Конспект ООД по познавательному развитию Старшая группа на тему «Волшебница-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД по познавательному развитию

Старшая группа

на тему «Волшебница-зима».

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.

Задачи:

1. Расширять знания о характерных зимних явлениях природы: иней, снегопад, метель.

2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.

3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства.

4. Активизировать речь:  метель, вьюга, снегопад, изморозь.

Материал:

презентация «Зимний лес».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима», и др. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой.

Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию

Старшая группа

на тему «Волшебница-зима».

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.

Задачи:

1. Расширять знания о характерных зимних явлениях природы: иней, снегопад, метель.

2. Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.

3. Воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства.

4. Активизировать речь:  метель, вьюга, снегопад, изморозь.

Материал:

презентация «Зимний лес».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима», и др. Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой.

Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.

Ход ООД

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

- Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

- Нам почтальон принёс сегодня письмо?

Воспитатель: Давайте его прочтём.

Пишет Вам Зимушка-Зима.  Злая колдунья меня заколдовала и закрыла в моей избушке, поэтому в вашем городе нет снега. Помогите мне, пожалуйста, выбраться из моей избушки и принести вам снег. А для этого вам нужно найти и выполнить все задания злой колдуньи, которые она спрятала.

Воспитатель: Поможем Зимушке – Зиме?

Дети: Да.

 Воспитатель: Да, ребята, я согласна с вами: нам нужно отправиться в сказочный  зимний лес в гости к Зимушке – Зиме и помочь ей. Но прежде, чем  мы  отправимся в лес, скажите мне какая сейчас  и на улице и в зимнем лесу  погода?

Дети: Полными ответами) Зимой на улице морозно и холодно.

Воспитатель:  Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы отправиться в лес?

Дети: Нужно тепло одеться.

Воспитатель: Правильно.  Мы должны  одеться. Как вы думаете, какую одежду нужно одеть, чтобы чувствовать себя хорошо и не замерзнуть? 

(Какую одежду обычно носят зимой? – кофту, штаны, сапоги, куртку, шапку)

Воспитатель: Давайте скажем с вами волшебные слова. Мы их проговариваем во время одевания на прогулку:

  1. Ны – ны – ны – мы надели штаны
  2. Та – та – та – у нас тёплая кофта
  3. Ги-ги-ги- мы обули сапоги
  4. Ка-ка-ка – у нас теплая куртка
  5. Ку-ку-ку- наденем шапку

Воспитатель: Ну вот мы оделись и оказались с вами в зимнем лесу.

Посмотрите на картину зимнего леса, как вы думаете, где злая колдунья могла спрятать задание? (Может быть, вы заметили что-то необычное на картине.)

Давайте посмотрим вокруг, может и здесь есть такой листочек?

Вот смотрите на лесной полянке скамейка давайте присядем и прочитаем задание.

Задание:

- Расскажите сейчас время года и что вы о нем знаете.

Беседа:

- Какое сейчас время года?  (зима)

- Как вы узнали, что  зима?   (т.к. идет снег, на улице холодная, морозная погода)

- А какие зимние месяцы вы знаете, как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

- А сейчас какой месяц? (январь).

- А какие природные явления бывают зимой?

(Снегопад, метель, иней)  

Воспитатель: А что такое снегопад? Когда он бывает?

Дети: Снегопад – это зимнее явление природы,  когда падает много снежинок, когда нет ветра.

Воспитатель: Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

Воспитатель: Хорошо. Молодцы.

Воспитатель: А что же такое метель? Когда бывает метель?

Дети: Метель это снегопад с сильным ветром. Дует сильный  ветер, снежинки кружатся вокруг, быстро летят, кружатся, падают на землю.

Воспитатель: Каким бывает ветер?

Дети: Сильный, жгучий, холодный, порывистый, студёный.

Воспитатель: А что такое иней?

Ответы детей Иней - это капельки воды, которые замёрзли и превратились в снежинки.

Иногда он игольчатый, а иногда пушистый как бахрома, на солнце иней искрится, переливаясь всеми цветами радуги.

Жизнь кристаллов очень короткая, а их форма и размеры постоянно меняются. Одни растут, а другие, наоборот, уменьшаются. Чаще всего иней появляется поздним вечером, растет всю ночь, а вскоре днем разрушается.

Воспитатель: А в какие игры можно играть зимой на улице?

- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Воспитатель: А мы с вами сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» -

  1. Инки- инки- инки – падают пушистые снежинки
  2. Об- об- об –вот большой сугроб
  3. Пад- пад- пад- сильный снегопад
  4. Ка- ка- ка- лепим мы снеговика
  5. Ки – ки- ки – мы играем в снежки

Воспитатель: С этим заданием Злой Колдуньи мы справились. Предлагаю отправиться  дальше вглубь леса. (Обходим вокруг деревьев со словами:  Дём –дём – дём – вглубь леса мы идём!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на какой красиво поляне мы оказались. Как вы думаете, где здесь могут быть спрятаны новые задания?

Дети: Задание может быть на грибочке. Т.к. зимой грибы не растут.

Воспитатель: Хорошо. Давайте у нас на полянке поищем грибочек.

Задание: Расскажите о животных зимой.

 Воспитатель: Посмотрите, сколько тут различных следов.

- А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы) 

- А как мы назовем животных, живущих в лесу? (дикие животные).

- А кто именно живет в этом лесу и как они зимуют, мы узнаем, отгадав загадки.

1. По снегу бежит-петляет

К лету шубку меняет

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно. (Заяц)

--Какая шубка у зайца? А летом? (ответы)

--Зачем он меняет её? (ответы детей)

--Есть ли дом у зайца? (ответы детей)

--Что вы можете сказать о лапах? (передние - короткие, а задние - длинные) Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно.

Есть такая пословица « В гору вскачь, а с горы хоть плач»

--Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой)

--Ну что, о зайце мы всё вспомнили.

Отгадайте следующую загадку:

 Загадка: 

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (Лиса)

--Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму?

-  Чем она питается?

(ответы детей)

--Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну, а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

--А у лисы есть дом?

- Молодцы.

Следующая загадка

Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) 

--Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло)

--К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.Запасает орешки, семечки, ягоды.

--Почему так говорят «Белку ловить - ножки отбить»(ответы детей)

--Белка очень ловкий и проворный зверёк. Целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

Следующая загадка:

День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком (Волк) 

--Как называется дом волка? (логово) 

--Чем питается волк? (ответы детей)

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по твёрдому снегу покрытому ледяной корочкой (насту) бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!

- Воспитатель:  Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Как вы думаете, что оно означает?

Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей. Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата-

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Чей хвост?»

У лисы – лисий,

У зайца – заячий,

 у волка – волчий,

У белки - беличий

Игра « Назови детёнышей»

В. – Как называются

детеныши

У белки – бельчата

У волка…

У лисы………..

У зайца………..

Воспитатель: Ребята, послушайте  следующую загадку:

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь) 

--Как называется жилище медведя? (берлога) 

- А что делает медведь зимой?

Воспитатель: - Не будем его будить, пусть спит до весны, а мы отправимся дальше.

Физ. минутка

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа – берёзка в шубе стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

В лесу красота и покой

А мы продолжаем путь свой.

Подходят к избушке лесника (перед избушкой стоит мешок)

Ребята мы с вами пришли к избушке лесника?

- А кто такой лесник?

Дети: Это человек, который охраняет лес и заботится о животных и птицах в лесу.

Воспитатель: Как вы думаете где может быть спрятано задание для нас от колдуньи?

Дети: В мешке.

Воспитатель: --Да, действительно в мешке.

Задание:

Покормите животных в лесу.

Воспитатель: Задание выполнено. Можем отправляться дальше.

Дем-дем-дем дальше в лес мы идём.

- Ой, ребята посмотрите вот мы и пришли к избушке Зимушки

Зимушка:  «Здравствуйте, ребята. Вы справились со всеми заданиями Злой Колдуньи и освободили меня. Теперь в вашем городе выпадет много снега, и вы будите играть в снежки и лепить снеговиков. Спасибо вам большое. До свидания!»

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие и нам поря возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: Ра –ра- ра в садик нам возвращаться пора. Покружились, покружились и в саду мы появились.

Воспитатель: Ну вот мы и в детском саду.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что вам понравилось? 

Дети: Мы вспомнили явления природы зимой, вспомнили диких животных, как живут они в лесу, покормили их.

Спасибо вам, ребята, вы были активными, внимательными.

Давайте скажем нашим гостям до свидание и пойдём в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Программное содержание:·        Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе,     к родному краю через изобразительное искусство, му...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Волшебница – зима»

Аннотация к занятию:Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей сокружающим миром, учим детей...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Волшебница Зима»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Волшебница Зима»Цель занятия: Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе) Тема «Волшебница – зима»

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе)Тема «Волшебница – зима»Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зим...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе) Тема «Волшебница – зима»

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте (в старшей группе)Тема «Волшебница – зима»Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зим...

Познавательная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ в старшей группе Тема: «Волшебница-Зима»

Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС  ДО.Интеграция образоват...