«Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса».
учебно-методический материал (младшая группа)
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть). В МДОУ д/с «Звездочка» вариативная часть образовательной программы сформирована участниками воспитательно-образовательного процесса и составляет 30 % от общего объема образовательной программы. В вариативную часть ООП входят:
1. Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
2. Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» авторского коллектива: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В. Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
Общий объем вариативной части образовательной программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Вариативная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).
В МДОУ д/с «Звездочка» вариативная часть образовательной программы сформирована участниками воспитательно-образовательного процесса и составляет 30 % от общего объема образовательной программы. В вариативную часть ООП входят:
1. Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»
2. Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» авторского коллектива: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В. Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
Общий объем вариативной части образовательной программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования.
Вариативная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой в МДОУ д/с «Звездочка» реализуется на протяжении многих лет. Работа с детьми группы дошкольного возраста 3-4 лет начинается с построения предметно-развивающей среды в группе, с подбора соответствующей литературы. В группе созданы все необходимые для ознакомления дошкольников с природой условия: уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветники.
В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию.
Это экологические занятия, на которых воспитанники знакомятся с овощами и фруктами, ягодами и грибами. Узнают, где они растут, как правильно их собирать. В ходе НОД происходит знакомство с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляются в других видах деятельности, а также в художественно – эстетическом развитии детей.
Со своими воспитанниками провожу не только НОД по экологическому воспитанию, но и экологические проекты. В группе проводился проект - «Господин Лук». Был подготовлен уголок природы, проведена посадка лука. В течение двух недель дети с удовольствием наблюдали за ростом зелёных перьев, вели календарь наблюдений.
В рамках проекта было предложено проращивать лук и вести календарь наблюдений не только в группе, но и дома. Пророщенный лук мы отнесли на кухню детского сада поварам для приготовления первых блюд. Этот проект стал значим для всех его участников. Дети получили новые знания, педагог продолжил освоение метода проектирования, родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми.
Следующим проектом в нашей группе с тал проект - «Птицы».
В ходе проекта дети познакомились с разными видами птиц, как с перелётными, так и с зимующими. Узнали их особенности, повадки, места обитания, чем они питаются. В рамках проекта дети познакомились с произведениями художественной литературы, отгадывали загадки, учили стихотворения, рисовали и раскрашивали птиц, собирали разрезные картинки, выполняли аппликации, проводили выставки творческих работ, осуществлялась ежедневная подкормка птиц, наблюдение за птицами и их повадками. Вся полученная информация о птицах периодически обновлялась в уголке природы. Это был очень насыщенный и познавательный проект, в результате которого большинство детей группы стали различать птиц по внешнему виду. В ходе наблюдений, серии НОД и игр у детей сформированы элементарные представления о жизни птиц зимой. Дети стали более бережно относиться к птицам, возникло желание слушать пение птиц и беречь их. Проект способствовал сближению воспитателей и родителей, желанию сотрудничать и помогать.
Как педагог провожу работу по экологическому воспитанию с семьями воспитанников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Так, в рамках проекта - «Птицы», с участием родителей воспитанников, была проведена природоохранная акция «Накормите птиц зимой»
В своей работе часто использую дидактические игры по экологии, такие как «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют полученные знания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений, труда в природе.
Прогулки также широко используются мной для экологического воспитания детей. В ходе прогулки дети знакомятся с изменениями природы (по сезонам). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. На прогулке мной используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья.
Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» авторского коллектива: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В. Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А. Текучева Е.Н. в нашей группе реализуется следующим образом.
В группе созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для совместной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудование для индивидуальной профилактической работы с детьми. Расширяются и закрепляются знания детей о здоровом образе жизни. Накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию здорового образа жизни. Формирование навыков здорового образа жизни прослеживается во всех видах деятельности ребенка во время пребывания в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Это не только НОД, но и игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы.
Каждый день с детьми проводится утренняя гимнастика, что способствует укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Во время образовательной деятельности одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления является проведение физкультминутки. Это комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки составляет 1,5–2 минуты. Так же проводится пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Использование разнообразного физкультурного оборудования способствует укреплению здоровья воспитанников. Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Это одно из первых и наиболее доступных средств закаливания детского организма. На прогулке дети много играют, двигаются, что является важным оздоровительным фактором. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами. Например, закаливание водой, которое проводится в умывальной комнате, при комнатной температуре воздуха. В качестве закаливающих водных процедур используется умывание после дневного сна; мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом; мытье ног перед сном (летом). Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму дня.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и смехотерапии, сказкотерапия.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Это и информационные бюллетени, и буклеты, тематические выставки, проводятся консультации и т.д.
Таким образом, как можно более раннее приобщение ребенка к здоровому образу жизни способствует формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм.
В нашей группе создана благоприятная обстановка для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности.
В результате реализации вариативной части общеобразовательной программы в ДОУ достигнуты высокие результаты в развитии экологической культуры и физических качеств воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. "Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательных отношений"
Ознакомление воспитателей со структурой вариативной части программы ДОУ....
Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни ...
Статья "«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных
В данной статье систематизируется опыт работы педагога по дополнительным общеразвивающим программам "Наш Кругозор" и "Сказка-календарь"....
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"
Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...
Конспект образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" "Фруктовый салат для бельчат"
Материал будет полезен для педагогов, работающих по программе "Кулинария". Занятие предназначено для детей 4-5 лет. Цель занятия закреплять понятия «фрукты»; учить ре...
Диагностический инструментарий части Программы формируемой участниками образовательных отношений, которая реализуется в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»
Программа «Родное Оренбуржье !» соответствует потребностям и интересам детей. П...