Индивидуальный план работы по самообразованию. 2015- 2019 гг.
методическая разработка
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2015- 2019 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2015-2019_gg.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2015- 2019 гг.
Тема: «Формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания».
(Ф.И.О. педагога) Балковая Лилия Владимировна
(специальность) Воспитатель
(образование) высшее
(стаж педагогической работы) 9 лет
(квалификационная категория) СЗД
(курсы повышения квалификации) 2018 г
(дата начала работы над темой) 2015 год
(предполагаемая дата окончания работы) 2019 год
Актуальность темы
«Человек, конечно, хозяин природы, но не
в смысле её эксплуататора,
а как её понимающий и несущий
нравственную ответственность за
сохранение и совершенствование
в ней всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев
Взрослых людей не научишь радоваться простым вещам: зеленой траве, тишине леса, не научишь любить и беречь природу, если их не научили этому в детстве. По мнению детей, природу можно увидеть в деревне, у бабушки, на даче, в лесу. А ведь она кругом. Проблемой так же является замена реальной природы виртуальной (где про всё и про всех дети узнают по телевизору и компьютеру). Даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.
Ознакомление с окружающим миром природы создает базу для перехода к экологическому образованию. Экология «наука о доме» о доме, где мы живем. Экология – это общение с природой. В своей работе по экологическому образованию я стараюсь, чтобы дети приобретали знания не только из книг, но и от неба и земли, от дуба и березы, от животных и птиц.
Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям её красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности. Экологическая культура – процесс освоения новых знаний, обогащение чувственным опытом и проявление в виде экокультурных ценностей. Специфика природной среды заключается в её минимальной анонимности и близости к ребёнку, что объективно способствует естественному слиянию и единению с ней. Она обладает сложностью, смысловой наполненностью и визуальной определённостью. Природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только для нравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.
Моя активная позиция- это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей. Вместе с тем приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» экологическое образование как самостоятельное направление деятельности ДОУ не рассматривает. В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, прописанных в данном номенклатурном документе , указаны образовательные области, которые позволяют обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При этом содержание экологического образования, возможно, реализовать посредством интеграции в экологической работе с детьми различных видов деятельности. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Непосредственно-образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.
Изучив программы экологического воспитания нескольких авторов, пришла к выводу, что в их составе можно выделить следующие элементы: цели, содержания, методы, средства, условия. В своей работе опираюсь на такие программы: С.Н. Николаева «Юный эколог», Т.А.Серебрякова «Край родной», образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, а также программа «Золотой ключик» Кравцовых. Хочется отметить, что любое направление воспитательного процесса будет иметь позитивный результат только в том случае, если основывается на конкретных принципах. Применительно к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста одним из таких принципов является интеграция интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, а так же практической деятельности, ориентированной на её улучшение, совершенствование. Не мене значимым является и принцип систематичности и непрерывности экологического воспитания. Именно этот принцип позволяет обеспечить систему преемственных связей детского сада, школы, районного дома культуры, детского эколого-биологического центра, что в совокупности обеспечит успех экологической работы с детьми. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия общества на окружающую среду стало очень острой, и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает экологическое воспитание.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий экологической направленности с участниками образовательных отношений, применение приемов, направленных на формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей.
Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения эмоционально-нравственного отношения к природе детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, участие в семинарах;
- Разработать перспективный план работы с детьми группы;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Принять участие в семинаре педагогов НМР РТ кустового методического объединения по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным образованием, начальной школами»;
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраст.
