Методическая разработка игрового тренингового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Созвездие»
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной разработке представлено игровое тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия – развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, содействие раскрытию их творческого потенциала и гармонизации личности.
Задачи:
- развитие психологической базы речи (внимание, восприятие, мышление, память, чувство ритма);
- развитие экспрессивной речи;
- развитие творческих способностей и воображения;
- содействие формированию у детей интереса к самим себе и познанию других детей;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие мелкой моторики;
- развитие навыков сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 Невского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка игрового тренингового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Созвездие»
Педагог-психолог:
Сергеева Александра Михайловна
Санкт-Петербург 2020
Игровое тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Созвездие».
Цель занятия – развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, содействие раскрытию их творческого потенциала и гармонизации личности.
Задачи:
- развитие психологической базы речи (внимание, восприятие, мышление, память, чувство ритма);
- развитие экспрессивной речи;
- развитие творческих способностей и воображения;
- содействие формированию у детей интереса к самим себе и познанию других детей;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие мелкой моторики;
- развитие навыков сотрудничества.
Материалы:
- темно-синяя бумага для пастели («Звездное небо»);
- звезды, вырезанные из бумаги (по количеству детей);
- фломастеры, цветные карандаши;
- материалы для скрапбукинга;
- белая гуашь, кисть;
- клей-карандаш (по количеству детей);
- коврики (по количеству детей);
- портативная колонка для воспроизведения музыки;
- аудиозаписи (Yiruma – «Moonlight»; «Dream»; песня «Маленький принц», слова:Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева; мелодия «Признание» авт. А.Рыбников из к/ф «Карантин»; песня «Прекрасное далеко» слова Ю. Энтин, музыка Е.Крылатов; мелодия «Встреча» из к/ф «Сказка о звездном мальчике» авт. А. Рыбников; мелодия из к/ф «Гостья из будущего» Е. Крылатов).
Ход занятия:
- Ритуал приветствия: упражнение «Здравствуйте!».
Цель: привлечение внимания детей, создание положительного эмоциональногонастроя в группе.
Психолог: «Ребята! Давайте сейчас встанем в круг, скрестим руки и пожелаем друг другу здоровья. На 3-4 скажем по слогам дружно: «Здрав-ствуй-те!».
А теперь поприветствуем друг-друга стихами:
Здравствуйте, здравствуйте!
Мы вас ждем (делаем вращательные движения руками по направлению к себе, имитируя приглашение к себе).
Вы промокли под дождем?(соединяем руки над головой, имитируя крышу).
- Где ваш зонтик? (разводим руки в стороны)
- Потеряли. (бросаем руки вниз)
- Где калоши? (выставляемпоочередно ноги вперед, демонстрируя обувь)
- Кот унес.
- Где перчатки? (поворачиваем верх-вниз ладони с растопыренными пальцами, имитируя перчатки)
- Спрятал пес.(прячем руки за спину)
- Все равно вы проходите (делаем вращательные движения руками по направлению к себе, имитируя приглашение к себе),
И тихонечко… (хором) сидите (складываем руки друг на друга, имитируя готовность к уроку)
Друг на друга (хором) … не глядите (закрываем глаза руками).
И ногами не (хором) …стучите (имитируем ходьбу на месте).
Очень громко не (хором) …кричите (указательный палец подносим к губам в знак тишины).
12345 (хлопаем в ладоши по счету)
Будем дружно мы (зажимаем пальцы руки, имитируя счет)
(хором) считать.
12345 (хлопаем в ладоши по счету)
Будем дружно мы(складываем ладони вместе, имитируя книгу и чтение)
(хором) читать.
12345 (хлопаем в ладоши по счету)
Будем дружно (рисуем руками круг в воздухе)
(хором) рисовать.
12345 (хлопаем в ладоши по счету).
- Упражнение «Имя»[1].
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, чувства ритма, слухового восприятия.
Дети стоят в кругу. Психолог: «Ну а теперь, поиграем с вашими именами. Сначала на счет «раз, два, три» вы громко называете свои имена, затем на счет «раз, два, три» скажите свое имя шепотом и далее на счет «раз, два, три» - произнесите свое имя только губами».(Игра повторяется 3 раза).
- Игра «Альтаир – Сириус».
Цель: развитие произвольного внимания, зрительно-моторной координации.
Дети стоят в кругу. Психолог: «Сегодня я хочу познакомить вас еще с двумя волшебными именами «Альтаир» и «Сириус». Давайте мы с ними поиграем. Как только я скажу «Альтаир» - вы поднимете руки вверх и покажете букву «А», а когда услышите «Сириус» - присядете на корточки. (Игра повторяется 4-5 раз).
Психолог: «Ребята, а вы знаете, чьи это «имена»?(Ответы детей)Сириус и Альтаир - это «имена» звезд. Многие из самых ярких звезд имеют свои собственные названия арабского, греческого или латинского происхождения. Например,Альтаир, Сириус или Регул. Давайте мы с вами сегодня поговорим о звездах. Садитесь на коврики поудобнее, я вам расскажу одну интересную историю».
На фоне спокойной музыки (музыка:Yiruma – «Moonlight»; «Dream») психолог говорит: «Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, также как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды они мечтали о будущем, вечном, прекрасном. Но однажды люди, подняв, голову к небу вдруг не обнаружили ни одной звезды». Психолог показывает детям лист ватмана, на котором изображено ночное небо.«У людей появилось чувство одиночества, возникло ощущение, что мы земляне остались во всей галактике одни. Давайте поможем людям вновь оживить космическое небо, зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту. Сейчас я попрошу каждого из вас создать собственную звезду».
