ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
рабочая программа (старшая группа) по теме
ПРОГРАММА
дополнительно образовательной услуги
по проведению занятий по развитию познавательных способностей
«РУССКАЯ ИЗБА»
в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
«Звоночки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkaya_izba.docx | 272.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС №2
«Калинка»
___________ О.И. Мельник
Приказ № ____от «____»_________20___г.
Содержание
№ | |
1 | Содержание |
2 | Паспорт программы |
3 | Пояснительная записка |
4 | Цели и задачи |
5
| План работы на год старшая группа
|
6 | План работы на год подготовительная группа |
7 | Расписание занятий |
8 | Материально-техническое обеспечение |
9 | Мониторинг |
10 | Список используемой литературы |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «Русская изба» |
Основания для разработки Программы |
|
Участники программы | Педагогический коллектив МБДОУ №2, дети старшего дошкольного возраста. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МБДОУ города Нижневартовска детский сад №2 «Калинка» Ольга Ивановна Мельник Зам. зав. по ВМР МБДОУ города Нижневартовска детский сад №2 «Калинка» Татьяна Николаевна Гасанова |
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Быт русской избы » в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
Содержанием работы музея русского быта является:
- проведение экскурсий для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий:
«Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
3. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
4. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
План работы с детьми на год:
Старшая группа 2015-2016г.
План работы с детьми на год:
подготовительная группа 2016-2017 г.
№ | месяц | тема | ответственный | |
1 | Сентябрь | 1 2 3 4 |
| Муслимова Х.Х. |
2 | Октябрь | 5 6 7 8 |
4. «Злое истребление» 5. «Камень – град». | Муслимова Х.Х. |
3 | Ноябрь | 9 10 11 12 |
| Муслимова Х.Х. |
4 | Декабрь | 13 14 15 16 |
| Муслимова Х.Х. |
5 | Январь | 17 18 19 20 |
| Муслимова Х.Х. |
6 | Февраль | 21 22 23 24 |
| Муслимова Х.Х. |
7 | Март | 25 26 27 28 |
| МуслимоваХ.Х. |
8 | Апрель | 29 30 31 32 |
| Муслимова Х.Х. |
9 | Май | 33 34 35 36 |
|
Учебный план образовательной деятельности в старшей группе
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Образовательная деятельность проводится в пятницу во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью 25 минут.
Учебный план образовательной деятельности в подготовительной группе
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 36 |
Расписание образовательной деятельности
День недели | Время | |
пятница | 17.25.-17.45 |
Образовательная деятельность проводится в пятницу во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью 30 минут.
Материально – техническое обеспечение
№ | Название экспоната | Количество шт. | |
1 | Русская печка | 1 | |
2 | Доска разделочная | 1 | |
3 | Набор матрешек | 1 | |
4 | Деревянные ложки | 6 | |
5 | Чугунный горщок | 1 | |
6 | Икона «Русская Богородица» | 1 | |
7 | Накидка для икона | 1 | |
8 | Рушник с надписью (хлеб да соль) | 1 | |
9 | Корзина из бересты | 2 | |
10 | Вязаные нитки | 5 | |
11 | Декоративное блюдо «Хохлома» | 3 | |
12 | Самовар | 3 | |
13 | Разделочная доска | 1 | |
14 | Прялка деревянная | 1 | |
15 | Рушник | 5 | |
16 | Столик | 1 | |
17 | Кружки из бересты | 2 | |
18 | Деревянные игрушки «Петушок» | 1 | |
19 | Деревянная игрушка «Машина» | 1 | |
20 | Скатерть «Городец» | 2 | |
21 | Полотенца «Городец» | 2 | |
22 | Вязанные салфетки | 1 | |
23 | Кокошник для девочек | 1 | |
24 | Сарафан | 1 | |
25 | Рубаха для мальчиков | 1 | |
26 | Колыбелька для кукол | 1 | |
27 | Куклы в русских нарядах (тканевые ручная работа) | 12 | |
28 | Вязаные прихватки | 1 | |
29 | Вязанный шаль треугольник | 1 | |
30 | ИКТ Народные песни, промыслы «Хохлома», «Гжель», «Дымка» | 12 | |
31 | Коромысло деревянное | 1 | |
32 | Ведра | 2 | |
33 | Дрова для печки | 6 | |
34 | Платки русские народные | 2 | |
35 | Сахарница | 2 | |
36 | Сарафан | 1 | |
37 | Книги. Знакомство детей с русским народным творчеством. Т.А. Бударина | 1 | |
38 | Шкатулки | 2 | |
39 | Русские народные сказки | 15 | |
40 | Бусы из лент | 12 | |
