Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
методическая разработка по теме

Гырбу Светлана Михайловна

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_sam.docx65.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 «Дюймовочка»

                                                                                     

                                                                                     

«Я сам»

программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Воспитатель:

Гырбу С.М.

г. Нижневартовск

Оглавление

Информационная карта_______________________________________________3                                                  

Пояснительная записка_______________________________________________ 4

1. Содержание программы____________________________________________ 5

1.1. Календарно – тематическое планирование__________________________ _9

1.2.  Мониторинг____________________________________________________20                    

2. Механизм реализации программы___________________________________22

3. Контроль  за реализацией программы________________________________24

Список  литературы      _____________________________________________25

Информационная карта

Наименование

Программа «Я сам» для детей от 2 до 3 лет,

Основание разработки Программы

 Программа “Детство»;

программа «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители

(законные представители)

Основные разработчики Программы

Заместитель заведующего по ВМР Мрига С.А.

Воспитатель Гырбу Светлана Михайловна

Сроки реализации Программы

1 год

Цель Программы

Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи Программы

 Рисование.

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

Учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя предметам.

 Лепка.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивать комочек между ладонями, украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет.

Ожидаемые результаты реализации Программы

К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете.

Пояснительная записка

        Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Цель данной программы  Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

 В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.

Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч.  

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика  проводится по методике Т.С. Комаровой.

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.

Рисование.

  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
  • Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Методы и приёмы

  Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

 Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

 Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

 Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

 Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

 Занятия должны доставлять детям радость!

Лепка

  1. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
  2. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
  3. Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
  4. Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Методы и приёмы

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.

Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 2-3 лет.

Учебно-наглядные пособия:

 - плакаты;

 - игрушки;

 - муляжи.

  Оборудование:

 - мольберт;

 - карандаши цветные;

 - фломастеры;

 - восковые мелки;

 - кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;

- гуашевые краски;

 - баночка-непроливайка;

 - подставки для кисточек;

 - восковый пластилин;

 - тесто;

 - дощечки;

 - х/б салфетки для рук;

 - клеёнка.

  1. Содержание программы.

     Самыми важными видами деятельности, которые обеспечивают наиболее эффективное комплексное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста являются - чтение, игровая и творческая деятельность, двигательная активность. Программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности разработана  таким образом, что перечисленные виды деятельности в обязательном порядке присутствуют еженедельно. Важная особенность учебной программы — это принцип тематических недель. Каждая неделя посвящена определенной теме, которая затрагивается на занятиях различной направленности. Так, например, неделя «Осени» предполагает, что на развивающих занятиях малыши с педагогом будут проходить тему «Времена года: осень», т.е. изучать погодные явления, осеннюю одежду, выполнять задания, имеющие осеннюю тематику, в свою очередь на двигательном занятии их ждет двигательная зарисовка «Путешествие в осенний лес» и различные подвижные игры на осеннюю тематику, а на занятиях творческой мастерской они будут делать гербарии, поделки из осенних природных материалов. и рисовать рисунки на осеннюю тему. Такая форма работы дает возможность детям не только основательно разобраться в теме, но и приучает их к гибкому мышлению, прививает привычку разностороннего анализа предмета, ситуации, задачи. Таким образом, в течение года малыши знакомятся приблизительно с 38 различными темами ("Человек", "Моя семья", "Мой дом", "Мой город", "Дикие животные", "Домашние животные" и т.д.) По итогам каждой темы создается творческий проект, это может быть групповой рисунок, многокомпонентная поделка,  тематическая книжка, стенгазета.

Развивающие занятия

Развивающие занятия включают в себя знакомство с окружающим миром при помощи занимательных бесед с использованием наглядного материала и игровых пособий, психолого-педагогические игры, направленные на развитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков, пальчиковую и мимическую гимнастику.

