«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
материал
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds8_rmo_sovr_ob_tehn_gotovyy_22g_publikatsiya.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение руководителей и старших воспитателей ДОУ.
"Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста"29.08.2022г
«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
Современные образовательные технологии успех развития всех участников образовательных отношений.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие современные образовательные технологии в организации учебного процесса:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:
1)* технологии построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера — это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2)* организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера — это интерактивные педагогические технологии;
- Технология проблемного обучения в детском саду
- технология портфолио педагога;
- игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников в нашем ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Технологии проектной деятельности.
В нашем детском саду каждый педагог использует технологию проектной деятельности, с 2019 года реализуется комплекс проектов для каждой возрастной группы «Галерея проектов», которая носит характер сотрудничества, в ней принимают участие не только дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, это помогает им обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
В 2021-2022 учебном году наши педагоги разработали и реализовали более 25 проектов различной тематики и направленности ("Добрый мир" воспитание духовно-нравственной культуры, «Три кота» (театрализованная деятельность), Дорожная азбука, Опыты и эксперименты, Здоровое питание, залог здоровья!, «Мультистудия – как фактор познавательного, коммуникативного и творческого развития детей», «Юные феи» и другие).
С 1.09.2021 года реализуется региональный социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратов реализуемого при поддержке Фонда грантов Президента РФ, в нем приняло участие 76 воспитанников ДОУ.
Ежегодно с 2019 года с воспитанниками подготовительных групп реализуется областной проект «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет соблюсти преемственную линию, ориентированную на выстраивание:
- новых форм сотрудничества семьи и детского сада;
- системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.
Информация об охвате детей дополнительным образованием.
Кроме того в 2021-2022 учебном году на базе нашего сада проходила реализация дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому развитию «Веселые нотки», и спортивной направленности «Фитнес – бэби», а так же краткосрочная программа ДОП «День народного единства» и «Цветные-ладошки».
Технология исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.
Цель исследовательской деятельности в нашем детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
В своей практике мы используем различные виды познавательно-исследовательской деятельности.
Наши воспитанники любят занятия по:
1. экспериментированию, с удовольствием проводят опыты
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
2. занимаются коллекционированием
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
3. Путешествуют по карте экологической тропы на участке ДОУ, изучая:
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
4. а так же Путешествуют по «реке времени», это изучение прошлого и настоящего человечества ,истории жилища и благоустройства.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития и воспитания детей.
Через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в нашем саду повышается качество образования.
Каждый педагог нашего детского сада занимается:
- Подбором иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- Подбором дополнительного познавательного материала к занятиям;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- Оформлением групповой документации, отчётов.
- Созданием презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- Используют видеокамеры и соответствующие программы для создания незамысловатых фильмов для детей и родителей. Так педагог Смеречук Т.Я. совместно с воспитанниками своей группы создали видеофильм инсценировки сказки «Заюшкина избушка», который потом смогли посмотреть и родители и воспитанники других групп.
- Оформлением буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- Используют электронную почту, ведется сайт ДОУ, персональные сайты педагогов, социальные страницы детского сада, созданы родительские группы в мессенджерах.
Технология проблемного обучения в детском саду
На своих занятиях педагоги используют четыре уровня проблемности в обучении:
- Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
- Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Технология портфолио педагога
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения. В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу» со временем.
Создание собственного портфолио помогает воспитателю:
• систематизировать накопленный опыт,
• определять направление деятельности,
• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
• отслеживать творческий и профессиональный рост,
• содействовать формированию навыков самооценки,
• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.
Педагоги нашего сада собирают четыре вида портфолио:
1.Бумажное портфолио
2.Портфолио-презентация
3.Электронное портфолио
4.Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах.
Таким образом, технология портфолио позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые выводы о дальнейшем продвижении в профессии.
Игровая технология
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В практике нашей работы игровая деятельность выполняет такие функции:
- социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка как личности
- коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов
- самореализации: сфера реализации себя как личности
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы.
Большинству игр присущи черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;
•эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе реализации проектной деятельности педагога ДОУ (из опыта работы)
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогической лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог сани...
Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. Поэтому если мы гово...
«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...
Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) Статья Иванова К.В., Цырдя Н.М.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить обл...
Педагогический совет "Оптимизация здоровьесберегательных технологий в ДОУ как ресурс благополучного психофизического развития всех участников образовательных отношений"
Поиск оптимальных путей создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"
В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...
Нейробика –как эффективная технология развития всех участников образовательного процесса.
Термин «нейробика» образован от двух слов – «нейрон» и «аэробика», то есть это гимнастика для мозга. Первоначально нейробика позиционировалась как средство дл...