Индивидуальный план работы по самообразованию. 2015- 2019 гг.
методическая разработка

Лилия Владимировна Балковая

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2015- 2019 гг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2015-2019_gg.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2015- 2019 гг.

Тема: «Формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания».

(Ф.И.О. педагога) Балковая Лилия Владимировна

(специальность) Воспитатель        

(образование) высшее

(стаж педагогической работы) 9 лет

(квалификационная категория) СЗД

(курсы повышения квалификации) 2018 г

(дата начала работы над темой)  2015 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2019 год

Актуальность темы

«Человек, конечно, хозяин природы, но не 

в смысле её  эксплуататора,

а  как её  понимающий  и несущий 

нравственную  ответственность за

сохранение  и  совершенствование 

в  ней  всего  живого  и  прекрасного»
                                                                                   А. Арсеньев

     Взрослых людей не научишь радоваться простым вещам: зеленой траве, тишине леса, не научишь любить и беречь природу, если их не научили этому в детстве. По мнению детей, природу можно увидеть в деревне, у бабушки, на даче, в лесу. А ведь она кругом. Проблемой так же является замена реальной природы виртуальной (где про всё и про всех дети узнают по телевизору и компьютеру). Даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.

     Ознакомление с окружающим миром природы создает базу для перехода к экологическому образованию. Экология «наука о доме» о доме, где мы живем. Экология – это общение с природой. В своей работе по экологическому образованию я стараюсь, чтобы дети приобретали знания не только из книг, но и от неба и земли, от дуба и березы, от животных и птиц.

     Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям её красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности. Экологическая культура – процесс освоения новых знаний, обогащение чувственным опытом и проявление в виде экокультурных ценностей. Специфика природной среды заключается в её минимальной анонимности и близости к ребёнку, что объективно способствует естественному слиянию и единению с ней. Она обладает сложностью, смысловой наполненностью и визуальной определённостью. Природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только для нравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.

     Моя активная  позиция- это  непосредственное  участие  в  самом  процессе  экологического  образования: повышение  своей  компетентности  в  новом  направлении  педагогики  и  реализации  идей. Вместе с тем приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» экологическое образование как самостоятельное направление деятельности ДОУ не рассматривает. В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, прописанных в данном номенклатурном документе , указаны образовательные области, которые позволяют обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При этом содержание экологического образования, возможно, реализовать посредством интеграции в экологической работе с детьми различных видов деятельности. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Непосредственно-образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениями объектам.

     Изучив  программы  экологического  воспитания  нескольких  авторов,  пришла  к  выводу, что  в  их  составе  можно  выделить  следующие  элементы: цели,  содержания,  методы, средства, условия.  В  своей  работе  опираюсь на  такие  программы: С.Н. Николаева   «Юный  эколог», Т.А.Серебрякова «Край родной», образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, а также программа «Золотой ключик» Кравцовых. Хочется отметить, что любое направление воспитательного процесса будет иметь позитивный результат только в том случае, если основывается на конкретных принципах. Применительно к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста одним из таких принципов является интеграция интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды, а так же практической деятельности, ориентированной на её улучшение, совершенствование. Не мене значимым является и принцип систематичности и непрерывности экологического воспитания. Именно этот принцип позволяет обеспечить систему преемственных связей детского сада, школы, районного дома культуры, детского эколого-биологического центра, что в совокупности обеспечит успех экологической работы с детьми. Экологическая проблема  взаимодействия человека и природы, а также воздействия  общества на окружающую среду стало очень  острой,   и приняла огромные    масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое  значение приобретает  экологическое воспитание.        

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий экологической направленности с участниками образовательных отношений, применение приемов, направленных на формирование в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания создает условия для всестороннего развития детей, в частности:  развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей.

Цель работы по теме самообразования:    создать условия для обеспечения эмоционально-нравственного отношения к природе детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, участие в семинарах;
  • Разработать перспективный план работы с детьми группы;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Принять участие в семинаре педагогов НМР РТ кустового методического объединения по теме: «Обеспечение преемственности между дошкольным образованием, начальной школами»;
  • Составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраст.

План

работы  над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

2

Постановка целей, задач работы

3

Выдвижение гипотезы

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

1

Составление плана работы по самообразованию

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

  • Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогических советах
  • Участие в работе творческих групп

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

1

Выступление на педагогических советах:

  • Рассказ.

