Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по математике | 55.18 КБ |
programma_zanim.matematika_panasenko_o.a._2014.docx | 55.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №88 г. Мурманска
Принято на заседании педагогического совета от 24.09.2014 № 1 | Утверждаю: И.о.заведующей МБДОУ № 88 __________Т.А. Кирьян |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100)
Возраст 3-4 года
Срок реализации 6 месяцев
Составитель:
Панасенко Оксана Александровна
Воспитатель
Мурманск
2014г.
Содержание программы
1. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы
2. Содержание психолого-педагогической работы
3. Перспективно-тематическое планирование
4. Социальное партнерство с родителями
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Список литературы и материально-технического обеспечения
Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» разработана на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100), курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666).
Сегодня родители значительно отличаются от вчерашних. Большинство из них проявляют активный интерес к развитию ребёнка с самого раннего детства. В наше время, уже рождаясь, человек попадает в мир обилия информации и скоростных технологий. Современные дети зачастую легко ориентируются в компьютерах, но при этом испытывают трудности в обучении.
Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного образования для всех последующих звеньев. Вопросы выбора дошкольного учреждения, а потом и школы актуализированы у современных мам и пап, как никогда. Это заслуга СМИ, обилие литературы и многообразие образовательных программ.
Существует и запрос времени – это воспитание человека завтрашнего дня активным, способным к самоопределению. Сегодня как никогда актуально звучит известная фраза: «Ребёнок – не кувшин, который надо заполнить до краёв, а факел, который нужно зажечь!»
Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Занимательная математика» являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
- Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
- Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
- Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Важную роль в формировании личности играют эмоции. Поэтому занятия с дошкольниками должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере.
К концу обучения по программе «Занимательная математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
- Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
- Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
- Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
- Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.
- Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Организационные условия реализации программы:
Численность детей на занятии не должна превышать 5-10 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 10 – 15 минут.
Занятия проходят во второй половине дня.
В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.
Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
- Экспериментирование.
1. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы
Вид деятельности | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Формирование элементарных математических понятий | 2 | 8 | 48 |
2. Содержание психолого-педагогической работы
Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).
Формирование представлений о сохранении количества.
Числа 1 - 5
Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.
Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 5. формирование умения соотносить цифру с количеством.
Величины
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.
Пространственно-временные представления
Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
3. Перспективно-тематическое планирование
Месяц - ноябрь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Знакомство с понятиями «один» и «много». | Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с сущ. в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.16. |
2.Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же. | Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.) Закреплять представления о понятиях «один» и «много». | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.17. |
3. Столько же, больше, меньше. | Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.19. |
4. Столько же, больше, меньше. | Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.20. |
5. Столько же, больше, меньше. | Закреплять представления о сохранении количества о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» - «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.22. |
6.Свойства предметов. Счёт до двух. | Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Установить два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выполнять общее свойство групп предметов. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.23. |
7. Счёт до двух. Цифры 1 и 2. | Познакомить с цифрами 1 и 2 как символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать пространственные представления: ближе, дальше. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.24. |
8. Длиннее, короче. | Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 28. |
Месяц – декабрь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Круг. | Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 29. |
2. Шар. | Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.31. |
3. Шире, уже. | Формировать пространственные отношения: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.32. |
4.Счёт до трёх. Число три. | Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.35. |
5.Цифра 3. | Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 37. |
6.На, над, под. | Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 39. |
7. Выше, ниже. | Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Развивать умение группировать предметы по общему признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 41. |
8.Раньше, позже. | Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.43. |
Месяц - январь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4. | Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до 4. Познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1 – 4 с количеством. формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, стр. 44. |
2.Квадрат. | Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 - 4 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.47. |
3.Куб. | Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1- 4 с количеством. Закреплять временные представления: раньше, позже. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.49. |
4.Вверху, внизу. | Формировать пространственные представления: вверху, внизу. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.51. |
5.Слева, справа, посередине. | Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, пространственные и временные отношения. Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.52. |
6.Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 54. |
Месяц - февраль |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Внутри, снаружи. | Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 57. |
2. Впереди, сзади, между. | Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.58. |
3. Пара. | Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 60. |
4. Овал. | Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Закреплять представление о треугольнике, квадрате, круге. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 62. |
5.Прямоугольник. | Формировать на предметной основе представления о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е Кочемасова, стр.64. |
