«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_psihologicheskoe_zdorove_rebenka_v_rukah_vzroslyh_shubina_e.v.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых»
по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Разработчик проекта:
педагог-психолог
Шубина Е.В.
2017
Тип: педагогический.
Проблема: поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения.
Предмет: система мероприятий, направленная на создание оптимальных условий для успешной адаптации к условиям группы компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Участники: дети группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; педагоги (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели); родители.
По времени: долгосрочный (сентябрь – май)
Цель: создание условий, обеспечивающих адаптацию детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к новым социальным условиям.
Задачи:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса, положительно влияющих на адаптивные возможности детей с ТНР.
- Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов об особенностях адаптации старших дошкольников с ТНР к условиям группы компенсирующей направленности и способах взаимодействия с детьми
- Осуществить коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную на снижение уровня тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение детей приемам снятия психоэмоционального напряжения.
Основные направления в работе с детьми
- Обеспечение эмоционального благополучия;
- Обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения;
- Снижение уровня тревожности;
- Формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в своих собственных возможностях и способностях, мотивация;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие эмпатийности;
- Повышение адаптационных физиологических возможностей организма.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- Развивающие игры и упражнения;
- Тренинги, элементы аутотренинга;
- Релаксационные упражнения;
- Беседы;
- Сказкотерапия;
- Музыкотерапия;
- Игротерапия;
- Элементы арт-терапии;
- Игры-драматизации;
- Подвижные игры;
- Творческие игры;
- Коллективное рисование;
- Психогимнастика;
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и др.
- Работа в сенсорной комнате.
Формы работы с семьями воспитанников
- Беседы;
- Анкетирование, опрос;
- Памятки;
- Консультации;
- Показ мероприятий по работе с детьми;
- Мастер-классы;
- Круглые столы;
- Педагогические мастерские.
Ожидаемые результаты:
- организована предметно-пространственная развивающая среда и материально-техническое оснащение, обеспечивающее организацию коррекционно-развивающих мероприятий направленных на снятие психоэмоциоанального напряжения и выработку коммуникативных навыков в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
- созданы психолого-педагогические условия, включающие систему социальных отношений между всеми участниками образовательных отношений, положительно влияющих на адаптивные возможности детей.
- выработана система взаимодействия с семьями воспитанников, направленная на преодоление проявлений дезадаптации у детей и обеспечены эффективные способы взаимодействия с детьми
- сформированы компетенции у педагогов по вопросам организации сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в период адаптации.
- положительная динамика снижения психоэмоционального напряжения и дезадаптации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) до 20%.
- дети владеют навыками саморегуляции и приемами снятия психоэмоционального напряжения.
- у детей сформированы коммуникативные навыки.
- прослеживается устойчивая и положительная динамика в самооценке и уверенности в себе, своих силах.
- у детей развита эмпатийность.
Сентябрь-май
Этапы
1 этап подготовительный | ||||
Период | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Сентябрь |
| Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов | Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов | |
2 этап - основной | ||||
Период | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Сентябрь | Тренинг «Давайте знакомится!» (формирование интереса и сплочение группы, снятие эмоционального напряжения у детей) | Тренинг-знакомство с родителями группы «Давайте познакомимся!» | Консультация «Адаптационный период в детском саду» | |
Диагностическое обследование познавательной сферы у детей | Анкета – знакомство с родителями | |||
Памятка – рекомендации «Адаптационный период в жизни Вашего ребенка» | ||||
Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет» | Памятка «Психическое развитие ребенка 4-5 лет» | |||
Октябрь | Методика арт-терапия тест «Рисунок семьи» | |||
Релаксационные упражнения с применением психогимнастики и музыкотерапии: «Медведи», «Буратино» | Диагностика межличностных конфликтов (общие сведения о ребенке, эмоциональное развитие ребенка, особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы) | Беседа, подведение итогов диагностического обследования, обсуждение уровней актуального психического развития детей, совместная разработка образовательных маршрутов на каждого ребенка | ||
Ноябрь | Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему: «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей. | Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему: «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей. | Практикум в паре «родитель-ребенок» с использованием методик: музыкотерапии, арт-терапии, релаксационных упражнений, творческого упражнения, динамической игры, на тему: «Наши дети – какие они?» сплочение группы родителей, учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей. | |
Комплекс упражнений направленных на снятие конфликтности и снятие эмоционального напряжения с использованием игровой терапии, музыкотерапии, релаксационных упражнений «Давайте поиграем!» | ||||
Декабрь | Графическая методика с использованием арт-терапии «Кактус» | Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка» | ||
Организованная игровая деятельность совместно с родителями, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей | Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей | Организованная игровая деятельность совместно с детьми, с использованием методик: музыкотерапии, релаксационных упражнений «Мир наоборот» совместно с родителями, с целью объединить взрослых и детей в совместных играх, раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов), переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей | ||
Январь | Игра-этюд, с использованием методик: психогимнастики, музыкотерапии | Консультация-практикум «Изучение игр для развития общения» | Мастер-класс «Уроки здоровья» (обучение методам релаксации, снятие эмоционального напряжения у ребенка) | |
Игра «Дождь в лесу» с использованием методики релаксации, музыкотерапии | ||||
Игра сказка «Два жадных медвежонка» с использованием сказкотерапии, музыкотерапии | ||||
Музыкальная релаксация. Упражнение для активизации жизненных сил для гиперактивных детей, муз. М. Равеля «Болеро» | Рекомендации по применению музыкальных композиций | |||
Февраль | Театрализованные игры: игра-сказка «О рыбаке и рыбке», игра-сказка «Воробьиная семья» на развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха и тревоги | Опросник родительского отношения А.Я. Варяги, В.В. Столина | ||
Проективная методика «Рисунок семьи» дети старших – подготовительных к школе групп Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки», «Путешествие на облаке» | Тренинг «Общение» развитие коммуникативных навыков. Формирование и развитие навыков группового взаимодействия | Консультация для родителей «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника» | ||
Март | Организованная игровая деятельность в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапии, сказкотерапии, психогимнастики. Релаксационные упражнения: «Порхание бабочки», «Облака», двигательные упражнения: «Прогулка по сказочному лесу», «Солнышко-тучка», «Порхающая бабочка», «Спящий котенок»» | Анкетирование родителей по одаренности «Определение уровня проявления способностей ребенка» Сазанов А.Н. (Родители детей из старших групп). | ||
Апрель | Организованная игровая деятельность в сенсорной комнате, с использованием методик: музыкотерапия «Звуки природы», «Шум моря», «Шум дождя»; релаксационные упражнения: «Воздушные шарики», «Росток», «Сосулька», «Птички», «Порхание бабочки» и т.д. | Индивидуальные беседы с родителями, консультирование по психическому и эмоциональному состоя | ||
Диагностическое обследование развития познавательной сферы ребенка | ||||
Май | Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители | Тренинг «Давайте жить дружно» педагоги, дети и родители | Тренинг «Давайте жить дружно!» педагоги, дети и родители | |
Организованная игровая деятельность с использованием «Рисуем настроение» | Консультация «Влияние арт-терапии на развитие ребенка» | Консультация – практикум «Арт-терапевтические техники в работе с дошкольниками» | ||
3 этап – завершающий | ||||
Период | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Май | Диагностическое обследование интеллектуального и эмоционального развития у детей | Анкетирование родителей. Итоговое собрание с просмотром презентации «Наши достижения!» | Просмотр презентации о проделанной работе с обсуждением и подведением итогов диагностического обследования детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду нормально развивающихся сверстни...
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...