МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конструкт занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
методическая разработка (старшая группа)
В конструкте представлена Творческая мастерская «Сундучок добра» как одна из современных и эффективных форм организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей с целью формирования у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи основ духовно-нравственных ценностей, повышения интереса к истории и культуре своего народа. Дети проводят мастер-класс для родителей по изготовлению народной обереговой куклы "Подорожница", которую наши предки делали для воинов, уходящих защищать свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа – детский сад «Гармония», структурное подразделение -детский сад № 49 «Дом радости»
\
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конструкт занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Материал подготовили:
О.А.Симбирцева, учитель-логопед
О.А. Курочкина, И.В.Савас, воспитатели
Тема: Кукла-оберег «Подорожница» для Защитника Отечества
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет);
Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, творческая, игровая, трудовая;
Форма организации: «Творческая мастерская «Сундучок добра»
Цель: Формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи основ духовно-нравственных ценностей, повышения интереса к истории и культуре своего народа
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-знакомить детей с историей и традициями русского народа (познавательное развитие);
-познакомить с предметами народного быта (познавательное развитие);
-обогащать и актуализировать словарь различных частей речи (речевое развитие);
-познакомить детей с русскими традициями проводов солдата на службу (познавательное развитие);
-изготовление традиционной куклы-оберега «Подорожница» (художественно-эстетическое развитие);
- формировать мелкую и общую моторику
Развивающие:
-развивать интерес к русскому народному творчеству, рукоделию и фольклору
-формировать тактильные навыки при работе с тканями и нитками, умение различать лицевую и изнаночную сторону ткани
-развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память
-формировать творческие способности детей (художественно-эстетическое развитие);
-автоматизировать отрабатываемые звуки (речевое развитие);
-обогащать эмоциональную сферу детей (художественно-эстетическое развитие).
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви к семье, своей малой Родине (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);
-повышать интерес к истории и культуре своего народа (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);
-воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
-воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе творчества (социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие).
-воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе творчества.
Планируемые результаты:
- имеют представление о духовно-нравственных ценностях своего народа, традициях и быте;
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, используя в общении монологическую и диалогическую формы речи;
- демонстрируют достаточно хорошо развитую общую и мелкую моторику;
- обладают эмоциональной отзывчивостью и сопереживанием.
Описание условий: наглядные методы и приёмы, словесные методы и приёмы, практические методы и приёмы.
Предварительная работа:
Подбор иллюстративно – демонстративного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг). Беседы; «Как жили наши предки», «Лоскутные куклы», «Домашний очаг», «Русские традиции проводов в армию» (солдат в форме, крупа, хлеб, мешочек с землей, семья провожает солдата).
Изготовление обереговой куклы Подорожницы. Выполнение игровых упражнений на развитие психологической базы речи, мелкой и общей моторики. Разучивание пословиц, поговорок о Родине, о защитниках Родины; отрывка песни «Солдатушки – бравы ребятушки».
Оборудование:
Ткани, вата, нитки, земля, зола, горох, греча, рис, ножницы, , сундук.
Информационно-образовательная среда:
«Музей кукол», макет «Земля русская в старину далекую». Картинки с изображением правил безопасности при работе с ножницами,
иллюстрации с изображением различных схем по изготовлению кукол, мнемотаблицы с пословицами о Родине.
Задачи для детей:
1.Познакомить гостей с групповым музеем тряпичной народной куклы, с предметами народного быта, обычаями проводов солдата в армию.
2.Открыть сундучок.
3. Провести Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Подорожницы.
Этапы (Последовательность деятельности) | Действия, деятельность педагога/педагогическая техника взаимодействия с детьми | Действия, деятельность детей | Формы, методы, приёмы | Планируемый результат |
I. Организационный момент, мотивация | Гости входят в группу. Гостей встречают дети: 1 реб. Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль. 2 реб. Мы рады гостям, как добрым вестям! 3 реб. Всех привечаем, душевно встречаем. Дети знакомятся с гостями, игра «Передай клубок, назови имя». Начинает учитель-логопед: - Я по горенке иду, клубок ниток несу, Клубок маленький, нитки аленьки. Клубочек мы передаём, своё имя назовём. | Дети встречают гостей Знакомятся с ними Проговаривают слова игры. | Беседа Самостоятельное рассказывание УНТ | Проявляют эмоциональную отзывчивость, Способны использовать в самостоятельной и монологической и диалогической речи распространённые и сложные предложения, контролировать правильное звукопроизношение. |
II. Цель деятельности | Провести с гостями мастер-класс по изготовлению куклы оберега Подороржница. | Дети принимают цель деятельности и удерживают в течение всей деятельности | ||
III. Процесс реализации цели. Задача №1 Познакомить гостей с групповым музеем тряпичной народной куклы, с предметами народного быта Задача № 2 Открыть сундучок Задача № 3 Провести Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы | Воспитатель: Ну вот мы и познакомились. Дорогие гости, посмотрите вокруг. Хорошо у нас в группе, тепло, а сколько добра всякого –видимо-невидимо. Даже музей народной куклы есть, и предметы народного быта. Ребята, расскажите, что это за предметы? Деревянные ложки – есть кашу, похлёбку. Учитель-логопед: А какой у нас сундук замечательный. Чок-чок, чок-чок! Перед вами сундучок! Он старинный такой Сундучок, секрет открой. Заглянем что же там лежит? (не открывается) Логопед: ребята, гости помогите мне сказать заветные слова, может тогда сундучок откроется. Сундук открывается.
