Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Маркова Татьяна Витальевна

      

 

 

 

 

 

 Образовательная общеразвивающая программа

«Волшебные лоскутки»

(часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Пояснительная записка.

1.1.Направленность программыстр.3

1.2.Наименование программы стр.3

1.3.Цель и задачи стр.3

 

2.Содержание образовательного процесса.

2.1.Принципы, лежащие в основе программы стр.5

2.2. Форма проведения занятий стр.5

2.3. Методы и приемы обучения стр.5

2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников стр.5

 

3. Организация образовательного процесса.

3.1. Перспективное планирование стр.6-10

           3.2. Ожидаемые результаты стр.10

           3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания стр.10

3.3. Материально-техническое обеспечение стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

1.1.Направленность программы.

художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Актуальность программы.

В Японии, стране самых передовых технологий были опубликованы результаты наблюдений. Суть наблюдений в том, что у детей, с малых лет, усаженных за компьютер, развитие речи вызывает большие проблемы.

Всерьёз напуганные учёные выяснили, что воздействие клавиатуры приходится на точки пальцев рук, которые не стимулируют развитие определённых мозговых зон. 

А вот шитьё, работа с иголкой и тканью, другие незаслуженно забытые «дедовские» методы, наоборот, напрямую способствуют развитию мелкой моторики, а значит, и высших психических функций.

Среди целевых ориентиров ФГОС назван детский ручной труд, благодаря которому формируется индивидуальное своеобразие личности уже на первых этапах ее становления.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

 

1.2.Наименование программы.

«Волшебные лоскутки»

Педагогическая целесообразность программы основана на развитие интереса детей  работы с тканью, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность.

 

1.3.Цель:

Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы с тканью; развитие художественно-эстетического творчества; ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.

Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда , самостоятельности, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к работе с тканью.

Развивающие:

- развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

-развивать умение доводить работу до конца;

-развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

-развивать художественный вкус, внимание, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость;

 

Образовательные:

-расширять словарь детей (мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.);

-закреплять цвета и оттенки;

-познакомить с основными приемами работы с иглой;

-учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;

-формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;

-предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

Воспитательные:

-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую;

-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

 

Задачи реализуются в процессе освоения ООП ДО МБДОУ №26 «Сказка», в ходе организации совместной деятельности воспитателя и детей, во вторую половину дня.

 

Возраст детей:

Возраст детей,участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками  «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

 

Продолжительность реализации программы:

Продолжительность реализации программы- 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание образовательного процесса.

2.1. Принципы, лежащие в основе программы:

1.От простого к сложному.

2.Системность работ.

3.Принцип тематических циклов.

4.Индивидуального подхода.

 

 

2.2. Форма проведения занятий:

Форма организации-групповая;

Продолжительность:старшая группа-25 минут,

подготовительная группа-30 минут.

Время проведения-вторая половина дня;

Формы работы с детьми:

показ способа действия;

игра;

ситуативный разговор;

беседа;

рассказ;

чтение;

интегративная деятельность;

проблемная ситуация;

рассматривание.

 

2.3. Методы и приемы обучения:

Методы работы с детьми:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

участие воспитанников в интернет конкурсах;

творческий отчет воспитателей-руководителей кружка на педсовете

 

 

2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников:

вовлечь родителей в совместную образовательную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики  дощкольников;

распространить среди родителей педагогические знания о значении работы с тканью для детей;

приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

 

 

 

 

3. Организация образовательного процесса.

3.1. Планирование работы кружка «Весёлые лоскутки»

встаршей группе (с 5-6 лет)

 

 

Вышивка

№ п/п

Тема занятия

Цель

 

 

1

Вводное занятие

Заинтересовать возможностью развития творческих способностей каждого человека; содействовать личностному росту и социализации; расширить представления о народных промыслах.

 

 

2

Разноцветная косичка

С целью развития у детей чувства цвета закрепить знания усвоенных ранее цветов и оттенков.

Познакомить детей с цветовым кругом, дать знания о сочетании цветов.

Рассказать о контрастных цветах. Рассмотреть «косичку» сплетенную из разноцветных ниток мулине. Дидактическая игра «Правильно назови цвет» 

 

 

3

Материалы для вышивки: ткань, канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки.

Ознакомить учащихся с основными материалами для вышивки, их разнообразием; подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности

1

 

4

История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. Шов «Вперёд иголку».

Показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с основными видами вышивки – гладью и крестом.

 

 

 

Упражнение «Узелок, стежок, шов и закрепочка».

Научить детей вставлять нить в ушко иглы, учиться завязывать на длинном конце нити узелок. Познакомить детей с понятием «стежок», «шов». Показать на примере для чего служит узелок, что такое «стежок», как получается «шов». Для чего нужно закреплять нить в конце работы. С теми, кто научился вставлять нить в иглу и освоил завязывание узелка, прошить шов «вперед иголку».