6. Числовой ряд. | Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.67. |
7. Порядковый счёт. | Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.69. |
8. Игра – путешествие. | Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. | Практический курс математик для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.70. |
Месяц - март |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Повторение: Числа и цифры 1-5. | Выявить математические представления детей: сравнение предметов по количеству на основе составления пар, количественный счёт в пределах 5, цифры 1 – 5, пространственные отношения (слева-справа, впереди – сзади). Выявить умение детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 74. |
2. Повторение: числа и цифры 1-5. | Выявить математические представления детей: количественный и порядковый счёт в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством и порядком предметов, сравнение групп предметов по количеству, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Выявить уровень развития у детей наблюдательности, внимания, умение самостоятельно выполнять действия по образцу. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 76. |
3. План (карта путешествий). | Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом. Закреплять счёт в пределах 5, формировать представления об обратном счёте. Закреплять умения сравнивать группы предметов с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 79. |
4. Ритм (поиск и составление закономерностей). | Формировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов. Закреплять умение находить в предметах признаки сходства и различия, умение объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупностей предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Формировать умение разбивать группу предметов на 2 равные части. Закреплять счёт в пределах 5. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 82. |
5. Цилиндр. | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов. Познакомить с понятиями строки и столбцы таблицы. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 85. |
6. Конус. | Формировать представления о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять геометрические представления, счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством предметов. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 88. |
7. Призма и пирамида. | Формировать представления о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы призмы и пирамиды. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, пространственные представления. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.90. |
8. Геометрические тела. | Закреплять представления о пространственных геометрических фигурах. Закреплять умение пользоваться планом, пространственные отношения предметов. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, сравнивать группы предметов на основе составления пар и уравнивать их двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия, объединять предметы по сходным признакам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 93. |
9. Число 6. Цифра 6. | Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умением сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с числом и цифрой 6. Закреплять представления о пространственных фигурах, умение находить их признаки сходства и различия. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 95. |
Месяц - апрель |
Название темы | Цели | Использование методической литературы |
1.Числа и цифры 1-6. | Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 6.ю умение соотносить цифры с количеством. Развивать пространственно-временные представления, умение выделять существенный признак, по которому предметы объединяются в группу. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 98. |
2. Сравнение по длине. | Формировать умение сравнивать полоски по длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 100. |
3. Число 7. Цифра 7. | Познакомить с числом и цифрой 7. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять порядковый счёт, пространственные представления, умение ориентироваться по элементарному плану. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 104. |
4. Числа и цифры 1-7. | Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством. Формировать представление о начале отсчёта при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 107. |
5. Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине и толщине, производить операцию сериации по этим признакам. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. Формировать умение выявлять и продолжать закономерность. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 110. |
6. Число 8. Цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять представления о геометрических фигурах, свойства предметов, числовом ряде. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 113. |
7. Сравнение по высоте. | Формировать умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Закреплять умение соотносить цифры 1-8 с количеством, понимание закона сохранения количества, прямой и обратный счёт в пределах 8. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 115. |
8. Измерение длины. | Формировать у детей представления об измерении длины с помощью условной мерки. Закреплять счёт в пределах 8, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение считать посредством тактильно-моторных ощущений. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 118. |
9. Измерение длины. Повторение. | Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине. Закреплять представления о геометрических фигурах, пространственные отношения, умение ориентироваться на плоскости листа. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 121. |
4. Социальное партнерство с родителями
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие проблемы.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради. Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.
Месяц | Формы сотрудничества |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка». |
Декабрь | Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей». |
Январь | День «открытых дверей» (открытое занятие). |
Февраль | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях». |
Март | Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей». |
Апрель | Родительское собрание: «Подведение итогов». |
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Проверка знаний детей:
- Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.
- Умение узнавать цифры в пределах 8.
- Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил;
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;
3 балла – ребёнок ответил правильно.
Подсчёт результатов:
8-11 баллов – низкий уровень;
12-18 баллов – средний уровень;
19-24 балла – высокий уровень.
Список литературы и материально-технического обеспечения
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
- Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова– СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
- Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.
- Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с.
- Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.
- Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №88 г. Мурманска
Принято на заседании педагогического совета от 24.09.2014 № 1 | Утверждаю: И.о.заведующей МБДОУ № 88 __________Т.А. Кирьян |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100)
Возраст 3-4 года
Срок реализации 6 месяцев
Составитель:
Панасенко Оксана Александровна
Воспитатель
Мурманск
2014г.
