Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
методическая разработка по теме
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 «Дюймовочка»
«Я сам»
программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Воспитатель:
Гырбу С.М.
г. Нижневартовск
Оглавление
Информационная карта_______________________________________________3
Пояснительная записка_______________________________________________ 4
1. Содержание программы____________________________________________ 5
1.1. Календарно – тематическое планирование__________________________ _9
1.2. Мониторинг____________________________________________________20
2. Механизм реализации программы___________________________________22
3. Контроль за реализацией программы________________________________24
Список литературы _____________________________________________25
Информационная карта
Наименование | Программа «Я сам» для детей от 2 до 3 лет, |
Основание разработки Программы | Программа “Детство»; программа «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации |
Заказчики Программы | Педагогический совет, родители (законные представители) |
Основные разработчики Программы | Заместитель заведующего по ВМР Мрига С.А. Воспитатель Гырбу Светлана Михайловна |
Сроки реализации Программы | 1 год |
Цель Программы | Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности. |
Задачи Программы | Рисование. Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения. Учить рисовать разные линии, пересекать их, уподобляя предметам. Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, соединять концы, плотно прижимая их друг к другу. Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, сплющивать комочек между ладонями, украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете. |
Пояснительная записка
Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.
Цель данной программы – Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:
- формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой.
Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут. Общее количество учебных занятий в год по рисованию – 36ч., по лепке – 36ч.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае. Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой.
Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет.
Рисование.
- Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
- Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
- Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
- Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
- Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Методы и приёмы
Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.
Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.
Занятия должны доставлять детям радость!
Лепка
- Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
- Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
- Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
- Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.
Методы и приёмы
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Инструменты и материалы, применяемые на занятии по изодеятельности с детьми 2-3 лет.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- мольберт;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- подставки для кисточек;
- восковый пластилин;
- тесто;
- дощечки;
- х/б салфетки для рук;
- клеёнка.
- Содержание программы.
Самыми важными видами деятельности, которые обеспечивают наиболее эффективное комплексное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста являются - чтение, игровая и творческая деятельность, двигательная активность. Программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности разработана таким образом, что перечисленные виды деятельности в обязательном порядке присутствуют еженедельно. Важная особенность учебной программы — это принцип тематических недель. Каждая неделя посвящена определенной теме, которая затрагивается на занятиях различной направленности. Так, например, неделя «Осени» предполагает, что на развивающих занятиях малыши с педагогом будут проходить тему «Времена года: осень», т.е. изучать погодные явления, осеннюю одежду, выполнять задания, имеющие осеннюю тематику, в свою очередь на двигательном занятии их ждет двигательная зарисовка «Путешествие в осенний лес» и различные подвижные игры на осеннюю тематику, а на занятиях творческой мастерской они будут делать гербарии, поделки из осенних природных материалов. и рисовать рисунки на осеннюю тему. Такая форма работы дает возможность детям не только основательно разобраться в теме, но и приучает их к гибкому мышлению, прививает привычку разностороннего анализа предмета, ситуации, задачи. Таким образом, в течение года малыши знакомятся приблизительно с 38 различными темами ("Человек", "Моя семья", "Мой дом", "Мой город", "Дикие животные", "Домашние животные" и т.д.) По итогам каждой темы создается творческий проект, это может быть групповой рисунок, многокомпонентная поделка, тематическая книжка, стенгазета.
Развивающие занятия
Развивающие занятия включают в себя знакомство с окружающим миром при помощи занимательных бесед с использованием наглядного материала и игровых пособий, психолого-педагогические игры, направленные на развитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков, пальчиковую и мимическую гимнастику.
Творческая мастерская
Занятия в творческой мастерской включают в себя лепку (соленое тесто, глина, воск), рисование (красками, карандашами, мелками), поделки из бумаги, картона (аппликации), а также поделки из широкого спектра материалов – природные материалы,
Занятия в творческой мастерской направлены на развитие познавательных и творческих способностей у детей путем приобщения их к творческой продуктивной деятельности с заданной тематикой. Детские работы оформляются в большие тематические творческие проекты, которые позволяют детям систематизировать знания об окружающем мире, увидеть взаимосвязи существующие в нем. Например, творческий проект "Зеленый лес" будет состоять из работ по темам "Деревья", "Ягоды", "Грибы", ""Лесные звери", "Птицы". Выглядеть о может, например, так: "Между деревьев из объемной аппликации гуляют пластилиновые зверята, ищущие грибки из цветного соленого теста и ягодки из бусинок. Где-то вдалеке мелькает ручеек из голубых ниток, на берегу которого остановилась стая птичек из разноцветных лоскутков".
