«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, фонотеки, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы, дошкольники становятся более внимательными, приобретают умения и навыки необходимые в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_na_sayt.docx | 81.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46
«КОТ В САПОГАХ»
рекомендовано к УТВЕРЖДАЮ:
утверждению педсоветом №1 Заведующий МБДОУ ДСКВ№ 46
от 04.09.2014 ___________ Г.Н.Федотова
приказ № 232 от 05.09.2014г.
«ЭРУДИТ»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок»
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Составитель:
Воспитатель высшей категории
Дергунова Юлия Анатольевна
г. Нижневартовск 2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы | 3 | |
1. | Пояснительная записка | 5 |
2. | Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста | 10 |
3. | Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации Программы | 11 |
4. | Содержание программы | |
4.1. Учебно – тематический план | 15 | |
4.2. Календарно-тематическое планирование | 16 | |
5. | Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 29 |
5.1. Протокол выявления уровня развития логического мышления посредством метода моделирования | 32 | |
5.2. Качественная характеристика уровней развития логического мышления посредством метода моделирования | 33 | |
6. | Механизм реализации Программы | 35 |
Список литературы | 38 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | «Эрудит», программа дополнительной образовательной услуги познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста. |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность |
Составитель Программы | Дергунова Юлия Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» |
Целевая группа | Воспитанники старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями |
Срок реализации Программы | 1 год |
Цель Программы | Развитие логического мышления у дошкольников через использование занимательного математического материала. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
|
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями)детейстаршего дошкольного возраста. Формы предоставления результатов:
|
Краткое содержание Программы | Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с использованием мультимедийного оборудования, фонотеки, художественной литературы, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, динамических пауз. В процессе реализации Программы, дошкольники становятся более внимательными, приобретают умения и навыки необходимые в школе. |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Занятие детей в кружке « Эрудит» даст детям не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
Дети научатся отгадывать загадки математического содержания, выучат стихи о цифрах, познакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры и узнают очень много нового о числах и цифрах.
Весь этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества. « Да и кто сказал, что занятия математикой – а тем более с малышами! - непременно должны быть строгими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками?» Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Используемые методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Программа осуществляется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах». У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости, отмечается проявление синдромов гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер). Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедленной переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различные возможности слуха и зрения.Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Применительно к обучению математике и развитию логического мышления детей, задача обеспечения преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования стоит очень остро. С одной стороны, уровень развития логического мышления, объём и качество знаний детей по математике, определяют успешность вступительного собеседования, готовность ребёнка к обучению в школе. С другой стороны, математика является одним и наиболее сложных школьных предметов, и мы ставим своей задачей подготовить детей к последующему усвоению курса математики.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал, к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» - школе.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика).
Дошкольный возраст – период «образных» форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое.
Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.
Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы выступает создание условий обеспечивающих полноценное умственное развитие детей связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности качеств ума творческой инициативы и самостоятельности.
С помощью моделирования педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Моделирование является одним из наиболее эффективных средств развития всесторонне развитой гармоничной личности дошкольника.
Все занятия в кружке будут проходить на основе моделирования.
Цель учебной программы-развитие логического мышления у дошкольников через использование занимательного математического материала.
Задачи программы:
- Познакомить детей разными с видами логических материалов (моделей; блоков Дьенеша, палочек Кюизенера; ребусов; шарад; алгоритмов).
- Упражнять детей в графическом моделировании.
- Упражнять детей в классификации, сериации, обобщении предметов.
- Сформировать умение читать и составлять алгоритмы в различных видах деятельности.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц.
Учебный план
Дополнительная образовательная услуга | Количество занятий в неделю/месяц | Количество часов в неделю/месяц | Форма проведения |
Кружок «Эрудит» | 2/8 | 60/240 | Фронтальная |
Итого в год: | 72 | 2160 |
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме итоговых занятий, фотовыставок, участия в конкурсах интеллектуальной направленности различного уровня, слайдовых презентации родителям, творческого отчета руководителя кружка на педсовете.
2.ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
У ребёнка 6-7 лет ведущим является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.
3. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с ФГОС программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение задач интеллектуально-познавательного развития осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей в условиях развивающей предметно – пространственной среды: в центрах экспериментирования, в специально организованных игротеках, игровых центрах.
