программа дополнительной образовательной услуги в подготовительной группе "В мире слов"
методическая разработка (подготовительная группа)
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_v_mire_slov.docx | 70.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка 2
- Цель и задачи программы 3
- Учебно-тематический план 3
- Содержание программы 5
- Годовой календарно учебный график 11
- Организационно-педагогические условия реализации программы 12
- Планируемые результаты 12
- Оценочный материал 13
-критерии отслеживания усвоения программы 13
-условия реализации программы 13
-воспитательная работа 13
-методическое обеспечение 13
9. Литература 13
10.Приложение №1 15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.
Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения.
Одним из условий развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по развитию связной и монологической речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. № 114-ОД
Актуальность программы состоит в том, что основная функция языка и речи – коммуникативная, а значит от того, насколько развита будет речь ребенка, зависит его возможность легко общаться с другими людьми. Также невозможно познавать окружающий мир, сложные связи в природе и в обществе без умения выражать свои мысли в речи. Понятно, что чем лучше ребенок овладевает речевыми навыками в дошкольном детстве, тем успешнее будет его обучение в школе. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам в школе. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения. Вместе с тем отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Дети овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Основные недостатки развития связной речи относятся к неумению построить текст, используя все структурные элементы, и владеть умением соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Педагогическая целесообразность. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Дети отвечают односложными ответами, речь их носит ситуативный характер, в составлении рассказов нет достаточной информативности. Это связанно с тем, что родители заменяют общение с детьми, а так же беседы, чтение художественной литературы на просмотр неречевых мультфильмов, на компьютерные игры. Связная речь - является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Я считаю, что ребенку нужно уметь логично, локонично, последовательно, и связно высказывать свои мысли. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Для формирования современной личности связная речь имеет огромное значение.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствует речевому развитию ребенка. Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания.
2. Цели и задачи программы.
Целью программы является развитие связной речи и образного мышления у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений; обучение пересказу
Задачи:
- Формировать навык построения связного высказывания;
- Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
3. Учебно-тематический план.
№ занятия | тема | Количество часов | примечание |
Октябрь | |||
1 | Рассказывание из личного опыта: «Летний отдых». | 1 | |
2 | Мнемосхема – помощник в составлении рассказа. | 1 | |
3 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Овощи». | 1 | |
4 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Дикие животные». | 1 | |
5 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Домашние животные». | 1 | |
6 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Домашние животные». | 1 | |
7 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Времена года – осень». | 1 | |
8 | Читаем рассказы с опорой на мнемосхему. | 1 | |
9 | Запоминаем стихотворения с использованием мнеморисунка. | 1 | |
Ноябрь | |||
1 | Рассказывание по сюжетной картинке «Поздняя осень». | 1 | |
2 | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». | 1 | |
3 | Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел». | 1 | |
4 | Придумывание сказки: «Как ежик зайца выручил». | 1 | |
5 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем. | 1 | |
6 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | 1 | |
7 | Составление рассказа по скороговорке. | ||
8 | Составление рассказа из серии сюжетных картин». | 1 | |
Декабрь | |||
1 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». | 1 | |
23 | Составление связного рассказа «Если бы я был художником» | 1 | |
4 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | 1 | |
5 | Театрализация сказок о диких зверях. | 1 | |
6 | Зима. Зимние виды спорта. | 1 | |
7 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем. | 1 | |
8 | Придумывание сказки по картине и на предложенную тему. | 1 | |
9 | Моя страна. | 1 | |
Январь | |||
1 | Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний праздник». | 1 | |
2 | Придумывание рассказа «Как мы играем зимой на участке». | 1 | |
3 | Придумывание сказки по картине и на предложенную тему. | 1 | |
4 | Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки». | 1 | |
5 | Составление рассказа по скороговорке. | 1 | |
6 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | 1 | |
Февраль | |||
1 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». | 1 | |
2 | Составление рассказов на темы стихотворений. | 1 | |
3 | Пересказ рассказа Е. Калининой «Про снежный колобок». | 1 | |
4 | Составление рассказа по картине «Река замерзла». | 1 | |
5 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». | 1 | |
6 | День защитника отечества. | 1 | |
7 | Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». | 1 | |
8 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем. | 1 | |
Март | |||
1 | Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется». | 1 | |
2 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | 1 | |
3 | Весна. Восьмое марта. | 1 | |
4 | Составление рассказа на заданную тему. | 1 | |
5 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик». | 1 | |
6 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем. | 1 | |
7 | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». | 1 | |
8 | Пересказ сказки «У страха глаза велики». | 1 | |
9 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | 1 | |
Апрель | |||
1 | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. | 1 | |
2 | День космонавтики. | 1 | |
3 | Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин. | 1 | |
4 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем. | 1 | |
5 | Восстановление «Деформированного» текста в последующем его пересказам. | 1 | |
6 | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. | 1 | |
7 | Составление рассказа по скороговорке. | 1 | |
8 | Составления рассказа по одной сюжетной картине. | 1 | |
9 | Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин. | 1 | |
Май | |||
1 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинкам. | 1 | |
2 | Моя страна. | 1 | |
3 | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. | 1 | |
4 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Насекомые». | 1 | |
5 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Растения, деревья, цветы». | ||
6 | Восстановление «Деформированного» текста в последующем его пересказам. | 1 | |
7 | «Составление рассказа по картинке «В школу». | 1 | |
8 | 1 |
4. Содержание программы.
