Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Образовательная общеразвивающая программа
«Волшебные лоскутки»
(часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Содержание
1.Пояснительная записка.
1.1.Направленность программыстр.3
1.2.Наименование программы стр.3
1.3.Цель и задачи стр.3
2.Содержание образовательного процесса.
2.1.Принципы, лежащие в основе программы стр.5
2.2. Форма проведения занятий стр.5
2.3. Методы и приемы обучения стр.5
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников стр.5
3. Организация образовательного процесса.
3.1. Перспективное планирование стр.6-10
3.2. Ожидаемые результаты стр.10
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания стр.10
3.3. Материально-техническое обеспечение стр.11
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы.
художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Актуальность программы.
В Японии, стране самых передовых технологий были опубликованы результаты наблюдений. Суть наблюдений в том, что у детей, с малых лет, усаженных за компьютер, развитие речи вызывает большие проблемы.
Всерьёз напуганные учёные выяснили, что воздействие клавиатуры приходится на точки пальцев рук, которые не стимулируют развитие определённых мозговых зон.
А вот шитьё, работа с иголкой и тканью, другие незаслуженно забытые «дедовские» методы, наоборот, напрямую способствуют развитию мелкой моторики, а значит, и высших психических функций.
Среди целевых ориентиров ФГОС назван детский ручной труд, благодаря которому формируется индивидуальное своеобразие личности уже на первых этапах ее становления.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
1.2.Наименование программы.
«Волшебные лоскутки»
Педагогическая целесообразность программы основана на развитие интереса детей работы с тканью, потребности в развитии трудовых и практических навыков. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность.
1.3.Цель:
Формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы с тканью; развитие художественно-эстетического творчества; ознакомление с материалами и инструментами для шитья и выработка умений и навыков их практического использования.
Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда , самостоятельности, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
Вызвать у детей интерес к работе с тканью.
Развивающие:
- развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
-развивать умение доводить работу до конца;
-развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
-развивать художественный вкус, внимание, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость;
Образовательные:
-расширять словарь детей (мулине, шерсть, пяльцы, цветовая гамма и др.);
-закреплять цвета и оттенки;
-познакомить с основными приемами работы с иглой;
-учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;
-формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;
-предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую;
-воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
Задачи реализуются в процессе освоения ООП ДО МБДОУ №26 «Сказка», в ходе организации совместной деятельности воспитателя и детей, во вторую половину дня.
Возраст детей:
Возраст детей,участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы:
Продолжительность реализации программы- 2 года.
2.Содержание образовательного процесса.
2.1. Принципы, лежащие в основе программы:
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
2.2. Форма проведения занятий:
Форма организации-групповая;
Продолжительность:старшая группа-25 минут,
подготовительная группа-30 минут.
Время проведения-вторая половина дня;
Формы работы с детьми:
показ способа действия;
игра;
ситуативный разговор;
беседа;
рассказ;
чтение;
интегративная деятельность;
проблемная ситуация;
рассматривание.
2.3. Методы и приемы обучения:
Методы работы с детьми:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы проведения итогов реализации программы:
выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
участие воспитанников в интернет конкурсах;
творческий отчет воспитателей-руководителей кружка на педсовете
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников:
вовлечь родителей в совместную образовательную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дощкольников;
распространить среди родителей педагогические знания о значении работы с тканью для детей;
приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
3. Организация образовательного процесса.
3.1. Планирование работы кружка «Весёлые лоскутки»
встаршей группе (с 5-6 лет)
Вышивка
№ п/п | Тема занятия | Цель |
|
|
1 | Вводное занятие | Заинтересовать возможностью развития творческих способностей каждого человека; содействовать личностному росту и социализации; расширить представления о народных промыслах. |
|
|
2 | Разноцветная косичка | С целью развития у детей чувства цвета закрепить знания усвоенных ранее цветов и оттенков. Познакомить детей с цветовым кругом, дать знания о сочетании цветов. Рассказать о контрастных цветах. Рассмотреть «косичку» сплетенную из разноцветных ниток мулине. Дидактическая игра «Правильно назови цвет» |
|
|
3 | Материалы для вышивки: ткань, канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки. | Ознакомить учащихся с основными материалами для вышивки, их разнообразием; подвести к пониманию необходимости соблюдения техники безопасности | 1 |
|
4 | История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. Шов «Вперёд иголку». | Показать богатую историю вышивки в мире и в нашей стране; ознакомить с основными видами вышивки – гладью и крестом. |
|
|
| Упражнение «Узелок, стежок, шов и закрепочка». | Научить детей вставлять нить в ушко иглы, учиться завязывать на длинном конце нити узелок. Познакомить детей с понятием «стежок», «шов». Показать на примере для чего служит узелок, что такое «стежок», как получается «шов». Для чего нужно закреплять нить в конце работы. С теми, кто научился вставлять нить в иглу и освоил завязывание узелка, прошить шов «вперед иголку». |
|
|
4 | Вышивка дорожек на ткани.