Сказочная страна
Чтение художественной и познавательной литературы, кукольные спектакли, потешки, песенки, просмотр диафильмов.
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в 1 младшей группе – 10 минут.
Всего 36 занятие.
Учебный план кружка «Я сам»
Кол-во детей в группе | Количество занятий | |
в неделю | в месяц | |
12 | 1 (10) | 4 (40 мин.) |
Формы подведения итогов реализации программы.
Организация выставки детских работ
Оформление коллажей по изучаемым тема
1.1.Календарно – тематическое планирование работы с детьми
по изодеятельности в первой младшей группе
РИСОВАНИЕ. ЛЕПКА
Сентябрь
Неделя | Тема (техника рисования, методы и приёмы) | Программное содержание | Материал к занятию |
1 | «Как мы рисуем» ( рисование карандашами) | Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей). |
2 | «Знакомство с пластилином» | Познакомить детей с пластилином и его свойствами; познакомить с правилами работы с этим материалом. | Мягкий пластилин (по количеству детей), салфетки для рук, игрушечная лиса. |
3 | «Дождик» (рисование фломастерами; дорисовывание деталей)
| Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей), в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы |
4 | «Пластилиновая мозаика» (отщипывание, скатывание, надавливание) | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Листы плотного картона формата А4 (на подгруппы), мягкий пластилин, игра – мозаика. |
Октябрь | |||
1 | «Осенние листочки» (рисование кисточкой) | Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами листьев (по количеству детей); листья; баночки непроливайки; салфетки. |
2 | «Заборчик для петушка» (раскатывание) | Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук, |
3 | «Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывание деталей) | . Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. | Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей). |
4 | «Листопад, листопад листья жёлтые летят» (отщипывание, надавливание) | Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином; | Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук. |
Ноябрь | |||
1 | «Веточка рябины» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. | Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук. |
2 | «Разные цветные мячи» (скатывание) | Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику. | Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры. |
3 | «Полюбуйся на герань» (рисование штампом; дорисовывание деталей) | Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань. |
4 | «Бусы» (отщипывание, скатывание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. | Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук. |
Декабрь | |||
1 | «Снег идёт» (рисование ватными палочками) | Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки. |
2 | «Наряжаем ёлочку» (скатывание, надавливание, размазывание) | Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику. | Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для |
3 | «Ёлочка – зелёная иголочка» (рисование фломастерами) | Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми. | Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета. |
4 | «Снегопад» (скатывание, надавливание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику. | Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук. |
Январь | |||
1 | «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» (рисование пальцами; дорисовывание деталей) | Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку». |
2 | «Сшили Тане сарафан» (скатывание, надавливание) | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга | Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Снеговик» (рисование кисточкой) | Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно | Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки. |
4 | «Пушистая тучка» | Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание). | Тонированные в голубой цвет листы бумаги; готовый рисунок – образец Пластилин белого цвета |
Февраль | |||
1 | «Полосатые варежки» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета. | Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки. |
2 | «Колечки для пирамидки» (скатывание, соединение концов) | Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить. | Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук. |
3 | «Снежинки» (рисование фломастерами) | Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию | Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги. |
4 | «Петя, Петя петушок» (раскатывание) | Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику. | Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
Март | |||
1 | «Букет для мамы» (рисование карандашами) | Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его. | Листы бумаги с заготовками – аппликационное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка. |
2 | «Ёжик» (надавливание, размазывание) | Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить. | Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик. |
3 | «Светит солнышко в окошко» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много». | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки. |
4 | «Капель» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
Апрель | |||
1 | «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой) | Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой. |
2 | «Рыбка» (вдавливание) | Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Основа из пластилина любого яркого цвета по количеству детей, образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Солнышко» (размазывание) | Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук. |
Май | |||
1 | «Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей) | Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать. | Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки. |
2 | «Веточка рябины» (скатывание, надавливание) | Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие | Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2 листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук. |
3 | «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Гусеница» (скатывание) | Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику. | Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук. |
1.2 Мониторинг реализации программы.