- Упражнение «Моя звезда».
Цель: развитие воображения и творческих способностей детей, мотивирование детей к самопознанию и познанию других людей, пробуждение интереса к внутреннему миру другого человека.
Психолог дает каждому ребенку по звездочке. Детям необходимо украсить ее по своему желанию. Во время рисования звучит музыка (песня «Маленький принц», слова:Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева; мелодия «Признание» авт. А.Рыбников из к/ф «Карантин»; песня «Прекрасное далеко» слова Ю. Энтин, музыка Е.Крылатов).Затем дети по кругу представляют свои звезды: рассказываюткак они называется, высоко или низко находится на небе, видно ли их с Земли, есть ли рядом другие звездочки, описывают ее настроение.
- Упражнение «Поговорим о звездах».
Цель: способствовать формированию произвольной речи, развивать умение строить высказывание по схеме.
Психолог: «Назовите, пожалуйста, любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «Звезда»(морская звезда, нагрудный знак, звезда шоу-бизнеса).
Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то сходство у человека и звезды? В чем оно заключается? (Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок). Значит, каждый из нас уникален, как уникальна на небе каждая звезда».
- Упражнение «Созвездия».
Цель: развитие произвольного внимания, навыков невербального общения, командообразования.
Психолог: «Каждый из нас – звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы начнете двигаться по залу под музыку и время от времени я буду называть какое-то число, например 6 и вам надо будет объединиться в группу из шести человек (мелодия «Встреча» из к/ф «Сказка о звездном мальчике» авт.А. Рыбников).
- Упражнение «Подбери рифму».
Цель: способствовать развитию памяти и мышления, чувства ритма, расширению словарного запаса детей, а также развитию умения чувствовать интонационную выразительность речи.
Психолог. «Ребята, а вы знаете, что звезды общаются между собой, и даже с нами. Они прислали нам небольшое послание. Но пока оношло, часть слов потерялась. Нам нужно его будет восстановить, чтобы получились стихи, чтобы было в рифму».
Я, как большое донце,
Моё имя …Солнце.
Встретимся когда-нибудь,
Мое имя Млечный…путь.
Ярче всех горит всегда
Вам Полярная…звезда.
Я известна на весь мир,
Мое имя…Альтаир.
У Земли я лишь одна
Раскрасавица…Луна.
От меня не много света,
Я хвостатая …комета.
- Упражнение «Расскажи стихи руками»
Цель: способствовать развитию произвольного внимания, памяти, чувства ритма, мимической выразительности, умения чувствовать интонационную выразительность речи.
Психолог: «А теперь давайте мы подарим звездам стихотворение о них. Правда звездыдостаточно далеко и, вряд ли нас услышат, поэтому расскажем стихотворение руками. Готовы? Тогда вперед!»
- Ах, какая красота! (разводим руки в стороны)
В небесах горит звезда: (скрещиваем над головой ладони с растопыренными пальцами).
Лучики мигают, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Привет нам посылают (ладошками машем над головой).
Лучиков коснемся (смыкаем поочередно с большими пальцами пальчики обеих рук)
Звездам (скрещиваем над головой ладони с растопыренными пальцами) улыбнемся (улыбка).
Ручкой правой им помашем (машем)
Звездный танец дружно спляшем (кружимся вокруг себя вправо)
Ручкой левой им помашем (машем)
Звездный танец дружно спляшем (кружимся вокруг себя влево).
Отдохнем теперь чуть-чуть (бросаем руки вниз, наклоняемся)
И пора в обратный путь (маршируем на месте).
- Упражнение «Звездное небо»
Цель: способствовать развитию навыков невербального общения, формированию умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
«Ну а теперь пришла пора оживить космическое небо.(мелодия из к/ф «Гостья из будущего авт. Е.Крылатов).Возьмите в руки свои звездочки и расположите их в той части неба, которая вам больше всего понравилась. А теперь соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. А создали его дети, воспитанники группы №1. Ребята, а как называется ваша группа? (Ответы детей) Давайте, мы так и назовем наше созвездие. (Психолог вместе с детьми приклеивает название созвездия) Итак, ребята, наступает торжественный момент. На небе зажглось созвездие под названием «Солнышко».
Ритуал прощания: Вот и пришла пора прощаться. Давайте встанем в круг, скрестим руки и произнесем все вместе по слогам: «До сви-да-ни-я!»
Список литературы:
- Заикина, А.М. Поиграем на листе бумаги/ А.М. Заикина, М.С. Заикин, С.М. Заикин.- М.: Лист, 1999.
- Заикин М.С., Синицына Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2006
- Семенович А. В. Нейро-психологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007
- Синицына Е.И. Умные занятия и игры. М.:Лист, Вече, 2002.
[1] Семенович А. В. Нейро-психологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методические разработки сценариев занятийдля детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День прав ребёнка»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Учусь управлять собой".
Данное занятие способствует приобретению навыков саморегуляции поведения детьми дошкольного возраста при взаимодействии в детском коллективе. ...
Конспект тренингового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
Цель: помочь каждому ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения.Оборудование: белые и черные кружочки; «волшебная палочка»; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка....
Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов
Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...
Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».
Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей группыТема: « Письмо почтальона Печкина»...
Тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Дари радость"
Эмоциональное сближение детей и совершенствование умения откровенно выражать свои чувства,умение говорить добрые слова и пожелания,а также умение проявлять сопереживание...