ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
рабочая программа (старшая группа) по теме

ПРОГРАММА

 

дополнительно образовательной услуги

по проведению занятий по развитию познавательных способностей

«РУССКАЯ ИЗБА»

 

в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

«Звоночки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkaya_izba.docx272.87 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

                                                         Заведующий МБДОУ ДС №2

 «Калинка»

___________ О.И. Мельник

                                                    Приказ № ____от «____»_________20___г.


http://062013.imgbb.ru/community/32/321019/149bac4cc814eeca607eb207bec1c351.jpghttp://www.stroyplan.ru/files/7/7724/pub7724_1468_3.jpg

Содержание

1

Содержание

2

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

      4

Цели и задачи

      5

     

План работы на год старшая группа

 

       6

План работы на год подготовительная группа

      7

Расписание занятий

      8

Материально-техническое обеспечение

9

Мониторинг

10

Список используемой литературы

Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей

«Русская изба»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года №26;
  • Устав МБДОУ города Нижневартовска  ДС №2 «Калинка»;
  • Программа «Детство»
  • допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Участники программы

Педагогический коллектив МБДОУ №2,

 дети старшего дошкольного возраста.

Система организации контроля за исполнением Программы

Заведующий МБДОУ города Нижневартовска детский сад №2 «Калинка» Ольга Ивановна Мельник

Зам. зав. по ВМР МБДОУ города Нижневартовска детский сад №2 «Калинка» Татьяна Николаевна Гасанова

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Быт русской избы » в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

  

Цель:

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

 Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

Содержанием работы музея русского быта является:

  • проведение экскурсий для дошкольников;
  • посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
  • организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий:

«Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

3. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)

4. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

План работы с детьми на год:

Старшая группа 2015-2016г.

месяц

тема

ответственный

1

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Милости просим в нашу избу»

 2.«Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники) .

Рисование «Изба».

3. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Пословицы о печке.

Игра «В каких сказках встречалась печь».

4. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков

для освещения: лучина, свеча, лампа.

Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее? ».

Муслимова Х.Х.

2

Октябрь

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

1. «Колыбельная для кузи»

2.. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для полотенца»

.3«Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено)

 4. «Люлька – кроватка для малыша».

Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Муслимова Х.Х.

3

Ноябрь

9. неделя

10. неделя

11. неделя

12. неделя

1.Печь – как мать родная

2.. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

3. Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

4. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки..Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

Дидактические игры.

Муслимова Х.Х.

4

Декабрь

13. неделя

14. неделя

15. неделя

16неделя

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

Украшение платка, косынки, кокошника.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

Игра «В мастерской художника», рисование.

3.«Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

4.Рассказы по картинам

Муслимова Х.Х.

5

Январь

17 неделя

18 неделя

Рождество Христово

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

Рисование гжельской посуды.

Муслимова Х.Х.

6

Февраль

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22.неделя

1. «Как жили люди на Руси»

2.. «Масленица» - атрибуты для праздника.

Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

3. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

4. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Муслимова Х.Х.

7

Март

23. неделя

24.неделя

25. неделя

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) .

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) .

Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

Варка каши из тыквы.

 МуслимоваХ.Х.

8

Апрель

26. неделя

27. неделя

28 неделя

4 неделя

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ».

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

2.«Тряпичные куклы»

3.«Глиняные и деревянные игрушки»

Муслимова Х.Х.

План работы с детьми на год:

подготовительная группа 2016-2017 г.

месяц

тема

ответственный

1

Сентябрь

1

2

3

4

  1. Что летом родиться, - зимой пригодиться»
  2. «Восенушка - осень сноп последний косим»
  3. «Хлеб – всему голова»  
  4. «К худой голове своего ума не приставишь»
  5. Закрепление пройденного

                                                                                   

Муслимова Х.Х.

2

Октябрь

5

6

7

8

  1. «Град на усть Оки»
  2. «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

4.  «Злое истребление»

5.  «Камень – град».

Муслимова Х.Х.

3

Ноябрь

9

10

11

12

  1. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
  2. «Синичкин день»
  3. «Где живет перо Жар-птицы?»
  4. «Чудо-чудное, диво-дивное — Золотая Хохлома»

Муслимова Х.Х.

4

Декабрь

13

14

15

16

  1. «Зима — не лето,— в шубу одето»
  2. «Светит, да не греет»
  3. «Пришел мороз – береги ухо и нос»

  1. Снегурочка – внучка Деда Мороза»

Муслимова Х.Х.

5

Январь

17

18

19

20

  1. «Пришла коляда накануне Рождества»
  2. «Зимние узоры»
  3. «Гжель прекрасная»
  4. «Гжель прекрасная»

Муслимова Х.Х.

6

Февраль

21

22

23

24

  1. «Дело мастера боится»
  2. «Живет в  народе песня»
  3. «На героя и слава бежит»
  4. »Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Муслимова Х.Х.

7

Март

25

26

27

28

  1. «Сердце матери лучше солнца греет»
  2. Русская матрешка
  3. Поэзия народного костюма.
  4. Грач на горе – весна на дворе»

 МуслимоваХ.Х.