41 | «Пила двумя ручками» | 1 | |
42 | Башмаки | 1 | |
43 | Ложка деревянная большая | 1 | |
44 | Половик | 2 | |
45 | Корзина из бересты для ниток | 1 | |
46 | Корзина из бересты для фруктов | 1 | |
47 | Вязанные коврики для стула | 2 | |
48 | Кочерга железная | 1 | |
49 | Лопатка для выпечки хлеба | 1 | |
50 | Толкушка деревянная | 1 | |
51 | Валик деревянный | 1 | |
52 | Кружок вязаный | 1 | |
53 | Дорожка х/б | 2 | |
54 | Валенки | 1 |
Сведения о техническом состоянии комнат: 1 экспозиция «Русская изба» расположена в здании детского сада на первом этаже, правое крыло. Площадь помещения составляет 9 кв.м. Материальное обеспечение: поступление экспонатов от работников ДОУ и родителей воспитанников.
Организационно-методическое обеспечение:
- программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
Система мониторинга
Диагностика детей проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае) на основе беседы:
- Что такое музей? ( 2 балла)
- Что хранят в музее? (дополнительный вопрос: Как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи?) (3 балла)
- Был ли ты в каком-либо музее? )1 балл)
- С кем ты ходил в музей? ( 1 балл)
- Что тебе запомнилось больше всего? (3 балла)
- Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов? Кто их собирает? (2 балла)
- Зачем вы (папа, мама, брат, сестра и др.) коллекционируете эти вещи? (2 балла)
Критерии оценки ответов детей:
Высокий уровень – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассматривания (12-14 баллов);
Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают яркие, необычные (9-11 баллов);
Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей; с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут вспомнить 1-2 музейных предмета, с которыми знакомились при посещении музея (6-8 баллов);
Низкий уровень – дети не знают, что такое музей; даже при помощи взрослого на могут рассказать о правилах поведения в музее; к музейным предметам равнодушны (не могут их даже просто перечислить) (0-5 баллов).
Использованная литература
1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008
2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
3. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.; Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
4.Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /
- Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
- Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000 – 304 с.
- Колпакова Н. П. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет.лит.,1984.
- Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи Т.И.Вершинин; - Пермское книжное издательство, - Пермь,1 964.
- Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
- Палицина Н.И. Колокольные звоны. Мет. пособие,книга2, г.Пермь, 1 999.
- План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. Н.В.Еончарова и др.- 2-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
- Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.
- Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
- Князева.О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры по ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...
Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...
«Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей: «ПДД» (ПАК Кубик)
Программа направлена не только на обучение дошкольников Правилам дорожного движения, но и на развитие личности: интеллектуальное, речевое, на формирование нравственных....
Проект «Воспитание духовно-нравственных качеств личности, посредством русских народных праздников» группы общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни.
Содержание проекта:1. Целеполагание ...
Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик».
Театр-это волшебный мир, в котором мальчики и девочки радуются играм, фантазируют, становятся более раскрепощенными, общительными.Сказка всегда , во все времена имела огромную власть над детским сердц...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знакомство с народными игрушками» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
Знакомство с народной игрушкой...
«В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей.
laquo;В гостях у сказки» платная услуга по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей....