«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать эмоции, чувства, жесты, желания и взгляды. как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает занятие театрализованной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetralizatsiya.docx | 570.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöйвелöдан учреждение
«Современные подходы к организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений, направленные на развитие выразительности речи дошкольника»
Паршина Наталья Аркадьевна
воспитатель
МБОУ «Начальная школа –
детский сад № 1» г. Воркуты
г. Воркута
2016 год
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. На ряду с плохо развитой связной речью, речь ребенка становиться не выразительной, не эмоциональной, ребенок не может выразить свое отношение к увиденному.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия театрализованной деятельностью. Занимаясь театром, ставлю перед собой цель – обогащение речи детей, сделать детскую речь более выразительной, что бы навыки, полученные в игре, дети могли использовать в повседневной жизни.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Самая распространенная и любимая, как воспитателями, так и родителями, форма работы – досуговая, к которой и относится театрализованная деятельность. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Доброй традицией нашей группы стало проведение родительского собрания с показом воспитанниками фрагментов сказок.
Таким образом, взаимодействие педагогов Учреждения и родителей при организации театрализованной деятельности способствует формированию выразительности речи ребенка, повышению качества интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Конечно же огромную стимулирующую функцию, которая обеспечивает мотивацию ребенка к действию имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в каждой группе нашего Учреждения созданы мини - центры театрализованной деятельности, в который входят такие виды театров:
- Шапочки-маски
- Пальчиковый театр.
- Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
- Ростовые куклы, роль которых исполняют взрослые.
- Персонажи кукольного театра, которые мы пошили сами.
- Куклы – гонзики
На примере одной из сказок я расскажу, в какой последовательности проводиться данная работа… Она состояла из нескольких этапов:
Первый этап – «Знакомство детей с произведением (чтение и показ детям сказки с использованием кукол «Бибабо», а так же распределение ролей).
Выступающий показывает куклу Оле-лукойе и ведет речь от имени куклы.
Добрый День, милые гости! Я очень рад видеть здесь всех вас таких красивых и хороших. А почему хороших? Потому что я прихожу только к хорошим и добрым людям. Может быть, кто-то из вас со мной уже знаком и знает, как меня зовут?
Правильно, девочка меня зовут Оле-Лукойе (если не узнали, то сказать: ну, что ж давайте знакомиться, меня зовут Оле-Лукойе). Прилетел я к вам из прекрасного, чудесного мира, который придумал замечательный сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Взгляните, какой он обаятельный, добрый и приветливый (показывает на портрет сказочника). Какие у него красивые глаза и нежная улыбка. Благодаря его фантазии появился на свет я, волшебник сна Оле-Лукойе, а так же стойкий оловянный солдатик, и Дюймовочка, и Снежная королева. Кто знает другие сказки Андерсена? («Свинопас», «Русалочка», «Огниво»).
Молодцы.
Вы любите сказки?
Никто на свете не знает столько сказок, сколько их знаю я. Я мастер по рассказыванию сказок.
Сегодня я вам помогу попасть в одну замечательную сказку, для этого вам нужно закрыть глаза, произнести волшебные слова: грибле-крабле-бумс, а затем хлопнуть в ладоши и чудо произойдет. Закрываем глазки, говорим …. Открывайте глаза (в руках Оле – Лукойе появилась коробочка). Посмотрите, какая красивая коробочка появилась у меня в руках. Хотите узнать, что в ней находится? Тогда, садитесь поудобнее и послушайте сказку, а кто будет внимательно ее слушать, тот сразу догадается, что в ней хранится.
Сказка эта называется «Принцесса на горошине», которую написал Ганс Христиан Андерсен.
А я не прощаюсь с вами, я говорю вам: «До новой встречи!»
Затем педагог знакомит детей с произведением. После прочитанного произведения идет обсуждение, во время которого дети дают правильную оценку поступкам героям и упражняются в пересказе сказки.
Например педагог может спросить у детей:
- Как выглядела принцесса?
- По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?
- Какая принцесса по характеру?
- Что ответила принцесса утром, когда ее спросили, как ей спалось?
-Как она это произнесла? (громко, весело, грустно, зло?)
- Кто попробует сказать так же как это принцесса?
Задача на этом этапе - вызвать у дошкольников желание принять участие в драматизации.
Распределяя роли в игре - драматизации, педагогу следует учитывать речевые возможности каждого ребенка.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул ребенку для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Однако опыт показывает, что в исполнении роли дети испытывают затруднения, не всегда могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.
Формированию выразительных средств способствуют упражнения на силу голос (скажи тихо, громко, весело ит.д.)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в одну из таких игр. Нужно будет фразу «Травка зеленеет, солнышко блестит» произнести с разной интонацией. Готовы? Произнесите ее тихо, теперь – громко, ласково, испугано, восхищенно, – спасибо.
Так же способствуют упражнения на передачу двигательного опыта: «Покажи, как умывается кошка, как тяжело передвигается медведь по лесу и т.п.», а так же
элементы логоритмических упражнений.
Игры и упражнения на передачу мимики.
В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер. Например, ребенку предлагается самостоятельно выбрать и показать какое – нибудь животное, а окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения.
Второй этап - «Активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей».
Традиционные родительские собрания и консультации стали менее интересными для современных родителей, поэтому в нашем Учреждении появились новые формы взаимодействия с родителями воспитанников. Привлечь родителей к активному взаимодействию помогают творческие мастерские. Использование этой формы работы позволило преодолеть традиционный подход к общению друг с другом. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов, масок – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов.
Третий этап - «Домашнее задание» (дети вместе с родителями обыгрывают данную сказку дома, а также шьют костюм).
Выполняя задание, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.
Четвертый этап предполагал предварительный просмотр сказки в Учреждении и вручение пригласительных билетов детям младшей группы или родителям
Итог работы - непосредственно показ сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные подходы к организации оздоровительной работы в ДОО в условиях интеграции деятельности всех участников образовательных отношений"
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможно...
Комплексное взаимодействие всех участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в контексте развития качественного дошкольного образования
Стратегическим ориентиром развития отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение его качества. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федера...
Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с ТНР
Выступление посвящено проблеме взаимодействия специалистов ДОУ...
Презентация опыта работы - Повышение престижа, создание открытости ДОО для всех участников образовательных отношений посредством размещения электронного портфолио достижений педагогов и административного состава на сайте образовательной организации
В презентации представлен опыт работы заместителя заведующего по работе с педагогами, напреавленной на формирование электронного портфолио с целью повышения престижа образовательной организации с помо...
Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...
«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Здоровье – самая главная ценность данная человеку от рождения. В период дошкольного детства о детском здоровье заботятся родители, в детском саду к процессу здоровьесбережения подключаются педаг...