С этой целью в них помещают игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей, овладение измерением, вычислениями, сравнением, сериацией и классификацией.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Здесь дети чувствуют себя свободно, они могут передвигаться и менять позу, что снимает утомление, создает атмосферу сотрудничества.
Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-нибудь одним, ранее усвоенным способом. Каждая задача в этом смысле уникальна.
Задачи на смекалку частично включаются непосредственно в содержание занятий с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Они позволяют моделировать множество с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др. Далее детям раскрывают более сложные операции над множеством (объединение, дополнение, пересечение). Моделирование, кодирование, схематизация используются как средства решения самых разнообразных математических задач. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами.
Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1см. и длинной 1,2,3-10см. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длинны. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Дети «кодируют» числа палочками, записывают ими числовые примеры.
Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества.
В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи приводящих к решению (правильному или ошибочному).
Особое место занимают игры-головоломки или геометрические конструкторы. Сущность их состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Это такие игры, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и др. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании.
Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления. Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления.
Модели геометрических фигур и тел
Модели составлены по типу ребуса, т.е. перед количеством сторон, углов, вершин стояло число их количества.. Например: 3 угла, 3 вершины, 3 стороны- это треугольник, а 4 угла, 4 вершины, 4 стороны – это четырехугольник. Дальше – усложнение – какой именно четырехугольник: квадрат или прямоугольник. Рассматривая модель и видя, что все стороны равны-это квадрат, а где 2 стороны были длиннее, а другие две короче – это прямоугольник.
Работая с моделями, дети очень четко и правильно научатся называть структурные элементы и признаки фигур и тел.
Модели заставляют детей думать, логически рассуждать, мыслить, развивают речь, активизируют в речи слова: ребро, основание, грань, угол, вершина. Дети учатся словесно описывать фигуру и тела, подбирать модель к заданной фигуре и телу.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Учебно-тематический план
Таблица №2
№ | Наименование тем | Количество занятий / часов |
Вводная диагностика. | 4/2 | |
Игры с палочками Кюизенера | 10/5 | |
Игры с блоками Дьенеша | 8/4 | |
Игры с кругами Эйлера-Венна | 8/4 | |
Игры со счётными палочками | 6/3 | |
Модели геометрических фигур | 8/4 | |
Модели геометрических тел | 7/3,5 | |
Игры на моделирование из элементов плоскостного конструктора «Танграм» | 7/3,5 | |
Ребусы, метаграммы, шарады, кроссворды | 7/3,5 | |
Итоговая диагностика | 4/2 |
4.2 Календарно-тематическое планирование
Неделя | № Занятия/тема | Программные задачи | Методические приемы | Оборудование | ||||||||
1-2 неделя мониторинг | ||||||||||||
3 | 5 « Играем с цветом» | Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
3 | 6 «Цветные коврики» | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развиваем логическое мышление, внимание. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
4 | 7 «Цветные коврики-2» | Развивать умение детей составлять числа из нескольких меньших. Развиваем внимание, логическое мышление, память, владение речью-доказательством. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
4 | 8 « Магазин игрушек» | Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развиваем внимание, память, мышление, умение общаться со сверстниками. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм Мягкие и резиновые игрушки | ||||||||
5 | 9 «Кто где живёт» | Закрепить знания детей о составе числа (6-10) из единиц и нескольких меньших чисел. Развивать образное мышление, умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
5 | 10 « Весы» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда ( больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1-2. Закрепить знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные их разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
6 | 11 « Разведчики» | Развивать умение работать с палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой - схемой. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм Карточки-схемы | ||||||||
6 | 12 « Что пропустили?» | Закрепить прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
| Палочки Кюизенера Алгоритм | ||||||||
