МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конструкт занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
методическая разработка (старшая группа)

Симбирцева Ольга Алексеевна

В конструкте представлена Творческая мастерская «Сундучок добра» как одна из современных и эффективных форм организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей с целью формирования у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи основ духовно-нравственных ценностей, повышения интереса к истории и культуре своего народа. Дети проводят мастер-класс для родителей по изготовлению народной обереговой куклы "Подорожница", которую наши предки делали для воинов, уходящих защищать свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа – детский сад «Гармония», структурное подразделение -детский сад № 49 «Дом радости»

\

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Конструкт занятия для детей старшего  дошкольного возраста (5-6 лет)

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Материал подготовили:

 О.А.Симбирцева, учитель-логопед

О.А. Курочкина, И.В.Савас, воспитатели


Тема: Кукла-оберег «Подорожница» для Защитника Отечества

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет);

Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, творческая, игровая, трудовая;

Форма организации: «Творческая мастерская «Сундучок добра»

Цель: Формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи основ духовно-нравственных ценностей, повышения интереса к истории и культуре своего народа

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

     -знакомить детей с историей и традициями русского народа (познавательное развитие);

     -познакомить с предметами народного быта (познавательное развитие);

      -обогащать и актуализировать словарь различных частей речи (речевое развитие); 

     -познакомить детей с русскими традициями проводов солдата на службу (познавательное развитие);

     -изготовление традиционной куклы-оберега «Подорожница» (художественно-эстетическое развитие);

    - формировать мелкую и общую моторику

Развивающие:

-развивать интерес к русскому народному творчеству, рукоделию и фольклору

-формировать тактильные навыки при работе с тканями и нитками, умение различать лицевую и изнаночную сторону ткани

-развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память

     -формировать творческие способности детей (художественно-эстетическое развитие);

     -автоматизировать отрабатываемые звуки (речевое развитие);

     -обогащать эмоциональную сферу детей (художественно-эстетическое развитие).

Воспитательные:

   - воспитывать чувства любви к семье, своей малой Родине (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

   -повышать интерес к истории и культуре своего народа (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

   -воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

   -воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе творчества (социально-коммуникативное развитие, художественно-    эстетическое развитие).

   -воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе творчества.

Планируемые результаты:

- имеют представление о духовно-нравственных ценностях своего народа, традициях и быте;

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- активно взаимодействуют  со сверстниками и взрослыми, используя в общении монологическую и диалогическую формы речи;

- демонстрируют достаточно хорошо развитую общую и мелкую моторику;

- обладают эмоциональной отзывчивостью и сопереживанием.

Описание условий: наглядные методы и приёмы, словесные методы и приёмы, практические методы и приёмы.

Предварительная работа:

Подбор иллюстративно – демонстративного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг).  Беседы; «Как жили наши предки», «Лоскутные куклы», «Домашний очаг», «Русские традиции проводов в армию» (солдат в форме, крупа, хлеб, мешочек с землей, семья провожает солдата).

 Изготовление обереговой куклы Подорожницы.  Выполнение игровых упражнений на развитие психологической базы речи, мелкой и общей моторики. Разучивание пословиц, поговорок о Родине, о защитниках Родины; отрывка песни «Солдатушки – бравы ребятушки».

Оборудование:

Ткани, вата, нитки, земля, зола, горох, греча, рис,  ножницы, , сундук.

Информационно-образовательная среда:

«Музей кукол», макет «Земля русская в старину далекую». Картинки с изображением правил безопасности при работе с ножницами,

 иллюстрации с изображением различных схем по изготовлению кукол,  мнемотаблицы с пословицами о Родине.

Задачи для детей: 

1.Познакомить гостей с групповым музеем тряпичной народной куклы, с предметами народного быта, обычаями проводов солдата в армию.

2.Открыть сундучок.

3. Провести Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Подорожницы.

Этапы

(Последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога/педагогическая техника взаимодействия с детьми

Действия, деятельность детей

Формы,

методы,

приёмы

Планируемый результат

I.

Организационный момент, мотивация

Гости входят в группу.  Гостей встречают дети:

1 реб. Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль.

 2 реб. Мы рады гостям, как добрым вестям!

3 реб. Всех привечаем, душевно встречаем.

Дети знакомятся с гостями, игра «Передай клубок, назови имя».

Начинает учитель-логопед:

- Я по горенке иду, клубок ниток несу,

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубочек мы передаём, своё имя назовём.

Дети встречают гостей

Знакомятся с ними

Проговаривают слова игры.

Беседа

Самостоятельное рассказывание

УНТ

Проявляют  эмоциональную отзывчивость, Способны использовать в самостоятельной и монологической и диалогической речи распространённые и сложные предложения, контролировать правильное звукопроизношение.

II.

Цель деятельности

Провести с гостями мастер-класс по изготовлению куклы оберега Подороржница.

Дети принимают цель деятельности и удерживают в течение всей деятельности

III.

Процесс  реализации цели.

Задача №1

Познакомить гостей с групповым музеем тряпичной народной куклы, с предметами народного быта

Задача № 2

Открыть сундучок

Задача № 3

Провести Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы

Воспитатель: Ну вот мы и познакомились. Дорогие гости, посмотрите вокруг. Хорошо у нас в группе, тепло, а сколько добра всякого –видимо-невидимо. Даже музей народной куклы есть, и предметы народного быта.

Ребята, расскажите, что это за предметы?

Деревянные ложки – есть кашу, похлёбку.