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

3

Подготовка материалов к публикации на сайте ДОУ

4

Участие в дистанционных педагогических конкурсах

Способы реализации:

1.

«Валенки»

Муниципальный

Защита проекта на методическом объединении педагогов ДОУ по теме: «Познание мира детьми дошкольного возраста посредством музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС» на базе МБДОУ №32 г. Нижнекамск НМР РТ

2016 год

2.

Дидактическая игра по мотивам русской народной сказки «Түгәрәк» - «Колобок»

Муниципальный

Презентация дидактической игры на методическом объединении воспитателей ДОУ по теме: «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков практического владения татарским языком» на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №43»  

 г. Нижнекамск НМР РТ

2016 год

3.

«Формирование социально-личностных отношений через игровую деятельность»

Муниципальный

Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в системе ФГОС ДО» на базе МАДОУ  №15  г. Нижнекамск НМР РТ

2017

год

4.

«Путешествие в сказочный лес»

Муниципальный

Показ ООД на методическом объединении педагогов ДОУ по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ

2017

год

5.

«Весенняя птичка»

Муниципальный

Мастер–класс на методическом объединении педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Развитие коммуникативных навыков через продуктивные виды деятельности» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ.

2018 год

6.

«Лесной гость»

Муниципальный

Выступление на методическом объединение для педагогов ДОУ Нижнекамского района по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы «Эко-Школы/Зеленый флаг», на базе МАДОУ №86 г. Нижнекамск НМР РТ

2018 год

7.

«В лесу у Лесовичка»

Муниципальный

Показ ООД на методическом объединении воспитателей  старших и подготовительных к школе групп ДОУ Нижнекамского района по теме: «Формирование познавательной активности у дошкольников посредствам квест –технологий» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ

2018 год

Участие в семинарах

1.

«Экологические прогулки с детьми в ДОУ»

Региональный

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ» на базе МБДОУ №68 г.Нижнекамск

2015 год

2.

«Опыты с водой»

Региональный

Семинар «Исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития дошкольников» на базе МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №90» г.Нижнекамск

2017 год

Выступления на конференциях

2.

«Татарстан - наш край родной»

Муниципальный

Конференция «Краеведческая деятельность в современной дошкольной организации: важные аспекты эффективной организации проекта» на базе МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с.Большое Афанасово НМР РТ

2018 год

3.

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Федеральный

IX Всероссийский фестиваль педагогических идей по экологическому образованию в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» на базе МАДОУ №86 г.Нижнекамска

2019 год

Результаты участия в конкурсах

1.

Конкурс профессионального мастерства среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений НМР «Воспитатель года - 2015»

Муниципальный

Сертификат участника

I тура МБУ УДО Исполнительного комитета НМР РТ

2015 год

2.

  Конкурс «Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальный

Диплом участника

2016 год

3.

Конкурс лэпбуков «Изучаем татарский язык»

Муниципальный

Сертификат

2017год

4.

Конкурс «Компьютерная грамотность»

Республиканский

Свидетельство участника финала

2017год

5.

Экологический фестиваль «Природа и мы»

Республиканский

Диплом 1 место

2017 год

6.

«Восемь жемчужин дошкольного образования – 2017»

Федеральный

Диплом лауреата в номинации «Создание предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры» от Министерства образования и науки «Вестник Образования России»

2017 год

7.

Конкурс «Компьютерная грамотность»

Республиканский

Свидетельство участника

2018 год

8.

Конкурс «Рукотворная книга»

Муниципальный

Сертификат участника

2018 год

9.

Конкурс авторских методических разработок по обучению детей татарскому языку с  использованием УМК «Говорим по-татарски»

Муниципальный

Сертификат участника

2019 год

Результаты участия  воспитанников в конкурсах

Конкурс творческих работ «Дари природе доброту!»

Всероссийский

Участие

2015 год

Диплом участника

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников «Умка»

Муниципальный

Участие

2016 год

Сертификат

Конкурс «Школа юного эколога», в рамках Года экологии площадка «Сделаем город чище»

Муниципальный

Участие

2017год

Сертификат

Экологический фестиваль «Природа и мы»

Республиканский

Победители

   

   2017год

Диплом  за 1 место –

Фотоконкурс «Ребенок – главный пассажир», ГБУ «Безопасность дорожного движения»

Муниципальный

 

Участие

   

   2017 год

Сертификат участника

Конкурс детского рисунка «Мой любимый дом»

Республиканский

Участники

  2018 год

Диплом участника

Конкурс «Семейный лад»

Муниципальный

2018 год

Диплом 3 степени

Организация предметно-развивающей среды

Конспект ООД в средней группе.