7 | 13 « Лабиринт» | Учить детей читать знаки-символы ( признаки геометрических фигур-цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
7 | 14 « Разложи пропущенные фигуры» | Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
8 | 15 «Найди меня» | Развивать умение детей читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
8 | 16 «Вырастим цветы» | Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности. Упражнять в составление из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении « читать» кодовое обозначение блоков. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
9 | 17 « Волшебное дерево» | Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
9 | 18 «Найди такую же» | Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур, необходимую, классифицируя по цвету и форме. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
10 | 19 «Неделька» | Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление. |
| Блоки Дьенеша Лабиринты Алгоритмы | ||||||||
10 | 20 «Алгоритм» | Закрепить знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы | ||||||||
11 | 21 «С двумя обручами» | Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 2 шт. | ||||||||
11 | 22 « С двумя овалами» | Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Овалы 2 шт. | ||||||||
12 | 23 «Ромашка» | Формирование операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 3шт. | ||||||||
12 | 24 «С двумя обручами 2» | Дать представления понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «не». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 2шт. | ||||||||
13 | 25 «С тремя обручами» | Учить определять и обозначать области пересечения трёх областей. Закрепить умение детей классифицировать блоки по двум-трём признакам. Развивать внимание, логическое мышление. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 3 шт. | ||||||||
13 | 26 « Олимпийские кольца» | Упражнять в умении классифицировать блоки по трём свойствам. Находить области пересечения плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое, образное мышление. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 5 шт. | ||||||||
14 | 27 « Чудесные кольца» | Развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 5 шт. | ||||||||
14 | 28 « Гусеница» Усложнение | Упражнять детей в классификации блоков по 3-м свойствам, находить область пересечения 8-ми обручей (обручи выкладываются в форме гусеницы), определять фигуры с какими свойствами будут находиться в зоне пересечения обручей. Развивать внимание, логическое мышление, владение речью доказательством. |
| Блоки Дьенеша Алгоритмы Обручи 8 шт. | ||||||||
15 | 29 « Построй по образцу» | Учить детей воссоздавать фигуры из счётных палочек по образцу (транспорт, предметы окружающие нас, птицы, цветы). Закрепить навыки счёта (умение отсчитать нужное количество палочек). Развивать внимание, мышление, воображение. |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания | ||||||||
15 | 30 «Построение геометрических фигур» | Закрепить умение детей воссоздавать геометрические фигуры из счётных палочек после отгадывания загадок. Закрепить навыки счёта, умение доказать сколько палочек нужно для той или иной фигуры. Развивать внимание, мышление, владение речью-доказательством. |
| Счётные палочки Загадки о геометрических фигурах | ||||||||
16 | 31 « Построение и перестроение геометрических фигур» | Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек(2 треугольника из 5 палочек и т.д.). Развивать внимание, мышление, владение речью-доказательством. |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания | ||||||||
16 | 32 « Построение и перестроение геометрических фигур» 2 занятие | Учить детей читать модель построения геометрических фигур. Закрепить умение детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек по модели. Развивать внимание, грамматический строй речи, логическое мышление. |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания Алгоритм | ||||||||
17 | 33 «Путешествие в сказку» | Закрепить умение детей составлять различные предметы и, не ломая преобразовывать в другие предметы (дом-флажок, танк-ваза и т.д.) Развивать внимание, логическое мышление, |
| Счётные палочки Образцы для выкладывания Алгоритм | ||||||||
17 | 34 «Волшебники» | Учить детей придумывать, выкладывать различные предметы и самостоятельно преобразовывать их. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. |
| Счётные палочки Загадки о предметах | ||||||||
18-19 неделя мониторинг | ||||||||||||
20 | 35 «Модель треугольника» | Познакомить детей с моделью треугольника, определить все структурные элементы треугольника (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель треугольника Предметы треугольной формы Счётные палочки Загадка о треугольнике | ||||||||
20 | 36 «Модель квадрата» | Познакомить детей с моделью квадрата, определить все структурные элементы квадрата (стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « плоскостные».. Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель квадрата Предметы квадратной формы Счётные палочки Загадка о квадрате | ||||||||
