МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конструкт занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Симбирцева Ольга Алексеевна

Конструкт интегрированного занятия (познавательная деятельность) разработан в рамках краткосрочного познавательно-исследовательского творческого проекта «Сундучок добра».Целью деятельности для детей было научиться конструировать женский и мужской русские народные костюмы. Данная цель сформирована совместно с педагогом, как партнером совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_vstrecha_s_alyonushkoy_i_ivanushkoy.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа – детский сад «Гармония», структурное подразделение -детский сад № 49 «Дом радости»

\

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Конструкт занятия для детей старшего  дошкольного возраста (5-6 лет)

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Материал подготовили:

 О.А.Симбирцева, учитель-логопед

О.АКурочкина, И.В.Савас, воспитатели


Пояснительная записка

Направление: дошкольное.

Тема: «Встреча с Алёнушкой и Иванушкой».

Конструкт интегрированного занятия (познавательная деятельность) разработан в рамках краткосрочного познавательно-исследовательского творческого проекта «Сундучок добра». Тема проекта и данного занятия нами выбрана не случайно. Современные дети и их родители  мало знают о культуре своей Родины, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые их окружают. Работа по проекту «Сундучок добра» включающая в себя разные виды деятельности, в том числе занятие на тему: «Встреча с Алёнушкой и Иванушкой»,  способствующие пробуждению у детей с тяжёлыми нарушениями речи интереса к русским народным традициям, обычаям, обрядам и русским костюмам. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие обучающимся нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Источником народного наследия для наших детей стал русский народный костюм и традиционная народная кукла.

Нашу группу «Ягодки» посещают 10 детей с тяжелыми нарушениями речи, 6 детей второго образовательного маршрута и 4 ребенка третьего образовательного маршрута (дети имеющие сочетанную патологию).

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии. У всех детей группы нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Фонематические процессы сформированы не в полном объёме, а у детей третьего образовательного маршрута находится на стадии формирования. Отмечаются нарушение слоговой структуры слова. Словарь детей представлен номинативной и предикативной лексикой обиходного характера, у детей третьего маршрута активный словарь находится в стадии формирования. В развитии грамматического строя речи имеют место стойкие ошибки при согласовании различных частей речи, у детей третьего образовательного маршрута недостаточность практического усвоения  морфологической системы языка. Все дети группы испытывают  трудности монологических высказываний, диалог не полноценен. Формирование двигательной сферы отстаёт от средней возрастной нормы – дискоординация движений, быстрая утомляемость, общая моторная неловкость. Особенности психологической базы речи выражаются в снижении объёма всех видов восприятия, внимания и памяти, а также в отставании формирования наглядно-образного мышления.

В работе над проектом «Сундучок добра» и конструктом занятия на тему «Встреча с Алёнушкой и Иванушкой»  мы опирались на следующие нормативно-правовые документы, образовательные программы и технологии:

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. N 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30).

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных Утвержденным приказом Министерства просвещения от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809

- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.

- Парциальная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская

- Здоровьесберегающая технология (физкультминутки, игры), способствующая укреплению здоровья воспитанников Т. Э. Токаева.

- Социо-игровая технология «Разрезанная открытка» Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова (деление детей на пары).

-Технология проектной деятельности  Н.Е. Веракса, А.Н Веракса.

При подготовке конструкта была определена структура занятия: 

Мотивация - сюрпризный момент, проблемная ситуация.

Цель деятельности для детей: «Научиться конструировать женский и мужской русские народные костюмы» (сформированная совместно с педагогом, как партнером совместной деятельности).

Процесс реализации цели, направленный на стимулирование и поддержку самостоятельной деятельности воспитанников с различными образовательными потребностями, учитывая их интересы. Для мотивации детей в течение всей деятельности были подобраны игры и игровые упражнения:

1. подобрать праздничный  костюм для Алёнушки;

2. познакомиться с мужским  русским народным костюмом;

3. поиграть в игру «Волшебный клубочек»;

4. сделать выбор - открытие мастерской кукол.

В течение занятия  использовались методы и приемы, применение которых позволяет обеспечить индивидуализацию образования и создать ситуацию успеха каждому ребенку:

Словесный метод

Чтение фольклорных произведений и художественной литературы. Беседы по патриотическому воспитанию. Рассказ Иванушки о мужском русском народном костюме.

Вопросы:

Репродуктивные, стимулирующие процесс мышления.

Что вы заметили? Что это такое? Для чего нужна театральная ширма? Как же ширма оказалось в нашей группе?

Алёнушка, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне новую сошьёшь, блины испечёшь?

Ребята, о ком эта сказка? Чем любила заниматься Алёнушка? А, что она совсем не умела делать? Как повёл себя с Алёнушкой жених?

Почему так поступил Иванушка? Ребята из чего состоит мой костюм? Ребята, а хотите узнать про мужской русский народный костюм?

Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?

Ребята, что же получается - наша Алёнушка так и не сможет стать хорошей хозяйкой? Так и останется одна, без Иванушки? Ребята, из чего состоит мой костюм? Почему вы их, не использовали? Если это детали не женского костюма, то какого тогда? А вы, ребята, знаете? Задаёт вопрос стимулирующий мышление: Кто же нам поможет?

Наглядный метод:

Показ, рассматривание наглядного материала - картинки с костюмами (женский и мужской). Просмотр кукольного спектакля «Сказка про Алёнушку и Иванушку».

Игровой метод:

Игры ««Наряди Алёнушку», «Волшебный клубочек».

Практический метод:

Моделирование национальных костюмов.

Тактильно- мышечный контакт

Обеспечение психологической поддержки ребенка через создание «ситуации успеха».

Итог деятельности. Эмоциональная оценка деятельности.

Открытый временной конец деятельности. Перенос полученных детьми умений в самостоятельную деятельность и проявление готовности к творческой продуктивной деятельности посредством работы в мастерской по изготовлению мужского русского национального костюма.

В результате реализации проекта «Сундучок добра» и занятия «Встреча с Алёнушкой и Иванушкой» были проведены следующие мероприятия с детьми с родителями:

- Выступление «Приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к истокам русского наследия в рамках реализации программы воспитания» на Педагогическом форуме 2023 «От национальных приоритетов – к новому качеству обучения и воспитания». 

- Участие в региональном этапе XVIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

- Участие в Муниципальном  конкурсе методических материалов;

- Публикация методической разработки «Познавательно-исследовательский творческий проект «Сундучок добра» на сайте diplom-pedagoga.ru

-  Размещение видеоролика «Куколка тряпичная игрушка симпатичная» на сайте МАУ ДО «СЮТ»  в рамках городского фестиваля для детей дошкольного возрасти «Я шагаю по Уралу».

Использованные источники

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019.
  • Психология развития ребенка. Выготский Л.С. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
  • Берстнева Е., Догаева Н. « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
  • Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с., ил.
  • Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 2008 г.
  • Иванова Л. В., Народные обрядовые праздники, М.; 2009г.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  • Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание.– 2002. – №1. – С. 40-51.
  • Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56
  • Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200
  • Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку / Ф.А. Сохин // Развитие речи дошкольника. – М.: Педагогика, 1990. Сохин Ф.А.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. N 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30).
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных Утвержденным приказом Министерства просвещения от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
  • «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет» - (Т. А. Ткаченко) М., изд. «ЮВЕНТА».
  • Интернетресурсы
  • Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/
  •  Всероссийский портал «Педсовет» https://pedsov.ru/


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – КОНСТРУКТ занятия для детей старшего  дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Материал подготовили:

Учитель-логопед: О.А.Симбирцева

Воспитатели; О.АКурочкина, И.В.Савас

МАДОУ детский сад « Гармония»

Вид деятельности: Познавательная деятельность.

Тема: «Встреча с Алёнушкой и Иванушкой»

Предварительная работа:

Подбор иллюстративно – демонстративного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг).  Беседы: «Земля русская в старину далекую», «Русские народные костюмы». Чтение сказки «Василиса Премудрая», «Алёнушка». Дидактические и настольно-печатные игры. Знакомство с мужским русским народным костюмом.  Выполнение игровых упражнений на развитие психологической базы речи, мелкой и общей моторики.

Планируемый результат образования:

- имеют представление о духовно-нравственных ценностях своего народа, традициях и быте;

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- активно взаимодействуют  со сверстниками и взрослыми, используя в общении монологическую и диалогическую формы речи;

- демонстрируют достаточно хорошо развитую общую и мелкую моторику;

- обладают эмоциональной отзывчивостью и сопереживанием.

Задачи для педагога:

Обучающие:

-знакомить детей с историей и традициями русского народа (познавательное развитие);

-познакомить с традиционным  русским  народным мужским костюмом (познавательное развитие);

-обогащать и актуализировать словарь различных частей речи (речевое развитие).

