Статья "«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных
статья (старшая, подготовительная группа)
В данной статье систематизируется опыт работы педагога по дополнительным общеразвивающим программам "Наш Кругозор" и "Сказка-календарь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_samoobrazovaniyu.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных отношений»
Динамика изменений современного мира заставляет образование не только соответствовать, но и значительно опережать требования сегодняшнего дня. Ведь завтра ребенок столкнется с новыми реалиями: изменятся предметная среда, социальные модели, мир обогатится информацией. Именно в этом и состоит основная проблема современного образования: педагог сегодня должен заложить основы развития личности, реализоваться которой предстоит в будущем.
Новые приоритеты в образовании связаны с обращением к развивающим моделям воспитания и обучения, акцент делается не на усвоении информации, а на способах ее получения и умении воспользоваться ею в различных ситуациях, предполагается создание условий для комплексного развития личностных характеристик ребенка: любознательности, пытливости ума, адаптивности, самостоятельности, эмоциональности, доверчивости и толерантности, воображения и фантазии, творческой и речевой активности. Все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, - является идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации.
В ходе проведения теоретического этапа было изучено большое количество методической литературы и учебных пособий по музейной педагогике. Было решено остановиться на культурно-образовательной программе «Кругозор» (авт. - Л.М. Ванюшкина, Л.Ю. Копылов, А.А. Соколова). Именно на ее основе и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в образовательной программе ДОУ были разработаны часть, формируемая участниками образовательных отношений, - парциальная программа «Наш Кругозор», и пилотный проект группы «Наследники» – образовательная программа дополнительного образования детей «Сказка-календарь».
Программа «Кругозор» имеет свою специфику: вводя ребенка в окружающий мир, она закладывает основы культуры горожанина. Полноценная жизнь в городе – это специфический опыт адаптации и ориентирования, удовлетворения информационных и эмоциональных запросов личности, самореализация в условиях чрезвычайно богатой и насыщенной культурной среды. Однако все необходимые для городской жизни навыки приобретаются ребенком лишь в собственном социальном опыте и не могут быть переданы «по наследству».
В соответствии с современной теорией образования, любой опыт формируется во взаимодействии ребенка с ближайшим окружением, которое неповторимо и уникально. Программа «Кругозор» в полной мере учитывает богатство конкретной культурной среды и содержит подробные рекомендации, каким образом эти ближайшие к ребенку объекты окружающего мира должны включаться в образовательную деятельность.
Цель данных программ – развитие личности ребенка в процессе общения с объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и связей.
Педагогу, работающему по программе, предстоит решать три основные задачи, тесно связанные между собой:
· заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком этих предметов, фундаментом которой является визуальная культура общения (способность не только смотреть, но и видеть) с объектами окружающего мира и мира искусства;
· создать условия для накопления опыта, основанного на собственных наблюдениях и их воплощении в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности;
· дать возможность каждому ребенку самостоятельно устанавливать разнообразные связи между объектами окружающего его материального мира и воплощенными в них идеями, увязывать собственные наблюдения в целостную картину мира.
Результатом работы по программе «Кругозор» станет обретение ребенком культурного опыта, который будет для него фундаментом и ориентиром его дальнейшей жизни в пространстве культуры.
Новизной образовательной программы «Сказка-календарь» является комплексное использование современных инновационных компьютерных и игровых технологий: презентации, фасилитированные (направленные) беседы, обсуждения и дискуссии, коллекционирование, проекты, стратегия визуальной коммуникации, образовательные путешествия, метод группового обсуждения и решения проблем, сказка, выставка, «мозговой штурм», чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение мультфильмов и социальных роликов. Все это позволяет погрузить ребенка с самого начала в реальную сложность окружающего мира – не от простого к сложному, а от естественных поверхностных наблюдений и обсуждений («смотреть и говорить») к более глубоким контактам с культурной средой («видеть, рассуждать, слышать другого, обсуждать все точки зрения, аргументированно их принимать или отвергать, самостоятельно делать выводы»). Отличительной особенностью данной программы является ее тематическая привязанность к календарю памятных дат и знаменательных событий, а приоритетными направлениями – речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.
В ходе апробации данных программ в условиях ДОУ опыт был успешно систематизирован, многие методы, техники и технологии музейной педагогики диссеминированы, а поставленные цели и задачи полностью реализованы. В ходе подготовки к педагогическому конкурсу «Грани педагогического мастерства» и районному мастер-классу «Культурные практики. Фасилитированная беседа» была создана памятка по проведению и практическому применению данной технологии на базе ДОУ. В рамках программы «Наш Кругозор» было разработано комплексно-тематическое планирование, рассчитанное на два года обучения (старшая и подготовительная группа). Программа дополнительного образования детей «Сказка-календарь» реализуется за 1 год обучения (подготовительная группа).
Трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогу при внедрении программ «Наш Кругозор» и «Сказка-календарь»:
- минимальный культурологический опыт детей;
- общая культура поведения;
- консерватизм мировоззрения педагогических кадров;
- невозможность систематического и полноценного проведения занятий дополнительного образования;
- отсутствие полноценно оснащенной технической базы (затемнение помещения, возможность постоянного доступа к технике и быстрого ее подключения, лазерные указки, мобильная мебель, доступ к сетям интернета и др.);
- отсутствие банка учебно-методических пособий;
- недостаточно развитая система работы с социальными партнерами.
При планировании работы на следующий учебный год следует учесть все достоинства и недостатки пилотного проекта и внести продуктивные изменения в программу «Наш Кругозор» для достижения оптимальных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектОрганизация кружковой и студийной работы ДОУ в рамках части ООПДО, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с ФГОС
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, созданию единого образовательного пространства, в котором коллективы разных учреждени...
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.
проект для старших дошкольников...
Занятие «Число и цифра 6.» по реализации части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по математике «Растим будущих И. Ньютонов и С. Ковалевских»
конспект по математике...
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способст...
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...
Парциальная программа «Фитбол-гимнастика» (модифицированная на основе программы Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»), части ООП МКДОУ – детского сада «Солнышко», формируемой участниками образовательных отношений
В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной задачей. За последние годы Правительством РФ разработано и принято ряд документов, направленных на приобщение детей к з...
ННОД по части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по ОО познавательное развитие (по практическому курсу математике для детей 4-5 лет «Игралочке» Л.Г.Петерсон)
Материал предназначен для воспитателей детского сада...