21 | 37 « Модель прямоугольника» | Познакомить детей с моделью прямоугольника, определить все структурные элементы прямоугольника ( стороны, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть.. Активизировать в речи детей слово « плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель прямоугольника Предметы прямоугольной формы Счётные палочки Загадка о прямоугольнике | ||||||||
21 | 38 « Модель круга» | Познакомить детей с моделью круга, научить читать модель с отрицанием. Активизировать в речи детей слово « плоскостные» Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель круга Предметы круглой формы Шнурки Загадка о круге | ||||||||
22 | 39 « Модель трапеции» | Познакомить детей с моделью трапеции, определить все структурные элементы трапеции ( стороны, вершины, углы), познакомить детей с различными видами углов ( прямой, острый, тупой), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память |
| Модель трапеции Предметы трапециевидной формы Счётные палочки Загадка о трапеции | ||||||||
22 | 40 « Модель ромба» | Познакомить детей с моделью ромба, определить все структурные элементы ромба ( стороны, вершины, углы), закрепить различные виды углов ( прямой, острый, тупой), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « плоскостные». Развивать логическое мышление, внимание, память |
| Модель ромба Предметы ромбовидной формы Счётные палочки Загадка о ромбе | ||||||||
23 | 41 « Чудесный мешочек» | Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрической фигуре. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности. |
| «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур Модели геометрических фигур | ||||||||
23 | 42 « Магазин» | Развивать умение детей подбирать к предметам геометрические эталоны, подбирать к ним модели и читать их. Развиваем внимание, логическое мышление, грамматический строй речи. |
| Модели геометрических фигур Геометрические эталоны | ||||||||
24 | 43 « Модель куба» | Познакомить детей с моделью геометрического тела куба, определить все структурные элементы куба (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель куба Пластилин Дощечки Стихотворение о кубе | ||||||||
24 | 44 «Модель пирамиды» | Познакомить детей с моделью геометрического тела пирамиды, определить все структурные элементы пирамиды (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель пирамиды Пластилин Дощечки Стихотворение о пирамиде | ||||||||
25 | 45 «Модель конуса» | Познакомить детей с моделью геометрического тела конуса, определить все структурные элементы конуса (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель конуса Цветная бумага Клей Ножницы Стихотворение о конусе | ||||||||
25 | 46 «Модель цилиндра» | Познакомить детей с моделью геометрического тела цилиндра, определить все структурные элементы цилиндра (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель цилиндра Цветная бумага Клей Ножницы Стихотворение о цилиндре | ||||||||
26 | 47 « Модель шара» | Познакомить детей с моделью геометрического тела шара, определить отсутствие у шара всех структурных элементов (грани, рёбра, основания, вершины, углы). Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель шара Пластилин Дощечки Стихотворение о шаре | ||||||||
26 | 48 « Модель призмы» | Познакомить детей с моделью геометрического тела призмы, определить все структурные элементы призмы (грани, рёбра, основания, вершины, углы), учить детей находить их, правильно называть. Активизировать в речи детей слово « объёмные». Развивать логическое мышление, внимание, память. |
| Модель призмы Цветная бумага Клей Ножницы Стихотворение о призме | ||||||||
27 | 49 « Чудесный мешочек» | Развивать тактильные ощущения. Умение детей подбирать модель к геометрическому телу. Развивать умение детей читать модели, внимание, памяти, мышления, сообразительности. |
| «Чудесный мешочек» с набором геометрических тел Модели геометрических тел | ||||||||
27 | 50 «День рождения» | Развивать умение детей подбирать к предметам геометрические эталоны, подбирать к ним модели и читать их. Развиваем внимание, логическое мышление, грамматический строй речи. |
| Модели геометрических тел Геометрические эталоны | ||||||||
28 | 51 « Составление геометрических фигур из элементов игры «Танграм» | Рассмотреть отдельные части игры, уточнить их название, соотношение частей по размеру. Упражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из данного набора фигур. |
| Элементы игры «Танграм» Геометрические фигуры | ||||||||
28 | 52 «Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета» | Учить детей составлять сюжетные фигуры по элементному изображению предмета. Развивать творчество, воображение, образное мышление, мелкую моторику. |
| Элементы игры «Танграм» Образцы для выкладывания | ||||||||