Творческая мастерская

  Занятия в творческой мастерской включают в себя лепку (соленое тесто, глина, воск),  рисование (красками, карандашами, мелками), поделки из бумаги, картона (аппликации), а также поделки из широкого спектра материалов – природные материалы,

Занятия в творческой мастерской направлены на развитие познавательных и творческих способностей у детей путем приобщения их к творческой продуктивной деятельности с заданной тематикой. Детские работы оформляются в  большие тематические творческие проекты, которые позволяют детям систематизировать знания об окружающем мире, увидеть взаимосвязи существующие в нем. Например, творческий проект "Зеленый лес" будет состоять из работ по темам "Деревья", "Ягоды", "Грибы", ""Лесные звери", "Птицы". Выглядеть о может, например, так: "Между деревьев из объемной аппликации гуляют пластилиновые зверята, ищущие грибки из цветного соленого теста и ягодки из бусинок. Где-то вдалеке мелькает ручеек из голубых ниток, на берегу которого остановилась стая птичек из разноцветных лоскутков".

Сказочная страна

Чтение художественной и познавательной литературы, кукольные спектакли, потешки, песенки, просмотр диафильмов.

На данных занятиях дошкольник  активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в 1 младшей группе – 10 минут.

Всего 36 занятие.

                                                                         

Учебный план кружка «Я сам»

Кол-во

детей в группе

Количество занятий

в неделю

в месяц

12

1

 (10)

4

 (40 мин.)

Формы подведения итогов реализации программы.

Организация выставки детских работ

Оформление коллажей по изучаемым тема

1.1.Календарно – тематическое планирование работы с детьми

по изодеятельности в первой младшей группе

РИСОВАНИЕ.    ЛЕПКА

Сентябрь

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

1

«Как мы рисуем»

( рисование карандашами)

Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей).

2

«Знакомство с пластилином»

Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом.

Мягкий пластилин (по количеству детей), салфетки для рук, игрушечная лиса.

3

«Дождик»

(рисование фломастерами; дорисовывание деталей)

 

 Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы

4

«Пластилиновая мозаика»

(отщипывание, скатывание, надавливание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы плотного картона формата А4 (на подгруппы), мягкий пластилин, игра – мозаика.

  Октябрь

1

 «Осенние листочки»

(рисование кисточкой)

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами листьев (по количеству детей); листья; баночки непроливайки; салфетки.

2

 «Заборчик для петушка»

(раскатывание)

Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук,

3

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

 деталей)

. Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей).

4

«Листопад, листопад листья жёлтые летят»

(отщипывание, надавливание)

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином;

Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук.

 Ноябрь

1

«Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

2

«Разные цветные мячи»

(скатывание)

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику.

Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры.

3

«Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

4

«Бусы»

(отщипывание, скатывание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук.

  Декабрь

1

«Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

2

«Наряжаем ёлочку»

(скатывание, надавливание, размазывание)

Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику.  

Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для

3

«Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование фломастерами)

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета.

4

«Снегопад»

(скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику.

Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук.

Январь

1

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Альбомные листы  бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».

2

«Сшили Тане сарафан»

(скатывание, надавливание)

Продолжать учить детей  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга

Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук.

3

«Снеговик»

(рисование кисточкой)

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно

Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

4

«Пушистая тучка»

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и  прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание).

Тонированные в голубой цвет листы бумаги; готовый рисунок – образец

Пластилин белого цвета

 Февраль

1

«Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

2

«Колечки для пирамидки»

(скатывание, соединение концов)

Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить.

Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук.

3

«Снежинки»

(рисование фломастерами)

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

4

«Петя, Петя петушок»

(раскатывание)

Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику.

Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

Март

1

«Букет для мамы» (рисование карандашами)

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

Листы бумаги с заготовками – аппликационное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка.

2

«Ёжик»

(надавливание, размазывание)

Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить.

Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик.

3

 «Светит солнышко в окошко»

(рисование  кисточкой;  дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

4

«Капель» (рисование

 кисточкой)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

 Апрель

1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой.

2

«Рыбка»

(вдавливание)

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Основа из пластилина любого яркого цвета по количеству детей, образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук.

3

«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

 Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Солнышко»

(размазывание)

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

Май

1

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки.

2

«Веточка рябины»

(скатывание, надавливание)

Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие

Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2  листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук.

3

«Цветочная поляна»   (рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

«Гусеница»

(скатывание)

Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику.

Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук.

1.2 Мониторинг реализации программы.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Ожидаемый результат

1. Образовательная деятельность с воспитанниками.

Развитие художественных качеств

Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств

Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой

Сентябрь

Май 

Уровень сформированности представлений и практических умений

Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач.

Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой

Сентябрь

Май

ll. Работа с родителями

Повышение компетентности

Использование технологию рисование и лепки в домашних условиях.

Выпуск плакатов, творческие работы

Анкетирование опрос

Индивидуальная беседа

Апрель

До 70% повышена компетентность родителей в вопросах художественной деятельности

Вовлечение родителей в совместные мероприятия

Участие родителей в совместных праздниках и самостоятельных творческих работ совместно с детьми

Наблюдение

Факт участия

Бланки контроля

Апрель

До 50% семей вовлечены в совместную деятельность

  1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Заведующий ДОУ:

 -общее руководство по внедрению и реализации программы «Я сам»;

  • ежемесячный анализ реализации программы;
  • контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Заместитель заведующего по ВМР:

  • нормативно — правовое, программно — методическое обеспечение реализации программы «Я сам»;
  • контроль за реализацией программы «Я сам».

Воспитатель:

  • определение показателей художественнно — эстетической подготовки детей;
  • пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения;
  • гимнастика направленная на профилактику зрения, осанки, дыхания, мелкой моторики;
  • знакомство с палитрой цветов.

Заместитель заведующего по АХР:

  • создание материально — технических условий;
  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно — гигиенических условий при реализации программы «Я сам».

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно — гигиенического режима;
  • помощь педагогу в организации физкультурно — оздоровительных мероприятий.

Материально — техническое обеспечение программы:

Помещение

Оборудование

Методическое обеспечение

кабинет изодеятельности

наглядный материал;

пособия;

нестандартное оборудование;

магнитофон;

карандаши;

мелки;

гуашь, краски, кисточки по количеству детей;

пластилин;

цветная бумага;

методическая литература

комплекс утренний гимнастика,

картотекам пальчиковой и дыхательной гимнастики, картотека театрализованных игр,

комплекс игр направленные на сплоченность в группе

Финансовое обеспечение.

Мероприятия

Источники финансирования мероприятий (тыс.руб)

Бюджет

внебюджет

1

Мероприятия, направленные на развитие  художественно – эстетической направленности

11

15

2

Приобретение учебно – методического материала (дидактические игры, пособия)

3

5

3

Приобретение учебно – методического оборудования

5

5

4

Улучшение материально – технической базы (детская мебель, ковры и др.)

3

4

5

Приобретение современного технического оборудования (ТСО)

0

5

Итого

  1. Контроль за реализацией программы «Я сам»» по организации группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также используется для стимулирования успешной деятельности.

Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать образовательную деятельность в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет.

Мероприятия контроля

Сроки

Ответственные

1

Тематический контроль «Готовность образовательного учреждения к новому учебному году»

Сентябрь

(1 неделя)

Административный аппарат, комиссия ДОУ

2

Тематический контроль «состояние работы по реализации программы по организации группа кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет «Малыши- - карандаши»

Октябрь

(4 неделя)

Зам. зав. по ВМР

3

Предупредительный контроль качества предоставления дополнительных услуг в условиях консультативного пункта.

Ноябрь

(2 неделя)

Зам. зав. по ВМР

4

Инспекционный (тематический) контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана реализуемой программы, СанПиНа в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет.

Февраль

(1, 2 неделя)

Заведующий ДОУ

Зам. зав. по ВМР

5

Контроль за состоянием программно – методического обеспечения ДОУ в соответствии с реализуемой программой

Май

(2 неделя)

Заведующий ДОУ

Зам. зав. по ВМР

Зам. зав. по АХР

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
  4. Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
  5. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
  7. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
  9. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80.,  № 2, 2005.
  10.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
  11.  Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
  12.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
  13.  Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  14.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
  15.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  16.  Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
  17.  Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  18.  Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982.
  19.  Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.
  20.  Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / (Н.Б. Халезова, Н.А. Курокина. Г.С. Пантюхова). – М., 1986.
  21.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года).  Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Дополнительная образовательная программа ДО по развитию у детей интеллектуально - творческих способностей "Развивайка"

Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором са...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па.

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па....

Конспект занятия образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Безопасность» Тема: «Спички детям не игрушка» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 5 до 6 лет

Конспект занятияобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»образовательная деятельность «Безопасность»Тема: «Спички детям не игрушка»группа общераз...