Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zlobinoy_viktorii_nikolaevny.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в группе комбинированной направленности для детей с ОНР
Злобина Виктория Николаевна, учитель – логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образовательной программой [10, 11]. На основании примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад № 212» в 2016 году была разработана и утверждена Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Программа), которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений [5]. В нашем учреждении для каждой возрастной группы комбинированной направленности процент соотношения частей программы разный и составляет: для детей 5-6 лет –12,5%, для детей 6-7 лет – 15,6%. При разработке части программы, формируемой участниками образовательных отношений, была отражена специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность [11].
Приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ является нравственно-патриотическое развитие. Поэтому целью работы данной части является формирование первоначальных представлений о природе, истории и культуре Прибайкалья.
Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- расширить знания детей о природных богатствах и особенностях родного края;
- формировать гуманное, экологически-целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру;
- развивать навыки восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и творческую активность воспитанников;
- воспитывать любовь к «малой» Родине, уважение к правам народов, их национальной и культурной самобытности.
В содержании части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются специфические географические, климатические и экологические особенности города Зимы, а именно:
- погодные условия (преобладание низких температур -250 – 350С, перепады температур, давления в течение суток и т.д.);
- короткий световой день в зимний период и т.д.
Работа по реализации образовательной деятельности части программы осуществляется по следующим образовательным областям: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.
Работа по реализации образовательной деятельности данной части программы предусматривает: построение образовательного процесса на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, городу, родной земле; приобщение ребенка к культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
При составлении календарно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ учитывались национально-культурные особенности Сибири, Прибайкалья, города Зимы и организации жизнедеятельности нашего города. При реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детям дают представления о родном крае, знания обогащаются за счет фольклора Сибири через мифы, сказки, легенды, рассказы; дети знакомятся с произведениями зиминских поэтов и писателей. В образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся с животным и растительным миром природы, характерными для местности, в которой проживают (Сибирь, Прибайкалье); с коренным населением Сибири; с историей и жизнью собственного города, с традициями и праздниками, народными играми. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, а также знакомство с видами труда происходит в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В образовательной области «Речевое развитие» дети знакомятся с авторами Прибайкалья и города, а также с произведениями разных жанров, посвященных Прибайкалью и родному городу [7].
Материал и формы деятельности подобраны таким образом, что изучение и закрепление материала решается через непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную деятельность, совместную деятельность педагога и детей и совместную работу с семьёй в виде познавательных, культурных и досуговых мероприятий, проводимых в течение года, способствующих успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
Для реализации данных задач в комплексно-тематический план образовательной деятельности ДОУ предусмотрено изучение материала по 4 тематическим блокам: «Этот город самый лучший город на земле», «Байкал - жемчужина Сибири», «Сибирь - мой край родной» [4], «Животный и растительный мир Прибайкалья» [3].
Каждый тематический блок содержит разделы тематического блока, в которых указаны лексические темы. Одна лексическая тема изучается на протяжении одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития. Построение всего образовательного процесса вокруг одного тематического блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил учитывать приоритет дошкольного учреждения - нравственно-патриотическое развитие.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения части, формируемой участниками образовательных отношений, являются лексические темы, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: явлениям нравственной жизни ребенка; окружающей природе; миру искусства и литературы; событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День Победы и др.); культуре и традициям.
Для детей старшей и подготовительной групп комбинированной направленности введение одинаковых тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего получения коррекционной логопедической помощи в ДОУ, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Для педагогов ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности, электронные демонстрационные и дидактические пособия по изучаемым лексическим темам, картотеки заданий для воспитателей по изучаемым темам, учебно-тематический план, создан перечень произведений для чтения детям, музыкальных произведений, Интернет-ресурсов.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Издательство АСТ, 1997. – 32 с.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М.: Издательство Школьная пресса, 2003. - 48 с.
- Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: Учеб. пособие. - Иркутск, 2001.
- Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал: Учеб. пособие. - Иркутск, 2006.
- О коррекционном и инклюзивном образовании детей (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07)
- Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие / Сост. Галкина И.А., Галеева Е.В. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.
- Примернаяадаптированнаяосновная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.
проект для старших дошкольников...
Занятие «Число и цифра 6.» по реализации части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по математике «Растим будущих И. Ньютонов и С. Ковалевских»
конспект по математике...
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
Перспективное планирование по части программы, формируемой участниками образовательных отношений на 2021-2022 учебный год в старшей группе «Игры В. Воскобовича в развитии интеллектуальных способностей детей»
Перспективное планирование...
Конспект итоговой образовательной деятельности по части программы формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» "День рождение Дюймовочки"
Материал будет интересен для воспитателей работающих по программе кулинария в совместной деятельности с детьми. Образовательная деятельность проводится с целью научить детей использовать полученные зн...
Конспект по части программы формируемой участниками образовательных отношений "Вкусные истории" в подготовительной группе "Маша и медведь"
Раскрыть секрет приготовления кексов. Познакомить детей с технологией приготовления кексов. Учить самостоятельно замешивать тесто с помощью миксера.Упражнять в умении работать с технологической картой...
Конспект совместной деятельности по части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Вкусные истории» для детей 4-5 лет "В гостях у Карлсона"
Материал предназначен для педагогов, работающих по программе кулинария в детском саду....