«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Паршина Наталья Аркадьевна

Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает занятие театрализованной деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetralizatsiya.docx570.32 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты                                          

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»

Паршина Наталья Аркадьевна

 воспитатель

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

г. Воркута

2016 год

К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.  Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. На ряду с плохо развитой связной речью, речь ребенка становиться не выразительной, не эмоциональной, ребенок не может выразить свое  отношение к увиденному.

         Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия театрализованной деятельностью. Занимаясь театром,  ставлю перед собой цель – обогащение речи детей, сделать детскую речь более выразительной, что бы навыки,  полученные в игре,  дети могли использовать в повседневной жизни.

 

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.

 Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.         

 Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют  впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Самая  распространенная и любимая, как воспитателями, так и родителями, форма работы – досуговая, к которой и относится   театрализованная деятельность. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Доброй традицией нашей группы стало  проведение родительского собрания с показом воспитанниками фрагментов сказок.

Таким образом, взаимодействие педагогов Учреждения и родителей при организации театрализованной деятельности способствует формированию выразительности речи ребенка, повышению качества  интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

 Конечно же огромную стимулирующую функцию, которая обеспечивает мотивацию ребенка к действию имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.  Поэтому в каждой группе нашего Учреждения созданы мини - центры театрализованной деятельности,  в который входят такие виды театров:

  1. Шапочки-маски
  2. Пальчиковый театр.
  3. Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
  4.  Ростовые куклы, роль которых исполняют взрослые.
  5.  Персонажи кукольного театра, которые мы пошили сами.
  6.  Куклы – гонзики

На примере одной из сказок я расскажу, в какой последовательности проводиться данная работа… Она состояла из нескольких этапов:

  Первый этап –  «Знакомство детей с произведением (чтение и показ детям сказки с использованием кукол «Бибабо», а так же распределение ролей). 

Выступающий показывает куклу Оле-лукойе и ведет речь от имени куклы.

Добрый День, милые гости!  Я очень  рад видеть здесь всех вас таких красивых и хороших. А почему хороших? Потому что я прихожу только к хорошим и добрым людям. Может быть, кто-то из вас со мной уже знаком и знает, как меня зовут?

Правильно, девочка меня зовут Оле-Лукойе (если не узнали, то сказать: ну, что  ж давайте знакомиться,  меня зовут Оле-Лукойе).  Прилетел я к вам из прекрасного, чудесного мира, который придумал замечательный сказочник Ганс Христиан Андерсен.

 Взгляните, какой он обаятельный, добрый и приветливый (показывает на портрет сказочника). Какие у него красивые глаза и нежная улыбка. Благодаря его фантазии появился на свет я, волшебник сна Оле-Лукойе, а так же стойкий оловянный солдатик, и Дюймовочка, и Снежная королева. Кто знает другие сказки Андерсена? («Свинопас», «Русалочка», «Огниво»).

Молодцы.

Вы любите сказки?

Никто на свете не знает столько  сказок, сколько их знаю я. Я мастер по рассказыванию сказок.

Сегодня я вам помогу попасть в одну  замечательную сказку, для этого вам нужно закрыть глаза, произнести волшебные слова: грибле-крабле-бумс, а затем хлопнуть в ладоши и чудо произойдет. Закрываем глазки, говорим ….  Открывайте глаза (в руках Оле – Лукойе появилась коробочка).  Посмотрите, какая красивая коробочка появилась у меня в руках. Хотите узнать, что в ней находится?  Тогда, садитесь поудобнее и послушайте сказку, а кто будет внимательно ее слушать, тот  сразу догадается, что в ней хранится.

Сказка эта называется «Принцесса на горошине», которую написал Ганс Христиан Андерсен.

А я не прощаюсь с вами, я говорю вам: «До новой встречи!»

Затем педагог знакомит детей с произведением. После прочитанного произведения идет обсуждение, во время которого дети дают правильную оценку поступкам  героям и упражняются в пересказе сказки.

Например педагог может спросить у детей:

 - Как выглядела принцесса?

- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?

- Какая принцесса по характеру?

- Что ответила принцесса утром, когда ее спросили, как ей спалось?

-Как она это произнесла? (громко, весело, грустно, зло?)

 - Кто попробует сказать так же как это принцесса?

Задача на этом этапе - вызвать у дошкольников желание принять участие в драматизации.

Распределяя роли в игре - драматизации, педагогу следует учитывать речевые возможности каждого ребенка.  

              Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул ребенку для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Однако опыт показывает, что в исполнении роли дети испытывают затруднения, не всегда могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

 Формированию выразительных средств способствуют упражнения на силу голос (скажи тихо, громко, весело ит.д.)  

Сейчас я предлагаю вам  поиграть в одну из таких игр. Нужно будет фразу «Травка зеленеет, солнышко блестит» произнести с разной интонацией. Готовы?  Произнесите ее тихо, теперь – громко, ласково, испугано, восхищенно,  – спасибо.

Так же способствуют упражнения на передачу двигательного опыта: «Покажи, как умывается кошка, как тяжело передвигается медведь по лесу и т.п.», а так же

элементы логоритмических упражнений.

     Игры  и упражнения на передачу мимики.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер. Например,  ребенку предлагается самостоятельно выбрать и показать какое – нибудь животное, а окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения.

 Второй этап  - «Активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей».

           Традиционные родительские собрания и консультации стали менее интересными для современных родителей, поэтому  в нашем Учреждении появились новые формы взаимодействия с родителями воспитанников.  Привлечь родителей к активному взаимодействию помогают творческие мастерские. Использование этой формы работы позволило преодолеть традиционный подход к общению друг с другом. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов, масок – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов.  

 Третий этап - «Домашнее задание» (дети  вместе с родителями обыгрывают  данную сказку дома, а также шьют костюм).

Выполняя задание, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Четвертый этап предполагал предварительный просмотр сказки в Учреждении и вручение пригласительных билетов детям младшей группы или родителям

        Итог работы  - непосредственно показ сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к организации оздоровительной работы в ДОО в условиях интеграции деятельности всех участников образовательных отношений"

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможно...

Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования

Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...

Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с ТНР

Выступление посвящено проблеме взаимодействия специалистов ДОУ...

Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации

В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...

Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Здоровье – самая главная ценность данная человеку от рождения. В период дошкольного детства о детском здоровье заботятся родители, в детском саду к процессу здоровьесбережения подключаются педаг...