Планирование на год конструктивно-модельной деятельности в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Планирование на год конструктивно-модельной деятельности в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование конструктивно-модельной деятельности в старшей группе

месяц

тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Дома

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель:  Уточнить представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах их соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями равновесие, сила тяжести, карта, план, компас, с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

Материал: Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, набор лего

Плоскостное моделирование

Предложить детям построить участок детского сада, основываясь на наблюдениях. Формировать умение выполнять задание совместно с воспитателем. Учить объединяться в подгруппы по 3-4 человека. Закрепить умения после строительства обсуждать постройки, определять, у кого получился участок более похожий на настоящий.

Из лего

Закрепить у детей умение строить дома, используя ранее полученный опыт. Построить сказочный Цветочный городок для Самоделкина, Незнайки и других весёлых человечков, чтобы каждый домик соответствовал интересам и занятиям хозяина.

Из настольного строителя

Формировать у детей умение строить небольшой дом в 3-4 этажа. Показать приём построения одного перекрытия – этажа. Учить на фундамент устанавливать детали так, чтобы образовались проёмы для окон, класть на них пластины – перекрытия. При анализе формировать у детей умение  отмечать оригинальность сооружения (с балконом, ступеньками, козырьком при входе. с фронтоном, с колоннами из цилиндров), с сопутствующими постройками (клумбами, скамейками, колодцами, фонтанами. дорожками, бассейнами, гаражами и пр.)

Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Из настольного строителя 

Формировать у детей умение конструировать из строительного материала улицу города (на сдвинутых в длинную линию столах), активизировать каждого ребёнка для строительства своего дома, объединяя дома в улицу и дополняя её машинами, деревьями и т.д. Сохранить улицу на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней и дополнения «зеброй», остановками для автобусов.

Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания и игры
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

октябрь

Машины

Цель: Формировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представления о колёсах и осях, о способах их крепления.

Материал: Ножницы, фломастеры, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки. строительный материал, набор лего и другие конструкторы

Плоскостное моделирование

Формировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек; формировать представление о составных частях объекта.

По условиям из лего

Формировать у детей представление о машинах разного назначения; учить детей строить машины для различных грузов. Закрепить представления о составных частях машины и функциях, которые они выполняют. В качестве подсказок использовать схемы и чертежи.

Из настольного строителя Формировать у детей умение конструировать из строительного материала машины различного функционального назначения. Продолжить закрепление  представления о составных частях машин  и функциях, которые они  выполняют. Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Из конструкторов с креплением деталей с помощью винтов и гаек, имеющим в комплекте оси и колёса Формировать у детей умение конструировать машины различного функционального назначения, опираясь на на иллюстрации в приложении к конструктору (трактор, каток, бульдозер, экскаватор). Продолжить закрепление  представления о составных частях машин  и функциях, которые они  выполняют. Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

ноябрь

Самолёты, вертолёты,

ракеты. космические станции

Цель: Расширять представление детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); формировать обобщённые представления  о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек;  развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.

Материал: Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, лекала для изображения проекций

Плоскостное моделирование

Формировать у детей представление о различной космической технике, её функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании самолётов, вертолётов, ракет, в умении самостоятельно зарисовывать  элементарные схемы с несложных образцов построек; формировать представление о составных частях объекта.

По условиям из лего

Формировать у детей представление о летательной технике разного назначения; учить детей строить летательную технику для различных целей: пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр. Закрепить представления о составных частях техники  и функциях, которые они выполняют. В качестве подсказок использовать схемы и чертежи.

Из настольного строителя Формировать у детей умение конструировать из строительного материала летательную технику для различных целей: пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр. на выбор детей. Продолжить закрепление  представления о составных частях летательной техники  и функциях, которые она  выполняет. Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Из конструкторов с креплением деталей с помощью винтов и гаек, имеющим в комплекте оси и колёса

Продолжать формировать у детей умение конструировать из строительного материала летательную технику для различных целей: пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр. на выбор детей. Продолжить закрепление  представления о составных частях летательной техники  и функциях, которые она  выполняет. Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

декабрь

Роботы

Цель: Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трёх проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать внимание, память, сообразительность, стремление к экспериментированию; умение строить умозаключения на основе своего опыта; формировать представление об объёмных телах, их форме, размере, количестве.

Материал: Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, лекала для изображения проекций

Материал: Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, лекала для изображения проекций

Плоскостное моделирование

Формировать у детей представление о различных роботах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек; формировать представление о составных частях объекта.

По условиям из лего

Формировать у детей представление о роботах разного назначения; учить детей строить роботов для различных целей, для которых их человек создал. Закрепить представления о составных частях роботов и функциях, которые они выполняют. В качестве подсказок использовать схемы и чертежи.