План
работы над темой самообразования
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения |
2 | Постановка целей, задач работы |
3 | Выдвижение гипотезы |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы |
1 | Составление плана работы по самообразованию |
2 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы |
1 | Теоретическая часть:
|
2 | Практическая часть:
|
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме |
2 | Оформление опыта работы:
|
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы |
1 | Выступление на педагогических советах:
|
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи |
3 | Подготовка материалов к публикации на сайте ДОУ |
4 | Участие в дистанционных педагогических конкурсах |
Способы реализации:
1. | «Валенки» | Муниципальный | Защита проекта на методическом объединении педагогов ДОУ по теме: «Познание мира детьми дошкольного возраста посредством музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС» на базе МБДОУ №32 г. Нижнекамск НМР РТ | 2016 год |
2. | Дидактическая игра по мотивам русской народной сказки «Түгәрәк» - «Колобок» | Муниципальный | Презентация дидактической игры на методическом объединении воспитателей ДОУ по теме: «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков практического владения татарским языком» на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №43» г. Нижнекамск НМР РТ | 2016 год |
3. | «Формирование социально-личностных отношений через игровую деятельность» | Муниципальный | Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в системе ФГОС ДО» на базе МАДОУ №15 г. Нижнекамск НМР РТ | 2017 год |
4. | «Путешествие в сказочный лес» | Муниципальный | Показ ООД на методическом объединении педагогов ДОУ по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ | 2017 год |
5. | «Весенняя птичка» | Муниципальный | Мастер–класс на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ. | 2018 год |
6. | «Лесной гость» | Муниципальный | Выступление на методическом объединение для педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы «Эко-Школы/Зеленый флаг», на базе МАДОУ №86 г. Нижнекамск НМР РТ | 2018 год |
7. | «В лесу у Лесовичка» | Муниципальный | Показ ООД на методическом объединении воспитателей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Нижнекамского района по теме: «Формирование познавательной активности у дошкольников посредствам квест –технологий» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ | 2018 год |
Участие в семинарах
1. | «Экологические прогулки с детьми в ДОУ» | Региональный | Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ» на базе МБДОУ №68 г.Нижнекамск | 2015 год |
2. | «Опыты с водой» | Региональный | Семинар «Исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития дошкольников» на базе МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №90» г.Нижнекамск | 2017 год |
Выступления на конференциях
2. | «Татарстан - наш край родной» | Муниципальный | Конференция «Краеведческая деятельность в современной дошкольной организации: важные аспекты эффективной организации проекта» на базе МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с.Большое Афанасово НМР РТ | 2018 год |
3. | «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» | Федеральный | IX Всероссийский фестиваль педагогических идей по экологическому образованию в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» на базе МАДОУ №86 г.Нижнекамска | 2019 год |
Результаты участия в конкурсах
1. | Конкурс профессионального мастерства среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений НМР «Воспитатель года - 2015» | Муниципальный | Сертификат участника I тура МБУ УДО Исполнительного комитета НМР РТ | 2015 год |
2. | Конкурс «Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста» | Муниципальный | Диплом участника | 2016 год |
3. | Конкурс лэпбуков «Изучаем татарский язык» | Муниципальный | Сертификат | 2017год |
4. | Конкурс «Компьютерная грамотность» | Республиканский | Свидетельство участника финала | 2017год |
5. | Экологический фестиваль «Природа и мы» | Республиканский | Диплом 1 место | 2017 год |
6. | «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017» | Федеральный | Диплом лауреата в номинации «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России» | 2017 год |
7. | Конкурс «Компьютерная грамотность» | Республиканский | Свидетельство участника | 2018 год |
8. | Конкурс «Рукотворная книга» | Муниципальный | Сертификат участника | 2018 год |
9. | Конкурс авторских методических разработок по обучению детей татарскому языку с использованием УМК «Говорим по-татарски» | Муниципальный | Сертификат участника | 2019 год |
Результаты участия воспитанников в конкурсах
Конкурс творческих работ «Дари природе доброту!» | Всероссийский | Участие | 2015 год | Диплом участника |
Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников «Умка» | Муниципальный | Участие | 2016 год | Сертификат |
Конкурс «Школа юного эколога», в рамках Года экологии площадка «Сделаем город чище» | Муниципальный | Участие | 2017год | Сертификат |
Экологический фестиваль «Природа и мы» | Республиканский | Победители |
2017год | Диплом за 1 место – |
Фотоконкурс «Ребенок – главный пассажир», ГБУ «Безопасность дорожного движения» | Муниципальный |
Участие |
2017 год | Сертификат участника |
Конкурс детского рисунка «Мой любимый дом» | Республиканский | Участники | 2018 год | Диплом участника |