29 | 53 «Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению» | Рассмотреть с детьми образцы, на которых указано месторасположение одной - двух составных частей. Развивать внимание, мышление, умение самостоятельно находить способ составления силуэта. |
| Элементы игры «Танграм» Образцы для выкладывания | ||||||||
29 | 54 « Составление сюжетных фигур по контурному образцу» | Научить детей дифференцировать направление линий контура составляемой фигуры. Активизировать активную работу мысли, воображение. |
| Элементы игры «Танграм» Образцы для выкладывания | ||||||||
30 | 55 «Транспорт» | Закрепить умение детей составлять модели транспорта из элементов игры « Танграм», « Волшебный круг». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение. |
| Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг» Образцы для выкладывания транспорта | ||||||||
30 | 56 «Птицы» | Закрепить умение детей составлять фигуры диких, домашних, экзотических птиц из элементов игры « Танграм», « Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение. |
| Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» Образцы для выкладывания птиц | ||||||||
31 | 57 «Человек» | Закрепить умение детей составлять фигуры людей ( воины, всадники, спортсмены, ) из элементов игры « Танграм», « Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Развиваем логическое мышление, внимание, мелкую моторику, воображение |
| Элементы игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» Образцы для выкладывания людей | ||||||||
31 | 58 «Ребусы» | Познакомить детей с понятием « ребус» (ребус - это загадка, в которой вместо слов нарисованы предметы название которых нужно отгадать), обьяснить правила отгадывания ребусов. Познакомить с понятием « апостроф». Учить отгадывать простейшие ребусы. Закрепить знание букв алфавита, чтение небольших слов. Развивать внимание, логическое мышление, внимание. |
| Ребусы Загадки | ||||||||
32 | 59 « Ребусы» 2 занятие | Закрепить умение детей самостоятельно отгадывать ребусы ( имена, птицы, транспорт, города, дни недели).Развивать внимание, мышление, владение речью-доказательством. |
| |||||||||
Ребусы Загадки | ||||||||||||
32 | 60 «Метаграммы» | Познакомить детей с понятием « метаграмма». Учить детей определять зашифрованное слово, заменять в нём одну букву, чтобы получилось новое слово. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. |
| Метаграммы | ||||||||
33 | 61 «Шарады» | Познакомить детей с понятием «шарада». Учить детей, что в шараде загаданное слово отгадывается не сразу, а по частям; учить детей отгадывать части шарады и соединять их вместе, чтобы получилось слово. Развивать внимание, логическое мышление. |
| Шарады | ||||||||
33 | 62 « Кроссворды» 2 занятия. | Познакомить детей с понятием « кроссворд», познакомить с понятиями «горизонталь», «вертикаль». Учить детей отгадывать слова и вписывать в клетки кроссворда. Учить детей разгадывать кроссворд до конца, чтобы узнать ключевое слово. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, навыки чтения и письма. |
| Кроссворд | ||||||||
34 | 63 « Кроссворды» 2 занятия. | Познакомить детей с понятием « кроссворд», познакомить с понятиями «горизонталь», «вертикаль». Учить детей отгадывать слова и вписывать в клетки кроссворда. Учить детей разгадывать кроссворд до конца, чтобы узнать ключевое слово. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, навыки чтения и письма |
| Кроссворд | ||||||||
34 | 64 «Шарады» | Закрепить у детей понятие «шарада». Учить детей, что в шараде загаданное слово отгадывается не сразу, а по частям; учить детей отгадывать части шарады и соединять их вместе, чтобы получилось слово. Развивать внимание, логическое мышление. |
| |||||||||
Шарады | ||||||||||||
35-36 неделя – мониторинг |
5.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Мониторинг проводится 3 раза в год:определение стартового уровня развития способностей у воспитанников проходит на 1-2 неделях, срез в середине года-18-19неделя,итоговый результат – на 35-36.
Для определения сформированности приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовалась экспертная оценка по методике З.А. Михайловой. В методике представлены задания, которые позволяют диагностировать уровень сформированности приемов логического мышления в процессе счетной деятельности дошкольников: сравнение, классификация, сериация.
Изучение процесса сравнения
Цель: выявить умение детей выполнять прием сравнения, осознанность процесса сравнения, характер процесса по его полноте.
Оборудование. 2 карточки: на одной нарисовано 4 яблока, на другой – 5 груш.
Методика проведения. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чем отличаются карточки?». Если ребенок выделяет только признак сравнения как названия предметов, изображенных на карточках, спросить: «Одинаковое ли количество груш и яблок? Как сделать так, чтобы их было равное количество?»