Содержание программы
1. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы
2. Содержание психолого-педагогической работы
3. Перспективно-тематическое планирование
4. Социальное партнерство с родителями
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Список литературы и материально-технического обеспечения
Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» разработана на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100), курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666).
Сегодня родители значительно отличаются от вчерашних. Большинство из них проявляют активный интерес к развитию ребёнка с самого раннего детства. В наше время, уже рождаясь, человек попадает в мир обилия информации и скоростных технологий. Современные дети зачастую легко ориентируются в компьютерах, но при этом испытывают трудности в обучении.
Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного образования для всех последующих звеньев. Вопросы выбора дошкольного учреждения, а потом и школы актуализированы у современных мам и пап, как никогда. Это заслуга СМИ, обилие литературы и многообразие образовательных программ.
Существует и запрос времени – это воспитание человека завтрашнего дня активным, способным к самоопределению. Сегодня как никогда актуально звучит известная фраза: «Ребёнок – не кувшин, который надо заполнить до краёв, а факел, который нужно зажечь!»
Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Занимательная математика» являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
- Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
- Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
- Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Важную роль в формировании личности играют эмоции. Поэтому занятия с дошкольниками должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере.
К концу обучения по программе «Занимательная математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
- Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
- Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
- Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
- Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.
- Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Организационные условия реализации программы:
Численность детей на занятии не должна превышать 5-10 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 10 – 15 минут.
Занятия проходят во второй половине дня.
В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.
Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
- Экспериментирование.
1. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы
Вид деятельности | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Формирование элементарных математических понятий | 2 | 8 | 48 |
2. Содержание психолого-педагогической работы
Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).
Формирование представлений о сохранении количества.
Числа 1 - 5
Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.
Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.
Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 5. формирование умения соотносить цифру с количеством.
Величины
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.
Пространственно-временные представления
Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.
Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
3. Перспективно-тематическое планирование
Месяц - ноябрь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Знакомство с понятиями «один» и «много». | Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с сущ. в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.16. |
2.Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же. | Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.) Закреплять представления о понятиях «один» и «много». | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.17. |
3. Столько же, больше, меньше. | Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.19. |
4. Столько же, больше, меньше. | Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.20. |
5. Столько же, больше, меньше. | Закреплять представления о сохранении количества о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» - «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.22. |
6.Свойства предметов. Счёт до двух. | Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Установить два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выполнять общее свойство групп предметов. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.23. |
7. Счёт до двух. Цифры 1 и 2. | Познакомить с цифрами 1 и 2 как символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать пространственные представления: ближе, дальше. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.24. |
8. Длиннее, короче. | Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 28. |
Месяц – декабрь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Круг. | Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 29. |
2. Шар. | Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.31. |
3. Шире, уже. | Формировать пространственные отношения: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.32. |
4.Счёт до трёх. Число три. | Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.35. |
5.Цифра 3. | Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 37. |
6.На, над, под. | Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 39. |
7. Выше, ниже. | Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Развивать умение группировать предметы по общему признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 41. |
8.Раньше, позже. | Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.43. |
Месяц - январь |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4. | Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до 4. Познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1 – 4 с количеством. формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, стр. 44. |
2.Квадрат. | Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 - 4 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.47. |
3.Куб. | Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1- 4 с количеством. Закреплять временные представления: раньше, позже. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.49. |
4.Вверху, внизу. | Формировать пространственные представления: вверху, внизу. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.51. |
5.Слева, справа, посередине. | Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, пространственные и временные отношения. Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.52. |
6.Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 54. |
Месяц - февраль |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Внутри, снаружи. | Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 57. |
2. Впереди, сзади, между. | Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.58. |
3. Пара. | Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 60. |
4. Овал. | Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах пяти, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Закреплять представление о треугольнике, квадрате, круге. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 62. |
5.Прямоугольник. | Формировать на предметной основе представления о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметов, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах. | Практический курс математике для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е Кочемасова, стр.64. |
6. Числовой ряд. | Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.67. |
7. Порядковый счёт. | Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.69. |
8. Игра – путешествие. | Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. | Практический курс математик для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.70. |