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки | Ожидаемый результат |
1. Образовательная деятельность с воспитанниками. | ||||
Развитие художественных качеств | Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств | Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой | Сентябрь Май | |
Уровень сформированности представлений и практических умений | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач. | Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой | Сентябрь Май | |
ll. Работа с родителями | ||||
Повышение компетентности | Использование технологию рисование и лепки в домашних условиях. Выпуск плакатов, творческие работы | Анкетирование опрос Индивидуальная беседа | Апрель | До 70% повышена компетентность родителей в вопросах художественной деятельности |
Вовлечение родителей в совместные мероприятия | Участие родителей в совместных праздниках и самостоятельных творческих работ совместно с детьми | Наблюдение Факт участия Бланки контроля | Апрель | До 50% семей вовлечены в совместную деятельность |
- Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Заведующий ДОУ:
-общее руководство по внедрению и реализации программы «Я сам»;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по ВМР:
- нормативно — правовое, программно — методическое обеспечение реализации программы «Я сам»;
- контроль за реализацией программы «Я сам».
Воспитатель:
- определение показателей художественнно — эстетической подготовки детей;
- пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения;
- гимнастика направленная на профилактику зрения, осанки, дыхания, мелкой моторики;
- знакомство с палитрой цветов.
Заместитель заведующего по АХР:
- создание материально — технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно — гигиенических условий при реализации программы «Я сам».
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно — гигиенического режима;
- помощь педагогу в организации физкультурно — оздоровительных мероприятий.
Материально — техническое обеспечение программы:
Помещение | Оборудование | Методическое обеспечение | |
кабинет изодеятельности | наглядный материал; пособия; нестандартное оборудование; магнитофон; карандаши; мелки; гуашь, краски, кисточки по количеству детей; пластилин; цветная бумага; | методическая литература комплекс утренний гимнастика, картотекам пальчиковой и дыхательной гимнастики, картотека театрализованных игр, комплекс игр направленные на сплоченность в группе |
Финансовое обеспечение.
№ | Мероприятия | Источники финансирования мероприятий (тыс.руб) | |
Бюджет | внебюджет | ||
1 | Мероприятия, направленные на развитие художественно – эстетической направленности | 11 | 15 |
2 | Приобретение учебно – методического материала (дидактические игры, пособия) | 3 | 5 |
3 | Приобретение учебно – методического оборудования | 5 | 5 |
4 | Улучшение материально – технической базы (детская мебель, ковры и др.) | 3 | 4 |
5 | Приобретение современного технического оборудования (ТСО) | 0 | 5 |
Итого |
- Контроль за реализацией программы «Я сам»» по организации группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также используется для стимулирования успешной деятельности.
Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать образовательную деятельность в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет.
№ | Мероприятия контроля | Сроки | Ответственные |
1 | Тематический контроль «Готовность образовательного учреждения к новому учебному году» | Сентябрь (1 неделя) | Административный аппарат, комиссия ДОУ |
2 | Тематический контроль «состояние работы по реализации программы по организации группа кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет «Малыши- - карандаши» | Октябрь (4 неделя) | Зам. зав. по ВМР |
3 | Предупредительный контроль качества предоставления дополнительных услуг в условиях консультативного пункта. | Ноябрь (2 неделя) | Зам. зав. по ВМР |
4 | Инспекционный (тематический) контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана реализуемой программы, СанПиНа в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет. | Февраль (1, 2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам. зав. по ВМР |
5 | Контроль за состоянием программно – методического обеспечения ДОУ в соответствии с реализуемой программой | Май (2 неделя) | Заведующий ДОУ Зам. зав. по ВМР Зам. зав. по АХР |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
- Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
- Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
- Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
- Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.
- Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
- Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80., № 2, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
- Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
- Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 1982.
- Сакулина Н.П. рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду / (Н.Б. Халезова, Н.А. Курокина. Г.С. Пантюхова). – М., 1986.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-640969-1506256196.jpg)
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945441-1504888228.jpg)
Программа дополнительной образовательной услуги художественно - эстетического развития по тестопластике "Мукосолька"
Цели, задачи, перспективный и календарный планы программы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127455-1552842669.jpg)
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-654362-1439651125.jpg)
Дополнительная образовательная программа ДО по развитию у детей интеллектуально - творческих способностей "Развивайка"
Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором са...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291525-1605961127.jpg)
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па.
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/10/picture-945360-1670692679.jpg)
Конспект занятия образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Безопасность» Тема: «Спички детям не игрушка» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 5 до 6 лет
Конспект занятияобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»образовательная деятельность «Безопасность»Тема: «Спички детям не игрушка»группа общераз...