Развивающие:

-развивать психологическую базу речи (познавательное развитие, речевое развитие);

-развивать общую и мелкую моторику (физическое развитие);

-формировать творческие способности детей (художественно-эстетическое развитие);

-автоматизировать отрабатываемые звуки (речевое развитие);

-обогащать эмоциональную сферу детей (художественно-эстетическое развитие).

Воспитательные:

- воспитывать чувства любви к семье, своей малой Родине (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

-повышать интерес к истории и культуре своего народа (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие);

-воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

-воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе творчества (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие).

Задачи для детей: 

  1. Подобрать праздничный  костюм для Алёнушки.
  2. Познакомиться с мужским  русским народным костюмом.
  3. Поиграть в игру «Волшебный клубочек».
  4. Сделать выбор - открытие мастерской кукол.

Оборудование:

Ширма, игрушки – декорации, Куклы Би-Ба-Бо: Аленушка, Иванушка, магнитофон, русская народная музыка, игра «Наряди Алёнушку и Иванушку», иллюстрации с изображениями людей в русских народных костюмах, картинки с изображением деталей костюмов (женского, мужского).

Этапы

(Последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога/педагогическая техника взаимодействия с детьми

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I.

Организационный момент, мотивация

Сюрпризный момент

Педагог заранее вносит в группу ширму.

Воспитатель обращает внимание детей на групповое помещение, создаёт интригующую ситуацию: « Ребята,  посмотрите,  на нашу группу. Что вы заметили?

Воспитатель даёт возможность рассмотреть ширму: «Что это такое?».

Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает полученную информацию: «Вы правильно сказали – это театральная ширма, для показа кукольного спектакля. Как же ширма оказалось в нашей группе?  

«Тогда для чего же  нужна театральная ширма?» У нас же не кукольный театр»,

Звучит музыка «Ай, заинька, ай, серенький». Ребята, а кто учил с нами эту песенку?

Тихо звучит русская народная музыка (на ширме появляется Аленушка) 

Второй воспитатель и логопед показывают кукольный спектакль Воспитатель: Жила-была в одной деревне девица красавица. Звали её – Алёнушка. И нашёлся ей жених, звали его – Иванушка.

Жених взял невесту под локоток и говорит: «Да, красива ты, Алёнушка, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне новую сошьёшь, блины испечёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только не шить, не печь не могу. Зато плясать, да петь люблю».

Воспитатель: Пока Алёнушка пела да плясала, жених стегнул лошадей и умчался в свои края. Расстроилась Алёнушка и ушла в свою избу.

Воспитатель задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Поощряет детей к высказываниям: Ребята, о ком эта сказка? Чем любила заниматься Алёнушка? А что она совсем не умела делать? Как повёл себя с Алёнушкой жених?  Почему так поступил Иванушка?

Воспитатель: «Вы сделали правильные выводы. Ведь будущая хозяйка должна всё уметь: и блины печь, и петь-плясать и рубахи с сарафанами красивые шить, да вышивать.

Воспитатель создает проблемную ситуацию.

Ребята, что же получается - наша Алёнушка так и не сможет стать хорошей хозяйкой? Так и останется одна, без Иванушки?

Дети проявляют интерес к словам воспитателя, отвечают на вопросы, разглядывают театральную ширму.

Дети отвечают на вопросы выражают, собственные мысли, рассуждают.

Наблюдают за театральным действием

Выражают различные эмоции

посредством мимики

Дети отвечают на вопросы. Выражают, собственные мысли, рассуждают.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, формулируют цель деятельности.

Проявляют  эмоциональную отзывчивость, любознательность.

Способны, отвечать полным распространённым  предложением.

II.

Цель деятельности

Помочь Алёнушке стать хорошей хозяюшкой. Научиться конструировать женский и мужской русские народные костюмы.

.

Дети откликаются на просьбу героя сказки

Дети принимают цель деятельности и удерживают в течение всей деятельности

III.

Процесс  реализации цели.

Задача №1

Подобрать праздничный  костюм для Алёнушки

Задача 2

Познакомиться с

мужским  русским народным костюмом

Задача 3

Поиграть в игру «Волшебный клубочек»

Воспитатель зовёт Алёнушку выйти из домика. Открывает мольберт с иллюстрациями, на которых изображены русские народные костюмы. Алёнушка предлагает детям рассмотреть свой наряд и рассказать о нем, обращает внимание детей на мольберт. Задаёт вопрос, стимулирующий процесс мышления:

- Ребята, из чего состоит мой костюм? 

