Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_govorushki.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи «Говорушки»
во второй младшей группе
Выполнил: воспитатель
Абеева Айгел Айратовна
Чебоксары 2019
Содержание программы
1.Информационная карта программы
2.Актуальность кружка
3.Цель кружка
4.Задачи кружка
5.Методы проведения кружка
6.Календарно – тематический план занятий
7.Прогнозируемый результат
8.Список используемой литературы
Информационная карта программы
Тип: образовательная
Уровень: развивающий
Форма проведения занятий: подгрупповая
Интеграция образовательных областей:
1.Речевое развитие
2.Социально – коммуникативное развитие
3.Познавательное развитие
4.Художественно – эстетическое развитие
5.Физическое развитие
Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
Цель
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Методы проведения
1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.
Календарно – тематическое планирование кружка
1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца – знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | Потешка «Ой, лады, лады, лады» Песенка-закличка « Осень, осень, в гости просим». Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) Пальчиковая игра «Апельсин» |
Октябрь | Потешка «Варись – варись, кашка» Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Русская народная сказка «Колобок» |
Ноябрь | Потешка «Зайка серенький сидит» Потешка «Сидит белка на тележке» Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Кролик» |
Декабрь | Потешка «Кот на печку пошел» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Пальчиковая игра «Котик» |
Январь | Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» Пальчиковая игра «Варежка» |
Февраль | Потешка «Пекла кошка пирожки» Загадывание загадок о зиме Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) Пальчиковая игра «Блины» |
Март | Потешка «Идёт лисичка по мосту» Разучивание заклички «Весна, весна красна» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) Пальчиковая игра «Моя семья» |
Апрель | Потешка «Солнышко» Потешка « Курочка-рябушечка» Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) Пальчиковая игра «Дом» |
Май | Потешка «На дубочке» Песенка «Жили у бабуси» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» |
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | 1.Потешка «Ой, лады, лады, лады» Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Маме улыбаемся! 2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» Осень, осень, в гости просим. 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин, (рука в кулаке) Много нас, а он один, (указательный палец) Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди) Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой) Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть) В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой) |
Октябрь | 1.Потешка «Варись-варись, кашка» Варись-варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее, Варись, кашка, сладка, Из густого молока, Да из манной крупки. У того, кто кашу ест, Вырастут все зубки! 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» Загорелся кошкин дом! 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 4.Пальчиковая игра «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак) Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью) Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки) Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз) |
Ноябрь | 1.Потешка «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) |
Декабрь | 1.Потешка «Кот на печку пошел» Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются 2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 4.Пальчиковая игра «Котик» Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику) Тёпленький животик, Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши ) Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу) |
Январь | 1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. 2.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) |
Февраль | 1.Потешка «Пекла кошка пирожки» Пекла кошка пирожки, Из гороховой муки. Лист из печки вынула - На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо мышке под порог. Мышка Прасковья пищит из подполья: - Катись, колобок, на мышкин зубок! Мышка-то рада, а кошке досада. 2.Загадывание загадок о зиме. 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) 4.Пальчиковая игра «Блины» Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх ) Напечем всем блины Сковородка шипит, От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки ) Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую) Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую) |
Март | 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту Несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. 2.Разучивание заклички «Весна, весна красна». 3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка) 4.Пальчиковая игра «Моя семья» Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить) Дома дружная семья: Это – мама, (свернуть безымянный палец) Это – я, (согнуть мизинец) Это – бабушка моя, (согнуть средний палец) Это – папа, (согнуть указательный палец) Это – дед, (согнуть большой палец) И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак) |
Апрель | 1.Потешка «Солнышко» Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. 2.Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом». Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики ) |
Май | 1.Потешка «На дубочке» На дубочке, на дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят: Всё про Вареньку, Всё про маленьку... 2.Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси Спрятались в канавке. 3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок (разжать ладони.) Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.) Пёстрых курочек зовёт |
Ожидаемый результат:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
Е.А.Савельева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию вторая младшая группа.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию...
Рабочая программа по музыкальному развитию (вторая младшая группа) 3-4 года
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....
рабочая программа дошкольного образования во второй младшей группе "Детство"
рабочая программа дошкольного образования во второй младшей группе."Детство"...
Рабочая программа кружка «Мастерилка» во второй младшей группе
Программа «Мастерилка» нацелена на развитие мелкой моторики рук и формирование мотивации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса второй младшей группы «Львята» МБДОУ №33 «Буратино». Учебно-о...
Рабочая программа 2016-2017 г (вторая младшая группа)
Рабочая программа 2016-2017 г (вторая младшая группа)...
Рабочие программы по образовательным областям. Вторая младшая группа.
Цель: развитие способностей детей через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды....