"Современные подходы к организации оздоровительной работы в ДОО в условиях интеграции деятельности всех участников образовательных отношений"
материал

Митрохина Оксана Михайловна

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Алёнушка»

г. Строитель Белгородской области»

Выступление на педагогическом совете

"Современные подходы к организации оздоровительной работы в ДОО в условиях интеграции деятельности всех участников образовательных отношений"

      Подготовила:  воспитатель    

Митрохина О. М.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.   Важно заметить, что при планировании и проведении образовательной  и оздоровительной деятельности воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

·       сюрпризный, игровой моменты,

·       рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

·      сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

·       проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

·       разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения образовательной и оздоровительной  деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Во время  планирования воспитательно - образовательного процесса  мы  планируем разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также учитываем работоспособность детей с учетом времени суток (наиболее трудоемкие виды деятельности организуются в утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил). При планировании оздоровительной работы мы  учитываем  разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

В настоящее время перед ДОУ поставлена  задача-  предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течении одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области  и оздоровительные процессы для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. 

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

2.В ходе интегрированной образовательной и оздоровительной  деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных и двигательных  способностей.

3. Форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна.

4. За счет усиления связей между ОО высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для занятий физическими упражнениями

Использование оздоровительной работы  в ДОУ

 Здоровье сберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья

Выделяют три группы технологий:

 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья - ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая.

 2. Технологии обучения ЗОЖ. –НОД по физической культуре, проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии (Здоровье), самомассаж, точечный самомассаж,

3.Коррекционные технологии. - технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Применение этих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. - Стретчинг—это система упражнений, развивающих гибкость. Они помогают улучшить осанку, координацию движений. Ритмопластика—музыка и движение. Ориентирована на личность. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях применяется программа развивающая внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом. Потребность в движении удовлетворяется на НОД по физической культуре, утренней гимнастике, подвижных играх, физкультурных минутах, динамических паузах. Динамические паузы проводятся в течение всего дня. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массажными мячиками), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии  ( ходьба по ребристым дорожкам и. т. д.), подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.

Оздоровительная работа выполняет следующие функции:

1. Развлекательная — создает благоприятную атмосферу.

 2. Релаксационная - снимает напряжение.

3. Коммуникативная - объединяет детей в группы.

 4. Воспитательная - формирует моральные и нравственные качества.

 5. Обучающая - давать новые знания, умения, навыки.

 6. Развивающая - развивает речь, внимание, память, мышление.

 7. Коррекционная - исправлять, эмоциональные, поведенческие и др. проблемы ребенка.

 8. Профилактическая - предупреждает появление психологических заболеваний.

 9. Лечебная - способность выздоровления Например, психологический тренинг «Доброе утро, дети!» Дети в кругу, протянуть ладошки рядом стоящему, который протягивает свои ладошки и говорит ,,Доброе утро, Саша,, и т. д. Тренинг ,,Человек к человеку,,: в парах—ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике. Релаксация - расслабление. Это метод психотерапии. Навык саморегуляции, умение восстанавливать физические и психологические ресурсы. Арттерапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, создание историй и многое другое. Арт-искусство, Терапия-лечение - гибко мыслить и развивать творческие возможности человека. Сказкотерапия - главная идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет. Исследование сказочного образа, секрет сказкосложения. Лечение сказками – это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слу...

«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...

Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с ТНР

Выступление посвящено проблеме взаимодействия специалистов ДОУ...

Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации

В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...