Оценка результатов. Выполнение детьми диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе следующих показателей:
1) умение ребенка вычленять основание для сравнения, этот показатель характеризует осознанность приема сравнения;
2) умение видеть признаки сходства;
3) умение видеть признаки различия;
4) самостоятельность выполнения задания;
5) присутствие речевых формулировок признаков сходства и различия.
Изучение процесса классификации
Цель исследования: выявление уровня сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака.
Оборудование: набор из 18 карточек с изображением геометрических фигур (квадратов) трех цветов (красный, желтый, синий) двух величин (большие и маленькие) и разным количеством изображенных фигур (по 3, по 4 и по 5).
Методика проведения. Воспитатель дает ребенку стопку карточек и говорит: «Разложи карточки так, чтобы они подходили друг другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь». Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: «Каким, словом можно назвать все карточки в каждой группе и почему». О карточках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: «Почему ты эти карточки никуда не положил?»
После того как ребенок выложит карточки по одному признаку, назовет каждую группу обобщающим словом, воспитатель смешивает все карточки и спрашивает ребенка: «Подумай, а как можно еще по-другому разложить карточки». Побуждают ребенка, чтобы он произвел классификацию по всем трем признакам.
Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких показателей, как:
1) взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации;
2) выполнение классификации на основе всех трех признаков;
3) самостоятельность выполнения задания;
4) присутствие речи-рассуждения.
Изучение процесса сериации
Цель: выявить уровень сформированности приема сериации по количеству изображенных предметов.
Оборудование: 6 карточек одинаковой длины и ширины с нарисованными геометрическими фигурами (круг) с разным количеством: от 1 до 6.
Методика проведения. Детям предлагается разложить 6 карточек по порядку, при этом не указывается признак составления сериационного ряда.
Оценка результатов. Выполнение детьми заданий оценивается по следующим показателям:
1) умение вычленять признак составления сериационного ряда, что характеризует осознанность действия упорядочивания;
2) владение алгоритмом действия упорядочивания;
3) самостоятельность выполнения задания;
4) аргументация своих действий и точность называния признака сериации.
В ходе выполнения заданий ведется протокол, куда подробно записывается действия и речевые высказывания детей в соответствие с выделенными показателями.
Затем протоколы исследования обрабатывались в соответствии с бальными оценками. Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности логических приемов мышления по критериям:
- высокий уровень – 3 балла;
- средний уровень - 2 балла;
- низкий уровень – 1 балл;
- не справился с заданием – 0 баллов.
5.1. Протокол выявления уровня развития логического мышления
посредством метода моделирования
Дата: _____________ Ф.И.О. воспитателя: Дергунова Ю.А.
Выделение одновременно 4 свойств предметов | Работа по линейному алгоритму | Описание геометрических фигур | Описание геометрических тел | Воссоздание силуэтов по образцу | Воссоздание силуэтов по собственному замыслу | Работа с кругами Эйлера-Венна | Составление модели числа в пределах 10 | Построение и перестроение из счётных палочек | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень. | |
5.2. Качественная характеристика уровней развития логического мышления посредством метода моделирования
Высокий уровень: (от 21 до 27 баллов)
Ребёнок самостоятельно выделяет четыре свойства предмета (форму, размер, цвет, толщину); различает геометрические фигуры, тела, называет их , умеет работать с моделями фигур и тел, называя структурные элементы ( угол, вершина, сторона, ребро, грань, основание); умеет не только читать линейный алгоритм, но и составлять его; выражает все свои действия в речи; владеет способом воссоздания геометрических фигур из частей; проявляет активное участие в играх на плоскостное моделирование («Танграм», «Колумбово яйцо», « Волшебный круг»); самостоятельно пользуется условными обозначениями, придумывает их; составляет число из 2-х меньших в пределах 10;самостоятельно работает с кругами Эйлера-Венна (3 обруча и более).
Средний уровень (от 15 до 20 баллов)
Ребёнок с помощью педагога выделяет четыре свойства предмета и декодирует информацию; различает геометрические фигуры и тела; называет структурные элементы; с помощью педагога может работать с моделями геометрических фигур и тел; умеет читать линейный алгоритм, но не умеет самостоятельно составлять его ;владеет способами воссоздания фигур из частей игр «Танграм» , «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», но не проявляет инициативы; владеет способами составления числа из двух меньших, но не всегда умеет это объяснить; с помощью педагога работает с кругами Эйлера-Венна (2,3 обруча).