 

 

4

Вышивка дорожек на ткани.

 

Способствовать поддержанию интереса у детей к вышивке. Правила безопасности при работе с иглой. Закрепить приемы шва «Вперед иголка».

 

 

5

Вышивка извилистых дорожек, познакомить с вышивкой по кругу

 

продолжать учить навыкам работы с иглой, учить закреплять нить в конце шва.

 

 

6

Вышивка «Цветок»  швом «Вперёд иголку»,

совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса

 

 

7

Вышивка цветов и животных (2-3 цвета)

 

продолжать совершенствовать навыки работы с иглой, работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.

 

 

8

Тематические картинки.

 

развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

Мягкая игрушка

9

Игольница «Шляпка»

 

Продолжать учить навыкам работы с иглой, развитие интереса к искусству шитья.

 

 

 

10

 

Мышка

Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно. Выполнять простейшие швы, владеть приемами работы с тканью. Набивать синтепоном получившееся изделие.

 

 

11

Котик, ослик, жираф, собачка.

 

Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно.

 

 

12

Кукла

Совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

 

 

 

Планирование работы кружка «Весёлые лоскутки»

в подготовительной  группе (с 6-7 лет)

 

Декоративные швы

1

«Шов назад иголка»

Продолжать знакомить детей с разнообразными элементами швов, повторить правила работы с материалами и инструментами, развивать мелкую моторику рук.

 

 

2

«Обметочный шов»

 

Научить использовать для вышивки и шитья обметочный шов, развивать умение доводить работу до конца.

 

 

3

«Козлик»

 

Знакомство с техникой шва «Козлик», формировать умение выполнять последовательную цепочку действий.

 

 

4

«Косичка»

 

Знакомство с новым швом, формировать умение старательно и аккуратно выполнять работу.

 

 

5

«Французские узелки»

 

Знакомство с новым видом шва, развивать координацию движений обеих рук, воспитывать усидчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лоскутное шитье, мережка.

6

«Прихватка»

 

Познакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

 

7

«Прихватка с декоративными швами»

 

Продолжать знакомить с техникой лоскутного шитья, учить подбирать лоскутки по цвету. Использовать для украшения прихватки декоративные швы.

 

 

8

«Игольница «Курочка»»

 

Побеседовать с детьми о игольнице, ее необходимости в хозяйстве. Совершенствовать и творчески использовать свои умения и навыки. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Выполнять простейший шов, продолжать учить наполнять готовое изделие поролоном, делать это постепенно распределяя его внутри игольницы.

 

 

9

«Ёлочка»

 

Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

 

 

10

«Клатч»

 

Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья.

Способствовать развитию творческих способностей.

Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер.

Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.

 

 

 

11

«Мережка» на салфетке с вышивкой

Познакомить детей с новым видом декора, научить правильно, вытягивать ниточки, развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

3.2.Ожидаемые результаты:

К концу работы кружка «Волшебные лоскутки»  у детей сформировано:

овладение элементарными трудовыми умениями при работе с тканью простейшими инструментами;

интерес к работе с тканью, желание самому научиться вышивать и шить;

умение владеть технологией шва «Вперед иголку», «Шов назад иголка», «Обметочный шов», «Козлик», «Косичка», «Французские узелки»;

умение владеть приемом закрепления нити в начале и в конце работы;

интерес к эстетической стороне и окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

использовать ручные умения в повседневной жизни(изготовление подарков, сувениров);

готовность к школьному обучению.

К концу второго года реализации программы ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иглой).

 

3.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.

Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

Горунович  Е.А.  Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск, 1989.

Гусакова  М.А. Подарки и игрушки своими руками.  - М.,-  2000.

Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009

Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. -  М.,  - 2005.

Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. -  М., - 2002 .

Кулер Донна Лоскутное шитьё. Мир книги. Москва 2005.

Красичкова Е.И. Художественное вышивание. Государственное издательство БССР 1963.

КренцДжен Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.

Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.-Москва: З. А. О. издательство Эксмо, 1997.-96с.

Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.

Таран Р.Ф Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.

 «Дошкольное воспитание» - журнал.  - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.

Шалаева Д.А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.

 

3.4. Материально-техническое обеспечение.

 В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей,  используются разнообразные технические средства:

телевизор, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов.

картон;

нитки катушечные № 40(основные и оттеночные);

нитки мулине, шерсть для вышивания (основные цвета и оттеночные);

ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка);

иглы с широким ушком

пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка);

карандаши простые (на каждого ребенка);

копировальная бумага;

ткань для вышивания, хлопок;

отрезки ткани разного размера и разного названия.

Дидактические материалы:

подборка готовых вышивок и мягких игрушек;

образцы рисунков для вышиванияи выкроек мягких игрушек;

иллюстрации вышивок и поделок из ткани.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способст...

Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...