Заглядываем в сундук, находим там куклу-Подорожницу и материал для её изготовления. Схемы. Воспитатель: - Ой, какая куколка интересная. Вы знаете, как она называется? Учитель-логопед: - А для чего делали эту куколку? Ребята, вы знаете, какие традиции проводов солдата в армию были у наших предков? Воспитатель спрашивает детей: Ребята, а зачем здесь все эти предметы – лоскутки ткани, вата, нитки…. Воспитатель – А мы с вами умеем делать такую куклу? Учитель-логопед: Скажите, ребята, а какие пословицы или поговорки помогают трудиться?
Практическая детско-взрослая деятельность. Работаем по схеме и по показу. Приговариваем: 1.Глаза видят, руки делают. Куколку верчу, подарить хочу. 2. Удача со мной, все беды за спиной. Как захочу, так и будет. 3. Солнышко сияет, желанье моё исполняет, То желанье не ради злата пустого, а ради слова простого… | Дети показывают и рассказывают о предметах народного быта Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Рушник русское полотенце. Ухват – металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков Горшок глиняный – для приготовления пищи. Дети проговаривают вместе с логопедом слова скороговорку Заглядывают в сундук. Проявляют эмоции и интерес, к тому, что лежит в сундуке Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли, рассуждают. Провожая солдата на службу было принято дарить ему амулеты и обереги. А вслед провожатому принято было кидать крупу риса, пшена, гречки. Тем самым верилось, что солдат не будет голодать и нуждаться в самом необходимом. Символическим предметом также была буханка хлеба, которую было принято откусывать переде службой во время застолья и говорить громко при всех родственниках, что обязательно доест, когда вернется. Затем хлеб заворачивали в чистое полотенце и хранили в сухом месте до тех пор, пока солдат не вернется. Взять с собой куклу-оберег Подорожницу, у которой в мешочке была родная земля – вспоминать Родину, крупа - не голодать на чужбине, зола из очага – чтобы чувствовать тепло родного дома. Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли, рассуждают. Проговаривают пословицы, поговорки. - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Скучен день до вечера, если делать нечего. - Поспешишь – людей насмешишь. -Сделал дело – гуляй смело. - Маленькое дело лучше большого безделья. Спрашивают гостей, какие они знают пословицы и поговорки о труде. Слушают гостей. | Словесные: уточняющие и репродуктивные вопросы. Самостоятельной рассказывание. Наглядные: Картинки, куклы, предметы народного быта. Практический: Действия с предметами быта во время рассказывания. Наглядный: Показ наглядности Словесный: Побуждение к действию. Повторение по речевому образцу. Проговаривание скороговорки. Словесные: уточняющие, поисковые и репродуктивные вопросы. Самостоятельное рассказывание. Наглядные: кукла, схемы изготовления куклы Подорожницы, материал для изготовления куклы Словесный: наводящие вопросы, побуждение к действию. Словесный: Проговаривание пословиц и поговорок, репродуктивные вопросы. Практический: действия с предметами (детали куклы), изготовление куклы. Словесный: проговаривание поговорок. | Проявляют речевую активность и с желанием взаимодействуют со сверстниками и взрослыми Способны контролировать правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память Проявляют интерес к создавшейся ситуации. Способны контролировать правильное звукопроизношение. Проявляют речевую активность. Проявляют творческую активность и с желанием взаимодействуют со взрослыми. Способны контролировать правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память. Выполняют упражнения для координации речи с движениями мелкой моторики |
IV. Итог деятельности Рефлексия | Воспитатель подводит итог деятельности: Дети, мы замечательно провели время? Что вам понравилось больше всего? Учитель-логопед: Давайте подарим друг другу куклу-оберег и мудрый подарок – пословицу о Родине. | Отвечают на вопросы, выражают собственные мысли. Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались.
| Словесный: Побуждение к действию. Проговаривание пословиц и поговорок, репродуктивные вопросы, оценка действий. Наглядный: мнемотаблицы с пословицами о Родине; рассматривание кукол друг друга. | Умеют выражать свои мысли и чувства. Умеют оценить процесс и результат совместной деятельности. Проявляют речевую активность. Контролируют правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память. |
V. Открытый временной конец | Логопед предлагает проверить весь ли материал был использован на мастер-классе. Дети находят схему и материал куклы, которую они еще не умеют делать | Дети проявляют эмоциональный отклик и делают выбор-научиться делать куклу «Куватку» | Словесный: побуждение к действию. Наглядный: демонстрация куклы Куватки. | Дети проявляют интерес к созданной ситуации, включаются в общение. Проявляют готовность к творческой продуктивной деятельности посредством работы в мастерской. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. «Правила здорового питания»
Тема НОД: «Правила здорового питания»...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...
- Мне нравится (1)