Алёнушка жалуется детям на то, что у неё мало нарядов и  просит детей, научить  её делать праздничный наряд.

Воспитатель приглашает детей к столам, на которых в подносах лежат бумажные элементы костюмов и бумажные куклы, озвучивает инструкцию. Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Игра «Наряди Алёнушку».

Воспитатель помогает детям 3 образовательного маршрута, уточняет задание, предлагает совместное выполнение.

Алёнушка проверяет правильность выполнения задания и просит детей объяснить, почему они сделали такой выбор. Выражает признательность.

Если дети испытывают затруднение в формулировании проблемы, то Алёнушка наводящими вопросами помогает им:

 Я вижу, что в ваших подносах остались ещё детали.

Почему вы их, не использовали?

Если это детали не женского костюма, то какого тогда?

Ой, а я ничего не знаю про мужской русский народный костюм. А вы, ребята, знаете?

 

Задаёт вопрос стимулирующий мышление: Кто же нам поможет?

Под музыку из-за ширмы появляется  Иванушка.

Иванушка: Мне сорока на хвосте новость принесла, что вам помощь требуется. 

Помогает в решении проблемы: С радостью расскажу вам про мужской русский народный костюм.

На голове у меня, колпак. На теле, рубаха-косоворотка, вырез которой находиться сбоку. Ворот рубахи и манжеты украшает вышивка. На ногах - штаны, которые в старину назывались портами и сапоги.

Аленушка и Иванушка благодарят детей и приглашают поиграть в игру «Волшебный клубочек».

«Мы дадим вам клубочек, вы его передавайте друг другу и подбирайте слова-украшения к нашим костюмам». (Сарафан - яркий, длинный, красивый; Рубаха - белая, вышитая, нарядная, новая; Повойник - расшитый, украшенный, цветной. Косоворотка – яркая, жёлтая, расшитая. Колпак – красный, лёгкий. Порты – широкие, чёрные, в сапоги заправленные).

Алёнушка: Как замечательно мы поиграли. 

 

Рассматривают иллюстрации на мольберте.

Отвечают на вопрос.

Дети работают в парах. Рассматривают картинки.

Дети 2 образовательного маршрута выполняют задание самостоятельно, при необходимости обращаются за поддержкой к педагогу.

Дети отвечают на вопросы.

Самостоятельно формулируют проблему: остались детали,  неподходящие к женскому народному костюму. Тогда чьи они?

Дети отвечают на вопросы,

Дети выражают собственные мысли, выдвигают предположения.

Дети отвечают на вопрос – и мы не знаем. Формулируют проблему необходимости получения знаний о мужском русском народном костюме.

Дети выражают собственные мысли, выдвигают предположения.

Внимательно слушают Иванушку, принимают полученную информацию, рассматривают костюм.

Дети, соблюдая очередность,  называют слова – украшения.

Демонстрируют свои знания о женском русском народном костюме.

Проявляют творческую активность и с желанием взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес к созданной ситуации.

Проявляют интерес к создавшейся ситуации.

Дети включаются в игру, проявляют способность подбирать слова-украшения и составлять грамматически правильные словосочетания.

IV.

Итог деятельности

Воспитатель подводит итог деятельности: «Дети, мы замечательно провели время. Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?»

Воспитатель инициирует общее обсуждение и через наводящие вопросы подводит детей к выводу: организовать мастерскую по изготовлению мужского русского национального костюма.

Дети отвечают на вопросы, выражают собственные мысли.

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались.

Умеют выражать свои мысли и чувства. Умеют оценить процесс и результат совместной деятельности.

V.

Открытый временной конец

Иванушка и Алёнушка благодарят ребят за гостеприимство и просят разрешение посетить мастерскую.

Воспитатель выслушивает высказывание детей на правах партнёра, поддерживает желание детей открыть мастерскую по изготовлению мужского русского народного костюма.

Дети проявляют эмоциональный отклик и речевую активность, выражают своё мнение по вопросу.

Дети делают выбор - открыть мастерскую кукол.

Дети проявляют интерес к созданной ситуации, включаются в общение.

Проявляют готовность к творческой продуктивной деятельности посредством работы в мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...