№ занятия | тема | цель | содержание |
октябрь | |||
1 | Рассказывание из личного опыта: «Летний отдых». | Учить составлять рассказ по плану воспитателя, передавая впечатления о лете. Побуждать связно и последовательно излагать события. | Сюжетные картинки по теме «Летний отдых». |
2 | Мнемосхема – помощник в составлении рассказа | Продолжить знакомство с мнемосхемами и составлением по ним описательного рассказа. | Мнемосхемы. |
3 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Овощи». | Составление рассказа с опорой на мнемосхему «Овощи». | Мнемосхемы «Овощи», муляжи, изображения. |
4 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Дикие животные». | Составление рассказа с опорой на мнемосхему «Дикие животные». | Мнемосхемы «Дикие животные», фигурки, изображения. |
5 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Домашние животные». | Составление рассказа с опорой на мнемосхему «Домашние животные». | Мнемосхемы «Домашние животные», фигурки, изображения. |
6 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Птицы». | Составление рассказа с опорой на мнемосхему «Птицы». | Мнемосхемы «Птицы», фигурки, изображения. |
7 | Составление описательного рассказа с опорой на мнемосхему «Времена года – осень». | Составление рассказа с опорой на мнемосхему «Времена года - Осень». | Мнемосхемы «Осень», изображения осени в картинных русских художников. |
8 | Читаем рассказы с опорой на мнемосхему. | Продолжить расширять знания о мнемосхемах. | Рассказы с мнемосхемами. |
9 | Запоминаем стихотворения с использованием мнеморисунка. | Познакомить со способом запоминания стихотворения с опорой на мнеморисунок. | Карандаши, альбомный лист, стихотворение об осени. |
Ноябрь | |||
1 | Рассказывание по сюжетной картинке «Поздняя осень». | Учить составлять связный рассказ по заданной сюжетной картине; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Набор сюжетных картинок «Поздняя осень». |
2 | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». | Учить передавать литературный текст точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам. | Рассказ К Ушинского «Четыре желания», портрет автора |
3 | Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел». | Учить передавать текст сказки точно, без пропусков и повторений | Сказка «Лиса и козел», иллюстрации к сказке |
4 | Придумывание сказки: «Как ежик зайца выручил». | Учить придумывать сказку на заданную тему развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. | Набор сюжетных картинок из разных сказок, где герои заяц и ёж. |
5 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем - мнемосхема «Игрушки» | Учить составлять связный рассказ по заданной опорной схеме - мнемосхема; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Мнемосхема «Игрушки». |
6 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Портрет В.Бианки, произведение. |
7 | Составление рассказа по скороговорке. | Учить составлять связный рассказ по заданной скороговорке. | скороговорки |
8 | Составление рассказа из серии сюжетных картин «Моя семья». | Учить составлять связный рассказ по заданной сюжетной картине; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Сюжетные картинки «Моя семья». |
Декабрь | |||
1 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Портрет автора, иллюстрации к тексту. |
23 | Составление связного рассказа «Если бы я был художником» | Учить составлять связный рассказ по заданной теме. | Сюжетные картинки на тему «Художник», орудия труда художника. |
4 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | Учить составлять связный рассказ по пейзажным картинам русских художников; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Пейзажные картины русских художников на тему «Зима». |
5 | Театрализация сказок о диких зверях. | Учить детей при помощи реплик, мимики и жестов передавать точное поведение героя в придуманной сказке. | Атрибуты к сказке. |
6 | Зима. Зимние виды спорта. | Продолжать знакомить с составлением связного рассказа по набору сюжетных картинок. | Сюжетные картинки «Зима», «Зимние виды спорта». |
7 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Транспорт». | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхемы «Транспорт». |
8 | Придумывание сказки по картине и на предложенную тему «Веселые снеговики». | Учить детей самостоятельно выбирать тему для сказки, составлять связный рассказ. | изображения веселых снеговиков. |
9 | Моя страна. | Закреплять умения составлять связный рассказ по заданной теме. | Глобус, карта, природные зоны. |
Январь | |||
1 | Составление рассказа из коллективного опыта «Новогодний праздник». | Продолжить совершенствовать умения в составлении рассказа по собственному, передавая впечатления о прошедшем празднике. | Фото с новогоднего утренника. |
2 | Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке». | Побуждать связно и последовательно излагать события. | Сюжетные картинки на тему «Зимние забавы». |
3 | Придумывание сказки по набору сюжетных картин. | Продолжить совершенствовать умения в придумывании сказки по своей задуманной теме. | Декорации к сказкам |
4 | Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки. | Продолжить совершенствовать умения в составлении рассказа по собственному плану. | Мнемосхема «Игрушки». |
5 | Составление рассказа по скороговорке. | Развивать умения составлять рассказ по скороговорке. | скороговорка |
6 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | Учить составлять связный рассказ по пейзажным картинам русских художников; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Картины русских художников на тему «Зима». |