 «Путешествие в сказочный лес».

Дана положительная оценка на РМО педагогов ДОУ по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности»  на базе  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ,  19.10.2017 г.

Конспект ООД в старшей группе.

«В гостях у Лесовичка».

Дана положительная оценка на РМО педагогов ДОУ по теме: «Формирование познавательной активности у дошкольников посредством квест-технологий»  на базе  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ,  16.11.2018 г.

Презентация

«Образовательные области в режимных моментах ДОУ»

Рассмотрено на расширенном педагогическом Совете по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми

 в современных условиях реализации ФГОС» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ, Протокол №3 от 26.01.17. Дана положительная оценка.

Проект

«Калфак» - татарский головной убор»

Рассмотрено на расширенном педагогическом Совете по теме: «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

Выступление

«Формирование  навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей в условиях ФГОС»

Положительный отзыв педагогов на педсовете МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ 2018год

Выступление

«Бодрящая гимнастика после сна как один из способов

приобщения детей к здоровому образу жизни»

Рассмотрен и утвержден   на расширенном педагогическом Совете по теме: «Система обучения дошкольников двум государственным языкам Республики Татарстан» на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» п. Красный Ключ НМР РТ. Протокол №4 от 23.03.18г. Дана положительная оценка.

 Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих

Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)

Тема,  название

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Дата

Выступление на групповых родительских собраниях

«Игры в жизни вашего ребенка»

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2018 год

2018 год

Консультации

«Игра в жизни вашего ребенка»

«Дорожная азбука»

«Нетрадиционные техники рисования»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2017 год

2017 год

2018год

Неделя здорового образа жизни.

Конкурс рисунков о спорте совместно с родителями.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

ежегодно

Дни открытых дверей

Организация ООД для родителей и педагогов ДОУ

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2015-2019 гг

Совместный проект

 «Сотрудничество детского сада с семьей – залог сохранения жизни и здоровья детей»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

2018г.

Участие родителей в проведении мероприятий и подготовке атрибутов, декораций, костюмов к ним.

1. Проведение фольклорных праздников Республики Татарстан(«Щипание гусей», «Науруз», «Карга боткасы»)

2.День рождение Г.Тукая

3.Алиш и дети.

4.Сөмбелә.

5.Колядки

6.Широкая масленица.

7. День знаний

8. Новый год.

9.День родного языка.

10. Прощание с ёлкой.

11. День юмора.

12.Сабантуй.

13.День Республики.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  «Сказка» п.Красный Ключ НМР РТ

2015-2019гг

Другие результаты

2017год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году»

Диплом III степени

2017 год

Городской смотр-конкурс «Лучшая профсоюзная страничка-2017»

Диплом победителя

2018 год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2018-2019 учебному году»

Почетная грамота победитель, кубок «Детский сад года»

2017год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2017-2018 учебному году»

Диплом III степени

2017 год

Городской смотр-конкурс «Лучшая профсоюзная страничка-2017»

Диплом победителя

2018 год

Смотр-конкурс «Готовность дошкольных образовательных учреждений к 2018-2019 учебному году»

Почетная грамота победитель, кубок «Детский сад года»

        Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования  «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования» » в объеме 72 часов на базе Частное образовательное учреждение  высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП).Удостоверение о повышении квалификации №1279 от 05 июня 2018г.

 Литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы. 

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2014. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2014. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2016. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

  1. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2014. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

  1. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 336с.

В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 - 2023 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию на пять лет...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2018 - 2019 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию....

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2015-2016 .г

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Творческая гостиная, как форма совместной деятельности детей и родителей»Подготовительная общеразвивающая группа.  (Ф.И.О. пе...

Индивидуальный план работы по самообразованию.2018-2019 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков осознанного поведения детей  дошкольного возраста на основе знаний о безопасности жизнедеятельности».Средняя ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Ф.И.О. педагога: Фурсова Виктория Евгеньевна

Тема: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края. Цель: Повышение своего теоретического уровня по проблеме экологического воспитания дошкольников, профессионально...