Низкий уровень (от 9 до 15 баллов)
Ребёнок классифицирует предметы по 2,3 свойствам, затрудняется в классификации предметов по четырём свойствам; различает геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; геометрические тела: куб, шар; затрудняется в различии таких геометрических фигур, как ромб,трапеция; геометрических тел, как конус , цилиндр, пирамида; с помощью педагога старается воссоздавать геометрические фигуры по образцу, но не проявляет инициативу; не умеет читать линейный алгоритм; не умеет работать с кругами Эйлера-Венна (2 обруча).
6.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Эрудит» разрабатывалась с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.
- Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
- Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
- Принцип наглядности, соответствующий основным формам мышления дошкольника.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип систематичности и последовательности, предполагает что, усвоение учебного материала идет в определенном порядке, последовательности.
Ориентация на выше перечисленные принципы обучения дает основание предположить, что знания дошкольников будут глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
На первом этапе обучения происходит знакомство детей с моделью:
Модель – это любой образ (мысленный и условный, изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.п.)какого-либо процесса или явления («оригинала» данной модели) используемой в качестве его заместителя.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношение объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся и понятием.
Второй этап обучения даёт возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивать эмоциональное восприятие.
Большое значение на данном этапе обучения отводится самостоятельному использованию моделей пооперационных карт, схем.
Программные мероприятия реализуются в установленном порядке исполнителями программы.
- Координацию деятельности по выполнению программы осуществляет администрация МБДОУ ДСКВ №46.
- Исполнителем программы «Эрудит» является педагог кружка дополнительного образования Дергунова Юлия Анатольевна
- Организационно-методическое и информационное сопровождение Программы осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Исполнитель:
- разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств ее реализации;
- проводит мониторинг реализации Программы;
- подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Координатор:
- участвует в реализации мероприятий Программы;
- обеспечивает методическое и организационно–техническое сопровождение реализации Программы;
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации программы, вносит предложение по ее корректировке.
Отбор детей в кружок происходит на основании заявлений родителей (законных представителей). Время проведения – согласно установленному расписанию.
Расписание занятий
Таблица №4
Дни недели | Время проведения |
Среда | 18.00-18.30 |
Пятница | 18.00-18.30 |
Продолжительность занятия 30 минут |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаева, Е.А. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с логическими отношениями: развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания -М. 1986 с. 113-137.
- Белошистая, А.В. Занятие по математике: развиваем логическое мышление. Д.в. п. 9, 2004.
- Бацик, И.С Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. Д.В. п. 11, 1984 .
- Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. Д.В., п. 9, 1992.
- Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Одарённый ребёнок 6-7 лет. -М.: Новая школа 1995.
- Вербенец, А.М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования. -С-Пб. 2001 стр 146-160. Методические советы к программе «Детство».
- Гончарова, Е.В., Мелетина, Н.С. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений «Учебно-педагогическое пособие для педагогов учреждения». -Шадринск. 1997 .
- Давидчук, А. Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. Д.В, п.12, 1996.
- Зайцев, В.В. Математика для детей дошкольного возраста пособие для воспитателей и родителей.- М. 2001 стр. 15.
- Локоть, Н. Объемная модель, использование ее при формировании временных представлений у дошкольников. Д. В. п.1 1991 .
- Михайлова, З.А. Полякова М. Н., Сумина И., Чеплашкина И.Н., Первые шаги в математику. Д.В., 12, 2004.
- Немомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. -С-Пб. 2005 .
- Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников.- С-П. 1997.
- Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольников.- М. 1977 с. 49.
- Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М. 1991 .
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении. -М. 1988 .
- Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников.- М. 1999 .
- Фидлер, М. Математика уже в детском саду.- М. 1981.
- Щербакова, Е. И, Фунтикова, О.А.,Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. Д.В., п.7, 1986 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»
Цель: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:учить детей фильтровать воду;учить детей садить семена в фасоли;закреплять правила поведения в природе;восп...
Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".
Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-исторически...
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления
Программа предназначена для осуществления дополнительных образовательных услуг....
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на основе игр-путешествий.
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на основе игр-путешествий....
К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста
В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)
Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...