Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 6 г. Туймазы
______________Хазиева Г.А.
Принято
на педагогическом совете
протокол №___от 2018 г
Программа дополнительной образовательной услуги
Кружок «От слова к слову» по развитию речи
Для детей среднего дошкольного возраста
Руководитель: Белоусова Э.М.
2018-2019 уч. год.
Оглавление
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3. Цели и задачи реализации программы.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
1.5.Планируемый результат освоение программы.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание деятельности
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
III. Организационный
3.1. Материально-техническое оснащение программы.
3.2. График проведения кружка.
3.3. Перечень нормативных документов и нормативно-методических документов.
3.4. Список детей
- Целевой раздел
1. Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
1.2. Актуальность.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
1.3.Цель и задачи программы:
Цель: Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;
4. Формирование умений отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц;
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы.
Формы проведения:
- Систематическая образовательная деятельность
- Игры, игровые приемы
- Индивидуальная работа
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и главных педагогических принципах:
1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.
2. Принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и увлекательна для детей.
4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры.
1.5.Планируемый результат освоение программы.
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;
2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;
3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;
4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;
5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;
6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.
II Содержательный раздел
2.1. Описание деятельности.
Программа кружка «От слова к слову»" определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитателя и детей средней группе детского сада» направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5 лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
Содержание программы:
№ | Тема образовательной деятельности | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | |||
Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | |||
Октябрь | |||
1. | Знакомство с мнемодорожками | Подбор слов к заданной картинке | Картинки |
2. | «Наша Таня громко плачет». | Заучивание стихотворения. Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки |
3. | «В руки овощи берем» | Чтение стихотворения Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок |
4. | «Осень | Составление 2-3 предложения с помощью мнемодорожки | картинки |
Ноябрь | |||
1. | «Курочка Ряба» | Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблиц. | Текст набор картинок |
2. | «Подарки осени». | Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять мнемодорожку к знакомым стихотворениям из набора картинок | Набор картинок |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке» | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Декабрь | |||
1. | Рассказывание сказки «Рукавичка | Чтение сказки Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст, набор картинок по тексту. |
2. | «Варежка». | Заучивание стихотворения Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Убери лишние картинки». | Закреплять умение детей определять лишние картинки ко мнемотаблице | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Январь | |||
1. | «Зима» | Составление 3-4 предложения с помощью мнемодорожки из набора картинок. | набор картинок |
2. | «Елка». | Заучивание стихотворения «Елка». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | «Заяц» | Составление описательного рассказа . Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | набор картинок по тексту. |
4. | «Мишка, мишка, что с тобой» | Заучивание наизусть стихотворения «Падает снежок». Д/игра «Наведи порядок в картинках». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Февраль | |||
1. | «Зимовье зверей» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Снегири», | Заучивание стихотворения . Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Какую пользу приносят животные». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по набору слов». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Март | |||
1. | «Весна» | Составление 3-4 предложения с помощью мнемодорожки из набора картинок. | Набор картинок |
2. | «Стихотворение «Весна пришла».». | Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | «У Солнышка в гостях» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст , набор картинок по тексту. |
4. | «Белка шалунишка». | Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Апрель | |||
1. | «Теремок» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст, набор картинок по тексту. |
2. | Загадоки | Отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц | мнемотаблица |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по набору слов». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Май | |||
1. | Стихотворение «Лягушка». | Чтение стихотворения. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Лягушка». | Заучивание стихотворения. Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям | Картинки к дидактической игре |
4. | Лето | Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы | мнемотаблица |
2.2 Взаимодействие с семьей воспитанников.
месяц | Тема |
Январь | Консультация «Что такое мнемотехника?» |
Февраль | Консультация «Использование мнемотехники в развитие речи детей» |
Март | Консультация «Разучивание стихотворения с помощью мнемотехники» |
Апрель | Памятка «Правила работы по мнемотаблицам» |
Май | Консультация «Составляем и используем мнемотаблицы дома» |
III Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
4. Т.А. Егорова «Комплексные занятия по сказкам» Для детей 4-6 лет Волгоград: Учитель 2013
5.. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
6. .Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
7..Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т.Л. Мнемотехника для дошкольников. Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017
8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011
9. Интернет – странички.
3.2. График работы кружка
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 8 (20 мин в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий.
График работы кружка.
День недели | Время проведения | Кол-во детей |
пятница | 15.30-15.50 | 25 |
3.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
3.4 Список детей
Список детей средняя группа №6
№ | Ф.И ребенка |
Алексеев Кирилл | |
Воронина Полина | |
Газина Амина | |
Галимьянов Артур | |
ГиндуллинаАйза | |
Денисова Вероника | |
ЗамалиеваСамина | |
Ирназарова Арина | |
Казакова Александра | |
Кузнецова Сабина | |
Низамиев Равиль | |
Насретдинов Динар | |
Павлов Андрей | |
Султанов Рамзан | |
Салимгареева Рената | |
Столяров Матвей | |
СибагатуллинаСамина | |
Хамидуллина Амина | |
Шарафутдинов Артур | |
Шайхутдинов Дамир | |
ШайхутдиновРадмир | |
Шаяхметов Булат | |
Юнусова Камилла | |
Савельев Мират | |
КаландароваРалина | |
Тарасов Дмитрий | |
ГалиуллинаИльсина |
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
программа дополнительной образовательной услуги в подготовительной группе "В мире слов"
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без ...