| Способствовать поддержанию интереса у детей к вышивке. Правила безопасности при работе с иглой. Закрепить приемы шва «Вперед иголка». |
|
|
5 | Вышивка извилистых дорожек, познакомить с вышивкой по кругу
| продолжать учить навыкам работы с иглой, учить закреплять нить в конце шва. |
|
|
6 | Вышивка «Цветок» швом «Вперёд иголку», | совершенствовать навыки работы; способствовать развитию эстетического вкуса |
|
|
7 | Вышивка цветов и животных (2-3 цвета)
| продолжать совершенствовать навыки работы с иглой, работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. |
|
|
8 | Тематические картинки.
| развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук. |
|
|
Мягкая игрушка
9 | Игольница «Шляпка»
| Продолжать учить навыкам работы с иглой, развитие интереса к искусству шитья.
|
|
|
10 |
Мышка | Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно. Выполнять простейшие швы, владеть приемами работы с тканью. Набивать синтепоном получившееся изделие. |
|
|
11 | Котик, ослик, жираф, собачка.
| Развиваем интерес к занятиям по работе с фетром, желание мастерить красивые игрушки. Продолжать учить составлять единое целое из составных частей. Уметь работать в коллективе и самостоятельно. |
|
|
12 | Кукла | Совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки. |
|
|
Планирование работы кружка «Весёлые лоскутки»
в подготовительной группе (с 6-7 лет)
Декоративные швы
1 | «Шов назад иголка» | Продолжать знакомить детей с разнообразными элементами швов, повторить правила работы с материалами и инструментами, развивать мелкую моторику рук. |
|
|
2 | «Обметочный шов»
| Научить использовать для вышивки и шитья обметочный шов, развивать умение доводить работу до конца. |
|
|
3 | «Козлик»
| Знакомство с техникой шва «Козлик», формировать умение выполнять последовательную цепочку действий. |
|
|
4 | «Косичка»
| Знакомство с новым швом, формировать умение старательно и аккуратно выполнять работу. |
|
|
5 | «Французские узелки»
| Знакомство с новым видом шва, развивать координацию движений обеих рук, воспитывать усидчивость. |
|
|
Лоскутное шитье, мережка.
6 | «Прихватка»
| Познакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер. Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками. |
|
|
7 | «Прихватка с декоративными швами»
| Продолжать знакомить с техникой лоскутного шитья, учить подбирать лоскутки по цвету. Использовать для украшения прихватки декоративные швы. |
|
|
8 | «Игольница «Курочка»»
| Побеседовать с детьми о игольнице, ее необходимости в хозяйстве. Совершенствовать и творчески использовать свои умения и навыки. Воспитывать желание создавать красоту своими руками. Выполнять простейший шов, продолжать учить наполнять готовое изделие поролоном, делать это постепенно распределяя его внутри игольницы. |
|
|
9 | «Ёлочка»
| Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер. Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.
|
|
|
10 | «Клатч»
| Продолжать знакомить с интереснейшей техникой лоскутного шитья. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать внимание; аккуратность в выполнении работы; мелкую моторику; глазомер. Воспитывать любовь к народному творчеству -лоскутному шитью, стремление сделать полезную вещь для близких своими руками.
|
|
|
11 | «Мережка» на салфетке с вышивкой | Познакомить детей с новым видом декора, научить правильно, вытягивать ниточки, развивать мелкую моторику рук. |
|
|
3.2.Ожидаемые результаты:
К концу работы кружка «Волшебные лоскутки» у детей сформировано:
овладение элементарными трудовыми умениями при работе с тканью простейшими инструментами;
интерес к работе с тканью, желание самому научиться вышивать и шить;
умение владеть технологией шва «Вперед иголку», «Шов назад иголка», «Обметочный шов», «Козлик», «Косичка», «Французские узелки»;
умение владеть приемом закрепления нити в начале и в конце работы;
интерес к эстетической стороне и окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;
использовать ручные умения в повседневной жизни(изготовление подарков, сувениров);
готовность к школьному обучению.
К концу второго года реализации программы ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иглой).
3.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания.
Агишева Т.А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.
Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
Горунович Е.А. Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск, 1989.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.,- 2000.
Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009
Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., - 2005.
Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. - М., - 2002 .
Кулер Донна Лоскутное шитьё. Мир книги. Москва 2005.
Красичкова Е.И. Художественное вышивание. Государственное издательство БССР 1963.
КренцДжен Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.
Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.-Москва: З. А. О. издательство Эксмо, 1997.-96с.
Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.
Таран Р.Ф Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.
«Дошкольное воспитание» - журнал. - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.
Шалаева Д.А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, используются разнообразные технические средства:
телевизор, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов.
картон;
нитки катушечные № 40(основные и оттеночные);
нитки мулине, шерсть для вышивания (основные цвета и оттеночные);
ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка);
иглы с широким ушком
пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка);
карандаши простые (на каждого ребенка);
копировальная бумага;
ткань для вышивания, хлопок;
отрезки ткани разного размера и разного названия.
Дидактические материалы:
подборка готовых вышивок и мягких игрушек;
образцы рисунков для вышиванияи выкроек мягких игрушек;
иллюстрации вышивок и поделок из ткани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа кружка по пластилинографии «Умелые пальчики»
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способст...
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
Диагностический инструментарий части Программы формируемой участниками образовательных отношений, которая реализуется в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»
Программа «Родное Оренбуржье !» соответствует потребностям и интересам детей. П...