8

Апрель

29

30

31

32

  1. «Шутку шутить – людей насмешить»
  2. Наши земляки.
  3. Красная горка»
  4. Путешествие на златогривой чудо грейке»

Муслимова Х.Х.

9

Май

33

34

35

36

  1. »Человек без Родины, что соловей без песни!
  2. Литературная викторина.
  3. «Край родной навек любимый»
  4. Прощание с «избой»

Учебный план образовательной деятельности в старшей группе

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Количество

занятий в год

1

4

28

Образовательная деятельность проводится в пятницу  во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью 25 минут.

Учебный план образовательной деятельности в подготовительной  группе

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Количество

занятий в год

1

4

36

Расписание образовательной деятельности

День недели

Время

пятница

17.25.-17.45

Образовательная деятельность проводится в пятницу  во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью 30 минут.

Материально – техническое обеспечение

Название экспоната

Количество шт.

1

Русская печка

1

2

Доска разделочная

1

3

Набор матрешек

1

4

Деревянные ложки

6

5

Чугунный горщок

1

6

Икона «Русская Богородица»

1

7

Накидка для икона

1

8

Рушник  с надписью (хлеб да соль)

1

9

Корзина из бересты

2

10

Вязаные нитки

5

11

Декоративное блюдо «Хохлома»

3

12

Самовар

3

13

Разделочная доска

1

14

Прялка деревянная

1

15

Рушник

5

16

Столик

1

17

Кружки из бересты

2

18

Деревянные игрушки «Петушок»

1

19

Деревянная игрушка «Машина»

1

20

Скатерть «Городец»

2

21

Полотенца «Городец»

2

22

 Вязанные  салфетки

1

23

Кокошник для девочек

1

24

Сарафан

1

25

Рубаха для мальчиков

1

26

Колыбелька для кукол

1

27

Куклы в русских нарядах (тканевые ручная работа)

12

28

Вязаные прихватки

1

29

Вязанный шаль треугольник

1

30

ИКТ Народные песни, промыслы

«Хохлома», «Гжель», «Дымка»

12

31

Коромысло деревянное

1

32

Ведра

2

33

Дрова для печки

6

34

Платки русские народные

2

35

Сахарница

2

36

Сарафан

1

37

Книги. Знакомство детей с русским народным творчеством. Т.А. Бударина

1

38

Шкатулки

2

39

Русские народные сказки

15

40

Бусы из лент

12

41

«Пила  двумя ручками»

1

42

Башмаки

1

43

Ложка деревянная большая

1

44

Половик

2

45

Корзина из бересты для ниток

1

46

Корзина  из бересты  для фруктов

1

47

 Вязанные коврики для стула

2

48

Кочерга железная

1

49

Лопатка для выпечки хлеба

1

50

Толкушка деревянная

1

51

Валик деревянный

1

52

Кружок вязаный

1

53

Дорожка  х/б

2

54

Валенки

1

Сведения о техническом состоянии комнат: 1 экспозиция «Русская изба» расположена в здании детского сада на первом этаже, правое крыло. Площадь помещения составляет 9 кв.м.  Материальное обеспечение:  поступление экспонатов от работников ДОУ и родителей воспитанников.

Организационно-методическое обеспечение:  

- программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

Система мониторинга

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае) на основе беседы:

  1. Что такое музей? ( 2 балла)
  2. Что хранят в музее? (дополнительный вопрос: Как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи?) (3 балла)
  3. Был ли ты в каком-либо музее? )1 балл)
  4. С кем ты ходил в музей? ( 1 балл)
  5. Что тебе запомнилось больше всего? (3 балла)
  6. Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов? Кто их собирает? (2 балла)
  7. Зачем вы (папа, мама, брат, сестра и др.) коллекционируете эти вещи? (2 балла)

Критерии оценки ответов детей:

Высокий уровень – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания (12-14 баллов);

Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают яркие, необычные (9-11 баллов);

Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить 1-2  музейных предмета, с которыми знакомились при посещении музея (6-8 баллов);

Низкий уровень – дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого на могут рассказать о правилах поведения в музее; к музейным предметам равнодушны (не могут их даже просто перечислить) (0-5 баллов).

Использованная литература

1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008

2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

3. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 4.Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.

  1.  Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /
  2.  Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
  3.  Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000 – 304 с.
  5. Колпакова Н. П. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет.лит.,1984.
  6.  Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи Т.И.Вершинин; - Пермское книжное издательство, - Пермь,1 964.
  7.  Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
  8.  Палицина Н.И. Колокольные звоны. Мет. пособие,книга2, г.Пермь, 1 999.
  9.  План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. Н.В.Еончарова и др.- 2-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  10.  Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
  11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.
  12. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
  13. Князева.О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры по ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)

Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

«Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей: «ПДД» (ПАК Кубик)

Программа направлена не только на обучение дошкольников Правилам дорожного движения, но и на развитие личности: интеллектуальное, речевое, на формирование нравственных....

Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик».

Театр-это волшебный мир, в котором мальчики и девочки радуются играм, фантазируют, становятся более раскрепощенными, общительными.Сказка всегда , во все времена имела огромную власть над детским сердц...

«В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей.

laquo;В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей....