Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка» по теме «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка»
по теме «Знакомство с русской избой»
Воспитатель:
Горохова Ирина Владимировна
Образовательные области: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), социально-коммуникативное развитие (знакомство с русской избой и ее атрибутами)
Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), художественно - эстетическое развитие (рисование узора в полосе, прослушивание музыкальных композиций), речевое развитие (отгадывание загадок, знакомство с новыми словами – порты, портища), физическое развитие (физминутка).
Лексическая тема: «Защитники Отечества»
Вид занятия: Интеграция
Цель: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённую последовательность в рисунке.
Образовательные:
- Закрепить знания детей о русском народном костюме;
- Закрепить умения и навыки работы с гуашью.
Развивающие:
- Развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
- Научить изображать элементы узора в полоске;
- Развивать чувство восприятия, прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории русской избы, народному костюму.
- Воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям;
- Познакомить детей с интерьером традиционной русской избы.
Планируемый результат: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая последовательность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций русской избы и ее атрибутов, виды народного костюма, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, посуда, расписанная гжелью, русские народные костюмы, полоски с орнаментом.гуашь, клей, бумажные куклы, стаканы — непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти, листы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.
Под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный» в зал входят дети. Их встречает педагог в русском народном костюме. | Приветствие.
|
| Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1–2 мин | Организация направленного внимания | Педагог обращает внимание на интерьер группы
Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе. Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм? Ребята, а где у вас дома хранится одежда? А как вы думаете, где в старину хранилась одежда? Давайте посмотрим, что там внутри. (Сарафан, косынка и косоворотка). |
- Да
- Вещи хранятся в шкафу.
- Одежда хранилась в сундуке. |
Беседа
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1–2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Знакомство детей с мотивационной направленности.
- Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь) (слайд № 1). А для чего нужна печь в доме? А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу (слайд № 2).
- А сейчас я вам загадаю загадку: - Правильно! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара (слайд № 3).
-Следующая загадка: - Правильно, это ложка (слайд № 4). В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть. | Осознают и принимают поставленную задачу
- Это русская печка.
- Чтобы люди готовили пищу, согревала дом.
- Это самовар.
- Это ложка.
|
Показ печки
Показ самовара
Показ деревянной ложки
| Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Показ презентации - В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. (слайд № 5). -. Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду. - А как назывались люди, которые шили одежду? В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища (слайд № 6-7). |
- Они назывались портные.
|
Просмотр иллюстраций прялок.
| Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5–8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.
- Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза, два раза покружитесь, и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах!
|
| Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
| Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Говорит и показывает движения по тексту Вверх и вниз рывки руками, Приседанья начинай. |
Одна рука вверх, другая вниз,
Рывками руки меняются Наклоны в стороны. Приседания.
Ходьба на месте. | Физминутка «Улыбнись» | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа 5–10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. - Вам нравятся их наряды? - Посмотрите внимательно, как украшены костюмы. Это сарафан и рубаха, а на них пришита тесьма. А на тесьме изображен орнамент. Орнамент — это повторяющийся в определенном ритме узор. - Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда! |
- Да
|
Показ полос с орнаментом. | Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
- Как вы думаете, мы помогли сестренкам и братишкам Ивана и Марьи? Как? | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.
- Да, помогли. Мы раскрасили их костюмы необычной тесьмой с орнаментом.
|
| Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_izba.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому развитию
в подготовительной группе «Ягодка»
по теме «Знакомство с русской избой»
Воспитатель:
Горохова Ирина Владимировна
г. Советский,
2020 год
Образовательные области: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), социально-коммуникативное развитие (знакомство с русской избой и ее атрибутами)
Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие (беседа, показ презентации), художественно - эстетическое развитие (рисование узора в полосе, прослушивание музыкальных композиций), речевое развитие (отгадывание загадок, знакомство с новыми словами – порты, портища), физическое развитие (физминутка).
Лексическая тема: «Защитники Отечества»
Вид занятия: Интеграция
Цель: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённую последовательность в рисунке.
Образовательные:
- Закрепить знания детей о русском народном костюме;
- Закрепить умения и навыки работы с гуашью.
Развивающие:
- Развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
- Научить изображать элементы узора в полоске;
- Развивать чувство восприятия, прекрасного.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории русской избы, народному костюму.
- Воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям;
- Познакомить детей с интерьером традиционной русской избы.
Планируемый результат: Научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая последовательность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций русской избы и ее атрибутов, виды народного костюма, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, посуда, расписанная гжелью, русские народные костюмы, полоски с орнаментом.гуашь, клей, бумажные куклы, стаканы — непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти, листы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. Под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный» в зал входят дети. Их встречает педагог в русском народном костюме. | Приветствие. | Психологическая готовность | |
Вводно-организационный, 1–2 мин | Организация направленного внимания | Педагог обращает внимание на интерьер группы Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе. Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм? Ребята, а где у вас дома хранится одежда? А как вы думаете, где в старину хранилась одежда? Давайте посмотрим, что там внутри. (Сарафан, косынка и косоворотка). | - Да - Вещи хранятся в шкафу. - Одежда хранилась в сундуке. | Беседа | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, 1–2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Знакомство детей с мотивационной направленности. - Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь) (слайд № 1). А для чего нужна печь в доме? А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу (слайд № 2). - А сейчас я вам загадаю загадку: - Правильно! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара (слайд № 3). -Следующая загадка: - Правильно, это ложка (слайд № 4). В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть. | Осознают и принимают поставленную задачу - Это русская печка. - Чтобы люди готовили пищу, согревала дом. - Это самовар. - Это ложка. | Показ печки Показ самовара Показ деревянной ложки | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Показ презентации - В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. (слайд № 5). -. Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду. - А как назывались люди, которые шили одежду? В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища (слайд № 6-7). | - Они назывались портные. | Просмотр иллюстраций прялок. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5–8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. - Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза, два раза покружитесь, и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах! | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность | |
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Говорит и показывает движения по тексту Вверх и вниз рывки руками, Приседанья начинай. | Одна рука вверх, другая вниз, Рывками руки меняются Наклоны в стороны. Приседания. Ходьба на месте. | Физминутка «Улыбнись» | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа 5–10 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. - Вам нравятся их наряды? - Посмотрите внимательно, как украшены костюмы. Это сарафан и рубаха, а на них пришита тесьма. А на тесьме изображен орнамент. Орнамент — это повторяющийся в определенном ритме узор. - Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда! |
- Да | Показ полос с орнаментом. | Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы - Как вы думаете, мы помогли сестренкам и братишкам Ивана и Марьи? Как? | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. - Да, помогли. Мы раскрасили их костюмы необычной тесьмой с орнаментом. | Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Как котёнок Тихон нашёл друзей»
Цель: развитие мелкой моторики рук посредством использования знакомых приёмов лепки...
Технологическая карта.непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Пряники для Кати"
Технологическая карта. по художественно-эстетическому развитию(лепка) "Пряники для Кати"...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Репа»
Технологическая карта.Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Репа"....
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию «Чистая энергия Ямальских заводов»
Учить конструировать завод, используя основные приемы сборки конструктора образовательной робототехники Huno-MRT...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)
Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. ...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Красивые шарики для куклы Кати»
Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию«Красивые шарики для куклы Кати»...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация «Машина»
Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация«Машина» ...