • Сундучок в рус. нар. стиле;
  • игрушка синичка;
  • сборник с рус. нар. приметами, поговорками о русском быте и закличками;
  • жаворонки из теста;
  • матрешки различных видов(Семеновская, Загорская);
  • цветные лоскутки и картонные контуры матрешек для аппликации.

Итоговое мероприятие: досуг «Посиделки».

Организованные образовательные ситуации на игровой основе

Содержание НОД/ интеграция ОО

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Технологии, авторы

Образовательная область «Познание»

Тема: «Как родился город Тамбов»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения родного города Тамбова; дать сведения о гербе; Приобщать к фольклорному творчеству; воспитывать у детей чувство любви и гордости к своей малой родине.

Тема: «Милости просим, гости дорогие»

Задачи: рассказать детям об устройстве русской избы; познакомить с особенностями проживания русских людей в старину, их бытом и занятиями; воспитывать любовь и уважение к нар. традициям, желание участвовать в них

1 Беседа о возникновении крепости Тамбов (ОО «Коммуникация»)

2 Рассказ о гербе г.Тамбова (ОО «Социализация»)

3Исполнение хоровода (ОО «Музыка и худ. творчество»)

1 Рассказ о русской избе и обычаях наших предков (ОО «Социализация»)

2 Игра на ложках (ОО «Музыка и худ. творчество»)

 

Превращение крепости в город;

Рассматривание рус. нар. костюмов;

Рассматривание гербов русских городов;

Подв. игра «Пчелки»;

Чтение: «Сказ о гербе Тамбовском», рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций русских изб (крыльцо, наличники, ставни и т.д.)

Рус. нар. игра «Гори, гори ясно»

Свободная  деятельность и игры в избе.

Т.И.Попова «Сказы о земле Тамбовской»

Технология развивающего и проблемного обучения

О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре»

Технология развивающего и игрового обучения

1

2

3

4

Тема: «Как весна зиму поборола»

Задачи: Продолжать расширять знания детей о жизни и быте русских людей в старину; познакомить  с рус. нар. сказкой, поговорками, выучить закличку; развивать интерес и любовь к рус. нар. традициям.

Тема: «Знакомство с русской матрешкой»

Задачи: обогатить знания детей о русской народной игрушке – матрешке и способах её изготовления; развивать творческие способности; воспитывать любовь и уважение к народным корням.

1 Беседа о приметах весны

(ОО «Коммуникация»)

2 Рассказ детей об опасности сосулек (ОО «Безопасность»)

3 Знакомство с р.н. сказкой (ОО «Чтение худ. литературы»)

4 Исполнение хоровода (ОО «Музыка и худ. творчество»)

1Пение частушек (ОО «Музыка и худ. творчество»)

2 Изготовление матрешек (ОО «Труд»)

Рассматривание иллюстраций детей в р.н.костюмах.

Знакомство с загадками, народными приметами.

Заучивание заклички.

Рассматривание матрешек разных видов: Семеновской, Загорской.

Рассматривание иллюстраций китайских игрушек.

Определение материала из чего сделаны матрешки.

Технология развивающего и игрового обучения

О.Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре»

Технология развивающего и игрового обучения

                  Технологическая карта по теме

                 «Народная культура и традиции»

Возрастная группа: группа оздоровительной направленности от 6 до 7 лет.

Цель: формирование основ духовной личности на основе народной культуры.

Задачи:

  • создать в группе образовательную среду для приобщения детей к русской народной культуре, её обычаям и традициям;
  • восполнить информационный недостаток знаний дошкольников об историческом прошлом родного города;
  • способствовать развитию у детей потребности к самообразованию, творчеству и исследовательской деятельности;
  • развивать духовную сферу ребенка, нравственно-ценностные ориентации, интерес к историческому наследию своего города;
  • воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре и своей малой родине.

Предметно-развивающая среда:

  • макет крепости (из строительного материала или конструктора);
  • историческая иллюстрация крепости Тамбов;
  • гербы русских городов;
  • герб города Тамбова;
  • книга  «Сказы о земле Тамбовской» Т.И. Поповой                                                              
  • игрушка пчела;
  • фотоальбом «Прошлое и настоящее Тамбова;
  • иллюстрации мальчиков и девочек в русских национальных костюмах;
  • русская народная изба-музей;
  • иллюстрации старинных русских изб с резными наличниками и ставнями.
  • Сундучок в рус. нар. стиле;
  • игрушка синичка;
  • сборник с рус. нар. приметами, поговорками о русском быте и закличками;
  • жаворонки из теста;
  • матрешки различных видов(Семеновская, Загорская);
  • цветные лоскутки и картонные контуры матрешек для аппликации.