Конкурс «Семейный лад» | Муниципальный | 2018 год | Диплом 3 степени |
Организация предметно-развивающей среды
Конспект ООД в средней группе. | «Путешествие в сказочный лес». | Дана положительная оценка на РМО педагогов ДОУ по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ, 19.10.2017 г. |
Конспект ООД в старшей группе. | «В гостях у Лесовичка». | Дана положительная оценка на РМО педагогов ДОУ по теме: «Формирование познавательной активности у дошкольников посредством квест-технологий» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ, 16.11.2018 г. |
Презентация | «Образовательные области в режимных моментах ДОУ» | Рассмотрено на расширенном педагогическом Совете по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ, Протокол №3 от 26.01.17. Дана положительная оценка. |
Проект | «Калфак» - татарский головной убор» | Рассмотрено на расширенном педагогическом Совете по теме: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» |
Выступление | «Формирование навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей в условиях ФГОС» | Положительный отзыв педагогов на педсовете МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ 2018год |
Выступление | «Бодрящая гимнастика после сна как один из способов приобщения детей к здоровому образу жизни» | Рассмотрен и утвержден на расширенном педагогическом Совете по теме: «Система обучения дошкольников двум государственным языкам Республики Татарстан» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ. Протокол №4 от 23.03.18г. Дана положительная оценка. |
Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих
Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.) | Тема, название | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Дата | |
Выступление на групповых родительских собраниях | «Игры в жизни вашего ребенка» «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2018 год 2018 год | |
Консультации | «Игра в жизни вашего ребенка» «Дорожная азбука» «Нетрадиционные техники рисования» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2017 год 2017 год 2018год | |
Неделя здорового образа жизни. | Конкурс рисунков о спорте совместно с родителями. | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | ежегодно | |
Дни открытых дверей | Организация ООД для родителей и педагогов ДОУ | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2015-2019 гг | |
Совместный проект | «Сотрудничество детского сада с семьей – залог сохранения жизни и здоровья детей» | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ | 2018г. | |
Участие родителей в проведении мероприятий и подготовке атрибутов, декораций, костюмов к ним. | 1. Проведение фольклорных праздников Республики Татарстан(«Щипание гусей», «Науруз», «Карга боткасы») 2.День рождение Г.Тукая 3.Алиш и дети. 4.Сөмбелә. 5.Колядки 6.Широкая масленица. 7. День знаний 8. Новый год. 9.День родного языка. 10. Прощание с ёлкой. 11. День юмора. 12.Сабантуй. 13.День Республики. | МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п.Красный Ключ НМР РТ | 2015-2019гг |
Другие результаты
2017год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году» | Диплом III степени |
2017 год | Городской смотр-конкурс «Лучшая профсоюзная страничка-2017» | Диплом победителя |
2018 год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2018-2019 учебному году» | Почетная грамота победитель, кубок «Детский сад года» |
2017год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году» | Диплом III степени |
2017 год | Городской смотр-конкурс «Лучшая профсоюзная страничка-2017» | Диплом победителя |
2018 год | Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2018-2019 учебному году» | Почетная грамота победитель, кубок «Детский сад года» |
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования» » в объеме 72 часов на базе Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП).Удостоверение о повышении квалификации №1279 от 05 июня 2018г.
Литература:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2014. - 128с.
В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2014. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2016. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2014. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.
В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 - 2023 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию на пять лет...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019-2023 гг.
План по самообразованию....
Индивидуальный план работы по самообразованию 2018 - 2019 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию....
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2015-2016 .г
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Творческая гостиная, как форма совместной деятельности детей и родителей»Подготовительная общеразвивающая группа. (Ф.И.О. пе...
Индивидуальный план работы по самообразованию.2018-2019 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков осознанного поведения детей дошкольного возраста на основе знаний о безопасности жизнедеятельности».Средняя ...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Ф.И.О. педагога: Фурсова Виктория Евгеньевна
Тема: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края. Цель: Повышение своего теоретического уровня по проблеме экологического воспитания дошкольников, профессионально...