Из настольного строителя Формировать у детей умение конструировать из строительного материала роботов различного функционального назначения. Продолжить закрепление  представления о составных частях роботов  и функциях, которые они  выполняют. Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Из конструкторов с креплением деталей с помощью винтов и гаек

Формировать у детей умение конструировать роботов различного функционального назначения, опираясь на  иллюстрации в приложении к конструктору. Продолжить закрепление  представления о составных частях роботов и функциях, которые они  выполняют. Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

январь

Микрорайон города

Цель: Упражнять детей в рисовании планов; учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие  способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать , доказывать своё мнение

Материал: бумага, карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы

Рисование карты  микрорайона Победы

Упражнять детей в рисовании карты нашего микрорайона Победы.

Проектирование микрорайона нового города

Предложить детям спроектировать микрорайон нового города, самостоятельно  определить на своих картах его местоположение, обосновать, почему именно это место подходит для строительства нового города и дать городу название

Построение плана микрорайона

Рассмотреть с детьми иллюстрации, на которых изображён современный квартал города, побеседовать  о специфике расположения зданий и прочих сооружений, о необходимости разместить постройки так, чтобы создать комфортные условия для жителей (торговый центр, детский сад, школа, бытовые службы – в центре города; административные здания, бензоколонки – на окраинах; микрорайоны разделяют зелёные зоны и т.д.)

Предложить детям бумагу и карандаши для построения планов микрорайона. Обсудить детские «проекты»  (рассказы детей по своим планам о том, что они будут строить и как). Предложить выбрать необходимый строительный материал и приступить к строительству.

Из настольного строителя

Предложить выбрать необходимый строительный материал и приступить к строительству

февраль

Мосты

Цель: Расширять представления детей о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов. Совершенствовать конструкторские навыки; способность к экспериментированию; умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы. Развивать внимание, сообразительность; умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа её условий, аргументировать решение, доказывать его правильность или ошибочность. Упражнять  в выделении несоответствий, сравнении, обобщении.

Материал: Фломастеры, простые и цветные карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы

Работа по схемам

Подобрать иллюстрации, на которых изображены разные мосты, рассмотреть их и побеседовать об их назначении (пешеходные железнодорожные, автомобильные), об их строении (устои, перекрытия, спуски). Предложить детям рассмотреть нерасчленённые схем мостов; затем расчленить схемы, конкретизировать их, раскрашивая карандашами.

Из строительного материала по готовым чертежам

Упражнять детей в строительстве различных мостов по готовым чертежам; закрепить знания об их назначении (пешеходные железнодорожные, автомобильные), об их строении (устои, перекрытия, спуски).

Из строительного материала по замыслу

Упражнять детей в строительстве различных мостов по условиям: построить мост через эту реку, чтобы под ним проплыл этот кораблик, а по нему разъезжались эти машины; чтобы один спуск был крутой, а другой – пологий; упражнять в построении чертежей мостов в трёх проекциях

Из конструктора

Упражнять детей в строительстве мостов из различных конструкторов по рисункам;  закрепить знания об их назначении (пешеходные железнодорожные, автомобильные), об их строении (устои, перекрытия, спуски).

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрацией
  • Диагностические задания
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

март

Метро

Цель: Упражнять детей в конструировании схем; развивать пространственное мышление, фантазию, воображение; формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей.)

Материал: бумага, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы

Изображение схемы

Подобрать иллюстрации, на которых изображено метро, рассмотреть и обратить внимание на вход в метро, проанализировать его строение. Побеседовать о значимости данного вида транспорта для крупных городов.  Рассмотреть схему московского метро. Нарисовать свою собственную схему метро. предложить детям рассказать о своих схемах; объяснить, почему они разместили станции в данных точках города, как назвали станции. придумать и нарисовать схемы входов в метро, изобразив вид спереди, сбоку.

Из строительного материала по  схемам

Соорудить конструкции метро в соответствии с ранее изображёнными авторскими схемами из настольного деревянного строителя. Проанализировать постройки, выделить удачные решения, способы построения: прочность, оригинальность, эстетичность сооружений. Предложить детям изобразить вид постройки в 3-х проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Из лего по схемам

Соорудить конструкции метро в соответствии с ранее изображёнными авторскими схемами из лего конструктора. Проанализировать постройки, выделить удачные решения, способы построения: прочность, оригинальность, эстетичность сооружений.

