Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
Злобина Виктория Николаевна, учитель – логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образовательной программой [10, 11]. На основании примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад № 212» в 2016 году была разработана и утверждена Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Программа), которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений [5]. В нашем учреждении для каждой возрастной группы комбинированной направленности процент соотношения частей программы разный и составляет: для детей 5-6 лет –12,5%, для детей 6-7 лет – 15,6%. При разработке части программы, формируемой участниками образовательных отношений, была отражена специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность [11].
Приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ является нравственно-патриотическое развитие. Поэтому целью работы данной части является формирование первоначальных представлений о природе, истории и культуре Прибайкалья.
Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- расширить знания детей о природных богатствах и особенностях родного края;
- формировать гуманное, экологически-целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру;
- развивать навыки восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и творческую активность воспитанников;
- воспитывать любовь к «малой» Родине, уважение к правам народов, их национальной и культурной самобытности.
В содержании части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются специфические географические, климатические и экологические особенности города Зимы, а именно:
- погодные условия (преобладание низких температур -250 – 350С, перепады температур, давления в течение суток и т.д.);
- короткий световой день в зимний период и т.д.
Работа по реализации образовательной деятельности части программы осуществляется по следующим образовательным областям: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.
Работа по реализации образовательной деятельности данной части программы предусматривает: построение образовательного процесса на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, городу, родной земле; приобщение ребенка к культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
При составлении календарно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ учитывались национально-культурные особенности Сибири, Прибайкалья, города Зимы и организации жизнедеятельности нашего города. При реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детям дают представления о родном крае, знания обогащаются за счет фольклора Сибири через мифы, сказки, легенды, рассказы; дети знакомятся с произведениями зиминских поэтов и писателей. В образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся с животным и растительным миром природы, характерными для местности, в которой проживают (Сибирь, Прибайкалье); с коренным населением Сибири; с историей и жизнью собственного города, с традициями и праздниками, народными играми. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, а также знакомство с видами труда происходит в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В образовательной области «Речевое развитие» дети знакомятся с авторами Прибайкалья и города, а также с произведениями разных жанров, посвященных Прибайкалью и родному городу [7].
Материал и формы деятельности подобраны таким образом, что изучение и закрепление материала решается через непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную деятельность, совместную деятельность педагога и детей и совместную работу с семьёй в виде познавательных, культурных и досуговых мероприятий, проводимых в течение года, способствующих успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
Для реализации данных задач в комплексно-тематический план образовательной деятельности ДОУ предусмотрено изучение материала по 4 тематическим блокам: «Этот город самый лучший город на земле», «Байкал - жемчужина Сибири», «Сибирь - мой край родной» [4], «Животный и растительный мир Прибайкалья» [3].
Каждый тематический блок содержит разделы тематического блока, в которых указаны лексические темы. Одна лексическая тема изучается на протяжении одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития. Построение всего образовательного процесса вокруг одного тематического блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил учитывать приоритет дошкольного учреждения - нравственно-патриотическое развитие.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения части, формируемой участниками образовательных отношений, являются лексические темы, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: явлениям нравственной жизни ребенка; окружающей природе; миру искусства и литературы; событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День Победы и др.); культуре и традициям.
Для детей старшей и подготовительной групп комбинированной направленности введение одинаковых тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего получения коррекционной логопедической помощи в ДОУ, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Для педагогов ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности, электронные демонстрационные и дидактические пособия по изучаемым лексическим темам, картотеки заданий для воспитателей по изучаемым темам, учебно-тематический план, создан перечень произведений для чтения детям, музыкальных произведений, Интернет-ресурсов.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Издательство АСТ, 1997. – 32 с.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М.: Издательство Школьная пресса, 2003. - 48 с.
- Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: Учеб. пособие. - Иркутск, 2001.
- Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал: Учеб. пособие. - Иркутск, 2006.
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07)
- Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие / Сост. Галкина И.А., Галеева Е.В. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.
- Примернаяадаптированнаяосновная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-123797-1351945752.jpg)
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.
проект для старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1091946-1545564314.jpg)
Занятие «Число и цифра 6.» по реализации части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по математике «Растим будущих И. Ньютонов и С. Ковалевских»
конспект по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-990923-1540371009.jpg)
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1325247-1638707503.jpg)
Перспективное планирование по части программы, формируемой участниками образовательных отношений на 2021-2022 учебный год в старшей группе «Игры В. Воскобовича в развитии интеллектуальных способностей детей»
Перспективное планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"
Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-1469742-1729011311.jpg)
Конспект по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" в подготовительной группе "Маша и медведь"
Раскрыть секрет приготовления кексов. Познакомить детей с технологией приготовления кексов. Учить самостоятельно замешивать тесто с помощью миксера.Упражнять в умении работать с технологической картой...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-991665-1634223075.jpg)
Конспект совместной деятельности по части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» для детей 4-5 лет "В гостях у Карлсона"
Материал предназначен для педагогов, работающих по программе кулинария в детском саду....