Февраль | |||
1 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Портрет автора, иллюстрации к тесту, текст произведения. |
2 | Составление рассказов на темы стихотворений «Зима». | Развивать умения составлять рассказ по тексту стихотворения. | Текст стихотворений на тему «Зима». |
3 | Пересказ рассказа Е. Калининой «Про снежный колобок». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Портрета втора произведения, иллюстрации к произведению, текст произведения. |
4 | Составление рассказа по картине «Река замерзла». | Учить составлять описательный рассказ по картине. | Репродукции картины «Река замерзла» |
5 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Продолжить учиться составлять описательный рассказ по заданной теме. | Картины русских художников на тему «Зима». |
6 | День защитника отечества | Продолжить учиться составлять рассказ по заданной теме. | Сюжетные картинки по теме «День защитника Отечества». |
7 | Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений | Портрета втора произведения, иллюстрации к произведению, текст произведения. |
8 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Зима». | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхема «Зима». |
Март | |||
1 | Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Иллюстрации и текст сказки. |
2 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | Учить составлять связный рассказ по пейзажным картинам русских художников; развивать умение подбирать синонимы и антонимы. | Пейзажные картины русских художников «Ранняя весна». |
3 | Весна. Восьмое марта. | Закрепить умения составлять рассказ по заданной теме. | Иллюстрации. |
4 | Составление рассказа на заданную тему «Ранняя весна». | Развивать умения составлять рассказ по теме. | Сюжетные картинки «Весна». |
5 | Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» | Закрепить умения передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений | Портрет автора, иллюстрации к рассказу, текст литературного произведения. |
6 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Здания» | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхема «Здания», «Мебель» |
7 | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений | Портрет автора, иллюстрации к рассказу, текст литературного произведения. |
8 | Пересказ сказки «У страха глаза велики». | Учить передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений | иллюстрации к сказке, текст литературного произведения. |
9 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | Учить составлять связный рассказ по пейзажным картинам русских художников. | Картины русских художников на тему «Весна». |
Апрель | |||
1 | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. | Закреплять умения детей самостоятельно выбирать тему для сказки, составлять связный рассказ; развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. | Декорации к сказкам. |
2 | День космонавтики. | Продолжить совершенствовать умения в составлении рассказа на заданную тему. | Сюжетные картинки на тему «День космонавтики», портреты космонавтов, изображения космоса. |
3 | Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин «Животные весной». | Совершенствовать умения в составлении рассказа по сюжетным картинкам, применяя творческий подход к рассказыванию. | Сюжетные картинки «Животные зимой». |
4 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Одежда». | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхемы «Одежда». |
5 | Восстановление «Деформированного» текста с последующим его пересказа. | Научить восстанавливать текст произведения, четко и локонично передать его содержание. | Деформированный текст. |
6 | Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин. | Закрепит умения передавать текст литературного произведения точно, без пропусков и повторений. | Сюжетные картинки «На лугу». |
7 | Составление рассказа по скороговорке. | Развивать умения составлять рассказ по скороговорке. | Текст скороговорки. |
8 | Составления рассказа по одной сюжетной картине. | Совершенствовать умения в составлении рассказа по сюжетной картине. | Сюжетная картина. |
9 | Составление рассказа с элементами творчества с использование сюжетных картин. | Совершенствовать умения в составлении рассказа по сюжетным картинкам, применяя творческий подход к рассказыванию. | Сюжетные картины. |
Май | |||
1 | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам. | Продолжить совершенствовать навык составления связного рассказа по пейзажным картинам русских художников. | Пейзажные картины русских художников на тему «Весна». |
2 | Моя страна | Закрепить умения в составлении рассказа на заданную тему. | Глобус, карта, куклы |
3 | Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. | Закрепить умения самостоятельно выбирать тему для сказки, составлять связный рассказ. | Декорации к сказкам. |
4 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Насекомые». | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхема «Насекомые». |
5 | Составление описательного рассказа с помощью опорных схем «Растения», «Деревья», « Цветы» | Закреплять умения составлять связный рассказ по мнемосхеме. | Мнемосхемы . |
6 | Восстановление «Деформированного» текста с последующим его пересказа. | Учить восстанавливать текст произведения, четко и локонично передать его содержание. | Деформированный текст |
7 | «Составление рассказа по набору сюжетных картин «В школу». | Закрепить умения составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, относящиеся к темам школа. | Сюжетные картинки по теме «Скоро в школу». |
8 |
5. Годовой календарный учебный график.
Дни недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятий |
Среда Пятница | 2 | 8 | 25-30 минут |
6.Организационно-педагогические условия реализации программы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 25-30 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: инсцинировки.
Дополнительная образовательная услуга «В мире слов», объединяет несколько, видов деятельности: артикуляционную гимнастику, физминутки, практическую часть. Первая часть – артикуляционная гимнастика, игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность – составление рассказа.
Для работы с детьми использованы следующие принципы и приёмы работы:
Приемы, используемые для реализации Программы: словесные, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, показ иллюстративного материала.
Принципы и подходы к формированию Программы. В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.
Программа основывается на принципах:
- принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого
7. Планируемые результаты.
Результатами освоения программы являются умение ребенка:
-составлять различные виды рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
- Оценочный материал.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика (Ушакова О.С, Струнина Е.М), проводимая в конце обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Критерии отслеживания усвоения программы
Приложение №1.
Условия реализации программы
Занятия проходят в оборудованном помещении Детского сада «Светлячок» (с. Падун), филиала Детского сада «Светлячок», группа «Гномики», на услугу записываются все желающие по личному заявлению или заявлению родителей(законных представителей).
Воспитательная работа
Была изучена научно-методическая литература по данной теме; дополнила картотеку артикуляционных гимнастик и игр, оформила цикл консультаций для родителей по темам: «Фонематический слух-основа правильной речи», «Развивающие игры», «Учимся рассказывать», «Словесные игры по дороге в детский сад», Учите детей общаться», «Защитить детей от вредной информации».
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы;
- Стулья – по количеству детей;
- Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
- Белая бумага для компьютера
- Простой карандаш
- Альбом
- Цветные карандаши
Литература:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.
- Азова О.И. «Чтение с увлечением» Книга 1 (учим буквы, читаем слоги и первые слова)-М.:ТЦ Сфера, 2009-32с. (Преддошкольная подготовка)
- Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
- Гризик Т.И. «Говорим правильно. Беседуем и рассказываем (пособие для детей 5-6 лет) –Москва:»Просвещение»2016
- Жукова О.С.»Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день-М.:астрель;СПб.:Астрель-СПб,2012-64с.: ил.-(для умных малышей и занятых рподителей).
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
- Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.
- Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Интернет сайты
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/02/17/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya-programma-kruzhka-po
https://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoi-grupe.html
http://logos.dobryanka-edu.ru/upload/pages/24118/dat_1451384771463.pdf
http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/1605_Razvitie%20monologicheskoy%20rechi.pdf
http://do.prosv.ru
Приложение 1.
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).
. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
- балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Выявляются умения:
-активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в перессказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
(серия заданий (словарь и грамматика).
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
- Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).
- Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
- Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму;
- не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок
- жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
-повторяет предложения без изменения.
серия заданий (звуковая культура речи)
- В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
- В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
- Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
- называет более двух слов;
- называет одно слово.
- Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
- недостаточно четко произносит;
- не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
- Ребенок передает заданные интонации;
- передает только вопросительную интонацию;
- повторяет повествовательную интонацию.
- Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
- Ребенок ритмично заканчивает фразу;
- отвечает, нарушая ритм;
- говорит одно слово.
серия заданий (связная речь)
- Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
- рассказывает, опуская начало (или конец);
- перечисляет отдельные качества.
- Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
- рассказывает с помощью взрослого;
- перечисляет нарисованное на картинках.
- Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
- составляет рассказ с помощью взрослого;
- не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...
Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей подготовительной к школе группы
Бумажная филигрань стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развитияУже в дошкольном возрасте дети ра...
Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"
Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....