Из конструктора по картинке

Соорудить конструкции метро по картинке из любого конструктора на выбор. Проанализировать постройки, выделить удачные решения, способы построения: прочность, оригинальность, эстетичность сооружений. Обыграть постройки.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

апрель

Суда

Цель: Расширять обобщённые представления детей о разных видах судов, зависимости их строения от назначения; упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов в трёх проекциях, в умении рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи и логические отношения, аргументировать решения; развивать внимание, память

Материал:  геометрические фигуры, бумага, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы

Плоскостное моделирование по схеме

Рассмотреть с детьми иллюстрации, на которых изображены разные судна. Определить их назначение, проанализировать строение. Закрепить представление о том, что суда и корабли бывают пассажирские, грузовые, военные и специального назначения. Подвести детей к обобщению о том, что у всех судов есть нос, корма, днище, палуба. трюм, каюты, капитанский мостик, рубка. Познакомить с тем, что в зависимости от двигателей  суда называют пароходы, теплоходы, атомоходы.

Предложить смоделировать различные суда, используя плоскостное моделирование по выбранной схеме

Из лего по условиям

Упражнять детей в конструировании судов различного назначения из лего по условиям (батискаф, пароход, научно-исследовательское судно и т.д.) Упражнять детей в предварительной зарисовке будущих конструкций. Развивать конструкторские способности детей, логическое и пространственное мышление.

Из конструктора по схеме

Упражнять детей в зарисовке схем различных судов и кораблей (пассажирские, железнодорожные паромыпароходы, суда для перевозки леса, сухогрузы, контейнеровозы, нефтеналивные, промысловые, вертолётоносцы, крейсера, катера и пр.). В процессе рисования учитывать количество палуб, судовых кранов, размещение палубных настроек и прочие индивидуальные особенности судов. Сконструировать судно по зарисованной схеме, в процессе анализа построек отметить их сходство со схемами.

Из настольного строителя

 Формировать у детей умение конструировать из строительного материала суда различного функционального назначения. Продолжить закрепление  представления о составных частях судов  и функциях, которые они  выполняют. Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

май

Архитектура и дизайн

Цель: Развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделировании и конструировании, в построении схем; учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их, развивать образное пространственное мышление

Материал: бумага, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы

Плоскостное моделирование

Рассмотреть с детьми иллюстрации, на которых изображены различные здания, мосты, транспортные средства, машины разного назначения. Используя детали плоскостного конструктора построить различные архитектурные сооружения – дворцы, дома, церкви, терема, мосты разного назначения и прочие современные и старинные постройки, а также всевозможные транспортные средства: автомобили, вездеходы, самолёты, катера, ракеты, космические станции, а также роботов.

Из конструктора по схеме

Предложить детям выбрать рисунки домов, машин, мостов, самолётов и др. и преобразовать их в схемы, затем соорудить по ним постройки. В процессе  строительства вносить в схемы изменения и дополнения.

Из строительного материала по схеме

Предложить детям нарисовать схему любого объекта (дворец, мост, терем и т.д.), затем соорудить по ним постройку из настольного строителя.

Формировать умение изображать свою постройку в трёх проекциях: спереди, сбоку, сверху.

Сохранить постройки на несколько дней для обсуждения детьми дальнейшей игры с ней.

Из лего по условиям

Упражнять детей в конструировании различных объектов (дворец, мост, терем, цирк, театр, парк, аэродром) по условиям Упражнять детей в предварительной зарисовке будущих конструкций. Развивать конструкторские способности детей, логическое и пространственное мышление.

Предварительная и последующая работа

  • Работа с иллюстрациями
  • Игровые задания
  • Упражнение в построении планов и проекций построек в трёх видах

Методическая литература:

  1. Л.В. Куцакова КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Система работы в старшей группе детского сада
  2. ОГБОУ ДПО  «Костромской областной институт развития образования» Отдел сопровождения дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций Техническое конструирование- тип детского конструирования,  Кострома, 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Перспективное тематическое планированиеОбразовательная область «Познавательное развитие»Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возраст  Составила:Воспита...

Перспективное планирование по «Конструктивно- модельной деятельности» в старшей группе

Перспективное планирование по «Конструктивно- модельной деятельности» в старшей группе...

Перспективное лексико-тематическое планирование Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность) в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

Перспективноелексико-тематическоепланированиеХудожественно – эстетическое развитие(рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность)в старшей группе компенсирующей направленнос...

Сценарий образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе

Цель: отрабатывать навык графического изображения деталей строителя с помощью трафарета  в трех прямоугольных проекциях ( вид спереди, вид сверху и вид сбоку); формировать умение зарисовывать цил...

Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе

Планирование работы по «Конструктивно – модельной деятельности» в младшей группе...

Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности в старшей группе

Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности с таршей группе создано в помощь педагогам....