Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности с таршей группе создано в помощь педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_eksperimentalnoy_estestvenno-nauchnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 | «ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА» «ВПИТЫВАЕТ, НЕ ВПИТЫВАЕТ» «СУХОЙ ИЗ ВОДЫ» «ФИЛЬТР» «РАСТВОРЯЕТСЯ, НЕ РАСТВОРЯЕТСЯ» «ВЫПУКЛАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ВОДЫ» «ПАР – ТОЖЕ ВОДА» «УМНЫЙ НОС» | Выявить свойства воды ( прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.) Дать представление о том, что не каждый предмет впитывает воду. Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствия размер, формы предмета с весом. Познакомить детей с разными способами очистки воды. Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества. Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности с кипятком. Тестировать детей в определении предметов по запаху. | Непрозрачные банки, ложки, маленькие ковшики, поднос, предметные картинки. Емкость с водой, губки, салфетки, резинка, ткань, полиэтилен. Таз с водой, предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечный коробок, фольга, стеклянный шарик, бусинки. Бумажные фильтры ,воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров. Стаканы с водой, сах песок, соль, речной песок, акварель, мерные ложечки, кисточки, клеенка. Банка с монетками, стаканчик с водой. Термос с кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно кипяток!» |
Октябрь
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 5 | «ВОЗДУХ ПОВСЮДУ» «ВОЗДУХ РАБОТАЕТ» «УПРЯМЫЙ ВОЗДУХ» «ПУЗЫРЬКИ-СПАСАТЕЛИ» «СКВОЗЬ ПЕСОК И ГЛИНУ» «МАГНИТЫ» «НЮХАЕМ, ПРОБУЕМ, ТРОГАЕМ, СЛУШАЕМ» «ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ?» «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА И ЗАПАХА» «ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ СОСУДА» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы( парусные суда, воздушные шары и т.д) Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу. Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики( структуру поверхности, цвет) и свойства( ковкость, металлический блеск) Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. ( уши –слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму; язык – определять на вкус) Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | Воздушные шары, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, лист бумаги. Ванночка, таз с водой, кусочек пластилина, палочка, воздушные шары. Шприцы( без иголок), емкость с подкрашенной водой. Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, стаканы с водой, клеенка. Скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца к кузнице, алгоритм описания свойств металла. Ширма с прорезями( для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндеров с дырочками(чеснок, кусочек апельсина), поролон с духами, лимон, сахар. Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка, деревянная линейка, металлофон. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком, стаканчики для детей. Воронки, высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, шарик, пакет, подносы, рабочие листы. |
Ноябрь
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 | «ДЕЛАЕМ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» «ПОДУШКА ИЗ ПЕНЫ» «ЧТО В КОРОБКЕ» «ГОРЯЧО -ТЕПЛО» «КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» «СВЕТ ПОВСЮДУ» «СВЕТ И ТЕНЬ» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку . Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене( плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) Познакомить со значением света, с источниками света( солнце, свеча, фонарик, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Научить детей определять температурные качества веществ и предметов. Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использование камней в игровых целях. Выявить свойства глины(влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня(сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя лепить разделить на части.) Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – сделанные людьми( лампа, фонарик, свеча) Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. В подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревян палочки. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа. Емкости с водой разных температур, ванночка, куклы-голыши. Различные камни, 4 коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки- схемы, дорожка из камешков. Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель для обследования предмета. Иллюстрации событий происходящих в разное время суток . Картинки с изображ источников света, фонарик, свеча, настольная лампа. Оборудование для теневого театра, фонарь. |
Декабрь
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 | «ЗАМЕРЗШАЯ ВОДА» «ТАЮЩИЙ ЛЕД» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» «ВСЕ УВИДИМ, ВСЕ УЗНАЕМ» «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «ГДЕ ВОДА?» «УГАДАЙКА № 1» «УГАДАЙКА № 2» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее, что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала. | Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, краски, веревочки, формочки . Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Лупы, пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, камешки, рабочие листы. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевой карандаш. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Предметы из одного материала разных размеров, большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, коробочки. Предметы одинаковой формы и размеры из разных материалов, емкость с водой и песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов. |
Январь
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 | «ВКУСОВЫЕ ЗОНЫ ЯЗЫКА» «ЯЗЫЧОК-ПОМОЩНИК» «ПОИСК ВОЗДУХА» «МОРСКОЙ БОЙ» «РЕАКТИВНЫЙ ШАРИК» «УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО, БИНОКЛЬ, ОЧКИ» | Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказывать необходимость слюны для ощущения вкуса. Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкусов продуктов. Обнаружить воздух. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | Зеркала, 4 блюдца( с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона, ватные палочки, салфетки, стаканы с водой. Набор продуктов питания( с горьким, сладким, соленым, кислыми вкусами).Картинка языка. Султанчик, ленточки, флажки, пакет, шары, трубочки для коктейля, емкость с водой . Емкость с водой, листы бумаги для корабликов. Два воздушных шара( один туго надут, другой слабо) емкость с водой, возд. шары. Увеличительные стекла, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. |
Февраль
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 | «ЗНАКОМСТВО С МИКРОСКОПОМ» «ВОЛШЕБНАЯ РУКАВИЧКА» «МЫ - ФОКУСНИКИ» «РАСТЕНИЯ И СВЕТ» «РАСТЕНИЯ В ТЕМНОЙ И СВЕТЛОЙ КОМНАТЕ» «ПРОВЕРИМ СЛУХ» «НАШИ ПОМОЩНИКИ –ГЛАЗА» «ВСЕ ОБО ВСЕМ» | Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение через микроскоп и лупу. Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте. Показать детям, как человек слышит звук. Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. | Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка. Мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом. Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, метал самолет, стакан с водой, чайная ложка, деревян шарики, пластмасс цифры и буквы, нитки. Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы. Два отростка традесканции полоса той в горшках, дневник для зарисовок. Метал ложка, толстые бечевки длиной 60 см, стол. Зеркало, изображение строения глаза, бумажные овалы лица и части тела, вырезанные из бумаги(глаза, брови, нос и тд) Стаканы , песок, вода , ложки, кукольные, чайные, столовые, песочные часы, кисточки, карандаши, ножницы, скотч, рабочие листы, схемы. |