Месяц - март |
Название темы | Цели | Источник методической литературы |
1.Повторение: Числа и цифры 1-5. | Выявить математические представления детей: сравнение предметов по количеству на основе составления пар, количественный счёт в пределах 5, цифры 1 – 5, пространственные отношения (слева-справа, впереди – сзади). Выявить умение детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы по их свойствам, устанавливать общее свойство группы предметов и находить лишний предмет. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 74. |
2. Повторение: числа и цифры 1-5. | Выявить математические представления детей: количественный и порядковый счёт в пределах 5, соотнесение цифр 1-5 с количеством и порядком предметов, сравнение групп предметов по количеству, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Выявить уровень развития у детей наблюдательности, внимания, умение самостоятельно выполнять действия по образцу. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 76. |
3. План (карта путешествий). | Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом. Закреплять счёт в пределах 5, формировать представления об обратном счёте. Закреплять умения сравнивать группы предметов с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 79. |
4. Ритм (поиск и составление закономерностей). | Формировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов. Закреплять умение находить в предметах признаки сходства и различия, умение объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупностей предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Формировать умение разбивать группу предметов на 2 равные части. Закреплять счёт в пределах 5. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 82. |
5. Цилиндр. | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов. Познакомить с понятиями строки и столбцы таблицы. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 85. |
6. Конус. | Формировать представления о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять геометрические представления, счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством предметов. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 88. |
7. Призма и пирамида. | Формировать представления о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы призмы и пирамиды. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, пространственные представления. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.90. |
8. Геометрические тела. | Закреплять представления о пространственных геометрических фигурах. Закреплять умение пользоваться планом, пространственные отношения предметов. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, сравнивать группы предметов на основе составления пар и уравнивать их двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия, объединять предметы по сходным признакам. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 93. |
9. Число 6. Цифра 6. | Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умением сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с числом и цифрой 6. Закреплять представления о пространственных фигурах, умение находить их признаки сходства и различия. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 95. |
Месяц - апрель |
Название темы | Цели | Использование методической литературы |
1.Числа и цифры 1-6. | Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 6.ю умение соотносить цифры с количеством. Развивать пространственно-временные представления, умение выделять существенный признак, по которому предметы объединяются в группу. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 98. |
2. Сравнение по длине. | Формировать умение сравнивать полоски по длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 100. |
3. Число 7. Цифра 7. | Познакомить с числом и цифрой 7. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять порядковый счёт, пространственные представления, умение ориентироваться по элементарному плану. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 104. |
4. Числа и цифры 1-7. | Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 7, умение соотносить цифры 1-7 с количеством. Формировать представление о начале отсчёта при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 107. |
5. Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине и толщине, производить операцию сериации по этим признакам. Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. Формировать умение выявлять и продолжать закономерность. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 110. |
6. Число 8. Цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закреплять представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять представления о геометрических фигурах, свойства предметов, числовом ряде. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 113. |
7. Сравнение по высоте. | Формировать умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку. Закреплять умение соотносить цифры 1-8 с количеством, понимание закона сохранения количества, прямой и обратный счёт в пределах 8. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 115. |
8. Измерение длины. | Формировать у детей представления об измерении длины с помощью условной мерки. Закреплять счёт в пределах 8, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение считать посредством тактильно-моторных ощущений. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 118. |
9. Измерение длины. Повторение. | Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине. Закреплять представления о геометрических фигурах, пространственные отношения, умение ориентироваться на плоскости листа. | Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 121. |
4. Социальное партнерство с родителями
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие проблемы.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради. Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.
Месяц | Формы сотрудничества |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка». |
Декабрь | Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей». |
Январь | День «открытых дверей» (открытое занятие). |
Февраль | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях». |
Март | Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей». |
Апрель | Родительское собрание: «Подведение итогов». |
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Проверка знаний детей:
- Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.
- Умение узнавать цифры в пределах 8.
- Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение различать правую и левую руку.
- Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил;
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;
3 балла – ребёнок ответил правильно.
Подсчёт результатов:
8-11 баллов – низкий уровень;
12-18 баллов – средний уровень;
19-24 балла – высокий уровень.
Список литературы и материально-технического обеспечения
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
- Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова– СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
- Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.
- Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с.
- Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.
- Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Волшебная страна Математика»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зав...
рабочая программа дополнительного образования "Юный Математик"
Рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительного образования по математике «Заниматика» для детей 3-4 лет в совместной образовательной деятельности
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по формированию элементарных математических представлений - формирование приемов...