Учитель-логопед: А какой у нас сундук замечательный.

Чок-чок, чок-чок!

Перед вами сундучок!

Он старинный такой

Сундучок, секрет открой.

Заглянем что же там лежит? (не открывается)

Логопед: ребята, гости помогите мне сказать заветные слова, может тогда сундучок откроется. Сундук открывается.

 

Заглядываем в сундук, находим там куклу-Подорожницу и материал для её изготовления. Схемы.

Воспитатель: - Ой, какая куколка интересная. Вы знаете, как она называется?

Учитель-логопед: - А для чего делали эту куколку?

Ребята, вы знаете, какие традиции проводов солдата в армию были у наших предков?

Воспитатель спрашивает детей: Ребята, а зачем здесь все эти предметы – лоскутки ткани, вата, нитки….

Воспитатель – А мы с вами умеем делать такую куклу?

Учитель-логопед: Скажите, ребята, а какие пословицы или поговорки помогают трудиться?

 

Практическая детско-взрослая деятельность. Работаем по схеме и по показу.

Приговариваем:

1.Глаза видят, руки делают.

Куколку верчу, подарить хочу.

2. Удача со мной, все беды за спиной.

Как захочу, так и будет.

3. Солнышко сияет, желанье моё исполняет,

То желанье не ради злата пустого, а ради слова простого…

Дети показывают и  рассказывают о предметах народного быта

Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Рушник русское полотенце.

Ухват – металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков

Горшок глиняный – для приготовления пищи.

Дети проговаривают вместе с логопедом слова скороговорку

Заглядывают в сундук. Проявляют эмоции и интерес, к тому, что лежит в сундуке

Отвечают на вопросы.

 Выражают собственные мысли, рассуждают.

Провожая солдата на службу было принято дарить ему амулеты и обереги. А вслед провожатому принято было кидать крупу риса, пшена, гречки. Тем самым верилось, что солдат не будет голодать и нуждаться в самом необходимом. Символическим предметом также была буханка хлеба, которую было принято откусывать переде службой во время застолья и говорить громко при всех родственниках, что обязательно доест, когда вернется. Затем хлеб заворачивали в чистое полотенце и хранили в сухом месте до тех пор, пока солдат не вернется. Взять с собой куклу-оберег Подорожницу, у которой в мешочке была родная земля – вспоминать Родину, крупа  - не голодать на чужбине, зола из очага – чтобы чувствовать тепло родного дома.

Отвечают на вопросы.

 Выражают собственные мысли, рассуждают.

Проговаривают пословицы, поговорки.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Скучен день до вечера, если делать нечего.

- Поспешишь – людей насмешишь.

-Сделал дело – гуляй смело.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

Спрашивают гостей, какие они знают пословицы и поговорки о труде.

Слушают гостей.

Словесные: уточняющие и репродуктивные вопросы.

Самостоятельной рассказывание.

Наглядные:

Картинки, куклы, предметы народного быта.

Практический:

Действия с предметами быта во время рассказывания.

Наглядный:

Показ наглядности

Словесный:

Побуждение к действию.

Повторение по речевому образцу.

Проговаривание скороговорки.

Словесные: уточняющие, поисковые и репродуктивные вопросы.

Самостоятельное рассказывание.

Наглядные:

кукла, схемы изготовления куклы Подорожницы, материал для изготовления куклы

Словесный: наводящие вопросы, побуждение к действию.

Словесный:

Проговаривание пословиц и поговорок, репродуктивные вопросы.

Практический:

действия с предметами (детали куклы), изготовление куклы.

Словесный:

проговаривание поговорок.

Проявляют речевую активность и с желанием взаимодействуют со сверстниками и взрослыми

Способны контролировать правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память

Проявляют интерес к создавшейся ситуации.

Способны контролировать правильное звукопроизношение.

Проявляют речевую активность.

Проявляют творческую активность и с желанием взаимодействуют со  взрослыми.

Способны контролировать правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память.

Выполняют упражнения для координации речи с движениями мелкой моторики

IV.

Итог деятельности

Рефлексия

Воспитатель подводит итог деятельности: Дети, мы замечательно провели время?

Что вам понравилось больше всего?

Учитель-логопед: Давайте подарим друг другу куклу-оберег и мудрый подарок – пословицу о Родине.

 Отвечают на вопросы, выражают собственные мысли.

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались.

  • Береги землю родимую, как мать любимую. 
  • Человек без Родины, что соловей без песни. 
  • Если дружба велика, будет Родина крепка. 
  • Нет в мире краше Родины нашей. 
  • Где ни жить – Родине служить
  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Словесный:

Побуждение к действию.

Проговаривание пословиц и поговорок, репродуктивные вопросы, оценка действий.

Наглядный:

мнемотаблицы с пословицами о Родине;

рассматривание кукол друг друга.

Умеют выражать свои мысли и чувства. Умеют оценить процесс и результат совместной деятельности.

Проявляют речевую активность.

Контролируют правильное звукопроизношение и демонстрируют развитую слуховую память.

V.

Открытый временной конец

Логопед предлагает проверить весь ли материал был использован на мастер-классе. Дети находят схему и материал куклы, которую они еще не умеют делать

Дети проявляют эмоциональный отклик и делают выбор-научиться делать куклу «Куватку»

Словесный:

побуждение к действию.

Наглядный:

демонстрация куклы Куватки.

Дети проявляют интерес к созданной ситуации, включаются в общение.

Проявляют готовность к творческой продуктивной деятельности посредством работы в мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...