Март
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1
2 3 4 | «ПОЧЕМУ ВСЕ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ» «РОДСТВЕННИКИ СТЕКЛА» «ВОЛШЕБНИКИ» «ЕСЛИ НЕ ВИДИШЬ» «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ» «ГДЕ ЖИВЕТ ЭХО» «ДВА МАГНИТА» «КАК РАСТЕНИЯ ПЬЮТ ВОДУ» | Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения. Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества. Научить Детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. Показать детям на опыте, как возникает эхо. Выявить особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. Доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. | Предметы из разных материалов ( дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), емкость с водой, песком, метал шарики. Стеклянные стаканчики фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревян палочки. Пластмассовые шарики, авторучки, оргстекло, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги. Повязки на глаза из разных материалов( плотных и прозрачных), небольшие кусочки ткани(вельвет, бархат, бумазея) , ножницы, емкости с водой, алгоритм. Большое зеркало, маленькие зеркала,, настольная лампа. Пустой аквариум,, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. Два магнита. Лупа, стаканы с водой( для черенков и полива), взрослое растение , листы и карандаши. |
Апрель
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 5 | «ЧТО ОТРАЖАЕТСЯ В ЗЕРКАЛЕ» «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» «ВОЛШЕБНОЕ СИТО» «УПРЯМЫЕ ПРЕДМЕТЫ» «НА ОРБИТЕ» «ПОЧЕМУ ПРЕДМЕТЫ ДВИЖУТСЯ» «СОЛНЦЕ ДАРИТ НАМ ТЕПЛО И СВЕТ» «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ» «КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА» «ЗАБАВНЫЕ ФОКУСЫ» | Познакомить детей с понятием «отражение» , найти предметы способные отражать. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков( отражать свет зеркала) Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. Познакомить с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдений. Установить, что удерживает спутники на орбите. Познакомить детей с физическими понятиями «сила», «трение»; показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопом. Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света, познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой, развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины( локоть, фут, ладонь, палец) Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушный шар, сковорода. Зеркала Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. Машинки, резинов и пластмасс игрушки, открытки, монеты, рабочие листы. Ведерка, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра. Небольшие машинки, пластм шарики, книги, неваляшка, резинов, пластмасс игрушки, кусочки мыла, стекла, листы бумаги, микроскоп. Настольная лампа, предметы из разных материалов(бумаги, пластмассы, дерева, металла), бумага, ножницы, нитки белые и черные, лоскутки ткани, камешки темные и светлые, песок, иголки. Сантиметровые ленты, линейки, карандаши простые, , отрез ткани 2-3 м, тесьма или шнур 1 м, рабочие листы. Картинка с изобр вулкана, карта России, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, ложки, пипетка. 3 чайные ложки, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока, банка с водой к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блестки. |
Май
НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ ОПЫТА | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛЫ |
1 2 3 4 | «ТКАНЬ : ЕЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА» «ВОЛШЕБНЫЕ СТЕКЛЫШКИ» «КОШМАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ» «ЗАПЛЕСНЕВЕЛЫЙ ХЛЕБ» «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ» «КОМПАС» «ЧТО ТАКОЕ МАССА» «ЧТО ТАКОЕ МОЛНИЯ» | Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества( толщину, структуру поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства( мнется, режется, рвется, намокает, горит). Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом , лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем, объяснить, что для чего нужно человеку. Показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности. Установить, что для роста мельчайших живых организмов( грибков) нужны определенные условия Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков( частота звука). Показать детям, что у магнита есть полюса( северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям. Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. | Образцы тканей 2-3х цветов, ножницы, емкость с водой, алгоритм описания свойств материала. Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, бинокль. Изображение мухи, новая губка, тонкая ленточка, трубочки для коктейля, ножницы, блюдца с апельсин соком. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетки, лупа, алгоритм опыта. Пластмас расческа с разной частотой и размером зубьев, изображение комара и шмеля. Блюдце, стакан с водой, магнитик в форме палочки, крышка, компас. Два одинаковых пакета, в одном – вата, крупа – в другом, чашечные весы, предметы и игрушки различные, пачка соли, спички. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(2013-2014ГГ)
ТЕМА: «Формирование экологических представлений, через
элементы экспериментальной деятельности».
Используемая литература:
1. Е. В.Марудова « Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)». Детство-пресс Спб. 2011г
2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова « Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста». Детство-пресс.Спб. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В представленной методической разработке отражены:- пояснительная записка, в которой отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...
Занятие по развитию естественно-научных представлений для детей старшей группы. Тема: "Определение сторон света".
Занятие для старшей группы по экологии...
Тематическое планирование по формированию естественно-научных представлений о человеке "Человек. Взгляд изнутри и снаружи"
В материале представлены тематическое планирование организованной образовательной деятельности в детском саду, варианты опытно-экспериментальной деятельности, дидактические и подвижные игр...
Планирование на год конструктивно-модельной деятельности в старшей группе
Планирование на год конструктивно-модельной деятельности в старшей группе...
Конспект занятия по формированию естественно-научных представлений у детей старшей группы на тему: «Свойства воды»
Цели и задачи:Познакомить детей с различными свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, различные агрегатные состояния воды, вода – растворитель.Активизировать в речи употребле...
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей группе
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей группе...