Итоговое мероприятие: досуг «Посиделки».

Организованные образовательные ситуации на игровой основе

Содержание НОД/ интеграция ОО

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Технологии, авторы

Образовательная область «Познание»

Тема: «Как родился город Тамбов»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения родного города Тамбова; дать сведения о гербе; Приобщать к фольклорному творчеству; воспитывать у детей чувство любви и гордости к своей малой родине.

Тема: «Милости просим, гости дорогие»

Задачи: рассказать детям об устройстве русской избы; познакомить с особенностями проживания русских людей в старину, их бытом и занятиями; воспитывать любовь и уважение к нар. традициям, желание участвовать в них

1 Беседа о возникновении крепости Тамбов (ОО «Коммуникация»)

2 Рассказ о гербе г.Тамбова (ОО «Социализация»)

3Исполнение хоровода (ОО «Музыка и худ. творчество»)

1 Рассказ о русской избе и обычаях наших предков (ОО «Социализация»)

2 Игра на ложках (ОО «Музыка и худ. творчество»)

 

Превращение крепости в город;

Рассматривание рус. нар. костюмов;

Рассматривание гербов русских городов;

Подв. игра «Пчелки»;

Чтение: «Сказ о гербе Тамбовском», рассматривание иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций русских изб (крыльцо, наличники, ставни и т.д.)

Рус. нар. игра «Гори, гори ясно»

Свободная  деятельность и игры в избе.

Т.И.Попова «Сказы о земле Тамбовской»

Технология развивающего и проблемного обучения

О. Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре»

Технология развивающего и игрового обучения

1

2

3

4

Тема: «Как весна зиму поборола»

Задачи: Продолжать расширять знания детей о жизни и быте русских людей в старину; познакомить  с рус. нар. сказкой, поговорками, выучить закличку; развивать интерес и любовь к рус. нар. традициям.

Тема: «Знакомство с русской матрешкой»

Задачи: обогатить знания детей о русской народной игрушке – матрешке и способах её изготовления; развивать творческие способности; воспитывать любовь и уважение к народным корням.

1 Беседа о приметах весны

(ОО «Коммуникация»)

2 Рассказ детей об опасности сосулек (ОО «Безопасность»)

3 Знакомство с р.н. сказкой (ОО «Чтение худ. литературы»)

4 Исполнение хоровода (ОО «Музыка и худ. творчество»)

1Пение частушек (ОО «Музыка и худ. творчество»)

2 Изготовление матрешек (ОО «Труд»)

Рассматривание иллюстраций детей в р.н.костюмах.

Знакомство с загадками, народными приметами.

Заучивание заклички.

Рассматривание матрешек разных видов: Семеновской, Загорской.

Рассматривание иллюстраций китайских игрушек.

Определение материала из чего сделаны матрешки.

Технология развивающего и игрового обучения

О.Л. Князева «Приобщение детей к русской народной культуре»

Технология развивающего и игрового обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по физической культуре. 1 мл.группа

технологические карты по физической культуре. 1 мл.группа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ " Животные нашего леса."

УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ  ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ГЕРОЯМИ  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению....

Технологическая карта по физической культуре в средней группе: " В сказочном лесу"

Технологическая карта по физической культуре в средней группе: " В сказочном лесу"...

Технологическая карта ООД Звуковая культура речи. Звуки С-СЬ

Методическая технологическая карта проведения образовательной деятельности для детей средней группы по закреплению умения правильно и чётко произносить звуки С-Сь. Цель: Объяснить детям артикуляцию зв...

технологическая карта по физической культуре в группе раннего возраста "Веселые ребята"

Тема: «Подвижные ребята»Цель: Формировать двигательные умения и навыки.Задачи: Образовательные:1.Упражнять в прокатывании мяча в парах друг другу из исходного положения, сидя ног...

Технологическая карта занятия «Звуковая культура речи» «Звук М и МЬ». Младшая группа.

Технологическая карта НОД         Тема: «ЗКР, звуки М и МЬ» Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков М и МЬ.Задачи (с инт...