Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Волшебница Зима»
план-конспект занятия (старшая группа)
2. Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Волшебница Зима" | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя школа №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
с детьми старшей группы на тему
«Волшебница Зима»
Разработала и провела
Воспитатель Гасанова А.И.
Санкт-Петербург
2017
Участники: дети старшей группы
Количество детей: 22 человек
Длительность: 25 минут
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Область «Познавательное развитие»
- Расширять знания детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе.
- Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, сезонными изменениями в природе (холодно, мороз, снег, лёд, гололёд…).
- Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
- Развивать партнёрские отношения детей со сверстниками и взрослыми.
- Развивать у детей умение вести разговор на заданную тему.
- Область «Речевое развитие»
- Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме:
«Зима» (метель, вьюга, иней, чародейка, блещет, оцепенел..); обогащать словарь детей эмоционально-окрашенной лексикой.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- Область «Художественно-эстетическое развитие»
- Продолжать учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
- Познакомить с новым способом рисования «граттаж»
Предварительная работа:
Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.
Материал для занятия:
Диск с музыкой С. Прокофьева «Утро», звуками зимнего леса (вьюга, метель), репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист с готовым фоном, палочки для выцарапывания, салфетки, «Сундучок» со снегом и льдом, замороженная кисточка, мнемотаблица к рассказу Д. Зуева «Зимний лес», «Волшебная палочка».
Ход занятия:
Звучит музыка С. Прокофьева «Утро»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать стихотворение
(А.С. Пушкин «Волшебница – Зима»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
- Ребята, вы прослушали стихотворение и музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Каждый из вас представил зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях? (в лесу, в парке…)
Звучат звуки вьюги…
-Что это за звуки? (метель, вьюга). Метель, вьюга, снежный буран, пурга, позёмка – все эти слова разные, но обозначают одно и тоже: ветер со снегом.
Что-то повеяло холодом…
Да это промчалась Зимушка – Зима.
Хотите полететь вслед за ней? (Да, хотим).
- Для этого наденем «шапки-невидимки» и скажем волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас принесет.
- Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы.
Мы с вами попали в сказочный зимний лес!
(Звучит вой вьюги, ветра).
Опять повеяло холодом…
Появляется Зимушка – Зима, здоровается.
- Здравствуй Зимушка – Зима, мы пришли к тебе в гости; как красиво в твоём царстве, как же ты со всем управляешься или тебе кто-то помогает?
- У меня есть для вас волшебный дворец.
Ларец мой непростой, волшебный, чтобы его получить и открыть, надо выполнить задания:
- Зимушка-Зима:
- Мои помощницы – снежинки загадают вам загадки, да вот беда пока они летели поднялся сильный ветер и разметал снежинки по лесу, помогите, пожалуйста, им собрать слова – загадки…
Какой мастер
На стекле нанёс
На листья, и травы,
И заросли роз?
(мороз)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(мороз)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(снег)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(иней)
Молодцы! Послушайте ещё одну загадку:
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(лёд)
Игра «Волшебный лёд»
- У меня есть кусочек волшебного льда, давайте припорошим его «снежком» (манная крупа) и посмотрим какое слово появится на льдинке (орг. стекло)
(слово – «Зима» заранее написано прозрачным клеем).
Зимушка – Зима: Молодцы ребята! Ларец ваш.
Мне пора, у меня много дел в моём царстве…
Воспитатель и тети: Спасибо!
Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора домой:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придёт
И домой нас унесёт.
Воспитатель:- Вот мы и в детском саду, что же нам подарила Зимушка-Зима?
Ребята, чтобы открыть ларец, нам надо подобрать ключик к замку ларца.
Игра «Подбери ключик»
-Молодцы! Вот и открылся ларец, что же нам подарила Зимушка-Зима?
Воспитатель достает из ларца замороженную кисточку, кусочки льда и рассматривает вместе с детьми.
Упражнение «Сравни и расскажи»
- Снег и лёд – их появление связано с наступлением зимы (мороза);ъ
Снег состоит из снежинок, а лёд это замёрзшая вода.
Снег мягкий, а лёд твёрдый.
Снег пушистый, а лёд гладкий.
Снег белый, а лёд прозрачный.
Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
- Что нужно сделать, чтобы растаял лёд? (погреть льдинки в ладошках, подуть, залить тёплой водой), как нам «освободить» кисточку?
- Кисточку мы «освободили», а с ней здесь есть ещё и палочка, потому что мы сегодня с вами будем рисовать подарок для Зимушки – Зимы: зимний пейзаж в технике «граттаж»; «граттаж» - способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом (нажимая с усилением на палочку, так, чтобы проявилось изображение).
Фон уже готов, мы приготовили заранее. Ваша задача: подумать, какие деревья у вас будут в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке.
Зимушка – Зима: Да, мои владения очень велики и без помощников мне не справиться, хотите узнать кто они? (Да)
Как-то раз у меня в гостях был писатель Д. Зуев, он написал очень красивый рассказ «Зимний лес», а Мороз сделал наброски (мнемотаблица) к рассказу, послушайте отрывок из этого рассказа:
Зимушка читает отрывок из рассказа Д. Зуева «Зимний лес»
Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Всё тихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке пышная снежная шапка.
Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блёстки. Хорош лес в зимнем уборе.
Воспитатель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка – Зима со своими помощниками.
Зимушка – Зима: Ребята, а вы запомнили моих помощников? (метель, вьюга)
Воспитатель: Красиво в твоём царстве, но холодно, ребятам согреться нужно, поиграй с ними.
ФИЗМИНУТКА «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. – Ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес! - Разводят руки в стороны
Справа берёзка в шубке стоит, - Руку отводят вправо и смотрят
Слева ёлка на нас глядит. - Руку отводят влево и смотрят
Снежинки в небе кружатся, - Поднимают и опускают руки.
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал. – Прыжки.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет! - Имитируют «волчью» походку.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит. – Имитируют сон.
В лесу красота и покой,
А вам пора уже домой! - Разводят руки в стороны.
Зимушка – Зима: Вы хотите помогать мне украшать лес?
В начале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
В процессе работы воспитатель помогает советом детям.
В ходе рассматривания детских работ предложить детям почитать стихи о зиме ( Ф. Тютчев «Чародейкою-Зимою..»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Образовательная область «Познавательное развитие».
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Конспект занятия в средней группе на тему «Волшебница – Зима»
Конспект занятия в средней группе на тему «Волшебница – Зима»...
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»
Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебница Зима».
Учить различать по внешнему виду и правильно называть природные явления;Учить детей отвечать на поставленные вопросы;Развивать длительный и плавный выдох;Развивать внимание, память, мышление;Активизир...
Конспект нод по развитию речи в старшей группе на тему "Волшебница - зима"
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, новогоднем празднике....
Конспект ООД по познавательному развитию Старшая группа на тему «Волшебница-зима».
Конспект ООД по познавательному развитиюСтаршая группана тему «Волшебница-зима».Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.Задачи:1. Расширять знания о характерных з...